Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1011 - 1012
12 декабря - 25 декабря 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Традиционные ценности, современные цели

Секс в нашей жизни

Отношение к абортам

Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы SuperJob

Уровень инклюзии инвалидов в России


Google
Web demoscope.ru

Традиционные ценности, современные цели

Коротко о главном:

  • Большинство россиян считает важным для России сохранить традиционные, моральные, национальные и религиозные ценности (81%).
  • Главные цели в жизни для россиян – здоровье (58%) и создание счастливой семьи (56%).

На что ориентируемся?..

Ценности общества представляют собой накопленный опыт и мудрость предыдущих поколений. Они помогают нам сохранять свою идентичность, связывать людей вокруг общих целей и создавать стабильность. Традиционные ценности способствуют формированию нравственных принципов и этических норм, которые определяют приоритеты и ориентиры для каждого человека. Для восьми из десяти россиян важно видеть Россию будущего страной, сохранившей традиционные моральные, национальные и религиозные ценности (81%). Чем старше россияне, тем чаще они поддерживают этот тезис (92% среди 60 лет и старше vs. 54% среди 18-24-летних), тогда как молодежь, которая, как правило, в начале жизненного пути находится в поиске ориентиров и смыслов, чаще других говорит, что подобные установки для нее не важны (43% vs. 6% среди 60+). Женщины также чаще мужчин считают необходимым сохранить традиционные, моральные, национальные и религиозные ценности (87% vs. 74%).

…и к чему стремимся?

Самые главные цели в жизни россиян – это здоровье (58%) и создание счастливой семьи (56%). Эти цели можно назвать универсальными, объединяющими, они занимают первые места во всех социально-демографических группах.

В топ-5 целей вошли такие цели как иметь надёжных друзей, заниматься любимым делом (по 31%), иметь интересную работу (26%) и побывать в разных странах мира (25%). По 14% отметили, что стремятся иметь возможность для свободного выражения своей позиции, мнения, иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие, а также получить качественное образование.

Мужчины чаще женщин в жизненные цели включают открытие своего дела (13% vs. 9%), а женщины – здоровье (67% vs.48%).

Жизненные цели имеют выраженную возрастную специфику. Молодежь 18-24 лет ставит перед собой в целом больше целей, они чаще стремятся к целям, связанным с саморазвитием: сделать карьеру (30%), обзавестись полезными знакомствами (29%), получению качественного образования (26%), открытию своего дела (22%). Для них актуальнее и цели гедонистические (иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие – 19%). Но даже для самых молодых россиян (18-24) семья и воспитание детей остаются приоритетной целью в жизни (74%). С возрастом, когда образование получено, карьера понятна, и любимое дело, как правило, уже есть, здоровье и семья становятся основными целями в жизни.

Отметьте, насколько для Вас важно видеть Россию будущего именно такой… Страной, сохранившей традиционные моральные, национальные, религиозные ценности (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, 18-19.03.2023 г. ВЦИОМ Онлайн)


Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Важно (сумма баллов 5- 7 по шкале важности от 1 до 7)

81

74

87

54

62

82

88

92

Не важно (сумма баллов 1-4 по шкале важности от 1 до 7)

17

23

12

43

34

16

10

6

Затрудняюсь ответить

2

3

1

3

4

2

2

2

У каждого человека есть цели в жизни. А какие цели Вы ставите себе? (закрытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных, 13.10.2023 г. ВЦИОМ «Спутник»)


Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Здоровье

58

48

67

50

53

57

60

64

Создать счастливую семью, воспитать детей

56

57

55

74

69

75

53

32

Иметь надежных друзей

31

31

31

37

31

27

36

29

Заниматься любимым делом

31

32

31

25

36

33

35

26

Иметь интересную работу

26

27

26

30

29

40

33

9

Побывать в разных странах мира

25

23

26

20

32

34

24

16

Иметь возможность для свободного выражения своей позиции, мнения

14

14

15

14

18

16

14

11

Иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие

14

15

12

19

12

15

19

8

Получить качественное образование

14

11

15

26

23

20

9

4

Снискать уважение окружающих, признание коллег по работе

11

12

11

10

9

12

14

10

Иметь собственный бизнес

11

13

9

22

22

13

8

2

Сделать карьеру

10

8

12

30

18

14

5

1

Стать богатым человеком

8

11

6

13

15

10

6

2

Обзавестись связями, полезными знакомствами

8

7

8

29

11

11

3

0

Развлечения, удовольствие

3

4

2

5

4

2

3

2

Стать известным

1

2

1

0

4

0

0

0

Иметь доступ к власти

1

1

0

1

1

1

1

0

Попасть в элиту общества

1

1

0

4

2

1

0

0

Иметь хороший достаток, стабильный доход, материальное благополучие (из другого)

3

3

3

2

3

3

4

3

Благополучие семьи, вырастить детей, дать им хорошее образование (из другого)

5

3

6

0

1

4

5

10

Другое

8

7

8

4

5

7

8

10

Затрудняюсь ответить

2

3

2

3

2

0

2

3

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»/Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн» проведен 3 октября 2023 г./18-19 марта 2023 г. В опросах приняли участие по 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ / Метод опроса — интернет-опрос по стратифицированной случайной выборке на основе вероятностной панели. Участники панели рекрутировались в ходе ежедневных всероссийских телефонных (CATI) опросов по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 30 ноября 2023 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887