… о жалобах
на лечение сердечно-сосудистых заболеваний
Медпомощь сбилась с сердечного ритма
Пациенты жалуются на нарушения при лечении
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) выявил в прошлом году 370
тыс. нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми
заболеваниями (ССЗ). Это на треть больше, чем годом ранее, и почти
на 40 тыс. больше, чем в допандемийном 2019 году. Страховщики зафиксировали
наибольшее за последние годы число жалоб на качество медпомощи кардиологического
профиля - почти 140 тыс. Кроме чисто медицинских жалоб пациенты
говорят про сложности с записью к врачу, слишком долгое ожидание
приема - и необходимость платить за медпомощь, которая по закону
должна быть бесплатной. Врачи-кардиологи ставят представленную статистику
под сомнение, но признают проблемы со своевременным переводом пациентов
в вышестоящую организацию и их лекарственным обеспечением, хотя
отмечают, что в ряде регионов, например в Москве, для них находят
решения.
В прошлом году число нарушений при оказании медицинской помощи по
профилю "кардиология" выросло более чем на треть по сравнению
с 2021 годом - до 370 тыс., рассказали "Ъ" во Всероссийском
союзе страховщиков. В 2020 году страховые компании зафиксировали
260 тыс. нарушений, а в допандемийном 2019 году - 324 тыс. В ВСС
объясняют такое временное улучшение ситуации снижением числа плановых
госпитализаций во время пандемии COVID-19. В 2022 году объемы плановой
медицины восстановились: так, количество визитов к врачу в рамках
диспансерного наблюдения выросло примерно на 20%.
Негативная тенденция, утверждают страховщики, продолжается и в этом
году: в первом квартале выявлено уже 90 тыс. нарушений.
Наиболее часто пациенты обращались в медучреждения с жалобами на
ишемическую болезнь сердца, перенесенный в прошлом инфаркт миокарда,
нарушения сердечного ритма, гипертоническую болезнь и сердечную
недостаточность, следует из консолидированных данных страховых компаний,
с которыми ознакомился "Ъ". Самые частые нарушения при
оказании амбулаторной медпомощи кардиологическим больным были связаны
с превышением сроков ожидания проведения диагностических инструментальных
исследований, несвоевременной постановкой пациента на диспансерное
наблюдение, проблемами преемственности в лечении и отсутствием необходимых
консультаций или консилиумов. Среди самых распространенных нарушений
при оказании медпомощи в стационарах эксперты называют невыполнение
или некачественное выполнение диагностических и лабораторных исследований;
отсутствие в медицинской документации результатов обследований,
осмотров и консультаций, дневниковых записей, позволяющих оценить
динамику состояния здоровья; несвоевременный перевод пациента в
медицинскую организацию более высокого уровня; нерациональное назначение
лекарственных препаратов.
По словам вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова, 2022 год стал для
страховщиков рекордным не только по количеству нарушений, выявленных
в рамках проводимых экспертиз по кардиологическому направлению.
Страховые медицинские организации зафиксировали также наибольшее
за последние годы число обращений с жалобами на качество медпомощи
от пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - почти 140 тыс.
таких обращений, что в 3,5 раза превышает показатель 2021 года.
Среди наиболее частых причин для недовольства застрахованных по
ОМС в сегменте "кардиология" - оказание некачественной
медпомощи, сложности с записью к врачу, слишком долгое ожидание
приема или проведения обследования, а также необходимость платить
за медпомощь, которая по закону должна оказываться бесплатно, рассказали
"Ъ" в ВСС.
Врач-кардиолог клиники "Чайка" Алексей Эрлих считает,
что статистика предоставлена "финансово заинтересованными компаниями,
взимающими с медучреждений штрафы в случае нарушения собственных
стандартов оказания помощи, но не клинических рекомендаций".
Эти две категории, по его словам, "не всегда совпадают".
Из всех перечисленных страховщиками нарушений он выделяет ненаправление
в вышестоящую медорганизацию. "Однако и здесь ситуация не одинаковая
во всех регионах. Например, в Москве, разумеется, направление пациента
в более оснащенные медцентры лишено логистических и иных сложностей",-
заключает господин Эрлих.
Отметим, сердечно-сосудистые заболевания остаются одной из главных
причин высокой преждевременной смертности россиян. Снизить ее должен
федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
В 2021 году в рамках проекта стартовала федеральная программа дополнительного
лекарственного обеспечения пациентов с риском инфаркта и инсульта:
перенесшие инфаркты, инсульты, а также операции на сердце в течение
двух лет после болезни могут получать лекарства. Перечень препаратов
для обеспечения пациентов с ССЗ включает более 30 наименований,
в том числе дорогостоящие тикагрелор, ривароксабан, дабигатрана
этексилат и апиксабан.
На них ежегодно направляют свыше 10 млрд руб., однако самостоятельные
покупки в течение двух прошлых лет оставались высокими, отмечают
эксперты фармрынка, опрошенные "Ъ".
Реальная потребность в них может быть в 2-3 раза выше нынешнего
уровня госзакупок, подтверждает директор по развитию аналитического
агентства RNC Pharma Николай Беспалов. По его оценкам, доля закупок
сердечно-сосудистых препаратов в бюджетном сегменте в прошлом году
не превышала 46% от всего рынка этих наименований в 528 млн руб.
На том же уровне закупки и коммерческие продажи были в 2020 и 2021
годах.
"К сожалению, страховая система выстроена так, что прием специалиста
покрывается ОМС, а покупка лекарств - нет, и это неправильно",-
комментирует ситуацию Алексей Эрлих. Он приводит в пример Москву,
где региональная программа дополнительного лекарственного обеспечения
пациентов с риском инсульта уже спасла "очень многих".
По его мнению, она должна быть тиражирована на другие регионы, "поскольку
не все пациенты могут позволить себе тратить 3-4 тыс. руб. в месяц
на лекарства".
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев отмечает,
что чаще всего лекарства из перечня пациенты покупают самостоятельно
из-за недостаточной информированности либо если лечатся в частной
клинике. Существует и проблема низкой приверженности пациентов лечению,
когда препарат принимается полгода вместо положенных двух лет. Кроме
того, продолжает господин Жулев, даже действующие программы дополнительной
поддержки доступны не всем: "Пока что пациентов с хронической
сердечной недостаточностью не включили в льготную программу. В нее
входят лишь те, кто перенес острые состояния, такие как инфаркт
или инсульт".
Александр ОСИПОВ, Наталья КОСТАРНОВА.
Коммерсантъ, 15 мая 2023 года