|
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
Автор обзора
Дмитрий ОПАРИН
|
Migration and contemporary Muslim space in Moscow. Contextualizing
North Caucasian loud Dhikr and the religious practices of Central
Asian Folk Mullas
|
Oparin, D. A. (2017). Migration and contemporary Muslim space
in Moscow. Contextualizing North Caucasian loud Dhikr and
the religious practices of Central Asian Folk Mullas. Contemporary
Islam, 11(1), 61-80.
https://doi.org/10.1007/s11562-017-0383-9
|
Статья посвящена двум явлениям современной московской
мусульманской жизни: 1) громкому круговому зикру (мусульманская
духовная практика, заключающаяся в поминании Аллаха), практикуемому
чеченцами и ингушами в Исторической мечети, и 2) религиозным практикам
среднеазиатских мулл в Соборной мечети. Автор стремился избежать
проблематизации своего исследования в рамках одного социального
института или одного явления: было важно показать фрагментарность,
а также социальный, этнический, идейный и поведенческий плюрализм
московского мусульманского пространства. Именно поэтому он выбрал
для изучения два разноплановых примера. С антропологической точки
зрения статья показывает, как определенные мусульманские ритуальные
практики производят пространство и конструируют идентичности.
Обе духовные практики популярны и имеют большое значение
для немалого количества московских мусульман, в том числе и тех,
которые не участвуют в них непосредственно. Общность этих двух духовных
практик заключается также и в их маргинальности по отношению как
к институционализированному московскому исламу, так и к набирающим
вес радикальным формам исламских практик и идей. Несмотря на "маргинальность",
практики локализуются в двух центральных мечетях города. Однако
стоит отметить, что зикр проходит в подвале и не получает особенной
поддержки со стороны администрации, а муллы предпочитают проводить
обряды за стенами мечети на улице или в припаркованных напротив
мечети машинах из-за запрета имамов. Таким образом, обе религиозные
практики занимают периферийное положение в рамках пространства мечетей
и локализуются, с одной стороны, в мечети, с другой стороны - за
ее пределами.

Традиционные для определенных мусульманских регионов
практики наполняются в инокультурном и иноверческом московском пространстве
новыми смыслами. Здесь они воспроизводятся в рамках замкнутого и
дискриминируемого сообщества и оказываются средством включения к
в мусульманскую среду, так и шире - в московскую. Автор предполагает,
что мусульманские практики мигрантов формируют не только религиозную
идентичность верующих, но и, что не является очевидным, московскую
идентичность.
Религиозные практики мигрантов-мусульман помогают сформировать
неформальные горизонтальные связи внутри разобщенной мусульманской
общины Москвы. Ритуал не только связывает непосредственных участников
практики, формируя у них коллективную идентичность московского джамаата,
но и перебрасывает мост между Москвой и родным регионом. Чечено-ингушская
община Москвы, сформированная вокруг зикра, организует транспортировку
тел на Кавказ, выделяет деньги родственникам умершего вайнаха, помогает
вновь прибывшему обосноваться в Москве, приглашает видных религиозных
деятелей Чечни и Ингушетии прочитать в мечети проповедь. Таким образом,
транснационализм который характеризуется состоянием пребывания человека
и "там" и "здесь", в том числе обеспечивается
и ритуальными практиками.
Мигранты переносят в московское мусульманское пространство
религиозные институты, распространенные у них на родине. Таким образом,
региональные религиозные практики способствуют этнизации московского
мусульманского пространства. Привычные для мигрантов практики получают
дополнительное значение в московской иноверческой среде. Они не
просто удовлетворяют духовные потребности верующих, они примиряют
их с московской религиозной средой и дают возможность человеку взаимодействовать
с единоверцами в чужеродной для него среде.
Идея о том, что религиозная практика меняет пространство,
оказывается популярной в миграционных исследованиях. Но практики
не только меняют пространство, они его производят (используя терминологию
Анри Лефевра). Религиозные практики среднеазиатских мигрантов отражают
их представления о порядке, вере, традиции, исламе и создают среднеазиатское
пространство в мечети, проявляющееся в возможностях (всегда можно
подойти к мулле или алиму и спросить, что нужно, высказаться, посоветоваться),
связях (люди устанавливают новые контакты, слушая лекторов или общаясь
с муллой), визуальности (мужской зал мечети после джума-намаза заполняется
многоголосьем среднеазиатских лекций и пестрит известными мигрантам
муллами и алимами, читающими Коран или проводящими какой-либо другой
обряд). Дважды в неделю в Исторической мечети звучит зикр и проповедь
на чеченском языке. В подвале, в котором собираются вайнахи, на
время устанавливаются особенные правила и формируется исключительно
чечено-ингушская среда. Здесь все говорят на чеченском, носят одежду
зикриста, оберегают это пространство. Случайные прихожане не могут
снимать зикр на камеру, иногда им бывает запрещено даже зайти внутрь.
И наконец, практики конструируют и воспроизводят идентичности.
Ритуальные практики не только формируют и стабилизируют у верующего
мусульманскую идентичность, но и конструируют московскую идентичность.
Приезжий оказывается членом московского джамаата, ходит в московскую
мечеть и создает вокруг себя социальный круг, состоящий из жителей
Москвы. Мигрант оказывается вписанным в рамках московского пространства
в определенную мусульманскую микросреду.
|