|
ПЕРЕПИСЬ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Казаки Краснодарского края в предстоящую перепись населения
будут учитываться как отдельная национальность
Об этом заявил председатель Краснодарского краевого
комитета государственной статистики Виктор Андреев на заседании
рады Кубанского казачьего войска, объединяющего более трехсот тысяч
семей. По его словам, такое решение принято в связи с массовыми
обращениями казачьих организаций. Оно не противоречит ранее принятым
инструкциям. Казаки никогда не скрывали своей этнической принадлежности,
ни во времена политических репрессий, ни в годы гражданской войны,
заявил атаман войска Владимир Громов. Не собираются этого делать
и сейчас, сказал он. Кубанские казаки являются потомками запорожских
казаков, во времена Екатерины II переселенных на берега Черного
моря. В Кубанском войске состоит значительная часть казаков, но
и немало таких, которые избрали другие общественные организации.
До сих пор они не имели возможность зарегистрировать свою принадлежность
к потомственному казачеству. Последний раз казачество упоминалось
в анкетных данных в 1926 году. Предстоящая перепись позволит зафиксировать
численность современного кубанского казачества в данных переписи.
ИТАР-ТАСС, 27
сентября
ЕСТЬ ТАКИЕ НАЦИИ
Перепись населения может изменить структуру Госсовета Дагестана
Несколько новых народов появилось в России в ходе досрочной
переписи населения в труднодоступных районах Дагестана. Жители отдаленных
сел высокогорного Цунтинского района, куда на машине из Махачкалы
добираться надо минимум шесть часов, решили больше не причислять
себя к многочисленным аварцам и указали в графе "национальность"
истинные названия своих малых народов: бежтинцы, генухцы, гунзибцы
и цезы. Благо в ходе переписи-2002 список национальностей, "принимаемых
к учету", значительно расширен по сравнению с переписями советских
времен.
С 30-х годов прошлого века решением дагестанской партийной верхушки
жителей Цунтинского района "приписывали" к аварцам, народу
родственному, но все же отдельному. Таким образом, аварцам гарантировали
численное преимущество в Дагестане, необходимое при дележе всевозможных
"портфелей". О своей самостоятельности малые народы задумались
во время перестройки, но реализовать ее долго не могли. Их попытки
зарегистрировать свои национально-культурные автономии пресекались
в судебном порядке. Невозможно было и получить статус "коренного
малочисленного" народа, дающий разнообразные льготы. В качестве
победы рассматривался лишь выход в свет словарей "несуществующих"
языков и эпизодическое появление материалов на некоторых из них
в районных газетах. Теперь малые нации решили использовать перепись,
чтобы напомнить о себе федеральным властям.
Как сообщили корреспонденту газеты "Время новостей" активисты
цезского национального движения, 97% живущих в Цунтинском районе
цезов (примерно 9 тысяч человек) указали в переписном листе свою
коренную национальность. Сделали так и многие представители соседних
народов. При этом, по мнению тех же активистов, приехавшие наблюдать
за переписью чиновники из Махачкалы оказывали на местное население
давление, чтобы предотвратить "дробление" на малые народы.
У чиновничьего консерватизма есть свои резоны. Один из них - дагестанская
выборная система, обеспечивающая представительство всех официально
существующих этносов в Народном собрании, а также в высшем органе
исполнительной власти - Госсовете. Появление новых народов способно
изменить сложившийся расклад сил в этих структурах. Боязнь всяких
изменений подобного рода в и так нестабильном Дагестане - вещь,
в общем, понятная. Несмотря на это, еще в июне первый заместитель
министра по делам национальностей, информации и внешним связям Дагестана
Зикрулла Ильясов в беседе с журналистами и учеными подчеркивал,
что обработка данных переписи будет идти объективно, и никто в ее
ходе не будет чинить препятствий созданию новых этносов.
Константин КАЗЕНИН. "Время Новостей",
26 сентября 2002 года
"Недостатки" переписи населения
на Северном Кавказе будут устранять на местах
В высокогорных районах Северного Кавказа и в Сибири
перепись началась еще летом: осенью в такие районы уже не добраться.
После того, как ученые Российской академии наук безуспешно пытались
обратить внимание властей на недостатки предстоящей акции, связанной
с тем, что переписная кампания пройдет не только конфиденциально,
но и анонимно, остается только ждать, какие задачи ей удастся решить,
и какие новые проблемы еще предстоит решать многонациональным республикам.
Анонимность означает, что объективного подсчета не будет - опрашиваемые
могут внести удобные им данные. Конфиденциальность данных только
укрепляет такие прогнозы.
В условиях национальных окраин России и республик Северного Кавказа
это может привести к непредсказуемым результатам, так как властные
полномочия в этих регионах за почти полтора десятка лет, а то и
раньше - в советское время, худо-бедно, но отрегулированы и распределены
в соответствии с пропорциональной численностью народов. В особенности
это касается Дагестана, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Россия, следуя международным обязательствам, не только исключила
пятую графу из новых паспортов, но и не установила обязательности
фиксации национальной принадлежности в опросных листах.
Отсутствие информации, вернее, точных статистических данных по этой
графе, делает бессмысленным, например, такой институт коллективного
президента, как Госсовет Дагестана, состоящий из 14 титульных народов.
Как быть с местным избирательным законодательством, которое предусматривает
избрание депутатов по национальным округам в соответствии с пропорциональной
численностью тех же 14 народов? Ждать ли новых всплесков недовольства
национальных меньшинств в Карачаево-Черкесии, где, как и во всех
республиках Северного Кавказа, основное и порою единственное внимание
уделяется именно национальной принадлежности обремененного властью?
Несмотря на то, что в целом по стране местное законодательство в
основном приведено в соответствие с федеральным, в Дагестане продолжают
действовать законы, защищающие еще и коллективные права народов,
тогда как в российских приоритет отдан правам личности. Изменить
такой подход местных властей Кремлю вряд ли удастся. Да и не нужно.
Иначе придется вернуться к административным методам руководства.
Но и во времена их процветания при расстановке кадров сверху принцип
национального представительства во властных структурах был священной
коровой - свидетельством правильной кадровой политики. Правда, осуществлялось
это по воле и видению начальствующих чинов.
В такой ситуации кажется маловероятным, что на местах позволят себе
растеряться перед образовавшейся брешью в статистике. Слишком дорого
это обойдется и для стабильности республик, и слишком большими трудностями
для властей предержащих. А значит, необходимые цифры должны найтись.
Как это делается, и откуда они возьмутся - не так уж важно. Главное,
что предстоящая Всероссийская перепись населения не может быть источником
данных об этносах - такая задача ей не ставится изначально.
Милрад ФАТУЛЛАЕВ. "Независимая газета",
1 октября 2002 года
КАЗАНСКИЕ СТРАСТИ.
"Великий, единый, неделимый татарский народ" как новая
историческая общность
Решения этнических конгрессов не только нелегитимны, но часто
и сомнительны.
Визит Владимира Путина в Казань, состоявшийся в конце
августа, с точки зрения сиюминутной политической диспозиции прошел
вполне пристойно, а для татарстанских лидеров - даже триумфально.
Татарстан выразил российскому президенту свою поддержку и заявил
лояльное отношение к федеральному Центру. Москве это было важно
услышать. В свою очередь, татарский этнокультурный компонент зазвучал
в стране еще более громко. На российском телеэкране даже появилась
подсказка в видеоклипе о предстоящей переписи, как в графу "национальность"
нужно записывать слово "татарка".
Однако вскоре стало ясно, что визит президента только укрепил националистический
миф о существовании "великого, единого, неделимого татарского
народа". Эта и другие цитаты - из документов III Всемирного
конгресса татар, 562 делегата которого собрались в столице "единственного
государства татарского народа". Данная проблема имеет общероссийское
значение.
Всемирные конгрессы как партсобрания
Аналогичные конгрессы, съезды, курултаи практикуют,
кроме Татарстана, и некоторые другие республики, а также этнокультурные
объединения и их лидеры. Это Башкирия, Адыгея, Мордовия, Марий Эл
и другие. Известны также съезды российских немцев и евреев, за которыми
следуют другие "безгосударственные народы".
В ряде аспектов "национальные съезды" и "всемирные
курултаи и конгрессы" играют положительную роль, особенно для
сохранения и развития культуры, установления более широких связей
между представителями той или иной страны или этнической группы.
Однако по своей сути это случайные сообщества, организуемые по жесткому
сценарию.
Такие собрания "делегатов" не обладают никакой правомочностью,
хотя и могут принимать громкие решения. Например, о свержении законной
государственной власти (в Чечне в 1991 году), о том, куда должны
мигрировать со своих родных мест российские немцы (решения съездов
российских немцев), о том, должны ли участвовать в выборах и как
должны на них голосовать все "члены народа" (решения крымско-татарского
общественного органа), о смене используемой графики письма (решения
съезда татарского народа) и т.п.
Резолюции татарских конгрессов всегда писались в Казани. Первых
двух конгрессов - радикальными националистами из числа общественников,
а последнего конгресса (в связи с приездом президента Путина) -
непосредственно в органах власти с участием местного экспертного
истеблишмента. Разница в идеологии и фразеологии этнических съездов
небольшая, и она зависит от конкретной ситуации и политической задачи
организаторов.
Собрание в Казани, названное всемирным конгрессом татар, - не более
чем собрание части местных граждан татарской национальности, которые
действуют как этническая партия. Но на его повестку дня были поставлены
и проблемы федерально-республиканских отношений: поскольку республиканским
верхам недостаточно обычных гражданско-правовых и политических методов
для того, чтобы решить важные вопросы для политического статуса
и контроля за ресурсами, на помощь призываются аргументы "мирового
конгресса". Оказывается своего рода давление на федеральные
власти по принципу: стабильность в обмен на уступки.
"Всемирные" этнические съезды, а также "казачьи круги"
и прочее есть порождение ослабевшей государственной власти и кризиса
гражданской идентичности. Это своего рода квазигосударственность,
когда не хватает собственно государственности в строго гражданском
понимании.
Кто участвует и кто решает?
Ясно, что ни о каком полномочном представительстве здесь
речи быть не может. Приглашают выборочно и главным образом людей
известных и нестроптивых или тех, кто может "взорвать бомбу".
Приглашают тех, кто согласен с формулой Казани, что Татарстан -
это "историческая и духовная родина всех татар", а проживающие
за пределами "исторической родины" татары - это диаспора.
Тех, кто принимает высокомерие казанских татар в отношении "диаспорных
соотечественников", утративших родной язык, каковым Казань
однозначно считает татарский язык. Хотя для многих российских татар
русский язык - это родной язык, т.е. основной язык, который они
знают и которым пользуются. Еще приглашают министров и губернаторов
с татарскими фамилиями, как будто этих людей граждане назначали
или выбирали за то, что они татары. Приглашают иностранцев с татарскими
этническими корнями, которые по случаю поездки надевают татарский
костюм, но во всех остальных случаях живут и ведут себя, прежде
всего, как соотечественники страны проживания. Причем иностранцы
из мифического "татарского мира" могут на конгрессах высказываться
против российской Конституции или за языковые реформы в России.
Главные люди на конгрессе - это казанские политики и интеллигенция
исключительно из числа татар. Придав данному действу ложную значимость,
организаторам и лидерам конгресса легче навязать собственные политические
проекты всему населению республики и укрепить свои позиции на переговорах
с Центром.
Внутренние дела татар? Решения конгресса могут касаться многих российских
граждан и даже страны в целом, как, например, перевод татарской
письменности на латиницу. Хотя конгресс преподносит этот вопрос
как "внутреннее дело татарского народа". То есть финский
гражданин с татарской фамилией решает вопрос, который касается,
прежде всего, россиянина и его государства.
В документах конгресса есть важные положения, касающиеся развития
татарского языка и культуры, делового сотрудничества, образовательно-информационного
пространства, необходимости утверждения гражданского согласия, противодействия
исламофобиии т.д. Конгресс высказался в пользу целостности государства,
развития рыночной экономики, федерализма, утверждения демократии.
Однако все это превращается в декларативные реверансы в соседстве
с другими положениями.
Во-первых, это самовозвеличивание татар как великого народа и одержимость
идеей неделимости татарской нации, в которую идеологи татарского
национализма зачисляют всех, кто в разные исторические времена вольно
или невольно записывался татарами. Еще при обсуждении законопроекта
о российской переписи в декабре 2001 года депутат Ф. Сафиуллин выступил
с драматическими заявлениями о заговоре против татарского народа,
из которого в ходе переписи предполагается выделить несколько новых
этнических групп. В Казани велась беспрецедентная кампания против
выделения таких групп, как кряшены или сибирские татары, в качестве
отдельных единиц статистического учета в переписи. Путин обещал
разобраться с этим вопросом по возвращении в Москву.
В Обращении к татарскому народу конгресс в Казани называет Всероссийскую
перепись "решающим испытанием татарского народа, которое ему
послали первые годы XXI века", и призывает всех татар принять
активное участие в переписи. Президент Шаймиев, видимо, напуган,
что доля татар в республике, которая местными специалистами определялась
как "большинство населения" (примерно 51%), может не подтвердиться,
и тогда исчезнет мощный аргумент в пользу утвердившегося в республике
политического и экономического доминирования татар. Именно в этом
кроется смысл кампании "запишись татарином".
В списках национальностей для предыдущих переписей вышеупомянутые
группы всегда присутствовали и в переписных материалах отражались,
но при подведении итогов зачастую растворялись в других группах.
И если сейчас Шаймиев пожаловался Путину на Институт этнологии,
то тогда в ЦК КПСС жаловались первые секретари Алиев и Шеварднадзе,
также озабоченные единством и неделимостью своих наций. Точно так
же генсеки зарубежных компартий Тодор Живков и Жорж Марше сигнализировали
Брежневу, что тогдашний директор института академик Бромлей придумывает
турок и македонцев в Болгарии, бретонцев и корсиканцев во Франции.
Кроме того, список для переписи 2002 года отражает произошедшие
изменения в сфере самосознания и общественно-политической организации
ряда культурно отличительных групп. Если для татар годы после переписи
1989 года были "незабываемым временем созидания и возрождения",
то почему среди других групп, в том числе и малочисленных, не могли
происходить подобные же процессы? Не только татары имеют право самоопределяться.
И осуществление этого права невозможно без того, чтобы кто-то "отпустил"
из своих рядов новых кандидатов на самоопределение.
Отказ в признании может вызвать только обратную реакцию, а насильственное
переписывание, имевшее место в советских переписях, сейчас может
привести к скандалу и к обострению межэтнических отношений. Грозить
стране и президенту татарским бунтом в этой ситуации просто неприлично.
Речь идет максимум о десятках тысячах людей, которые никак многомиллионный
татарский народ не расчленят. Тем более, что драматизация несуществующей
проблемы теперь наверняка даст свои результаты, и в число "великих
татар" запишутся и те, кто в этом сомневался. Постараются и
местные статистические органы, в деятельность которых федеральные
власти и российская общественность вмешиваться просто боятся. С
Путиным можно согласиться, что русским в Татарстане нелегко, но
что они могут сделать? Об их участии в переписи власти Татарстана
не говорят ни одного слова.
Роль и место татар в их собственной стране могут жестоко пострадать
от этой несостоятельной стратегии. Претензия Казани быть столицей
татарского мира может быть отвергнута большинством российских татар.
Уже сейчас астраханские, нижегородские или мордовские татары не
желают быть диаспорой Казани в своей собственной стране. И без ученых-этнологов
они начинают вести речь о "мишарском народе" или об "астраханских
татарах".
Нетерпимость величия
Во всей этой истории с переписью проявляется межнациональная
нетерпимость, а не согласие и толерантность, о которых заявлял конгресс
в Казани. Власть в Татарстане все больше становится татарской властью,
и это крайне тревожно. Многое, что решил Всемирный конгресс татар,
и что высказывалось президенту Путину от имени татарского народа,
к подлинным заботам и проблемам граждан Татарстана, к российским
татарам имеет малое отношение. Проведенный Институтом этнологии
РАН в начале этого лета социологический опрос по профессиональной
выборке (опрошено более тысячи жителей республики) показал, что
главные проблемы, которые волнуют и беспокоят татар и нетатар, -
это низкие зарплаты, состояние здоровья, плохая экология, алкоголизм
и наркомания, воровство и коррупция, трудности с обучением детей
и их поступлением в вуз, плохое управление, война в Чечне и терроризм,
наконец, положение страны в мире и будущее России. Часть опрошенных
(нетатары) жаловалась на состояние межнациональных отношений и национализм.
И ни одного человека не оказалось, кого бы беспокоила проблема раскола
единой татарской нации, татарского самоопределения и будущее "великого
и древнего народа"!
Жители Татарстана - как русские, так и татары - демонстрируют российскую
лояльность, гражданское согласие и вполне рациональные человеческие
интересы и стратегии. А тем временем казанские идеологи и политики
тратят силы на утверждение "роли и места татар в мировом сообществе",
на "консолидацию татарского народа". Места для российскости
в этом конструируемом татарском мире остается очень мало, а для
нетатар его совсем нет.
Валерий ТИШКОВ. "Независимая газета",
4 октября 2002 года
Казань - дело тонкое
Накануне переписи населения в ряде регионов России,
и в первую очередь Приволжья, наблюдается значительная активизация
татарской общественности и в первую очередь наиболее радикальных
националистических групп. Началась борьба за численность. Задач
две: в Татарстане важно не уступить первенства русским, а в масштабе
России сохранить второе место. Похоже, что в стороне от проблемы
не остались и власти Татарстана.
Для достижения поставленных целей предпринимается множество разнообразных
мер, начиная от Всемирного конгресса татар и заканчивая агитбригадами
из Казани, которые, разъезжая по всей России, должны песнями и плясками
способствовать укреплению национального самосознания. В результате,
по мысли организаторов, должно возрасти число представителей татарского
этноса, которые запишутся просто татарами и никак иначе.
А повод для беспокойства у Казани следующий: далеко не все группы
татар считают себя собственно татарами, некоторые из них в ходе
переписи хотят записаться отдельными народами. Это кряшены (крещеные,
православные татары), нагайбаки (татары, некогда принадлежавшие
к казачьему сословию, тоже православные), сибирские татары. Есть
и тептяри - народность, которую не отнесешь ни к татарам, ни к башкирам.
Ее представители есть и в руководстве Татарстана, чем местные националисты
не довольны. Главным же врагом единства татарской нации, стремящимся
разбить ее на мелкие куски, "радикалы" считают федеральную
власть.
О феномене татарского национализма известно давно. Известны научные
работы, доказывающие, что добрая половина политических и культурных
деятелей России - татары. Среди них Кутузов, Карамзин, Тургенев,
Аксаков и десятки других. Известны изыскания, доказывающие, например,
татарские корни Льва Толстого. Причем далеко не все эти работы писались
в последнее время и только в Казани. О благотворном влиянии золотоордынского
ига на историю России говорил еще Гумилев.
Интересно то, что эта сугубо научная проблема в последнее время
выходит на первые полосы средств массовой информации. Советник президента
Шаймиева Рафаэль Хакимов развивает теорию о том, что татарами являются
и казахи, и киргизы, и узбеки, и башкиры, и большинство иных тюркских
народов, а татарские СМИ и многочисленные "информационные бюллетени"
татарских национально-культурных центров по всей России перепечатывают
их.
Надо отметить, что, конечно, для подавляющего большинства татар
подобные настроения совершенно не свойственны, но выступающие от
их имени радикалы могут не оставить шансов на мирное сосуществование
с представителями иных народов, провоцируют их. Уже раздаются голоса
недовольства со стороны кряшенов, башкир, удмуртов.
Следует помнить, что распад Советского Союза начинался именно с
подобных на первый взгляд безобидных вещей. И может быть, пора Кремлю
обратить внимание на эти "мелочи".
Петр КОВРИГО. "Комсомольская правда",
8 октября 2002 года
МАНСИ ИЩУТ НЕВЕСТ И ЖЕНИХОВ.
Самая малая народность Среднего Урала свадеб не играет
Север Свердловской области - это таежная глухомань,
которую считают сущим раем заезжие любители охоты. В этих труднодоступных
местах живет народность манси. Региональные власти решили переписать
манси и мансиек загодя - до старта Всероссийской переписи. К сентябрю
этот процесс был закончен. Итоги показали: проживают в области ровно
196 манси.
Специалисты предупреждают: уральские манси и их сородичи из Ханты-Мансийского
автономного округа, что входит в состав соседней Тюменской области,
- две большие разницы. Уральская ветвь сохранила в относительно
первозданном виде свою самобытную культуру и язык, а на сибирских
манси лежит явная печать обрусения и ассимиляции. В сибирских угодьях
манси в течение нескольких десятков лет буровые вышки изменили не
только ландшафт, но и во многом уклад жизни коренного населения.
Заманчиво сладкие, но в итоге все-таки очень горькие плоды цивилизации
уже попробовали и уральские аборигены, но не в таких разрушительно
больших масштабах. Тем не менее, и их дальнейшая судьба вызывает
опасение: как бы в следующую перепись не увидеть совсем опустевшие
стойбища...
Коренной народ Приполярного Урала, как и все другие малые народности
Севера, оказался совершенно беззащитным перед зеленым змием. На
манси спиртное тоже действует намного губительней, чем на представителей
средней полосы России. Положение усугубляется еще и тем, что в немногочисленные
мансийские поселения на самой оконечности Свердловской области завозится
опасная для любого организма суррогатная водка. Ее обменивают на
шкуры животных, грибы и ягоды. Кстати сказать, в советское время
закупкой пушнины здесь, что называется, по божеским ценам занималось
предприятие "Ивдельохота". В годы реформ оно исчезло,
уступив место не всегда, мягко говоря, добросовестным частным предпринимателям
и просто менялам. Положение настолько осложнилось, что все громче
раздаются призывы ввести на севере области сухой закон, а закупку
производимой манси продукции вернуть под государственный контроль.
Смертность среди манси высокая, а рождаемость крайне низкая. Детей
мало, потому что свадьбы в этих краях - большая редкость. Тут в
огромном дефиците невесты. Да и не способствует укреплению генофонда
тот факт, что почти все 196 человек мансийского населения состоят
в ближайшем кровном родстве. И невесты, да и женихи, нужны, прежде
всего, со стороны. Где их взять? Впору заводить мансийскую службу
знакомств, которая могла бы как-то привлекать девушек из соседнего
Ханты-Мансийского автономного округа. Впрочем, "соседнего"
- это относительно. Расстояние до соседей измеряется многими сотнями
километров. Роль этой самой службы знакомств, считает уполномоченный
по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, могут
сыграть совместные национальные мансийские празднества. Властям
надо лишь позаботиться об их организации.
Владимир АНТОНОВ. "Российская газета",
5 октября 2002 года
Потомки Михаила Ломоносова признаны
отдельной нацией
После проведения переписи в национальной структуре населения
России может появиться новый этнос - поморы. В августе группа архангелогородцев
обратилась к президенту России с письмом, в котором просила официально
признать поморов как реально существующую коренную этническую общность.
Из Госкомстата РФ пришел ответ: для переписных листов подготовлен
перечень национальностей и этнических наименований, куда включены
и поморы. Признание поморов отдельным этносом принесет им ощутимые
экономические дивиденды.
- Теперь мы на законном основании запишемся поморами, - заявил "Известиям"
лидер инициативной группы Алексей Овчинников. - Это необходимое
условие устойчивого развития местной экономики, оно важно для сохранения
отличительных черт поморов от других этносов. Утрачиваются наш язык,
обычаи. Процесс размывания идет с тридцатых годов прошлого века,
когда началась индустриализация.
Однако, по мнению профессора Поморского госуниверситета и главного
составителя "Поморской энциклопедии" Анатолия Куратова,
"поморы - это всего лишь северорусская часть русского народа".
- На территории Белого моря селились новгородцы, ростовчане, и оттого
мы не можем называть себя этносом по происхождению - говорит профессор
Куратов. - Сейчас в экономическом и культурном планах поморская
культура сведена к нулю. У нас глубокий кризис: исчезли рыболовные
тони, былая хозяйственная экономика, поморский флот.
Алексей Овчинников, занимающийся в Архангельском деловом центре
проблемами предпринимательства, убежден, что официальное признание
поморов малым коренным народом Севера даст толчок развитию малого
и среднего бизнеса. В частности, по российскому законодательству
таким народам предоставляются бесплатные квоты на вылов рыбы. Таким
образом, появится шанс спасти старинные беломорские деревни, которые
сейчас фактически вымирают, поскольку их жители не в состоянии купить
на аукционе квоты на добычу морских биоресурсов.
- Я сам запишусь в поморы! - заявил "Известиям" председатель
областного комитета по рыбному хозяйству Леонид Мелешко. - Если
мы обозначимся малым народом, то Архангельская область будет иметь
бесплатные дополнительные квоты для прибрежного лова.
Кроме того, малые народы имеют право на специальные платежи за использование
природных ресурсов их территории. А в Архангельской области уже
добывают нефть, и в ближайшие годы начнется добыча алмазов.
Кстати, будущее этого северного региона Центр стратегических разработок
"Северо-запад", подготовивший доктрину развития Северо-западного
федерального округа (СЗФО), связывает с использованием гуманитарного
потенциала.
- Архангельской области вложения нужно делать в туризм и в транспорт,
который позволяет делать туристические места доступными, - считает
эксперт центра Алексей Тупицын. - Эти туристические объекты должны
быть связаны с какой-то деятельностью - образовательной, культурной.
А традиционный уклад жизни на севере очень интересен современному
городскому российскому и западноевропейскому человеку.
Современные земляки самого знаменитого помора, Михайлы Ломоносова,
настроены добиваться своей цели очень серьезно. Как заявил Алексей
Овчинников, "если не попадем в итоговые документы Всероссийской
переписи, то будем обращаться в суд".
Виктор ФИЛИППОВ. "Известия", 2 октября
2002 года
|