|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Lucie Bryndová, Lenka Šlegerová,
Jana Votápková, Pavel Hroboň,
Nathan Shuftan, Anne Spranger
CZECHIA
Health Systems in Transition
Volume 25 № 1, 2023
WHO, 2023, 266 pages
|
https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/czechia-health-system-review-2023
Показатели смертности и здоровья, 1995-2021
или последний год для которого доступны данные (стр. 8)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2019
|
2020
|
2021
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего*
|
n/a
|
75,1
|
76,1
|
77,7
|
78,7
|
79,3
|
78,3
|
77,4
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины*
|
n/a
|
71,6
|
72,9
|
74,5
|
75,7
|
76,4
|
75,3
|
74,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины*
|
n/a
|
78,5
|
79,2
|
80,9
|
81,6
|
82,2
|
81,3
|
80,6
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины*
|
n/a
|
13,7
|
14,4
|
15,5
|
15,9
|
16,4
|
15,2
|
14,7
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины*
|
n/a
|
17,2
|
17,7
|
19,0
|
19,4
|
20,1
|
19,1
|
18,7
|
Смертность
|
Смертность, СКС на 100000 населения
|
n/a
|
1602,3
|
1518,9
|
1307,4
|
1280,2
|
1182,4
|
n/a
|
n/a
|
Все причины*
|
n/a
|
926,2
|
850,5
|
698,8
|
629,0
|
529,5
|
n/a
|
n/a
|
Болезни системы кровообращения*
|
n/a
|
376,9
|
347,8
|
314,1
|
278,6
|
272,4
|
n/a
|
n/a
|
Болезни органов дыхания*
|
n/a
|
75,6
|
88,5
|
76,4
|
86,6
|
86,4
|
n/a
|
n/a
|
Болезнь Альцгеймера и другие деменции*
|
n/a
|
7,8
|
12,3
|
13,1
|
19,1
|
21,2
|
n/a
|
n/a
|
Сахарный диабет*
|
n/a
|
20,4
|
19,4
|
23,9
|
43,5
|
45,6
|
n/a
|
n/a
|
Инфекционные заболевания*
|
n/a
|
n/a
|
n/a
|
n/a
|
22,6
|
19,8
|
n/a
|
n/a
|
Внешние причины смерти*
|
n/a
|
n/a
|
n/a
|
n/a
|
62,2
|
57,7
|
n/a
|
n/a
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
*
|
7,7
|
4,1
|
3,4
|
2,7
|
2,5
|
2,6
|
n/a
|
n/a
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)**
|
n/a
|
7
|
5
|
4
|
4
|
3***
|
n/a
|
n/a
|
Источники: * Евростат, ** ВОЗ
Примечания: n/a: нет данных; СКС: стандартизированный
коэффициент смертности; *** Данные относятся к 2017 году.
Тенденции в расходах на здравоохранение
в Чехии, 2000-2019 годы (стр. 49)
Расходы
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2017
|
2018
|
2019
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США по ППС
|
924
|
1403
|
1921
|
2441
|
2786
|
3199
|
3477
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,7
|
6,3
|
6,9
|
7,2
|
7,1
|
7,5
|
7,8
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от текущих
расходов на здравоохранение
|
88,7
|
85,2
|
83,1
|
82,2
|
81,8
|
82,7
|
81,5
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных долларах США по ППС
|
820
|
1196
|
1597
|
2008
|
2278
|
2646
|
2834
|
Частные расходы на здравоохранение в % от текущих расходов
на здравоохранение
|
11,3
|
14,8
|
16,9
|
17,8
|
18,2
|
17,3
|
18,5
|
Государственные расходы на здравоохранение в процентах
от общих государственных расходов
|
12,4
|
12,8
|
13,1
|
14,1
|
15,0
|
15,3
|
15,4
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,1
|
5,4
|
5,7
|
5,9
|
5,8
|
6,2
|
6,4
|
Выплаты из собственных средств в процентах от текущих
расходов на здравоохранение
|
10,2
|
11,1
|
15,3
|
14,8
|
14,8
|
14,2
|
14,2
|
Выплаты из собственных средств в процентах от частных
расходов на здравоохранение
|
90,3
|
75,1
|
90,4
|
83,5
|
81,2
|
82,0
|
76,5
|
Частное страхование в процентах от частных расходов
на здравоохранение
|
n/a
|
n/a
|
0,9
|
0,8
|
0,9
|
1,0
|
1,0
|
Примечание: В 2022 году методология Чешского статистического
управления для учета счетов здравоохранения была пересмотрена;
данные за 2017-2019 годы соответствуют этой новой методологии,
хотя предыдущие годы пересчитаны не были
Тенденции текущих расходов на здравоохранение
в доле (%) от ВВП в Чехии и отдельных странах,
2000-2019 гг. (стр. 51)
Примечание: Среднее значение по ЕС было рассчитано
заново после Brexit. CHE - текущие расходы на здравоохранение;
ЕС 27: Европейский союз (27 государств-членов по состоянию
на 2020 год)
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Чехии. Ожидаемая продолжительность
жизни в Чехии росла с 2000 года до начала пандемии COVID-19. Снижение
уровня смертности на четверть, в основном, способствовало увеличению
продолжительности жизни, особенно при заболеваниях системы кровообращения,
хотя они остаются основной причиной смертности и на их долю приходилось
чуть более 40% всех смертей в 2019 году. Большое влияние также оказывают
риски связанные с питанием, употребление алкоголя и табака, и, по
оценкам, почти половина общей смертности в 2019 году была связана
с поведенческими факторами.
В Чехии широкий спектр льгот покрывается системой обязательного
медицинского страхования, которой управляет Министерство здравоохранения.
Руководство системой здравоохранения осуществляется главным образом
на национальном уровне, при этом Министерство здравоохранения играет
важную роль в лицензировании, администрировании и регулировании.
Принципы свободного выбора пациента, высокой финансовой защиты и
всеобщего (и обязательного) членства в фонде медицинского страхования
остаются основой чешской системы, а щедрый пакет льгот приводит
к незначительной роли добровольного медицинского страхования. Существует
также значительная часть населения, освобожденная от уплаты страховых
взносов в связи с отнесением к категории "экономически неактивных"
(включая студентов, пенсионеров и безработных).
Проводимые в Чехии реформы здравоохранения направлены
на укрепление общественного здравоохранения, его финансирования
и предоставления медицинской помощи.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Useful websites
9.3 HiT methodology and production process
9.4 The review process
9.5 About the authors
|