Эксперт назвала способ закрыть дефицит кадров
с помощью трудовых мигрантов
Закрыть дефицит кадров можно за счет привлечения
мигрантов из визовых стран, считает Екатерина Хейфец - ведущий аналитик
направления "Экономика и социальное развитие" Центра стратегических
разработок.
В последние десятилетия миграционные процессы во всем мире являются
одновременно и одним из ключевых политических вызовов из-за необходимости
адаптации иностранцев, и возможностью для развития за счет решения
проблемы "кадрового голода".
Россия не исключение, и вопрос миграционной политики и интеграции
иностранных граждан в социально-культурное пространство становится
все более актуальным. Это обусловлено несколькими факторами, включая
повышенный спрос на качественную рабочую силу для строительства
и модернизации инфраструктуры, ликвидацию дефицита трудовых ресурсов
в различных отраслях экономики, а также стимулирование инновационного
развития и улучшения инвестиционного климата. В настоящее время
вопрос качественной трудовой миграции остается открытым и требует
прозрачных и понятных правил для осуществления деятельности в России.
Однако необходимо избежать стихийного притока мигрантов, который
может привести к неэффективному использованию их потенциала и концентрации
в определенных отраслях и регионах.
Хотя влияние миграционной ситуации и политики на развитие экономической
и социальной сферы в стране очевидно, тем не менее, нельзя говорить
о сильной зависимости экономики России от иностранной рабочей силы.
По данным МВД России за 2022 год, число трудовых договоров с иностранными
гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность
на территории страны, составило почти 2,1 млн. штук. В то время
как численность рабочей силы в целом в России, согласно данным Росстата,
составляет 74,8 млн человек, таким образом текущая доля мигрантов
на российском рынке труда составляет меньше 3%.
При этом в некоторых отраслях экономики: строительство, обрабатывающие
производства, торговля, услуги (ЖКХ, клининг), доля иностранной
рабочей силы больше, чем в других отраслях, однако и там их доля
не превышает и 10% от совокупной рабочей силы, занятой в отрасли.
Ни в одной отрасли экономики и ни в одном регионе России иностранные
работники не играют определяющей роли, поэтому нельзя заявлять,
что сокращение трудовых мигрантов даже на 1% критично для экономики
всей страны. В среднесрочной перспективе экономика страны может
обойтись без значительного привлечения рабочей силы.
Тем не менее, проблема дефицита кадров в России продолжает сохраняться.
По данным Росстата, потребность организаций в работниках для замещения
вакантных рабочих мест по всем видам деятельности на конец осени
2022 года составлял 5,4% от общего числа рабочих мест. Впрочем,
в настоящий момент существуют отдельные отрасли, которые больше
других нуждаются в кадрах: туризм (потребность в замещении вакантных
мест - 11,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом
(потребность в замещении вакантных мест - 10,9%), административная
деятельность (потребность в замещении вакантных мест - 8,9%), строительство
(потребность в замещении вакантных мест - 7,5%) и оптовая и розничная
торговля (потребность в замещении вакантных мест - 7,5%). Наиболее
востребованные профессиональные группы при этом специалисты высшего
уровня компетенций, а также квалифицированные рабочие промышленности,
строительства и транспорта.
Ситуация на региональном уровне также крайне неоднородна. Самая
высокая потребность рабочей силы наблюдается в таких регионах, как
Севастополь (потребность в замещении вакантных мест - 10,3%), Ивановская
область (8%), Московская область (8%), Приморский край (8%) и Чукотский
автономный округ (7,9%). При этом наиболее востребованными профессиональными
группами в этих регионах являются неквалифицированные рабочие, специалисты
среднего уровня квалификации, квалифицированные работники, сельского
хозяйства, квалифицированные рабочие промышленности, строительства,
транспорта, операторы производственных установок и машин, сборщики
и водители.
Одним из способов привлечения квалифицированных кадров в страну
может стать стимулирование трудовой миграции из визовых стран. В
настоящее время более 85% всего миграционного прироста иностранных
граждан обеспечивается гражданами стран СНГ, на прочие зарубежные
страны приходится только 15%. Трудовая миграция из стран СНГ в Россию
- крупнейший экономический центр для многих бывших советских республик,
является неотъемлемой частью миграционного процесса, который характеризуется
перемещением населения с периферии к центру.
Почти четверть совокупного миграционного прироста составляют граждане
Таджикистана (23%), на граждан Киргизии, Армении, Казахстана и Узбекистана
приходится от 10 до 15% соответственно. Многие мигранты, приезжающие
в Россию из стран СНГ, обладают средним общим и средним профессиональным
образованием. Иностранцы с высшим образованием прибывают в основном
из Украины, Казахстана, Таджикистана и Беларуси. Среди граждан стран,
не входящих в СНГ, больше всего иностранцев со средним общим и средним
профессиональным образованием, а также высшим образованием. Иностранные
граждане стран, не входящих в СНГ, по данным 2021 года с высшим
образованием прибывали из Грузии, Турции, Китая, Германии, Латвии,
Вьетнама и Сирии.
Учитывая значительную долю мигрантов без высшего образования, одним
из потенциальных источников квалифицированных мигрантов может стать
миграция из визовых стран. Во-первых, это позволит решить проблему
нехватки рабочей силы и узко профилированных специалистов в некоторых
отраслях экономики, особенно в сфере IT, строительстве, туризме
и индустрии гостеприимства. Во-вторых, это может стимулировать экономический
рост и развитие регионов, где есть потребность в рабочей силе. В-третьих,
это может способствовать культурному обмену и укреплению дружественных
отношений между странами. Однако для расширения трудовой миграции
из визовых стран необходимы соответствующие меры поддержки и обеспечения
правовой безопасности со стороны государства. В частности, это может
быть упрощение процедуры получения визы и разрешения на работу для
иностранных работников особенно для тех, кто уже обучался в России,
а также создание условий для развития адаптации и интеграции в российское
общество.
Вторым направлением развития миграционной политики является развитие
цифровизации сектора государственного управления в России в сфере
миграции. Цифровые сервисы позволяют повышать эффективность оказываемых
услуг мигрантам и организациям, использующих труд иностранных работников
за счет увеличения скорости обмена информацией, в том числе на межгосударственном
уровне. Кроме того, оцифровка многочисленных данных об иностранных
граждан существенно расширит возможности по оценке влияния миграции
на экономическую и демографическую конъюнктуру в стране.
Ирина ЖАНДАРОВА. Российская газета, 11 июня 2023
года