Rambler's Top100

№ 723 - 724
3 - 16 апреля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

The End of Hypergamy: Global Trends and Implications

Microbes and markets: was the Black Death an economic revolution?

БОНУС: Как выглядит плотность населения?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Автор обзора - Мария ВИЛКОВА
(студентка 4 курса факультета экономических наук НИУ ВШЭ)

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

The End of Hypergamy: Global Trends and Implications

Esteve, A., Schwartz, C. R., van Bavel, J., Permanyer, I., Klesment, M., & García-Román, J. (2016). The End of Hypergamy: Global Trends and Implications. Population and Development Review, 42(4), 615-625. https://doi.org/10.1111/padr.12012

Исторически, мужчины получали более высокий уровень образования, чем женщины, однако в большинстве стран ситуация кардинально изменилась вместе с распространением массового образования. В 2010 году среди населения с высшим образованием в возрасте 25-29 лет женщин было больше чем мужчин в 139 странах, общее население которых составляет 86% населения мира.

Для измерения гендерных различий в образовании предложен индикатор образовательного преимущества женщин (women’s educational advantage), он равен вероятности того, что уровень образования случайно выбранной женщины 25-34 лет превысит уровень образования случайно выбранного мужчины той же возрастной группы, если уровень их образования не одинаков. Значения показателя больше 0.5 говорят о том, что женщины являются в среднем более образованными, чем мужчины.

На рисунке 1 изображено изменение индикатора образовательного преимущества женщин для 120 стран мира и временного промежутка с 1960 по 2011 год по мере роста доли населения с высшим образованием. Легко заметить, что вероятность того, что женщина является более образованной, чем мужчина, растет вместе с общим уровнем образования в стране. Если сравнивать континенты, то наименее образованными являются страны Африки, при этом значительны гендерные различия: высшее образование поучают в основном мужчины (хотя рост индикатора образовательного преимущества женщин за исследуемый период наблюдался почти во всех странах). В странах Азии и Ближнего Востока тенденция к сокращению гендерных различий в образовании с ростом уровня образования также заметна. Наиболее высок уровень образования в странах Европы и Северной Америки, и почти во всех случаях женщины имеют образовательное преимущество. Особенно выделяется Латинская Америка, при сравнительно небольшой доле населения с высшим образованием, почти во всех странах региона значение индикатора образовательного преимущества женщин больше 0,5 или близко к этому значению. Несмотря на различия между странами и регионами, очевидно, что за рассматриваемый период индикатор образовательного преимущества женщин вырос во всех странах, и во многих уже превышает значение 0,5.

Рисунок 1. Изменения связи между долей населения с высшим образованием и образовательным преимуществом женщин, для отдельных стран, 1960-2011

Источник: вычисления авторов на основе переписей населения и выборочных обследований

Авторы статьи — Альберт Эстев, Кристина Шварц, Ян ван Бавел, Иньяки Перманьйер, Мартин Клемон и Хуан Гарсия-Роман — отмечают, что эти практически повсеместные изменения должны влиять на широкий спектр демографических процессов: брачность, разводимость, рождаемость и гендерное равенство. Фокус статьи — на образовательной гипергамии — практике, когда мужья являются более образованными, чем их жены. Образовательная гипергамия, как часть гипергамии (обычая женитьбы на женщине равного или более низкого социального статуса), связана с историческими патриархальными нормами, свойственными людским сообществам во всем мире. Однако, возможно ли сохранение этого явления, если женщины становятся более образованными, чем мужчины? На рисунке 2 изображена взаимосвязь между образовательным преимуществом женщин и долей пар, в которых уровень образования жены превышает уровень образования мужа. Видно, что в странах, где уровень образования женщин в среднем выше, чем уровень образования мужчин, жены являются более образованными, чем их мужья. Временные тренды для отдельных стран показывают такую же зависимость: с ростом уровня образования женщин относительно мужчин растет и доля пар, в которых уровень образования у женщины выше, чем у мужчины. Таким образом, в большинстве стран Европы женщины в семьях уже в среднем более образованы, чем мужчины, и, скорее всего, так будет вскоре и в других странах. Авторы статьи называют это «концом образовательной гипергамии». При этом, стоит заметить, что это изменение может быть не связано с каким-либо изменением предпочтений мужчин и женщин в выборе партнера, скорее всего, это является просто адаптацией к демографическим реалиям.


Рисунок 2. Изменения связи между долей пар, в которых женщина имеет более высокий уровень образования, чем мужчина, и образовательным преимуществом женщин, для отдельных стран, 1960-2011

Источник: аналогично рис. 1

Интересно проследить, как «конец образовательной гипергамии» скажется на гендерном равенстве в обществе. О прогрессе в гендерном равенстве можно говорить, если женщина, имея лучшее образование, чем мужчина, также и зарабатывает больше. На рисунке 3 показан процент пар, в которых женщина зарабатывает больше, чем мужчина, в зависимости от уровня образования обоих. Видно, что даже между европейскими странами существуют серьезные различия, но, опять же, общий тренд очевиден: в парах, где образование жен выше образования мужей, выше и вероятность того, что жена зарабатывает больше мужа.


Рисунок 3. Связь между долей пар, в которых женщина зарабатывает больше, и уровнем образования женщины и мужчины в паре, для 27 европейских стран

Источник: вычисления авторов на данных EU-SILC 2007, 2011

Важным является то, что более высокий уровень образования женщины в паре не имеет негативного влияния на вероятность развода. Авторы ссылаются на исследование, проведенное в США, согласно которому положительная связь между образовательным преимуществом женщин и вероятностью развода, существовавшая до 1990 года, исчезла для браков, заключенных после 1990 года[1]. Кроме того, существуют исследования, которые показывают, что в европейских странах более высокий уровень образования женщины в паре может положительно влиять на рождаемость[2]. Правда, эта зависимость верна для европейских стран с низкой рождаемостью, где рост уровня образования женщин тесно связан с гендерным равенством, то есть он дает возможность женщине быть более независимой экономически и, поэтому, принимать самостоятельные решения о большом числе детей. Какое влияние «конец образовательной гипергамии» будет иметь на рождаемость в других странах, пока остается неясным.


[1] Schwartz, C. R., & Han, H. (2014). The Reversal of the Gender Gap in Education and Trends in Marital Dissolution. American Sociological Review, 79(4), 605–629. https://doi.org/10.1177/0003122414539682

[2] Nitsche, N., Matysiak, A., Van Bavel, J., & Vignoli, D. (2015). Partners’ educational pairings and fertility across Europe. Retrieved from https://lirias.kuleuven.be/handle/123456789/500891

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.