|
|
Что
происходит с благосостоянием россиян? |
|
Над темой работал Игорь ПОЛЯКОВ
|
Август-98: кризис "ранней" модели благосостояния
Кризис благосостояния 1998-1999 годов, последовавший
за девальвацией рубля и волной инфляции, затронул все стороны экономического
положения населения, в том числе, и механизмы взаимодействия государства
и населения, предприятий и занятых на них работников. Это был некий
рубеж, разделивший два крупных этапа в становлении новой российской
модели благосостояния.
Во время кризиса 1998 года произошло сильное сжатие
реальных доходов, одно из самых значительных за 90-е годы.
Реальные доходы населения (денежные доходы, скорректированные
на инфляцию) стали уменьшаться непосредственно в начале 1998 года,
но наиболее резкое их сокращение произошло в период с августа по
декабрь. За весь следующий, 1999 год, они также практически не росли.
В среднем за 1998 год реальные доходы были на 13,6% ниже, чем за
1997 г., а в 1999 году уменьшились еще на 12,8%. С 2000 года источники
доходов стали восстанавливаться и рост реальных доходов возобновился.
В итоге, их уровень в 2000 году составил 85% от уровня 1997 г.
Главной чертой кризиса, отличающей его от аналогичных
процессов в 1992 и 1995 годах, стало сжатие, хотя и в различной
степени, практически всех основных элементов доходов - оплаты труда,
пенсий и социальных пособий, предпринимательских доходов, доходов
от собственности (рис. 1).
Рисунок 1. Реальные доходы, оплата труда, пенсии
(в процентах к уровню декабря 1997 года)
Остроту снижению реальных доходов придавало то, что
очень резко упала реальная оплата труда (с корректировкой на уровень
инфляции) - основной источник доходов для наемных работников. Причина
была вполне очевидной: в конце 1998 - середине 1999 года и предприятия,
и государство восстанавливали, в первую очередь, уровень "своих
" доходов, а не доходов занятых на них работников. После этого,
с осени 1999 года, сначала предприятия, а затем - в 2000 году -
и бюджет, стали проводить значимую индексацию оплаты труда. Тем
не менее, в 2000 году среднегодовая реальная оплата труда все равно
оказалась на пятую часть меньше, чем в 1997.
Таблица 3. Динамика денежных доходов, расходов и рублевых
вкладов населения в процентах к предыдущему году
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Денежные доходы всего
|
104,1
|
86,4
|
85,2
|
115,2
|
в том числе:
|
Оплата труда
|
99,4
|
83,9
|
80,1
|
118,8
|
Пенсии, пособия, стипендии
|
113,2
|
75,4
|
81,6
|
108,1
|
Предпринимательский доход, доходы от собственности и др.
|
106,8
|
95,2
|
92,8
|
113,8
|
Расходы на товары и услуги
|
105,5
|
96,1
|
85,6
|
110,5
|
Реальные рублевые сбережения
|
111,2
|
60,7
|
109,5
|
122,8
|
По методологии Госкомстата
|
Реальные располагаемые доходы
|
105,7
|
83,8
|
86,2
|
109,3
|
Реальная начисленная заработная плата
|
104,7
|
86,6
|
78
|
120,9
|
Влияние кризиса 1998 года на источники доходов лиц,
не занятых в системе хозяйства, также было очень негативным. Мало
того, что размер пенсий и пособий и до кризиса находился на незначительным
уровне, он еще и сократился в 1998 году на 40%, а в 1999 - еще на
5%.
Кризис сократил и доходы предпринимателей. Общий объем
предпринимательских доходов и доходов от собственности за 1998-1999
годы снижался (с учетом инфляции) на 7-8% ежегодно. Можно предположить,
что доходы крупных предпринимателей в целом не очень сильно изменились,
тогда как доходы мелких и средних собственников (а таких - преобладающее
большинство) - заметно снизились. Тем не менее, предприниматели,
если рассматривать их в целом как социальную группу, меньше других
пострадали от кризиса. Уже в 1999-2000 годах доля доходов этой социальной
группы выросла до 40-42% (вместо 35-38% в прежние годы).
Падение общего объема реальных доходов сопровождалось
обеднением населения. Инфляционный рост уровня прожиточного минимума
составил 2,2 раза, а номинальные среднедушевые доходы возросли всего
в 1,7 раза. В результате резко ухудшилось соотношение среднедушевых
доходов и стоимости минимально необходимого набора товаров и услуг
(рис.2).
Рисунок 2. Соотношение основных источников доходов и
соответствующего прожиточного минимума
В некоторых сферах занятости к концу 1999 года оплата
труда стала даже ниже прожиточного минимума для трудоспособного
возраста: в образовании и сфере культуры - на 16-18%, в здравоохранении
- на 8%. Уровень пенсий в 1999 - 2000 годах не превосходил 85% стоимости
прожиточного минимума пенсионеров.
|