| ВРЕМЯ ПИТЬ ШАМПАНСКОЕ
|
| Всероссийская перепись населения 2002 года в основном завершилась
|
| Учреждена медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения"
|
| Указ Президента Российской Федерации о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения"
|
| КАК ЭТО БЫЛО
|
| Население России проявило гражданскую сознательность
|
| В переписи участвовало 93% населения страны
|
| Перепись прошла спокойно
|
| В Москве не переписали каждого пятого
|
| 300 тысяч милиционеров охраняли переписчиков
|
| Во время проведения переписи число зафиксированных преступлений снизилось на треть по сравнению с обычными днями
|
| Более 150 переписчиков получили различные производственные травмы, и подавляющее большинство из них - укусы собак
|
| САМЫЕ ПЕРВЫЕ ИТОГИ
|
| По самым первым предварительным данным переписи, население России составляет свыше 143,3 миллиона человек
|
| Cогласно предварительным итогам Всероссийской переписи, жителей Ставропольского края стало значительно больше по сравнению с 1989 годом
|
| Заключенных оказалось 919 тысяч
|
| Куда стекается информация со всей страны?
|
| Автоматизированная обработка материалов переписи начнется через 2 месяца
|
| Первые результаты переписи станут известны в апреле, а общие итоги - к концу 2003 года
|
| ОНИ НЕ ВПИСАЛИ СЕБЯ В ИСТОРИЮ
|
| Граждане отказывались от переписи, т.к. власти на местах не выполнили их требований
|
| ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
|
| В ряде регионов будут проведены контрольные опросы населения для проверки объективности и правильности переписи
|
| Вычислять лгунов не будут
|
| ПЕРЕПИСЬ В ЧЕЧНЕ
|
| В Чечне завершена перепись населения и подведены ее итоги
|
| Чечню пересчитали
|
| Арифметика по-чеченски
|
| ПЕРЕПИСЬ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ
|
| На кряшен в Татарстане оказывалось давление
|
| Кряшены требуют прекращения переписи в Татарстане
|
| Новая национальность в Прикамье
|
| Национальная политика должна быть скорректирована по итогам переписи
|
| На время переписи татары могут забыть русский язык
|
| Почему я стал татарином
|
| Владимир ЗОРИН: «Кто проигнорирует перепись, не обозначит собственные интересы на будущее»
|
| Всероссийская перепись выявила скифов, хоббитов и эльфов
|
| В Татарстане во время переписи выявлены инк и папуас
|
| ПЕРВЫЕ КОММЕНТАРИИ
|
| "Сделать перепись обязательной нам не дали юристы"
|
| Вписались в историю
|
| Да, скифы мы!
|
| Скоро нас будет меньше 100 миллионов
|
|
ПЕРЕПИСЬ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ
На кряшен в Татарстане оказывалось давление
Около 30% обращений, поступивших в Госкомстат Татарстана
за время переписи, составили жалобы на то, что переписчики отказывались
записывать в анкете национальность кряшен (крещенных татар). Об
этом сообщил на брифинге председатель Госкомстата республики Валерий
Кандилов. Всего в Госкомстат Татарстана поступило около 150 обращений
по различным вопросам, сказал В. Кандилов. Он отметил, что каждый
переписчик при приеме на работу брал на себя обязательство не навязывать
свое мнение опрашиваемым, в том числе по вопросу национальности.
Нарушение этого обязательства повлекло бы аннулирование договора.
"Мы не нашли оснований для того, чтобы расторгнуть договоры",
- отметил глава Госкомстата. Кряшены проживают во многих районах
Татарстана, а также в Удмуртии, Марий Эл, Алтайском и Красноярском
краях. Точная численность этой национальной группы неизвестна. Они
говорят на татарском языке и исповедуют православие. В ходе переписи
Исполком национально-культурного центра кряшен в Татарстане обратился
с просьбой к федеральным властям и руководству России принять меры
по защите конституционных прав граждан вплоть до приостановки переписи
населения в республике.
Интерфакс, 18
октября
Кряшены требуют прекращения переписи
в Татарстане
По всему центру города Ижевска развешено объявление
с призывами, обращенными к бесермянам и кряшенам не участвовать
в переписи населения. Об этом сообщили в пятницу корреспонденту
Страны.Ru в пресс-службе исполкома национально-культурного центра
кряшен Татарстана.
В пресс-службе отметили, что "в условиях непрекращающегося
административного давления на кряшенское население, получение достоверной
информации о численности кряшен по результатам переписи вряд ли
возможно. Так как заполнение графы переписного листа о национальной
принадлежности поставлено в ранг официальной политики руководства
Татарстана".
По данным исполкома, переписчикам "дали указание записать кряшен
татарами". В Менделеевске, Елабуге и Набережных Челнах кряшенам
отказывают в записи их национальной принадлежности или же оставляют
графу незаполненной. В ряде мест переписчики ходят по квартирам
не с подлинными переписными листами, а ведут записи в черновиках.
Имеется множество фактов нарушения прав граждан из числа кряшен.
Во время проведения переписи уволен с работы директор средней школы
села Старое Гришкино Менделевского района Татарстана Камашев Юрий
Иосифович - за то, что он - кряшенский общественный деятель и все
село категорически настаивает, чтобы их записали "кряшенами".
Селяне подвергаются угрозам о расформировании колхозов, о прекращении
подачи газа в жилые дома, пенсионерам угрожают задержками пенсий.
Несмотря на конституционное право кряшен записаться при Всероссийской
переписи так, как они считают необходимым, татарстанское руководство
предприняло такие меры, которые никак не могут быть признаны законными
и очевидным образом нарушают права человека.
Исполком национально-культурного центра кряшен направил соответствующие
обращения федеральным органам власти, президенту РФ принять меры
по защите конституционных прав граждан вплоть до приостановки переписи
населения в Татарстане.
Согласно предварительным исследованиям ученых Института этнологии
и антропологии РАН, а также мониторингу кряшенских общественных
организаций, кряшен насчитывается в Татарстане около 210 тысяч человек.
Но уже сегодня очевидно, что процент фальсификаций переписи может
составить до 80%.
Между тем, татарстанское руководство может оказаться заложником
собственной пагубной национальной политики. Если кряшен окажется
меньше 50 тысяч, они должны получить статус малого народа, и законодательно
приобрести существенные права в финансировании своих культурных
и образовательных проектов.
Страна.ru, 11 октября
Новая национальность в Прикамье
Одним из итогов переписи населения, вероятно, станет
появление на севере Пермской области, в верховьях реки Язьва, новой
национальности - коми-язьвинцев. Эта запись появилась в переписных
листах в графе "Ваша национальная принадлежность" после
того, как переписчики побывали в деревнях Паршакова, Ванькова и
Антипина Антипинской сельской администрации, а также в селе Верх-Язьва
Красновишерского района.
Между прочим, в "Перечне национальностей для разработки материалов
Всероссийской переписи населения 2002 года", подготовленном
Институтом этнографии и антропологии РАН, этого народа со своим
языком, культурой и обычаями не оказалось. Сами коми-язьвинцы, кстати,
считают себя родственными по происхождению коми-пермякам, коми-зырянам,
удмуртам, карелам, финнам, эстонцам.
За несколько месяцев до переписи в Красновишерске был создан и официально
зарегистрирован Общественный центр коми-язьвинцев. Губернатора области
и председателя Законодательного собрания попросили внести коми-язьвинцев
в перечень народов России и присвоить ему статус малочисленного
народа.
Анатолий ГОРЧАКОВ. "Звезда" (Пермь),
15 октября 2002 года
Национальная политика должна быть скорректирована
по итогам переписи
Об этом заявил в интервью "Интерфаксу" в пятницу
министр, курирующий национальные вопросы РФ, Владимир ЗОРИН.
Он исходит из того, что в ходе переписи многие граждане воспользовались
правом самостоятельно определять национальную принадлежность
В результате, сказал В.Зорин, проявились этнокультурные группы в
рамках более крупных народов, в частности, казаки и поморы среди
русских, кряшены и мишаари среди татар.
"В пользу корректировки государственной национальной политики
говорит и появление в ходе переписи экзотических групп населения,
таких, как половцы, хоббиты, эльфы и другие, - сказал министр. -
Это, скорее всего, свидетельство того, что часть молодежи не считает
вопрос национальности для себя главным".
В. Зорин считает также, что этнокультурные группы нуждаются в дополнительном
внимании со стороны госструктур, в первую очередь, со стороны местных
властей.
В качестве одного из позитивных моментов прошедшей переписи В. Зорин
указал на выявление ряда малочисленных народов, которые раньше не
фиксировались. В частности, по его словам, в ходе переписи в Удмуртии
было выявлено порядка 8 тысяч бессермян, которые в прошлую перепись
не учитывались.
"В целом, перепись показала, что национальная политика государства,
особенно в отношении этнокультурных групп и автономий, находит поддержку
у населения, хотя вопросы национальности и родного языка по-прежнему
наиболее сложные, - сказал В.Зорин. - А главный результат в том,
что, несмотря на все этническое разнообразие, у нас есть один российский
народ".
"Интерфакс",
18 октября
На время переписи татары могут забыть
русский язык
"Я русский забыл бы лишь только за то, что им разговаривал
Грозный" - примерно так звучит один из основных мотивов заявления,
с которым за день до начала Всероссийской переписи населения выступил
Всетатарский общественный центр (ВТОЦ).
"Владеете ли вы русским языком?" - спрашивается в графе
переписного листа. Вопрос вроде бы совершенно безобидный - даже
для негра преклонных годов. Но для некоторой части татар он, как
неожиданно выяснилось, неприятен.
"Ответ напрашивается однозначный, - говорится в заявлении ВТОЦа,
- но нам, татарам, надо ответить: "Нет".
Почему же? Оказывается, в знак протеста. Ведь анкета составлена
так, что о владении родным татарским языком ("языком матери
и наших славных предков", подчеркивается в заявлении) татарин
вынужден будет сообщать в графе об "иных языках".
Возможно, ту же неловкость с "иными языками" испытают
и жители других национальных республик, но, скорее всего, они отнесутся
к канцелярскому творению снисходительно. В Татарстане же ситуация
особая. Нынешняя перепись по времени совпадает с 450-летием взятия
Казани воинами Ивана Грозного и как мероприятие, затеянное Москвой,
воспринимается татарскими общественными организациями чрезвычайно
обостренно.
Называя эту акцию "переписью порабощенных народов", ВТОЦ
отмечает в своем заявлении, что во все времена в России ставилась
задача занизить число проживающих в ней татар. Так, говорится в
документе, по переписи 1989 года, численность татар занижена в 2-3
раза. "Проявляя заботу о сохранении нашей нации, - заявляет
ВТОЦ, - татары должны быть готовы к проведению собственной независимой
переписи".
Добавим, что переданное в СМИ заявление составлено на чистом русском
языке, а не на каком-нибудь "ином", предусмотренном бюрократической
анкетой.
Борис БРОНШТЕЙН. "Новая газета", 10
октября 2002 года
Почему я стал татарином
Не знаю, как это видится из Москвы, но, похоже, в Казани
перепись воспринимается как некое состязание. Кого больше? Чья возьмет?
В умах местных идеологов господствует теория "антитатарского
заговора". При этом одни утверждают, что татар расчленят на
45 групп, после чего будет открыт путь для губернизации. Другие
вторят, что, по итогам переписной кампании, татары из второго по
численности народа России в 5,5 миллиона человек сожмутся до ничтожной
кучки в 2-2,5 миллиона. Подобные прогнозы хороши тем, что никто
не станет проверять, насколько они сбылись.
По-моему, все началось с того, что Институт этнологии РАН предложил
список из 800 самоназваний, которые могут встретиться в ходе переписи.
Подчеркиваю: не названий, а самоназваний. Реакция была мгновенной.
Нет у нас никаких нагайбаков. И тем более мишар. Кряшены? Вот уж
кого абсолютно нет, так это кряшен.
"Откуда появились три народа? - недоумевает Минтимер Шаймиев.
- Почему их раньше не было?" В качестве бывшего секретаря обкома,
проводившего в жизнь политику "пролетарского интернационализма",
он, конечно, не обязан знать, что в переписи 1926 года все они значились,
но уже через десять лет, словно миражи, куда-то исчезли. Что ничуть
не помешало процветанию нерушимой дружбы народов и их культур, национальных
по форме, социалистических по содержанию.
Как бы отвечая на вопросы Шаймиева, Валерий Тишков, директор Института
этнологии, разъяснил: "Идет процесс национального возрождения.
И он не может остановиться. Скажем, татары возродились или башкиры.
Что же, дальше никто не имеет права возродиться или заявить о себе"?
Ни за какие коврижки не хотел бы я очутиться на месте федерального
центра и судить, являются ли, скажем, кряшены отдельным народом
или не являются. Придешь к выводу, что не являются, возмутятся кряшены.
А, подумают, "имперская отрыжка", мы ничего другого от
вас и не ждали. Заключишь, что являются, вознегодуют татары. Караул,
завопят, нас дробят на части! Вот и подходишь к мысли: а не лучше
ли всего исходить из концепции самоопределения, из понимания, что
национальная идентификация - это не государственное, а сугубо личное
дело?
Как это ни странно, местные идеологи, пылко защищающие принцип самоопределения
наций от покушений федерального центра, заметно остывают, когда
речь заходит о национальном самоопределении личности. Они желают
ограничиться окончательным, или, как сказал бы профессор Преображенский,
"фактическим" списком, причем составленным не после переписи,
а до нее. Что означало бы формулирование выводов задолго до исследования.
Выходит, ответ на вопрос, существует такой-то народ или не существует,
зависит не от того, как идентифицируют себя отдельные индивиды,
а от того, включена ли национальность, которую они сочли для себя
подходящей, в список. Коль нет, так и суда нет.
Перед татарами поставлена двоякая цель: остаться самым крупным народом
в Татарстане и вторым по численности в России. Для достижения этой
цели любые средства хороши. Что же до чувств меньшинств, варианты
самоидентификации которых уже вычеркнуты из "Списка народов
России" по настоянию татарстанских властей, то это столь малые
величины, что ими в политике следует пренебречь.
Впрочем, опасаться за исход переписи в Татарстане нет оснований.
По словам г-на Тишкова, "на сегодняшний день, мне так кажется,
Татарстану дан карт-бланш на подведение итогов своей переписи, как
и всем субъектам Российской Федерации. Это политическая беспомощность,
которую продемонстрировал в данном случае федеральный центр. В некоторых
отношениях эта перепись будет более политизированной и содержать
насильственных моментов больше, чем советские переписи".
Нам что перепись, что выборы - все едино. Как в Татарстане считают
- неважно, голоса иль головы - всем известно. Потому-то я за исход
особо не тревожусь. В конце концов, не перепись для людей, а люди
для переписи. Как велят, так их и запишут.
А евреев, сообщает г-н Тишков, разбили на 4 группы. Лично мне это
по барабану - хоть на 400. Как желают, так пусть и называются. Еще
меньше меня беспокоит, станут евреи двадцатыми по ранжиру или сто
двадцатыми. Уж их-то опыт научил, что историческая роль, как и актуальное
значение того или иного народа, очень мало зависит от его численности
или порядкового номера в каком-нибудь списке. Подобно отдельным
людям, народы берут скорее умением, нежели числом. Поэтому я записался
татарином. Евреям это безразлично, а татарам, может быть, будет
приятно. Все же на единицу больше.
Лев ОВРУЦКИЙ. "Московские новости",
15 октября 2002 года
Владимир ЗОРИН: "Кто проигнорирует
перепись, не обозначит собственные интересы на будущее"
- По данным Госкомстата, за последние 10 лет население
России сократилось со 149 миллионов человек до 143,4 миллиона. Кроме
того, считается, что в стране в настоящее время живут представители
176 народов и национальностей, причем только в Москве проживает
120 народов. Однако более точные данные может определить только
перепись.
- Ждете ли вы каких-то больших изменений этнического состава страны
по сравнению с 1989 годом?
- Думаю, изменения будут значительными. 13 лет назад на территории
России проживало более 4 миллионов 300 тысяч украинцев, всего около
340 тысяч азербайджанцев и 530 тысяч армян. А как, вы думаете, обстоит
дело сегодня? Вы что-нибудь слышали о таком уникальном народе, как
тофалары? Согласно переписи 1989 года в России их было всего 722
человека. Или кумадинцы? Еще в 1926 году их насчитывалось более
6 тысяч человек, но, по данным 70-х - 80-х годов, напротив их графы
стоит грустное: "Нет сведений". Но они не должны были
никуда пропасть! По итогам переписи населения Российской империи
1897 года, только в европейской части страны проживало более 48,5
миллиона великороссов, 20 миллионов малороссов, почти 6 миллионов
белорусов и 1,3 миллиона немцев. А данные переписи 1989 года уже
свидетельствуют о том, что в стране нет ни велико-, ни малороссов,
а есть только русские - почти 120 миллионов. Белорусов оказалось
лишь 1,2 миллиона, немцев - 842 тысячи, а численность евреев "сократилась"
за 100 лет в семь раз! (Комментарий Демоскопа:
Автор сравнивает несопоставимые территории. В первом случае речь
идет о европейской части Российской империи - без Сибири, Дальнего
Востока и Северного Кавказа; во втором - о Российской Федерации.
Малороссы остались на Украине, белорусы - в Белоруссии. Великороссы
же стали называть себя русскими, тогда как при переписи населения
1897 года к русским относились и великороссы, и малороссы, и белорусы).
Этническая картина нашей страны изменилась и благодаря росту миграционных
потоков. В 2001 году в Россию въехали чуть менее 200 тысяч человек.
Половина из них - русские, татар - 8 тысяч, азербайджанцев - более
3 тысяч, армян - 7 тысяч, грузин - более двух тысяч, а украинцев
- 18 тысяч человек. И это только официальные данные, а как обстоят
дела с миграцией на самом деле, можно только догадываться.
- Кстати, в Татарстане высказали свои опасения по поводу того, что
в переписных листах татары будут "определяться" не как
единая нация, а по принадлежности к этническим группам. "Размытые
татары" не смогут претендовать на "привилегии", которые
предоставляются нацменьшинствам, - образование автономий, национальных
школ, СМИ и так далее.
- Кардинальное отличие нынешней переписи от всех предыдущих как
раз и состоит в том, что гражданам предлагается ответить на вопрос
о своей национальной принадлежности абсолютно самостоятельно - по
велению чувств и сердца. Если он ощущает себя татарином или башкиром,
именно так и никак иначе будет записано в его анкете. Перепись как
раз и проводится для того, чтобы выявить точное число этноподгрупп,
нацменьшинств, места постоянного проживания представителей той или
иной нации.
- Действительно ли государство гарантирует анонимность и конфиденциальность
информации, предоставленной переписчикам? Не могут ли данные переписи
быть использованы против представителей отдельных народов, граждан?
- Такие страхи есть. Но хочу напомнить, что, кроме того, что конфиденциальность
персональных данных гарантируется федеральным законом, им же еще
прописывается и строгая ответственность за нарушение этих правил.
При этом наказание предусматривается не только к переписчикам, но
и ко всем лицам, которые будут иметь доступ к информации. Вся персональная
информация будет кодироваться и обрабатываться, а публиковаться
будет только в обобщенном виде и в форме статистики.
Кира АЛОВА. "Новая газета", 14 октября
2002 года
Всероссийская перепись выявила скифов,
хоббитов и эльфов
Во время заполнения переписных бланков группа пермских
подростков в строке "национальность" указала, что они
хоббиты и эльфы. Эта группа молодых людей - поклонники произведений
Джона Рональда Руэла Толкиена, основоположника жанра фэнтези. По
некоторым данным, в Перми действует несколько групп поклонников
Толкиена. Большинство из них - подростки, которые являются учениками
престижных пермских школ. Об этом сообщает "КоммерсантЪ".
Вместе с тем, в Ростове-на-Дону в рамках Всероссийской переписи
населения около 30 человек будут записаны как скифы по национальности.
Об этом сообщил РИА "Новости" представитель организации
"Скифский национальный конгресс" Федор Микушин. По его
словам, уже 6 ростовчан заявили о своей необычной национальности.
Микушин рассказал, что не ко всем ростовским скифам переписчики
отнеслись серьезно. На одном из участков, работник переписи сначала
категорически отказался вписывать в графу необычную национальность,
и право заявить о себе скифу пришлось долго доказывать. Господин
Микушин добавил, что за последние 100 лет это первая перепись, которая
позволяет вписаться скифам.
Страна.Ru, 14 октября
В Татарстане во время переписи выявлены
инк и папуас
Во время проведения Всероссийской переписи населения
в республике Татарстан переписчиками был зафиксирован курьезный
случай: мужчина записался инком, говорящим на языке могикан. Кроме
того, один из жителей Набережных Челнов захотел, чтобы его национальность
обозначили как "папуас".
В противном случае челнинец отказывался давать какие-либо сведения
о себе. Переписчица, взявшая на учет этого челнинца, сообщила, что
в его квартире вся обстановка соответствует "национальности"
хозяина, да и сам он одет и разукрашен "как папуас".
Кроме "папуаса", еще несколько человек назвали редкие
для города национальности. Среди них - два осевших в Челнах англичанина,
несколько булгар и мишар, сообщает Regions.ru. По словам вице-премьера
Татарстана Илюзы Бадреевой, строго следуя инструкции, переписчики
записывали каждого так, как он того хотел.
NTVRU.com, 18 октября
|