Для цитирования: Иванов С.Ф. Удастся
ли погаситъ демографический взрыв? // Демоскоп Weekly. 2017. № 743-744.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0743/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Удастся ли погасить демографический
взрыв?
|
Над темой номера работал
|
|
Сергей
ИВАНОВ
|
|
Пойдет ли Нигерия по пути крупных стран
В 1970-2010-х годах рождаемость сократилась в большинтве
регионов Юга, причем не случайно, что относительно благополучные
разивающиеся страны прошли бoльшую часть демографического перехода,
в то время как в наименее развитых странах застойная экономическая
отсталость, бедность и неразвитость социальных институтов обусловили
сохранение архаичного репродуктивного поведения. Так, в Нигерии
традиционный образ жизни большинства населения блокировал воздействие
программы планирования семьи, которая и сама была слабой из-за низкой
эффективности государственных институтов. Но бывает и так, что хорошо
организованная, долгосрочная, добровольная программа планирования
семьи инициирует коренную перестройку поведения даже в условиях
застойной социально-экономическую отсталости. Так, в Бангладеш организованная
еще в начале 1960-х годов программа планирования семьи не только
преодолела разрыв между желаемым и реальным числом детей в семье,
но и способстовала формированию современных репродуктивных установок.
Рождаемость в стране снизилась с 6-7 до 2 детей на женщину (рис.
2). Если бы рождаемость осталась на прежнем уровне, страну ждало
бы 13-кратное увеличение населения в течение 100 лет (1950-2050
годы) и к середине 21 века в самой густонаселенной стране Юга скопилось
бы полмиллиарда жителей.
Рисунок 2. Рождаемость в Бангладеш, Индии, Китае
и Нигерии в 1950-2015 годах, число детей на 1 женщину
Источник: United Nations. World Population Prospects,
The 2017 Revision. New York, United Nations, 2017
Две крупнейшие страны мира – Китай и Индия – встроили
в программы планирования семьи инструменты материального поощрения
и физического принуждения. В Индии правительство приступило к реализации
антинаталистской демографической политики в начале 1950-х годов.
Ее неуспех в сочетании с высокой приоритетностью целей подтолкнул
правительство Индиры Ганди сначала ввести в начале 1970-х годов
денежное поощрение малодетности, а затем принять решение о насильственной
стерилизации двухдетных мужчин. Широкое недовольство программой
стало одной из главных причин отставки правительства в 1978 году.
С середины 1980-х годов индийская национальная программа планирования
семьи, переименованная в программу семейного благополучия, функционирует
на основе добровольности и осуществляется через сотни тысяч местных
центров. Вероятно, коллективная память о давних аберрациях все еще
отвращает значительную часть потенциальных участников от обращения
в центры семейного благополучия. Немалую сдерживающую роль играет
этническое разнообразие и кастовая раздробленность страны, которые
препятствуют унификации репродуктивных установок. Поэтому демографический
переход в Индии затянулся (рис. 2) и через несколько лет страна
станет самой многонаселенной в мире (рис. 3).
Рисунок 3. Численность населения Бангладеш,
Индии, Китая и Нигерии в 1950-2015 гг. (наблюдения) и 2016-2100
гг. (прогноз)
Сценарии прогноза ООН для Бангладеш, Индии и Китая основаны
на среднем варианте динамики рождаемости, для Нигерии – на основе
варианта быстрого снижения рождаемости (1) и сохранения нынешнего
уровня рождаемости (2).
Источник: United Nations. World Population Prospects,
The 2017 Revision. New York, United Nations, 2017.
В Китае запущенная в 1978 году и с 2015 года постепенно
сворачиваемая «политика одного ребенка» основана на прямом вмешательстве
государства в дела семьи путем подавления индивидуальной свободы
выбора. После рождения первого ребенка супруги обязаны использовать
контрацепцию; после рождения второго один из супругов должен подвергнуться
стерилизации. Любая беременность без предварительного официального
разрешения должна быть прекращена абортом. Эти цели достигаются
системой мер поощрения и принуждения. Превышение разрешенного числа
рождений влечет карательные санкции, которые варьируются по провинциям
и включают крупные штрафы, вычеты из зарплаты, лишение работы, конфискацию
или даже разрушение семейного дома или имущества, политические преследования.
Жесткий мониторинг и контроль над индивидуальным поведением осуществляется
многомиллионной сетью ответственных, назначаемых парткомами и встроенных
в вертикаль административного подчинения во главе с центральной
комиссией, имеющей статус министерства. Руководство страны убеждено
в пагубности демографического роста в самой многонаселенной стране
мира и гордится спехами в его прекращении.
Провозглашенная цель достигнута: рождаемость в стране
снизилась до уровня (1,5-1,6 ребенка на женщину - рис. 2) намного
ниже того, который необходим для обеспечения простого воспроизводства
населения. Однако на протяжении десятилетий за скобки было вынесено
демографическое будущее за порогом успешного завершения программы.
Будущее, между тем, очевидно: население будет стареть, трудовые
ресурсы вскоре начнут сокращаться, а потом развернется депопуляция
страны: к концу столетия численность населения Китая сократится
на 400 млн. человек по сравнению с ныне достигнутым историческим
максимумом (рис. 3).
Наряду с этим все очевиднее становятся такие непредусмотренные
социальные последствия китайского варианта демографического перехода,
как селективные аборты; распространение детоубийств; чреватые сильными
негативными последствиями перекосы возрастной структуры; эгоизм
поколений, воспитанных единственными детьми в семье; эрозия коллективистских
жизненных норм и семейных отношений; распространение бедности в
старших возрастных группах.
Несмотря на несомненный демографический прогресс в большинстве
регионов Юга – прежде всего в Азии, самом многонаселенном регионе
мира - демографический взрыв не закончился, но превратился из глобального
в региональное явление. Население Африки к югу от Сахары, а также
наименее развитых стран Азии, быстро растет, уже намного превысив
миллиард человек, т.е. совокупную численность населения глобального
Севера. Стихийное снижение рождаемости в этих странах займет много
десятков лет и на этом пути удастся избежать демографически обусловленных
катастроф только при взаимодействии двух условий: решительного ускорения
модернизации и масштабного развертывания доказавших свою результативность
программ планирования семьи[30].
В противном случае реализуются средний или более высокие варианты
демографического прогноза ООН. Рассчитывать на эмиграцию в направлении
Севера как на клапан перенаселения не приходится, поскольку пропускная
способность такого клапана должна составлять многие десятки миллионов
человек в год, то есть вырасти на порядок по сравнению с нынешним
уровнем.
По среднему варианту, построенному на предположении,
что динамика рождаемости в Нигерии будет соответствовать тренду,
наблюдавшемуся в странах, уже прошедших этот этап демографического
перехода, население страны (по численности в 2007 году превысившее
население России) к середине столетия утроится и достигнет 500 млн.
человек, что равно нынешней численности населения Евросоюза. Но
до сих пор события в стране развивались не по этому «оптимистическому»
сценарию. Рождаемость сокращается медленно и неуверенно и в 2010-2015
годах составляла 5,7 ребенка на женщину (рис. 2). Если этот уровень
сохранится, население Нигерии превысит миллиард человек в начале
2070-х годов, а к концу столетия составит 2,7 млрд – это больше,
чем все население Земли в 1950 году (рис. 3). Это - не безответственная
фантастика, а неизбежная перспектива буксующего демографического
перехода, чреватая катастрофическим ростом смертности, миграционными
цунами, военными агрессиями против соседей и развалом страны, что
может случиться задолго до достижения первого миллиарда.
Вместе с тем это и не роковая неизбежность, ибо сочетание
социально-экономических преобразований, для которых у Нигерии есть
ресурсная база, с умной политикой, использующей накопленный мировой
опыт, даст возможность радикально ускорить демографический переход,
прекратить рост населения и избежать демографической западни. Демографическую
ситуацию в Нигерии делает уникальной сочетание размера населения
с параметрами его воспроизводства. В большинстве стран Африки к
югу от Сахары и в наименее развитых странах Азии рождаемость превышает
пять детей на женщину. Таким образом, кардинальный вопрос, требующий
выработки международного подхода и мобилизации усилий, заключается
в том, как ускорить демографический переход в этих странах Африке
к югу от Сахары, а также в наименее развитых странах Азии[31].
В геостратегических интересах Севера – помочь этим государствам,
а в интересах России принять в этом участие.
[30] United Nations. Accelerating
achievement of the MDGs by lowering fertility: Overcoming the challenges
of high population growth in the least developed countries Population
Facts No. 2010/5. New York, United Nations, 2010. Available at:
http://www.un.org/esa/population/publications/popfacts/popfacts_2010-5.pdf
(accessed 15.09.2016).
[31] Там же.
|