|
Медицина для всех: мониторинг ВЦИОМ
Коротко о главном:
- 95% россиян обращаются за медицинской помощью по полису ОМС
(+6 п.п. к 2017 г.).
- 43% считают, что в больницах и поликлиниках многие положенные
по ОМС услуги стараются оказать платно (2015 г. — 45%); 34%
уверены, что такие услуги оказывают полностью бесплатно (2015
г. — 45%).
- 28% сообщили, что сталкивались с отказом в получении медицинской
помощи по полису ОМС.
О ситуации в целом…
Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает
гражданам доступ к бесплатному и качественному медицинскому обслуживанию
в государственных медицинских учреждениях. Страхование позволяет
регулировать и организовывать работу системы здравоохранения, создавая
условия для комплексного и своевременного лечения.
За медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису (ОМС) обращается абсолютное большинство
россиян — 95%. В том числе 61% делали это менее года назад (+8 п.п.
к 2017 г.), а каждый пятый — 1-2 года назад (20%).
Согласно самоотчетам респондентов, женщины обращаются
за медицинской помощью по полису ОМС активнее мужчин, за последний
год это делали 70% женщин и 49% мужчин.
И хотя медицинская помощь по системе ОМС предполагает
оказание бесплатных услуг, по мнению наших сограждан, проблема сопутствующих
затрат достаточно распространена в российской системе здравоохранения:
четверо из десяти россиян замечают, что многие положенные по ОМС
услуги стараются оказать платно (43%). За восемь лет распространенность
этого мнения в обществе практически не изменилась (2015 г. — 45%).
Каждый третий сегодня убежден, что медицинская помощь по ОМС полностью
бесплатна для пациентов (34%), в 2015 г. так думал почти каждый
второй (45%); показатель сократился за счет возросшей доли затруднившихся
с ответом (2015 г. — 10%, 2023 г. — 23%).
Чем моложе россияне, тем чаще они говорят о соблюдении
гарантий бесплатного медицинского обслуживания по системе ОМС (среди
молодежи до 25 лет — 45%, в группе старше 45 лет — 31%).
Те, кто получал медицинскую помощь по ОМС совсем недавно,
в течение года, чаще других убеждены в том, что услуги, предоставляемые
базовым пакетом страхования услуг, бесплатны — 39% (vs. 34% среди
всех опрошенных и 27% среди тех, кто обращался 3-5 лет назад).
На оценку ситуации в бесплатной медицине может влиять
уровень дохода. Граждане с хорошим материальным положением более
оптимистичны — 44% из них убеждены, что все услуги по ОМС полностью
бесплатны (vs. 25% в группе с плохим). Среди россиян с плохим финансовым
положением каждый второй говорит о стремлении взимать плату за такие
услуги (55% vs. 32% в группе с хорошим). Связь между оценкой ситуации
в бесплатной медицине и уровнем дохода может быть объяснена тем,
что граждане с хорошим материальным положением чаще могут позволить
себе платные медицинские услуги, а бесплатные услуги по полису ОМС
могут рассматривать как бонус, что позволяет им быть менее требовательными
и более лояльными к системе ОМС в целом.
Урбанизированность также влияет на представления о том,
как обстоят дела с услугами по полису ОМС. Жители обеих столиц и
крупных городов чаще склоняются к тому, что такие услуги полностью
бесплатны (Москва, Санкт-Петербург — 40%, миллионники — 37%, города
с численностью населения 950-500 тыс. чел. — 41% vs. 30-33% в селах
и небольших населенных пунктах до 100 тыс. чел.). Среди жителей
села и населенных пунктов с численностью до 100 тыс. чел. около
половины уверены, что большинство положенных по ОМС услуг стараются
оказать платно (44% и 48% vs. 37-40% в крупных городах и обеих столицах).
Возможно, такие различия — следствие того, что в крупных городах
инфраструктура здравоохранения более развита, люди имеют больше
возможностей выбора медицинского учреждения и врача вблизи от дома
и часто могут найти бесплатные услуги, положенные по полису ОМС.
…и о личном опыте
Семь из десяти россиян никогда не сталкивались с ситуациями,
когда им не была оказана бесплатная медицинская помощь по полису
ОМС (67%). Лично сталкивались с таким более четверти (28%), в том
числе 9% — много раз, а 19% — один или несколько. Чаще других россиян
в таком положении оказывались граждане с низким уровнем доходов
(39% vs. 21% в группе с высокими доходами).
Время последнего обращения за медицинскими услугами
по полису ОМС не влияет на частоту случаев отказа в предоставлении
бесплатной медицинской помощи. С таким примерно одинаково часто
сталкивались посещавшие государственные и муниципальные учреждения
в последний год (30%), 1-2 года (28%) или 3-5 лет (27%). Это свидетельствует
о том, что ситуация, скорее всего, не меняется.
Полис ОМС предусматривает бесплатное предоставление
гражданам определенного объема медицинских услуг. В некоторых случаях
может потребоваться дополнительная оплата определенных процедур,
услуг или препаратов, которые не входят в базовый пакет страхования.
Исследование установило, что подобные ситуации встречаются достаточно
часто. Оплачивать дополнительные к полису ОМС медицинские услуги
приходилось каждому второму россиянину (56%), 37% делали это при
собственном лечении, а 19% — при лечении родственников. Каждый третий
никогда не обращался к платным услугам при получении медицинской
помощи по системе ОМС — 35% (среди россиян старше 60 лет — 41%).
Женщины чаще оплачивали дополнительные услуги при собственном
лечении (41% vs. 32% среди мужчин), а мужчины — при лечении родственников
(22% vs. 16%).
Граждане с плохим материальным положением в целом чаще
сталкивались с необходимостью оплаты дополнительных медицинских
услуг при лечении по полису ОМС (64% vs. 46% в группе с хорошим
материальным положением).
Несмотря на востребованность коммерческого сектора государственной
медицины, большинство россиян считают недопустимым введение платных
медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования
— 76%.
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались
за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские
учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2017
|
2018
|
2019
|
2023
|
Менее года назад
|
53
|
56
|
61
|
61
|
1-2 года назад
|
20
|
18
|
16
|
20
|
3-5 лет назад
|
9
|
11
|
10
|
9
|
6 лет назад и более
|
7
|
7
|
6
|
5
|
Не обращался по полису ОМС
|
6
|
4
|
5
|
3
|
У меня нет полиса ОМС
|
3
|
2
|
2
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
<1
|
1
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались
за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские
учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 и старше
|
Менее года назад
|
61
|
49
|
70
|
59
|
56
|
59
|
57
|
69
|
1-2 года назад
|
20
|
23
|
17
|
23
|
26
|
21
|
19
|
15
|
3-5 лет назад
|
9
|
12
|
6
|
13
|
10
|
9
|
10
|
6
|
6 лет назад и более
|
5
|
7
|
4
|
0
|
4
|
4
|
7
|
6
|
Не обращался по полису ОМС
|
3
|
5
|
2
|
5
|
2
|
2
|
5
|
2
|
У меня нет полиса ОМС
|
1
|
2
|
<1
|
<1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
2
|
1
|
<1
|
1
|
4
|
1
|
1
|
Как, по Вашему мнению, скорее обстоит дело: в больницах
и поликлиниках положенные по ОМС услуги… (закрытый вопрос,
один ответ, % от всех опрошенных)
|
2015 г.
|
2023 г.
|
… оказываются полностью бесплатно
|
45
|
34
|
… или многие положенные услуги стараются оказать платно
|
45
|
43
|
Затрудняюсь ответить
|
10
|
23
|
Как, по Вашему мнению, скорее обстоит дело: в больницах
и поликлиниках положенные по ОМС услуги… (закрытый вопрос,
один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 и старше
|
… оказываются полностью бесплатно
|
34
|
34
|
35
|
45
|
39
|
35
|
31
|
31
|
… или многие положенные услуги стараются оказать платно
|
43
|
44
|
42
|
34
|
44
|
44
|
45
|
43
|
Затрудняюсь ответить
|
23
|
22
|
23
|
21
|
17
|
21
|
24
|
26
|
Как, по Вашему мнению, скорее обстоит дело: в больницах
и поликлиниках положенные по ОМС услуги… (закрытый вопрос,
один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы
обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского
страхования (ОМС)?
|
Менее года назад
|
1-2 года назад
|
3-5 лет назад
|
6 лет назад и более
|
Не обращался по полису ОМС
|
У меня нет полиса ОМС
|
Затрудняюсь ответить
|
… оказываются полностью бесплатно
|
34
|
39
|
30
|
27
|
24
|
18
|
<0
|
12
|
… или многие положенные услуги стараются оказать платно
|
43
|
42
|
45
|
45
|
38
|
50
|
68
|
52
|
Затрудняюсь ответить
|
23
|
19
|
25
|
28
|
38
|
32
|
32
|
36
|
Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуациями, когда Вам не
была оказана бесплатная медицинская помощь по полису ОМС, или не
сталкивались? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто
обращался за медицинской помощью по полису ОМС)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 и старше
|
Да, сталкивался много раз
|
9
|
8
|
10
|
7
|
11
|
8
|
10
|
10
|
Да, сталкивался один или несколько раз
|
19
|
17
|
21
|
16
|
19
|
19
|
20
|
19
|
Нет, не сталкивался
|
67
|
71
|
64
|
71
|
65
|
67
|
65
|
68
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
4
|
5
|
6
|
5
|
6
|
5
|
3
|
Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуациями, когда Вам не
была оказана бесплатная медицинская помощь по полису ОМС, или не
сталкивались? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто
обращался за медицинской помощью по полису ОМС)
|
Все опрошенные
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы
обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского
страхования (ОМС)?
|
Менее года назад
|
1-2 года назад
|
3-5 лет назад
|
6 лет назад и более
|
Затрудняюсь ответить
|
Да, сталкивался много раз
|
9
|
10
|
9
|
8
|
5
|
6
|
Да, сталкивался один или несколько раз
|
19
|
20
|
19
|
19
|
11
|
13
|
Нет, не сталкивался
|
67
|
66
|
67
|
68
|
76
|
72
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
4
|
5
|
5
|
8
|
9
|
За последние 3-5 лет Вам или Вашим родственникам приходилось
или не приходилось оплачивать дополнительные медицинские услуги
при лечении по полису ОМС? (закрытый вопрос, до 2-х ответов,
% от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 и старше
|
Да, приходилось при собственном лечении
|
37
|
32
|
41
|
38
|
41
|
33
|
37
|
38
|
Да, приходилось при лечении родственников
|
19
|
22
|
16
|
16
|
21
|
22
|
19
|
16
|
Нет, не приходилось
|
35
|
32
|
37
|
23
|
24
|
38
|
34
|
41
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
14
|
6
|
23
|
14
|
7
|
10
|
5
|
Как Вы считаете, введение платных медицинских услуг в рамках
обязательного медицинского страхования скорее допустимо или не допустимо?
И, если да, то в каких случаях? (открытый вопрос, до 3-х
ответов, % от всех опрошенных, представлены варианты, набравшие
более 1%)
В качестве дополнительного пакета услуг / в случае желания
пациента, без назначения врача
|
3
|
Для увеличения оперативности / ускорения процессов
|
2
|
В случае невозможности оказания услуги по ОМС (в т.ч. отсутствие
специалистов / лекарств / оборудования и т.п.)
|
2
|
Для повышения качества / более углубленного лечения
|
1
|
В случае сложного / профзаболевания
|
1
|
В случае большой очереди на бесплатную услугу
|
1
|
Допустимо для необязательных медицинских услуг (пластические
/ косметологические операции и т.д.)
|
1
|
В случае желаемого более высокого уровня комфорта
|
1
|
В случае протезирования зубов
|
1
|
В случае оказания услуг на дорогостоящем/высокотехнологичном
оборудовании
|
1
|
Ни в каких случаях не допустимо
|
76
|
Другое
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен
17-18 октября 2023 г. В опросе приняли участие 1708 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — интернет-опрос по стратифицированной случайной
выборке на основе вероятностной панели. Участники панели рекрутируются
в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник»,
который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров
из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории
РФ.
ВЦИОМ, 1 ноября 2023 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/medicina-dlja-vsekh-monitoring
|