Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1015 - 1016
16 января - 29 января 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Довольны ли россияне здравоохранением?

Самооценка здоровья и выбор стратегий лечения у россиян

О медицинских привычках россиян

Мнение населения Республики Беларусь о собственном здоровье и системе здравоохранения

Мама, папа, я – культурная семья: большинство родителей в Год семьи хотят посещать культурно-досуговые мероприятия


Google
Web demoscope.ru

Довольны ли россияне здравоохранением?

В рамках проекта «Социальная динамика» ЦСП «Платформа» и компания онлайн-исследований «ОнИн» (Онлайн Интервьюер) представляют исследование, посвященное тому, как россияне оценивают работу системы здравоохранения в стране.

Ключевые выводы и тезисы:

  • Россияне склоняются к скорее негативной оценке системы здравоохранения в стране (54% скорее недовольны ее работой) – несмотря на это, предпочитают посещать государственные поликлиники, а не частные медицинские организации (71% против 23%).
  • Группу критиков формируют респонденты среднего и старшего возраста, а также люди с низкой самооценкой здоровья. В основе группы поддержки – молодежь и люди с хорошим самочувствием.
  • Динамика улучшений сильнее всего проявлена в цифровизации медицины (61% отметили электронную запись как позитивное изменение) и обновлении инфраструктуры (57% – ремонт поликлиник и больниц, 46% – улучшение технической оснащенности). Среди наиболее заметных ухудшений оказались рост цен на лекарства (83%), а также дефицит кадров и снижение их квалификации (65% и 54% соответственно).
  • Сильно закреплен стереотип о распространенности коррупции в медицине (42% считают, что она распространена сильно, 46% – что иногда встречается). Кроме того, больше трети россиян (39%) утверждают, что сталкивались с ней на личном опыте.

Оценка государственной системы здравоохранения

Население России, скорее, склонно к негативной оценке работы системы здравоохранения, однако нельзя сказать, что это устойчивая критическая позиция, – перевес небольшой: 44% скорее довольны и 54% скорее недовольны; группа поддержки достаточно высока – сопоставима с долей критиков. В целом в той или иной мере проявленное критическое отношение к государственной медицине является общемировой тенденцией.

Если среди мужчин распределение на довольных и недовольных практически равное (49% на 48%), то женщины скорее недовольны (39% к 59%) – вероятно, женщины чаще посещают медицинские организации (по крайней мере, они чуть более склонны к профилактическим мерам и ранней диагностике), в том числе из заботы о детях: чем шире опыт взаимодействия, тем выше вероятность столкнуться с негативными ситуациями.

Наблюдается также поколенческое различие: с увеличением возраста растет инедовольство. В категории 18-24 года 64% довольных, среди респондентов 55 лети старше – 36%. Пожилые люди чаще сталкиваются с проблемами со здоровьем, а чем хуже самооценка здоровья респондента, тем более критично он оценивает систему здравоохранения. Кроме того, влияние может оказывать память о советской системе и стереотип «раньше было лучше».

Вы в целом довольны или недовольны работой системы здравоохранения в нашей стране?
(% опрошенных, один ответ)

В среднем динамике изменений в системе здравоохранения за последние несколько лет большинство россиян не дают однозначной оценки: 41% считает, что что-то стало лучше, что-то хуже, 23% отмечают изменения к лучшему, 27% – к худшему.

Мужчины чаще женщин склонны оценивать перемены положительно: 27% против 19%. И вновь с возрастом растет негатив, чаще всех позитивную динамику наблюдают респонденты в возрасте 18-24 лет (37%). Вероятно, подобное распределение связано в том числе с характером изменений: цифровизация системы для молодых людей более понятна и ожидаема.

Как вы считаете, изменилась ли система здравоохранения в России за последние несколько лет?
(% опрошенных, один ответ)

Наиболее заметными улучшениями в системе здравоохранения для респондентов оказались такой визуально фиксируемый фактор, как улучшение инфраструктуры поликлиник и больниц, и повышение качества обслуживания. В качестве основных проблем были обозначены рост цен на лекарства и усугубление кадрового вопроса, актуального сейчас для многих профессиональных сфер в стране.

Раскрывая двойственность оценки динамики обслуживания, стоит указать, что среди положительных изменений лидирует технологический фактор (ввод электронной записи), тогда как главной негативной стороной является человеческий фактор (ухудшение отношения к пациентам), более сложный для объективного измерения.

Актуальные улучшения в системе здравоохранения в первую очередь ожидаемо замечают жители Москвы (57% довольных; 37% считают, что система изменилась к лучшему за последние годы) – результат активной реконструкции городских поликлиник и развития электронных сервисов.

Топ-5 изменений
(% опрошенных, любое количество ответов; вопрос задавался тем, кто отмечал,
что система здравоохранения изменилась)

Доступность лекарств

Больше половины россиян (57%) не испытывают проблем с медикаментами, 39% отмечают, что некоторые необходимые препараты на текущий момент в аптеках купить сложно или невозможно. Менее всего вопрос лекарств волнует респондентов в возрасте 18-24 лет (64% считают, что все необходимое есть в наличии) – вероятно, молодые люди еще не успели столкнуться с потребностью иметь дома расширенную аптечку.

Доступность лекарств определяется не только наличием препаратов в аптеках, но и их стоимостью, отсутствием более дешевых аналогов – среди респондентов с уровнем дохода ниже среднего 52% испытывают затруднения с покупкой.

Оценка доступности медикаментов тесно связана с самооценкой здоровья: дефицит препаратов замечают 31% среди тех, кто считает состояние своего организма хорошим, и 53% среди тех, кто испытывает проблемы со здоровьем, – чем серьезней нарушения, тем более специфические препараты могут требоваться (например, от единственного иностранного производителя).

Можете ли вы и ваши близкие купить в аптеках необходимые препараты?
(% опрошенных, один ответ)

Уровень доверия российским медикаментам за последние несколько лет не изменился среди половины россиян (54%). Но все-таки можно отметить определенную положительную динамику: 30% стали доверять больше, 12% – меньше. Возможно, расширение фармацевтических производств в стране и постепенное привыкание к национальным брендам дало свой эффект. Однако не все еще склонны принимать продукты импортозамещения, также наблюдается связь с самооценкой здоровья: чаще отмечают рост доверия респонденты с хорошим самочувствием. Вероятно, это может быть связано с тем, что некоторые «сложные» лекарства – дженерики или оригинальные препараты – Россия начала выпускать совсем недавно, гражданам сложно оценить эффективность.

Доверие государственной медицине

При выборе медицинского учреждения респонденты чаще отдают предпочтение государственным клиникам. Приблизительно четверть (23%) опрошенных выбирают частную медицину. Такая тенденция прослеживается во всех регионах, как в крупных, так и в малых городах.

На предпочтение типа медицинского учреждения самооценка здоровья не оказывает влияния: государственные клиники одинаково часто выбирают как те, кто доволен своим состоянием, так и те, кто нет (70-73%). Однако играет роль оценка системы здравоохранения: чем ниже уровень удовлетворенности, тем больше респонденты склонны к выбору частных организаций. Материальное благополучие также является одним из значимых факторов: к частным специалистам несколько чаще обращаются те, кто может себе это позволить. И все же в целом наблюдается довольно устойчивый выбор в пользу государственных поликлиник. Это может объясняться общим социально-экономическим фоном и растущей стоимостью добровольного медицинского страхования.

Коррупция в здравоохранении

Большинство россиян уверены, что коррупция так или иначе присутствует в нашей системе здравоохранения: 42% считают, что она сильно распространена, 46% – что иногда встречается в отдельных сферах, лишь 4% – что ее нет совсем. Люди среднего и старшего возраста более склонны к критической позиции, чем молодежь. Вероятно, отчасти это связано с личным опытом столкновения с коррупцией в медицине – об этом они также говорят чаще, чем молодые люди. Однако разница в опыте не такая значительная, чтобы утверждать, что это единственный фактор, определяющий процент уверенных в распространенности коррупции.

Значимую роль в оценке распространенности коррупции в медицине играют стереотипы – утверждают, что сталкивались с ней лично, меньше респондентов (39%), чем уверены в ее существовании (88%).

Прогноз

Ожидания от будущего медицины в России не определены: 30% респондентов считают, что система здравоохранения улучшится, 27% – что ухудшится, 33% – что останется без изменений. Предположения о будущем тесно связаны с оценкой настоящего. Молодежь настроена более оптимистично: как отмечалось выше, молодые люди выше оценивают изменения последних лет – среди группы 18-24 лет 46% предвосхищают дальнейшие улучшения. В географическом разрезе позитивных изменений больше ожидают на Кавказе (44%) и в Москве (39%).

Информирование населения

Мнения о том, необходимо ли больше рассказывать о работе системы здравоохранения, разделились почти поровну: 49% россиян считает, что да, 42% отмечают, что информации достаточно.

Целевая аудитория сообщений о нововведениях, правах и возможностях пациента, научных достижениях – старшее поколение, запрос на расширение информирования усиливается с возрастом (56% среди людей старше 45 лет считают, что нужно больше рассказывать о медицине, среди респондентов в возрасте 18-24 лет таких 28%).

Всероссийский онлайн-опрос проведен в ноябре 2023 года. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Выборка объемом в 1200 респондентов, квотированная по социально-демографическим параметрам, типу населенного пункта и федеральным округам.

Центр социального проектирования «Платформа», 18 декабря 2023 г.
Подробнее см.: https://pltf.ru/2023/12/18/dovolny-li-rossiyane-zdravoohraneniem/


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887