Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1015 - 1016
16 января - 29 января 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Довольны ли россияне здравоохранением?

Самооценка здоровья и выбор стратегий лечения у россиян

О медицинских привычках россиян

Мнение населения Республики Беларусь о собственном здоровье и системе здравоохранения

Мама, папа, я – культурная семья: большинство родителей в Год семьи хотят посещать культурно-досуговые мероприятия


Google
Web demoscope.ru

Мама, папа, я - культурная семья: большинство родителей в Год семьи
хотят посещать культурно-досуговые мероприятия

Более половины россиян (59%) слышали о том, что 2024 год объявлен Годом семьи в России. По мнению большинства, в этот год в особом внимании и поддержке нуждаются многодетные семьи (57%) и те, кто воспитывает детей с инвалидностью (53%). В отношении собственного участия в мероприятиях, приуроченных к Году семьи, россияне, имеющие детей, больше заинтересованы в посещении культурных событий (61%).

Более половины россиян (59%) слышали о том, что 2024 год будет Годом семьи в Российской Федерации. Среди семей с детьми осведомленность об этом немного выше – 62%. Также информированность выше среди россиян старше 55 лет (68%).

Не слышали о Годе семьи 41% опрошенных. Прежде всего это молодежь от 18 до 24 лет (58%), жители Северо-Кавказского федерального округа (58%), неработающие россияне (55%) и респонденты, не имеющие детей (52%).

По мнению большинства россиян, при расширении мер государственной поддержки в Год семьи главными адресатами дополнительной помощи должны стать многодетные семьи (57%) и семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью (53%). Более трети опрошенных считают, что также в приоритете должны быть молодые родители (41%), а также матери или отцы-одиночки (37%). Каждый пятый заявляет, что помощь от государства больше требуется семьям военнослужащих (22%).

Взгляды имеющих и не имеющих детей на приоритетные категории различаются. Первые считают, что дополнительную помощь важнее оказать многодетным, вторые – семьям, в которых есть ребенок-инвалид. Также семейные россияне в 1,5 раза чаще говорят о необходимости помогать семьям военнослужащих (26% против 16% среди тех, кто не имеет детей).

В рамках исследования у россиян, имеющих детей, также спрашивалось, какие мероприятия, приуроченные к Году семьи, им были бы интересны для участия.

Большинство родителей отметили, что им было бы интересно в Год семьи получить возможность посетить культурно-досуговые мероприятия для детей (концерты, театральные постановки и т.д. – 61%). На втором месте – образовательные мероприятия. Запрос на лекции, семинары или курсы для родителей выражают 46% опрошенных. Третью строчку рейтинга востребованных активностей занимают семейные спортивные мероприятия, спортивные конкурсы или соревнования, в них потенциально хотели бы принять участие 40% россиян, имеющих детей.

В меньшей степени представителям семей с детьми интересны:

  • творческие конкурсы для семей (36%),
  • встречи с представителями профильных государственных ведомств, занимающихся вопросами поддержки семей (34%),
  • образовательные мероприятия для будущих родителей (23%).

Многодетные родители чаще других демонстрируют интерес к образовательным (52%) и спортивным (47%) мероприятиям, а также к встречам с представителями профильных государственных ведомств (41%). Родители, у которых 1-2 ребенка, больше заинтересованы в посещении культурных событий (61%) и образовательных мероприятий (45%).

Кроме того, большинство россиян, имеющих детей (88%), выражают сильный запрос на получение максимально подробной информации о мерах поддержки и мероприятиях, приуроченных к Году семьи.

Галина Карелова, председатель Совета Евразийского женского форума, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

«Своевременное и полезное исследование. Выделю три важных аспекта. Первый – потребность в информации: 88% опрошенных заинтересованы в получении максимально подробной информации о мерах поддержки и мероприятиях, приуроченных к Году семьи. Второй аспект – выбор адресатов новых мер поддержки. По мнению большинства, главными адресатами дополнительной помощи должны стать многодетные семьи (57%) и семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью (53%). И третий – культурные предпочтения родителей, которые должны стать ориентиром для организации детских мероприятий».

Ирина Гильдебрандт, директор направления стратегических проектов Аналитического центра НАФИ:

«По итогам исследования мы видим, что большинство российских родителей хотят знать больше о мерах поддержки для семей с детьми и мероприятиях, которые запланированы к реализации в рамках Года семьи. Россияне с детьми хотят участвовать в культурных и образовательных активностях, а также рассчитывают на приоритетную государственную поддержку для многодетных семей. На наш взгляд, властям стоит обратить внимание на особенности заинтересованности россиян с детьми и сделать акцент при проведении Года семьи именно на те мероприятия и меры поддержки, которых российские родители ждут больше всего».

Таблица 1. «Знаете ли Вы или слышите сейчас впервые, что 2024 год в России объявлен Годом семьи»?», в % от всех опрошенных и от тех, кто имеет или не имеет детей

 

% от всех россиян

% от имеющих детей

% от не имеющих детей

Знаю

59

62

48

Слышу сейчас впервые

41

38

52

Таблица 2. «В течение 2024 года государство планирует расширить различные меры поддержки семей. Каким категориям семей должна оказываться поддержка, по Вашему мнению?», в % от всех опрошенных и от тех, кто имеет или не имеет детей*

 

% от всех россиян

% от имеющих детей

% от не имеющих детей

Многодетные семьи

57

59

51

Семьи, в которых есть ребенок-инвалид

53

52

56

Молодые семьи

41

42

41

Одинокие родители

37

36

42

Семьи военнослужащих

22

23

16

Другое

3

3

2

Затрудняюсь ответить

5

5

4

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.

Таблица 3. «В рамках «Года семьи» будут проводиться различные мероприятия для семей с детьми. Какие мероприятия, активности были бы интересны для участия вместе с детьми?», в % от представителей семей с детьми*

 

%

Культурные мероприятия для семей с детьми (концерты, театральные постановки)

61

Образовательные мероприятия для родителей с детьми

46

Семейные спортивные мероприятия, соревнования

40

Конкурсы (творческие, спортивные) для семей

36

Встречи с представителями профильных государственных ведомств, занимающихся вопросами поддержки семей

34

Образовательные мероприятия для будущих родителей

23

Никакие из перечисленных

4

Другое

0

Затрудняюсь ответить

4

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.

Таблица 4. «Хотели бы Вы получать больше информации о мерах поддержки семей и мероприятиях, приуроченных к Году семьи?», в % от представителей семей с детьми


%

Да

88

Нет

12

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2023 г. Опрошены 1600 человек от 18 лет и старше из всех регионов Российской Федерации. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Аналитический центр НАФИ, 9 января 2024 г.
Подробнее см.: https://nafi.ru/analytics/mama-papa-ya-kulturnaya-semya-bolshinstvo-
roditeley-v-god-semi-khotyat-poseshchat-kulturno-dosugovye/


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887