Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 851 - 852
16 - 29 марта 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2019 года

Величина миграционного прироста населения России за 2019 год превысила среднее значение за период после ВПН-2010

Наибольший миграционный прирост за 2019 год Россия получила в обмене населением с Украиной - 65 тысяч человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, снизилось в 2019 году на 7%

В 2019 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 76 регионов, за счет обмена с другими регионами России – 19

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжало снижаться в 2019 году

К концу 2019 года число иностранцев с действующим разрешением на работу в России снизилось до 83 тысяч человек, а число иностранцев с действующим патентом превысило 1693 тысяч человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2019 года // Демоскоп Weekly. 2020. № 849-850. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0851/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России, предварительные итоги 2019 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Величина миграционного прироста населения России за 2019 год превысила среднее значение за период после ВПН-2010

В 2019 году сохранялась тенденция прироста населения России за счет положительного миграционного сальдо, которая наблюдается с 1975 года. В середине 1970-х годов потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики СССР стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения из этих республик. После распада СССР сальдо миграции, ставшей теперь международной, резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и от правил регистрации мигрантов и их реализации на практике. В России эти правила неоднократно изменялись в последние годы[1]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[2].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].

В 2011 году, после введения новых правил учета, число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число мигрантов, прибывших в Россию, увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20% (без учета Крыма[5]). Однако в 2015 году, в условиях экономического кризиса и значительного ослабления рубля, число иммигрантов в Россию снизилось на 0,9%, а в 2016 году – еще на 2,7%.

В 2017 году число прибывших в Россию из-за рубежа на постоянное жительство или длительное пребывание вновь немного увеличилось - на 3,0%, до 575 тысяч человек без учета Крыма. После ВПН-2010 это уступает только значению 2014 года (579 тысяч человек). С учетом Крыма число прибывших в Россию увеличилось на 2,4%, до 589 тысяч человек. В 2018 году число прибывших в Россию из-за рубежа, напротив, снизилось на 4,0%, до 566 тысяч человек (на 3,8%, или до 553 тысяч человек без учета Крыма).

По данным за январь-декабрь 2019 года число прибывших в Россию из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание заметно возросло, увеличившись на 23% (696,4 тысячи человек, в том числе 680,3 тысячи человек без учета Крыма).

Число выбывших из России на постоянное жительство или длительное пребывание в других странах изменялось с определенным лагом по сравнению с числом прибывших. В 2011 году оно увеличилось всего на 13%, а в 2012 году в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых по документам закончился. В 2013 году число эмигрантов из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 14%. Рост числа выбывающих из России в 2014-2015 годы был в определенной степени обусловлен ухудшением экономической ситуации в России. Сокращение числа выбывших из России началось годом позже, чем сокращение числа прибывших. В 2016 году число выбывших из России составило 313 против 353 тысяч человек в 2015 году (-11,3%), а без учета Крыма - 311 против 353 тысяч человек (-11,8%). Однако уже на следующий год число выбывших из России вновь заметно повысилось (на 20%), составив за 2017 год 377 тысячи человек (373 тысячи человек без учета Крыма). Быстрый рост числа выбывших сохранялся и в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов (433 тысячи человек без учета Крыма). Это самое высокое число учтенных выбытий из России после 1993 года. В 2019 году число выбывших сократилось на 7% – за январь-декабрь было учтено около 410,6 тысячи человек (403,0 тысячи человек без учета Крыма).

Что касается чистой или нетто-миграции, отметим, что, в результате опережающего роста учтенных прибытий, миграционный прирост населения России за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

С 2014 года возобновилось сокращение миграционного прироста населения России. Его величина без учета Крыма уменьшилась в 2014 году на 8,7%, в 2015 году – на 18,5%, составив, соответственно, 270 и 220 тысяч человек. В расчете на 10 тысяч человек постоянного населения миграционный прирост снизился в 2015 году до 15,3, что ниже значений не только 2011-2014 годов, но и значений миграционного прироста в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам переписей 2002 и 2010 годов. После увеличения в 2016 году (на 12%), в 2017 году сокращение продолжилось, а в 2018 году заметно усилилось – миграционный прирост составил всего 119 тысяч человек без учета Крыма и 125 тысяч человек с учетом Крыма (-41% по сравнению с 2017 годом). Коэффициент миграционного прироста снизился, соответственно, до 7,8 и 8,5 на 10000 человек – более низкие значения регистрировались только в 2001-2005 годах по прежним правилам учета миграции на постоянное место жительства (без учета зарегистрированных на длительное пребывание и без корректировок по данным ВПН-2010).

Значительный рост числа прибывших в Россию за 2019 год при одновременном снижении числа выбывших привел к увеличению миграционного прироста населения в 2,3 раза – до 285,8 тысячи человек (277,3 тысячи человек без учета Крыма), или 19,5 (19,2) на 10 тысяч человек. Такой резкий рост специалисты Росстата связывают с более полным предоставлением органами МВД информации о миграции в результате введения в 2019 году новых форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[6].

Величина миграционного прироста населения России за 2019 год превысила его среднее значение за период после ВПН-2010 на 11%, а с учетом Крыма - среднее значение за 2014-2019 годы – на 22%, оказавшись самым высоким за этот период.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2019* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2019 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2018 годы – по данным годовой разработки, 2019 год - по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений по Крыму); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[7].

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по критериям, измененным в 2011 году, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного снизилась - до 91-92%, в том числе не менее 89% - из стран СНГ.

Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года, являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы эта доля превышала 90%[8]). Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан снизилась вдвое, составив 40% в 2011 году. В последующие годы она продолжала сокращаться, опустившись до 23% в 2014 году, но затем вновь стала расти, увеличившись до 35% в 2018 году.

Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, въезжающих в Россию, напротив, более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 до 50% в 2011 году. К 2014 году она возросла до 68%, а затем постепенно снижалась, опустившись ниже 58% в 2018 году[9].

Среди эмигрантов из России доля направляющихся на постоянное место жительства в страны ближнего зарубежья была заметно ниже до 2011 года, варьируясь от 46% (2004 год) до 67% (2007 год). В 2011 году она составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного учета по месту жительства, и 64% среди всех эмигрантов, учтенных по новым правилам (по месту жительства и месту пребывания сроком 9 месяцев и более). В 2012 году доля выбывших в страны СНГ и Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию повысилась до 80% от общей численности эмигрантов из России и, постепенно увеличиваясь (за исключением 2016 года, когда она снижалась до 84%), достигла почти 89% в 2019 году.

В 2019 году из стран СНГ в Россию прибыло почти 614 тысяч человек, из Грузии – 6,8 тысячи человек, Абхазии – 1,4 тысячи человек, стран Балтии – 3,1 тысячи человек. Из России в другие страны СНГ выбыли 357 тысячи человек, в Грузию – 3,9 тысячи человек, Абхазию – 1,2 тысячи человек, страны Балтии – 2,5 тысячи человек.

Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, выбывающих из России - до 84% в 2015 году против 18% в 2011 году и 2-4% в предшествующие годы. Затем она немного снизилась, составив 80% в 2016 году, но в 2018 году вновь поднялась до 83%. Доля россиян среди эмигрантов, выезжающих за пределы России, напротив, сократилась до 15% в 2015 году. В последние годы она немного повысилась, составив 19% в 2016 году, 18% в 2017 году, 17% в 2018 году[10].

В миграционном приросте населения России доля граждан России вновь начала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до 89%. После расширения критериев миграции снизилась, сократившись до 27% в 2012 году. Затем она стала повышаться: в 2014 году превысила 30%, в 2015-2016 годах составила почти половину, в 2017 году - 61%, а в 2018 году миграционный прирост за счет граждан России даже несколько превысил общий миграционный прирост населения (125,1 против 124,9 тысячи человек) [11].

Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2019* годах, тысяч человек

* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2019 годы – по правилам учета, измененным в 2011 году; 2019 год – по данным за январь-декабрь

Помимо Росстата сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России. По данным за январь-декабрь 2019 года[12], на миграционный учет в регионах России было поставлено 19518 тысячи человек (на 10% больше, чем за январь-декабрь 2018 года), в том числе 18951 тысяча человек, или 97%, - по месту пребывания, 567 тысяч человек, или 3%, - по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (13864 тысячи человек) 40% въехали в Россию с целью работы, 5% - с целью учебы, 30% - с целью туризма, 25% - с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания в 2019 году преобладали иммигранты из Узбекистана (4740 тысяч человек, или 25%), Таджикистана (2653 тысячи человек, или 14%), Китая (2314 тысячи человек, или 12%), опередившего, как и в предшествующем 2018 году, Украину (1508 тысячи человек, или 8%). Число поставленных на учет по месту пребывания из других стран было, по крайней мере, вдвое меньше.

Среди зарегистрированных по месту жительства преобладали прибывшие с Украины (134 тысяч человек), а также из Таджикистана (102), Казахстана (69), Узбекистана (65), Азербайджана (46), Армении (44), Молдавии (27), Киргизии (16) и Белоруссии (15 тысяч человек). Из других стран на постоянное место жительства в Россию переехало менее, чем по 10 тысяч человек.

За январь-декабрь 2019 года снято с миграционного учета 16548 тысяч человек (на 25% больше, чем в 2018 году), принято около 245 тысяч решений о выдаче разрешений на временное проживание (-10%) и 184 тысячи решений о выдаче (первично) видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (-3%). По действующим разрешениям на временное проживание в России проживает почти 420 тысяч человек (-18%), более 626 тысяч (-1%) – по действительным видам на жительство. В то же время было направлено более 250 тысяч представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (-1%).

Значительно возросло число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме, восстановлении, признании), - оно увеличилось до 498 тысяч (на 85% больше, чем в 2018 году).


[1] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[2] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[3] Данные о миграции, приводимые в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», согласно методическим пояснениям, получены в результате разработки документов статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее, до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[4] Чудиновских О.С. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[5] Под Крымом здесь и далее понимаются два субъекта федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, образованные в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 168 в составе Российской Федерации. Первоначально они образовывали Крымский федеральный округ, а с 28 июля 2016 года вошли в состав Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 375.
В целях сопоставимости с данными предшествующих лет (до 2014 года) мы используем там, где возможно и оговаривая это, оценки для населения России без учета этих двух субъектов федерации.
[6] https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b;
https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru
; https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov.
[7] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2019 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2018 гг.»
[8] См., например, «Демографический ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[9] «Демографический ежегодник России. 2019». М., 2019. С. 227.
[10] Там же, с. 228.
[11] Там же, с. 229.
[12] Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации. 22 Января 12:00 - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19364859/, https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения: 13 марта 2020 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.