Rambler's Top100

№ 733 - 734
19 июня - 31 июля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

Delayed Registration and Identifying the “Missing Girls” in China

Religion and Fertility in Western Europe: Trends Across Cohorts in Britain, France and the Netherlands

БОНУС: Как отображать последовательности событий


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Автор обзора Наталия КЛИМЕНКО
(Студентка 3 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ)

Religion and Fertility in Western Europe: Trends Across Cohorts in Britain, France and the Netherlands

Peri-Rotem, N. (2016). Religion and Fertility in Western Europe: Trends Across Cohorts in Britain, France and the Netherlands. European Journal of Population, 32(2), 231-265. https://doi.org/10.1007/s10680-015-9371-z

Принято считать, что религия играет все меньшую роль в западноевропейском обществе. Предполагается, что процесс секуляризации в Западной Европе стал одной из причин демографического кризиса в регионе, поскольку ослабело влияние веры на семейные установки личности. Нитзан Пери-Ротем решила проверить этот тезис, проведя ретроспективный анализ уровня рождаемости в зависимости от религиозности женщин определённых христианских конфессий в трёх странах - Великобритании, Нидерландах и Франции. Именно в этих государствах за прошедший век религия наиболее значительно утратила своё влияние на людей. Автор подчеркивает, что демографические тенденции определяет не столько номинальная конфессиональная принадлежность, сколько активность личности как члена религиозного сообщества.

Прошлые исследования показывают, что в целом в Европе христиане склонны иметь большие семьи, нежели атеисты. Во всех трёх странах процент населения, относящих себя к какой-либо религии, достаточно высок (75% всех жителей Франции - католики, в Великобритании и Нидерландах более 50% населения относят себя к Протестантской или Католической церкви). Однако лишь малая часть верующих - каждый пятый в Соединённом Королевстве и Нидерландах и каждый десятый во Франции - посещают религиозные службы регулярно. Поэтому исследователи отмечают, что религиозная самоидентификация перестает относиться к церковным учениям, а превращается в средство осознания себя как части определенной культурной общности. Пери-Ротем подразделяет и католиков, и протестантов на "практикующих" и "номинальных" и изучает внутри каждой группы демографические тренды нескольких поколений на протяжении 1930-1980-х гг. Из исследования, несмотря на общий более высокий уровень рождаемости, исключены мусульманские меньшинства, так как их численность не превышает 10% от общего населения каждой из рассматриваемых стран.

Прежде всего, автор поясняет, что во всех трех странах процент населения, посещающего религиозные службы на регулярной основе, с 1930 по 1970 гг. упал минимум в два раза. В Великобритании женщины-последовательницы католицизма (как "практикующие", так и "номинальные") в среднем имеют больше детей, чем приверженцы протестантизма. Однако этот разрыв со временем сокращается (см. Рисунок 1). Наименьший уровень рождаемости в стране - 1,8 ребёнка на женщину - наблюдается среди "номинальных" протестантов, что сближает их по данному показателю с атеистами.

Рисунок 1. Уровень рождаемости (детей на женщину) в Великобритании по конфессиональным группам и возрастным когортам.

С другой стороны, во Франции и в Нидерландах "практикующие" католики по-прежнему имеют существенно большее количество детей, нежели их "номинальные" единоверцы (см. Рисунки 2; 3). Более религиозные католики в обеих странах склонны иметь 2,4-2,6 ребёнка в семье, в то время как семьи их менее верующих соотечественников насчитывают в среднем 1,8-1,9 ребёнка. Однако в Нидерландах рождаемость у практикующих женщин-протестантов превышает показатель последовательниц католицизма. Высокий уровень рождаемости (более чем 3 ребёнка на женщину) особенно характерен для прихожан голландской реформистской церкви.

Рисунок 2. Уровень рождаемости во Франции по конфессиональным группам и возрастным когортам.

Рисунок 3. Уровень рождаемости (ребёнка на женщину) в Нидерландах по конфессиональным группам и возрастным когортам.

Из исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, отмечается долгосрочная положительная зависимость между степенью религиозности и уровнем рождаемости. Во-вторых, принадлежность к Католической церкви не обязательно влечёт за собой более высокого показателя рождаемости, нежели у протестантов. Так, в Великобритании и Нидерландах тенденции среди этих конфессий противоположные. В-третьих, более религиозные женщины чаще вступают в официальный брак и откладывают рождение детей до момента официального создания семьи. В-четвёртых, пропорция бездетных женщин среди тех, кто привержен какой-либо религии, снижается, а среди нерелигиозных групп, наоборот, растёт. В целом, автор приходит к выводу, что нельзя говорить о едином процессе секуляризации в Европе.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.