|
ТАТАРЫ ЕДИНЫ И НЕДЕЛИМЫ?
Четыре этноса хотят объединить в один
Татарстанская
комиссия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения
обратилась к премьеру Михаилу Касьянову с просьбой не "дробить"
татар. По мнению комиссии, четыре этнические группы (татары, крымские
татары, сибирские татары и кряшены) целесообразнее включить в одну
- татары.
Тем временем, лидеры российских кряшен, до сих пор считавшихся
неотъемлемой частью татарского этноса, добиваются участия кряшен
в переписи как самостоятельного народа. В ближайшее время они намерены
созвать Всероссийский съезд кряшен и принять декларацию о самоопределении
кряшен как этноса.
Обращение к Касьянову - не единственное воззвание из
Татарстана по поводу предстоящей переписи. В январе Госсовет республики
распространил подобные призывы к руководству страны и к татарскому
народу. По мнению депутатов, подготовленные Институтом этнологии
и антропологии РАН перечни национальностей и языков "предусматривают
дробление единой татарской нации на целый ряд отдельных, якобы самостоятельных
национальностей" (мишари, кряшены, сибирские и астраханские
татары). "Таким образом, авторы... пытаются вернуть единую
консолидированную татарскую нацию к эпохе примитивных родоплеменных
отношений", - считают парламентарии. И подчеркивают, что "такой
оборот событий опасен... ибо он создает условия зарождения... очагов
этнического конфликта".
Озабоченность выразили ученые Института языка, литературы
и искусства Татарстана и Шура аксакалов (Совет старейшин), которые
призвали татар оставаться татарами.
Лидеры же кряшен обижаются, когда их называют татарами
или крещеными татарами. В разработанной декларации о самоопределении
кряшен записано: "кряшенский народ (самоназвание "керэшен")
есть самобытный тюркский этнос, имеющий собственный язык, орфографию,
культуру и историю, исповедующий преимущественно православие и компактно
проживающий на территории Республики Татарстан, Удмуртии, Республики
Башкортостан, Оренбургской области".
Председатель исполкома республиканского национально-культурного
центра кряшен Виталий Абрамов напомнил, что во время переписи 1920
и 1926 годов кряшены фигурировали отдельной этнической единицей,
и по переписи 1926 года их было более 100 тысяч. До революции у
кряшен были храмы, школы, газеты. При Сталине их причислили к татарам
и принудительно поменяли им паспорта.
Вряд ли кто сможет точно сказать, сколько сейчас в России
кряшен. Сами они называют цифру 300-320 тысяч человек.
- Надо избежать двух зол: национализма и самоизоляционизма,
- считает Абрамов. - Кряшены имеют тюркскую кровь, что делает нас
братьями татар, и православную веру, что делает нас близкими русским.
Мы надеемся, что и русский, и татарский народы поймут нас и не осудят
за то, что мы стремимся к самоопределению.
Абрамов сказал, что кряшены готовы к диалогу с властью,
поскольку являются коренным народом Татарстана и другой родины у
них нет. Государственный советник по политическим вопросам при президенте
Татарстана Рафаиль Хакимов заявил журналистам, что "претендовать
кряшенам на самостоятельный народ нет оснований, поскольку религия
не является этнообразующим признаком".
Юрий НИКОЛАЕВ, Казань.
"Известия" 21 февраля 2002 года.
Кряшены отмежевались от татар
В "растаскивании татарской нации"
казанские
шовинисты винят московских демократов
Десять лет упорной работы по реабилитации самоназвания
кряшен, десять лет настойчивых обращений во все инстанции - от Миннаца
до российского президента - и забытый Россией народ получил заключение
Института этнологии и антропологии РАН: включить кряшен отдельной
строкой в перечень национальностей для разработки материалов Всероссийской
переписи населения в 2002 году. Справедливость требует присовокупить
к этому: в документах переписи 1926 года кряшены также шли отдельной
строкой.
Еще в первые годы соввласти кряшены были вполне самостоятельным
народом, а кряшены-нагайбаки, более двухсот лет живущие в Челябинской
области, как и кряшены Удмуртии, даже сумели сохранить свой язык.
И на татарской земле кряшены веками жили обособленно от татар. И
здесь поначалу при Советах у них был свой театр, своя учебно-образовательная
база, а Центркряшениздат выпускал учебники для национальных школ.
Все это прикрыли, когда кряшены, не довольствуясь малым, стали претендовать
на автономию. С чьей подачи? - вопрос, конечно, интересный, но только
с тех самых пор их детям пришлось получать образование в татарских
школах, ибо в сельских районах Татарской автономной социалистической
республики, где была сосредоточена основная масса кряшен, других
школ просто не было. Процесс потери языка кряшенским народом был
неизбежен. Делала свое черное дело и беспардонная советская пропаганда:
кряшены - это насильственно крещенные Иваном Грозным татары.
- Нет, кряшены добровольно приняли православие через
миссионеров, - авторитетно утверждает настоятель кряшенской церкви
Во имя Тихвинской Божией Матери отец Павел.
- Кряшены никогда не исповедовали мусульманство, - убедительно
доказывает президент Межрегионального союза национально-культурных
объединений кряшен Алексей Шабалин. - Версия "о насильственном
крещении части татар Иваном Грозным" должна быть официально
опровергнута по причине отсутствия в культуре (обычаях, традициях,
обрядах, одежде и т.д.) кряшен следов ислама. То, что наши предки
были язычниками, - это факт. Языческие праздники Нардуган, Симит
до сих пор празднуют в кряшенских деревнях. Даже икона по-кряшенски
произносится "тери" (видимо, от "тенгри" - Бог
солнца). Возможно, у наших предков была единая (с татарами. - В.П.)
культура, но после прихода в Волжскую Булгарию ислама и принятия
его большинством тюркоязычного населения ситуация изменилась".
Официально опровергнуть версию насильственного крещения
татар не получится, поскольку этот факт зафиксирован российской
историей. Ею же сохранены для потомков и факты, взятые нынче на
вооружение местными националами, как свидетельство врожденного стремления
татар к независимости, что насильно крещенные татары никогда не
упускали возможности вернуться к вере своих предков при малейшем
ослаблении диктата Православной Церкви. У кряшен такая возможность
появлялась не однажды, особенно с приходом к власти большевиков,
а уж в последнее десятилетие и подавно. Однако кряшены десять последних
лет и массу усилий тратят на преодоление бюрократических препон,
чтобы только доказать: они кряшены, а не татары. Их не крестили
- они крестились. Они читают Библию на кряшенском языке. Или на
татарском, кто подвергся насильственному отатариванию. Но Библию,
а не Коран!
В июле 2000 года ученые Удмуртского института языка
и литературы Уральского отделения РАН исследовали современное социальное
и психологическое состояния кряшен. Избрав объектом исследования
Граховский район Удмуртии - территорию компактного проживания этноса,
ученые пришли к выводу: "Кряшены - высококонсолидированный
этнос с плотными внутриэтническими связями и высоким уровнем национального
самосознания, слабо подверженный ассимиляционным процессам и с ярко
выраженным стремлением отмежеваться от татарского этноса, к которому
причисляет его официальная статистика. Кряшены имеют в своем составе
мощный слой культурной и управленческой элиты и способны самостоятельно
решать вопросы национально-культурного развития".
Ярко выраженное стремление кряшен отмежеваться от татар,
да еще в год переписи населения, мягко говоря, не нашло поддержки
националов, называющих себя при необходимости татарской интеллигенцией.
Мало им что ли булгар, не желающих считать себя наследниками Золотой
Орды, прямыми потомками Бату хана, раззорившего и уничтожившего
Волжскую Булгарию - родину их предков. И через суды добивающихся
права называться булгарами, а не татарами. А тут еще кряшены взялись
покушаться "на целостность татарского суперэтноса". Конечно
же, не сомневаются татарские националы, подзуживаемые исключительно
Москвой. "Московские демократы сегодня пытаются рассорить народы,
которые на протяжении веков жили одной духовностью и культурой,
хотят растащить татарский народ на многие этнические группы",
- выражает общее мнение националов народный депутат Туфан Миннуллин.
Туфану бы поискать в родных ему духовных сферах (драматург
все-таки) ответ на вопрос, почему кряшены изо всех сил стараются
отмежеваться от татар. Может быть, все дело в пропорциях? У татар
одна мечеть на каждые полторы тысячи населения. У кряшен одна церковь
в Казани и еще три в деревнях, а всего кряшенских деревень - 198.
А разве мало кряшен в крупных промышленных центрах республики? Вот
и молитесь - на каждые пятьдесят тысяч кряшен всего одна церковь.
Нет кряшен во власти, хотя сама власть постоянно говорит "от
имени многонационального народа Татарстана". Да и среди народных
депутатов все только туфаны. "Через 30-40 лет кряшен не будет",
- не скрывает своих истинных намерений поэт-гуманист-депутат в интервью
местной телекомпании. Что ждет сепаратистов: банальная депортация?
Примитивный отстрел? Ради сохранения единого и неделимого татарского
народа все средства хороши.
Вера ПОСТНОВА. "Независимая
газета" 11 марта 2002 года
|