|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Учебная миграция на Северном Кавказе: причины, география
и возможные проблемы [1]
В.В. Чихичин[2]
(Опубликовано в журнале: Наука, инновации, технологии 2014 №2,
с. 161-178)
Современное население в территориальном плане довольно
мобильно. Для перемещения людей в настоящее время практически нет
преград: ни идеологических, ни законодательных, ни военизированных,
ни ментальных или психологических. А если какие-то барьеры возникают,
то наработаны механизмы их нелегального преодоления. Факторы миграционной
активности разные, но ведущие все-таки - социально-экономические.
Поиск работы, средств к существованию, удовлетворение профессиональных
и карьерных амбиций, создание семьи и налаживание быта - все это
только часть причин постоянной или временной смены места жительства.
Довольно часто стремление к чему-то лучшему одновременно является
и бегством от неблагоприятной социально-экономической ситуации.
Отъезд на новое место жительства - это достаточно быстрое и кардинальное
решение жизненных трудностей.
Наиболее успешной, на наш взгляд, но при этом, правда,
долговременной моделью миграционного поведения, связанного с адаптацией
к социально-экономическим проблемам, является учебная миграция.
Она дает серьезные основания для укоренения на месте получения профессионального
образования, а для многих - является неплохим подготовительным трамплином
для еще более крутого пространственного перемещения.
В данной статье нами предпринята попытка анализа основных
причин, масштабов и последствий учебной миграции в нашей стране
на примере наиболее неблагополучного в социально-экономическом плане
российского макрорегиона - Северного Кавказа[3].
Учебные миграции: понятие и общероссийские тенденции
Определение учебной миграции очень простое и не требует
особых пояснений - это миграция с целью получения или продолжения
образования [3]. Данный процесс чаще изучается российскими учеными
в контексте международной миграции[4].
Обусловлено это, скорее всего, двумя совершенно не связанными друг
с другом причинами. Первая - попытки России внедриться в мировое,
в первую очередь европейское образовательное пространство, актуализирует
научные исследования масштабов и результатов академического обмена
абитуриентами и студентами между нашей страной и её основными партнерами.
Вторая причина - статистические особенности учета, а
вернее, «не- учета» внутрироссийской учебной миграции: выезд или
въезд с целью получения профессионального образования как причина
смены места жительства просто-напросто нигде не фиксируется. Студенты
никак не отмечаются по месту прописки, то есть по месту рождения
(с составлением листка статистического учета мигранта), а на месте
учебы регистрируются по месту пребывания.
Причем проблемы учета мигрантов характерны и для международного
обмена. Данные ведомственной статистики (ФМС РФ и Минобрнауки России)
не сопоставимы друг с другом. Значительные различия в ней наблюдаются
в динамике с 1991 г. (например, в 2004 г. ФМС зарегистрировала в
15 раз меньше студентов, чем Министерство образования, в 2010 г.
- в 14 раз). Центральный банк данных по учету иностранных граждан,
который с 2000 г. ведет ФМС, пока несовершенен и в текущем состоянии
применительно к учебной миграции использован быть не может. В России
нет точного учета учебной миграции, и органы государственной власти
не имеют данных для выработки политики и управления учебной миграцией
в стране[5].
Сопоставление данных Минобразования о числе студентов,
нуждающихся в общежитии, и Росстата о числе лиц, сменивших место
жительства в связи с учебой, показывает, что в настоящее время государственная
статистика ежегодно недоучитывает как минимум 10-12 тысяч внешних
и не менее 50 тысяч внутренних мигрантов, прибывших на учебу в Россию[6].
Попробуем определить масштабы и основные потоки внутренней
российской учебной миграции по нескольким косвенным данным. Согласно
статистике Минобрнауки России за 2011-2012 учебный год, число нуждающихся
в общежитиях составляет 13% студентов[7],
то есть около 800 тысяч человек. С определенной долей вероятности
можно предположить, что примерно такое число студентов в нашей стране
и являются учебными мигрантами. По данным Росстата численность иностранных
студентов, обучающихся в российских вузах, составляет чуть более
160 тыс. человек[8]. Исходя
из этого, можно определить, что в настоящее время в российском пространстве
проживает примерно 650 тыс. человек, которые совершили внутристрановые
перемещения ради получения профессионального образования. Эта цифра,
конечно, весьма условна, но она дает хоть какое-то представление
о масштабах внутренней образовательной миграции.
Выявить регионы России, которые «отдают» и принимают
абитуриентов можно, посчитав соотношение количества выпускников
11 классов и количества студентов, принятых на очную форму обучения
в высшие учебные заведения (табл. 1). Если оно больше единицы, то
значит, регион привлек абитуриентов из-за своих границ. Даже если
это соотношение равно или немного ниже единицы, то также высока
вероятность притока абитуриентов с других территорий. Иначе получается,
что подавляющее большинство выпускников школ поступают в местные
вузы, что нереально даже в современных условиях «всеобщего» высшего
образования.
Таблица 1. Статистика поступления в вузы по
регионам россии в 2013 году
Регион
|
Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ[9]
|
Кол-во принятых в вузы[10]
|
Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ
|
Средний балл ЕГЭ при поступлении[11]
|
Санкт-Петербург
|
22,5
|
36,6
|
1,6
|
72,8
|
Томская область
|
5,4
|
7,8
|
1,4
|
69,2
|
Москва и Московская область
|
85,5
|
85,2
|
1
|
74,3
|
Орловская область
|
3,4
|
3,1
|
0,9
|
66,3
|
Новосибирская область
|
14,2
|
13,1
|
0,9
|
68,6
|
Воронежская область
|
11,6
|
9,2
|
0,8
|
66
|
Ивановская область
|
4,6
|
3,9
|
0,8
|
63,1
|
Ярославская область
|
5,5
|
4,2
|
0,8
|
66,3
|
Хабаровский край
|
6,7
|
5,5
|
0,8
|
62
|
Рязанская область
|
5,5
|
3,8
|
0,7
|
67
|
Ростовская область
|
20,5
|
14,5
|
0,7
|
65,6
|
Республика Мордовия
|
4,2
|
2,8
|
0,7
|
67
|
Республика Татарстан
|
20
|
13
|
0,7
|
69,7
|
Самарская область
|
15,9
|
11,8
|
0,7
|
66,7
|
Саратовская область
|
12,7
|
8,6
|
0,7
|
68
|
Иркутская область
|
13,6
|
9,5
|
0,7
|
61,4
|
Омская область
|
11,4
|
8,4
|
0,7
|
62,4
|
Белгородская область
|
8,8
|
5,3
|
0,6
|
70
|
Курская область
|
5,8
|
3,7
|
0,6
|
70
|
Тамбовская область
|
5
|
2,8
|
0,6
|
61,4
|
Калининградская область
|
4,9
|
2,7
|
0,6
|
64,9
|
Волгоградская область
|
12,3
|
6,8
|
0,6
|
65,1
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
6
|
3,3
|
0,6
|
67,3
|
Республика Марий Эл
|
3,7
|
2,2
|
0,6
|
61,6
|
Удмуртская Республика
|
7,5
|
4,5
|
0,6
|
62,1
|
Кировская область
|
6,3
|
3,7
|
0,6
|
65,1
|
Ульяновская область
|
6
|
3,7
|
0,6
|
63,9
|
Свердловская область
|
21,4
|
13,9
|
0,6
|
68,2
|
Тюменская область
|
11,8
|
6,8
|
0,6
|
66
|
Красноярский край
|
17,8
|
10,3
|
0,6
|
65,5
|
Приморский край
|
10
|
5,8
|
0,6
|
66
|
Костромская область
|
3,3
|
1,6
|
0,5
|
58,9
|
Тверская область
|
6,1
|
3
|
0,5
|
64,6
|
Новгородская область
|
2,8
|
1,3
|
0,5
|
66
|
Республика Адыгея
|
2,5
|
1,3
|
0,5
|
57,7
|
Астраханская область
|
4,1
|
2
|
0,5
|
65,1
|
Пермский край
|
12,6
|
6,7
|
0,5
|
67,5
|
Нижегородская область
|
15,8
|
8,6
|
0,5
|
68,3
|
Оренбургская область
|
9,3
|
4,4
|
0,5
|
65,7
|
Челябинская область
|
15,9
|
7,6
|
0,5
|
65,2
|
Республика Бурятия
|
6,2
|
3
|
0,5
|
56,6
|
Алтайский край
|
12,5
|
5,7
|
0,5
|
63,4
|
Кемеровская область
|
12
|
5,6
|
0,5
|
62,3
|
Амурская область
|
4,7
|
2,3
|
0,5
|
54,4
|
Владимирская область
|
6,1
|
2,3
|
0,4
|
63,5
|
Липецкая область
|
5,5
|
2,2
|
0,4
|
60,5
|
Смоленская область
|
4,5
|
1,8
|
0,4
|
70,2
|
Тульская область
|
7,2
|
3,2
|
0,4
|
64,8
|
Республика Карелия
|
3,8
|
1,6
|
0,4
|
65,4
|
Республика Коми
|
5
|
1,9
|
0,4
|
60,8
|
Вологодская область
|
5,4
|
2,3
|
0,4
|
59,9
|
Краснодарский край
|
22,9
|
10,2
|
0,4
|
69
|
Ставропольский край
|
13,7
|
5,5
|
0,4
|
68,4
|
Республика Башкортостан
|
23,4
|
9,7
|
0,4
|
68,3
|
Пензенская область
|
7
|
3,1
|
0,4
|
66
|
Курганская область
|
4,3
|
1,7
|
0,4
|
54,4
|
Республика Алтай
|
1,4
|
0,5
|
0,4
|
55,3
|
Республика Саха (Якутия)
|
9,7
|
3,4
|
0,4
|
61,3
|
Брянская область
|
7,5
|
2,6
|
0,3
|
64,2
|
Архангельская область
|
6,8
|
2,1
|
0,3
|
66,7
|
Мурманская область
|
3,6
|
1
|
0,3
|
66,8
|
Псковская область
|
3,3
|
1,1
|
0,3
|
64,6
|
Республика Калмыкия
|
2,6
|
0,8
|
0,3
|
61,9
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
6,5
|
2
|
0,3
|
63
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
3,1
|
0,9
|
0,3
|
54
|
Чеченская Республика
|
11,7
|
3,3
|
0,3
|
57,4
|
Чувашская Республика
|
7,7
|
2,6
|
0,3
|
66,3
|
ХМАО
|
9,8
|
2,8
|
0,3
|
63,7
|
Республика Хакасия
|
2,7
|
0,8
|
0,3
|
63,5
|
Забайкальский край
|
7,1
|
2,4
|
0,3
|
57,7
|
Камчатский край
|
1,8
|
0,5
|
0,3
|
56,2
|
Магаданская область
|
1
|
0,3
|
0,3
|
53,5
|
Сахалинская область
|
2,8
|
0,7
|
0,3
|
56,3
|
Еврейская автономная область
|
1
|
0,3
|
0,3
|
51,6
|
Калужская область
|
4,6
|
0,8
|
0,2
|
65,7
|
Республика Дагестан
|
25,3
|
6,3
|
0,2
|
64,5
|
Республика Ингушетия
|
4,5
|
0,6
|
0,1
|
67,8
|
Республика Тыва
|
3,6
|
0,7
|
0,1
|
58,9
|
Ленинградская область
|
5,6
|
0,2
|
0,03
|
64
|
Предположительной является еще одна закономерность.
Если в регионе отношение количества абитуриентов, принятых в вузы,
к количеству выпускников школ близко к единице и достаточно высок
средний балл ЕГЭ, то это говорит о том, что сюда абитуриенты приезжают
из других регионов. Если же средний балл ЕГЭ при таком соотношении
низок, то, скорее всего, региональные вузы «собирают» максимальное
количество абитуриентов со «своей» территории.
В число субъектов Российской Федерации, которые принимают
учебных мигрантов, входят: Санкт-Петербург, Москва и Московская
область, Томская, Орловская, Новосибирская, Воронежская, Ярославская,
Саратовская области. Регионы, за пределы которых молодежь выезжает
с целью получения высшего образования, сосредоточены в основном
на периферии страны:
- Европейский север - Архангельская и Мурманская области;
- Северный Кавказ - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня,
Дагестан, Ингушетия;
- Сибирь и Дальний Восток (республики Хакасия и Тыва, Забайкальский
и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области).
Ряд регионов, отдающих абитуриентов, являются соседями
более сильных с точки зрения высшего образования территорий: Брянская,
Псковская, Калужская, Ленинградская области, Ханты-Мансийский автономный
округ, республики Калмыкия и Чувашия.
Ситуацию с учебной миграцией в нескольких регионах трудно
однозначно оценить, так как доля местных выпускников школ, поступивших
в вузы достаточно низка (40-60%), но высокий средний балл ЕГЭ свидетельствует
о том, что далеко не только они поступают учиться в местные вузы.
Это Белгородская, Курская, Свердловская, Нижегородская, Смоленская,
Тюменская области, Республика Северная Осетия-Алания, Пермский и
Ставропольский края. Так, более 20% студентов, обучающихся в крупнейшем
ставропольском вузе, приехали из соседних северокавказских республик[12].
Анализ географии учебной миграции показал, что одной
из самых крупных российских территорий выезда студентов являются
республики Северного Кавказа. Основная причина этого - характерный
для них низкий уровень социально-экономического развития, побуждающий
северокавказскую молодежь искать более благоприятные места жизни
и работы, в том числе и посредством переезда в связи с получением
высшего образования.
Социально-экономические проблемы Северного Кавказа как
фактор учебной миграции
По данным рейтинга социально-экономического положения
субъектов Российской Федерации по итогам 2012 года[13]
почти все республики Северного Кавказа относятся к группе «аутсайдеров».
Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Дагестане - 63-е место
из 83. Далее следуют Карачаево-Черкессия (74-е место) и Чечня (76-е
место). Ближе к концу списка на 78-е и 79-е местах разместились
Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Замыкает рейтинг Ингушетия
(81-е место).
Дагестан занимает лидирующие позиции среди северокавказских
республик по показателям объема производства товаров и услуг и объема
инвестиций в основной капитал на душу населения, Карачаево-Черкесия
- по доле прибыльных предприятий, Чеченская Республика - по объемам
доходов консолидированного бюджета на одного жителя (что объясняется
внушительными государственными «вливаниями»), Северная Осетия -
по низкому уровню безработицы, в Кабардино-Балкарии - наименьшая
младенческая смертность. На фоне всей России Северный Кавказ выгодно
отличается только по средней продолжительности жизни - его регионы
занимают первые 7 мест.
Факторы, которые наиболее благоприятно влияют на социально-экономическое
развитие территорий в России, на Северном Кавказе из-за специфики
ситуации в постсоветское время не работают. Неконкурентоспособная
промышленность республик пережила сильнейший спад в 1990-е гг. Крупные
предприятия тяжелой промышленности либо закрыты, либо с трудом выживают,
резко сократив объемы производства[14].
Все регионы СКФО имеют сельскохозяйственную специализацию,
а аграрный сектор в России пока малоэффективен и не создает большой
добавочной стоимости. Сельское хозяйство, несмотря на рост объемов
производства в последние годы, по-прежнему не способно выступить
в качестве драйвера роста в регионах с депрессивным состоянием промышленности.
В результате большинство территорий, в значительной степени ориентированных
на аграрный профиль, по-прежнему являются отстающими в социально-экономическом
плане[15].
Республики СКФО являются антилидерами по степени напряженности
ситуации на рынке труда, что наблюдается уже достаточно давно, несмотря
на определенные усилия федеральной и региональных властей. Самый
высокий уровень безработицы зафиксирован в Ингушетии: почти половина
её жителей не имеет работы. Еще в двух регионах - Кабардино- Балкарии
и Дагестане - уровень безработицы составляет более 10%. Есть мнение,
что такие показатели недостоверны, так как для населения этих республик
характерна теневая занятость[16].
Неблагополучная ситуация на рынке труда большинства
республик Северного Кавказа наталкивает на мысль о неоднозначной
оценке эффекта их демографического потенциала, кстати, наибольшего
в России. Из-за высокой рождаемости приток молодежи на рынок труда
постоянно растет, а новых легальных рабочих мест создается мало
из-за многочисленных институциональных и прочих барьеров[17].
На 1 января 2013 г. на территории СКФО проживало почти
2 млн. 300 тыс. человек моложе трудоспособного возраста. Если в
целом по России эта группа жителей составляет 17% населения, то
здесь - почти четвертую часть. На Северном Кавказе проживает 9%
всего населения России моложе трудоспособного возраста при том,
что общая численность населения Северного Кавказа составляет 7 %
населения страны (табл. 2).
Таблица 2. Население моложе трудоспособного
возраста по округам РФ на 1 января 2013 г.[18]
Федеральные округа
|
Численность, тыс. чел.
|
Доля в общей численности населения округа, %
|
Центральный
|
5575,9
|
14,0
|
Северо-Западный
|
2052,4
|
15,0
|
Приволжский
|
4988,8
|
17,0
|
Южный
|
2296,4
|
17,0
|
Северо-Кавказский
|
2288,7
|
24,0
|
Уральский
|
2213,4
|
18,0
|
Сибирский
|
3569,4
|
19,0
|
Дальневосточный
|
1125,0
|
18,0
|
Россия
|
24110,0
|
17,0
|
Наиболее высока доля молодого населения в Чеченской
Республике (35 %), Республике Ингушетия (31%) и Республике Дагестан
(27%). В тоже время при таком большом проценте молодежи масштабы
набора в северокавказские высшие учебные заведения относительно
небольшие. Они принимают и социализируют до трети выпускников школ
при половине в России в целом. Сеть высших учебных заведений (со
всеми филиалами) в СКФО хотя и достаточно разветвленная (более 90
учреждений[19]), но не имеет
ресурсов для удовлетворения потребности в получении качественного
профессионального высшего образования такого большого количества
молодых людей. Более 20 вузов и филиалов в 2014 году признаны неэффективными
и нуждающимися в реорганизации[20].
Такое жесткое противоречие между демографическим благополучием,
столь необходимым России, и напряженностью на рынке труда и образовательных
услуг является мощнейшим толчком к миграциям населения из республик
Северного Кавказа, в том числе и молодежи в образовательных целях.
Социально-экономическая нестабильность и наиболее наглядное её проявление
- безработица заставляют людей, даже уже имеющих профессиональное
образование, уезжать отсюда в другие регионы страны.
Нетрудно предположить, что в ближайшей перспективе основными
учебными мигрантами будут абитуриенты из Чечни, Ингушетии и Дагестана,
треть и более населения которых составляют люди моложе трудоспособного
возраста. Есть экспертное мнение, что в вузы Москвы поступает в
среднем тысяча абитуриентов с Северного Кавказа в год, но если брать
всю Россию, то, естественно, гораздо больше[21].
Кроме демографии и экономики, которые лежат в основе
анализируемого нами процесса, большое влияние на него оказывают
трудности межэтнического взаимодействия. Но в этом, случае, правда,
учебными мигрантами становится славянское население. Так, согласно
исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической
жизни»[22], представленному
в сентябре 2013 года в Общественной палате Российской Федерации,
практически вся (79%) русская молодежь, проживающая в республиках
Северного Кавказа, готова покинуть свою малую Родину и перебраться
в другой российский регион.
Получая такой ощутимый уже сейчас, а в будущем и более
мощный, миграционный поток молодежи с территории Северо-Кавказского
федерального округа, население и власти многих российских регионов
столкнутся с новыми для них проблемами, решать которые необходимо
только в цивилизованном русле гармонизации межнациональных и межкультурных
взаимоотношений. А пока проблема только раздувается, и не без участия
средств массовой информации.
Проблемы и последствия северокавказской учебной миграции
В 2013 году в школах Северного Кавказа прозвучал последний
звонок почти для 71 тыс. учащихся 11 классов, это 11% всех российских
выпускников. Только треть (31%) из них, или 22 тыс., поступили в
высшие учебные заведения этого макрорегиона. При этом очевидно,
что в вузы СКФО практически не приезжают абитуриенты из других федеральных
округов. А вот выходцев из северокавказских республик становится
все больше в университетах, институтах и академиях Центрального,
Южного и Приволжского федеральных округов, не говоря уже о соседнем
Ставропольском крае. В связи с этим, к сожалению, в обществе усиливается
мигрантофобия и осложняются межэтнические отношения, и так далекие
от гармоничных.
Летом 2013 года в СМИ появилось несколько публикаций,
с претензией на сенсацию, освещающих проблемы, связанные с поступлением
северокавказских абитуриентов в вузы Москвы[23].
Используя эти «жареные» материалы, составим портрет студентов-кавказцев
в Москве и те трудности, которые возникают в связи с их миграцией
в столицу с территории СКФО.
Во-первых, абитуриенты из Северного Кавказа предпочитают
получать профессию из числа ограниченного количества профилей. Особой
популярностью пользуются медицинские, нефтяные, строительные вузы,
а также финансовые и экономические факультеты. Последние - в списке
не самых престижных институтов, в которых не приходится «перенапрягаться»
с учебой. А вот в продвинутых технических вузах проблемы «кавказского
нашествия» вообще нет[24].
Во-вторых, большинство поступающих кавказцев имеют завышенные
баллы единого государственного экзамена. В 2013 году из 863 нарушений
во время ЕГЭ по всей стране 336, то есть почти 40%, зафиксированы
на Северном Кавказе[25].
Дагестанские школьники, например, наиболее высокие результаты показали
по биологии, химии, математике и истории. Первые два предмета как
раз и нужны для поступления в медицинские вузы. Число «высокобалльников»
там превышает прошлогодние рекорды по биологии в 3 раза, по химии
- в 2 раза, по математике - почти в 4 раза[26].
В данной ситуации есть одно «но». Даже если северокавказским
школьникам, поступившим в московские вузы, «сделали» большие баллы
на ЕГЭ, это не гарантирует, что те с успехом будут учиться и окончат
высшее учебное заведение. Результаты первой сессии в солидном некоррумпированном
вузе - верный способ отсечь молодых людей, незаслуженно получивших
возможность получить высшее образование.
В-третьих, в вузах Москвы и других регионов России много
так называемых «целевиков» из северокавказских республик. Это студенты,
за обучение которых платит регион или предприятие. Они поступают
вне конкурса и зачастую с баллами гораздо ниже, чем у обычных абитуриентов.
Отучившись, они должны вернуться работать на малую родину. Но заставить
выпускников это сделать практически невозможно. Более того, многие
«целевики» поступают в вуз, заранее зная, что не будут работать
по специальности. Это ли не способ избежать тех социально-экономических
проблем, которые затрудняют жизнь в родных республиках? В 2011 году
Совет ректоров вузов Ростовской области даже обратился в Минобрнауки
России с требованием прекратить практику целевых наборов абитуриентов
из республик Северного Кавказа. По данным этого Совета, лишь 20%
выпускников вузов возвращаются работать обратно[27].
В-четвертых, студентов из северокавказских республик
боятся в других регионах России. В этом случае забываются громкие
разговоры и долгие размышления о толерантности, терпимости, дружбе,
уважении и любви. Безусловно, каждый из нас, какой бы национальности
он ни был, должен относиться к представителю другого этноса, как
минимум, с уважением. Но это довольно зыбкое в нашей стране чувство
у многих улетучивается мгновенно, когда они сталкиваются даже с
единичными случаями агрессии к себе. Не хотелось бы, чтобы по отдельным,
не самым лучшим примерам, судили о целых народах, в сознании которых
на генетическом уровне укоренены традиции почитания старших, женщин,
интеллигенции.
Но этот процесс не должен быть односторонним. Мигранты
обязаны учиться жить в мире и согласии с принимающим сообществом,
если, конечно, и к ним здесь сложится соответствующее отношение.
Достижение этого - дело воспитательной работы в системе среднего
образования тех республик, откуда приезжают студенты. Ничего нового
в вышеизложенных прописных истинах нет, но иногда кажется трудным
и невозможным добиться подобного уровня человеческих отношений.
А пока в прессе мы читаем, что выходцы из северокавказских республик
устрашают преподавателей и сокурсников[28].
Объединенный профсоюз студентов уже даже составил черный
список столичных вузов, лидирующих по числу межнациональных конфликтов.
В него попали Московский педагогический государственный университет,
Московский государственный строительный университет, Московский
государственный университет путей сообщения, Московский государственный
открытый университет, Московский институт управления и Московский
институт юриспруденции[29].
Итак, учебная миграция, основным источником которой
является Северный Кавказ, в пределах России - процесс неизбежный
в современной демографической, социальной и экономической ситуации
с учетом сильнейших территориальных диспропорций. Пока наши южные
республики не начнут успешно и эффективно развиваться, миграция
будет оставаться важнейшим способом адаптации населения к проблемам.
Ни один гражданин нашей страны не вправе думать о том,
что перемещаться в пространстве России, да и не только, могут не
все. Миграция - дело добровольное, свободное, а для некоторых российских
регионов - крайне необходимое в свете демографического кризиса.
Студенты из республик не должны подвергаться какой-либо дискриминации.
Они - граждане Российской Федерации. Молодежь нельзя делить на кавказцев
и всех остальных.
Обществу в целом и особенно отдельным его профессиональным
сообществам (работникам образования, культуры, масс-медиа, ученым,
управленцам) необходимо в ближайшее время найти действующие механизмы
цивилизованного взаимоотношения между людьми, невзирая на их этническую
принадлежность или вероисповедание, тем более что подобный опыт
в нашей многонациональной стране, без сомнения, имеется, и его необходимо
просто модернизировать.
[1] Статья подготовлена при
поддержке гранта РФФИ (проект № 13-06-00462)
[2] Чихичин Василий Васильевич,
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», кандидат
географических наук, доцент, доцент кафедры экономической и социальной
географии института математики и естественных наук.
[3] В границах Северо-Кавказского
федерального округа (СКФО).
[4] См., например: Полетаев
Д.В., Дементьева С.В. Инновационные стратегии развития международного
образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия
Томского политехнического университета, № 6. 2010. С. 128-134; Полетаев
Д.В. Роль учебной миграции из зарубежных стран в социально-экономическом
и демографическом развитии России // Демоскоп-Weekly [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php,
http:// demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php - _FNR_1; Рязанцев
С.В., Письменная Е.Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России
// Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Т. 1. Ч.
2 / НП РСМД; под ред. И. С. Иванова. М.: Спецкнига, 2013. С. 452-463;
Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы
для России / под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие
Евразии», 2012 г. 210 с.
[5] Учебная миграция из стран
СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К.А.
Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. с.
18
[6] Чудиновских О.С. Причины
и последствия кризиса российской миграционной статистики // Отечественные
записки. № 4 (19). 2004. С. 176-192.
[7] http://izvestia.ru/news/544544#ixzz2x9i32RWN.
[8] Российский статистический
ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 223.
[9] Данные официального информационного
портала единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/.
[10] Данные Мониторинга качества
приема государственных вузов России в 2013 г., проводимого НИУ «Высшая
школа экономики» // http://www.hse.ru/ege/second_section2013/.
[11] Там же
[12] Информация с официального
сайта Северо-Кавказского федерального университета // http://www.ncfu.ru/vizitnaya-kartochka-severo-kavkazsko-go-federalnogo-universiteta.html.
[13] Рейтинг социально-экономического
положения субъектов РФ. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www. riarating.ru
[14] Северный Кавказ: модернизационный
вызов / И.В. Стародубровская, Н.В. Зубаревич, Д.В. Соколов и др.
М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 328 с.
[15] Рейтинг социально-экономического
положения субъектов РФ. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www. riarating.ru
[16] Зубаревич Н.В. Регионы
России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт
социальной политики, 2010. 160 с.
[17] Там же
[18] Регионы России. Социально-экономические
показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - С. 55.
[19] По данным федерального
портала «Российское образование», http://www.edu.ru/abitur/act.4/index.php.
[20] По данным Минобрнауки
России, http://минобрнауки.рф/новости/3873/файл/2673/ДЛ-33_05пр%20от%2013.12.2013%20%282%29.pdf
[21] Журабаев Е. Столичную
молодёжь оттесняют от столичных вузов // Интернет-журнал «Новая
политика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novopol.ru/-stolichnuyu-molodej-ottesnyayut-ot-stolichnyih-vuzov-text149065.html
[22] Национальный вопрос
в российской общественно-политической жизни [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/2013dok/nacvopros19092013.pdf
[23] Конюхова К. Московские
вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская
правда [Электронный ресурс]. 8.08.2013. http://www.kp.ru/print/26117.4/3010889/;
Конюхова К. Столичные вузы опасаются нашествия кавказских отличников
со 100 баллами по ЕГЭ // Комсомольская правда [Электронный ресурс].
6.06.2013. http://www.kp.ru/print/26088.4/2989296/; Журабаев Е.
Столичную молодёжь оттесняют от столичных вузов // Интернет-журнал
«Новая политика» [Электронный ресурс]. http://www.novopol.ru/-stoNchnuyu-molodej-ottesnyayut-ot-stolichnyih-vuzov-text149065.html;
Санин Г. Знания - силе // Итоги [Электронный ресурс]. № 21. 27.05.2013.
http://www.itogi.ru/kriminal/2013/21/190128.html.
[24] Конюхова К. Московские
вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская
правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.ru/print/26117.4/3010889/
[25] http://edu.garant.ru/relevant/main/487498/.
[26] Конюхова К. Московские
вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская
правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.ru/print/26117.4/3010889/
[27] Ректоры ростовских вузов
выступают против льгот для абитуриентов из республик Северного Кавказа
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=221204
[28] Санин Г. Знания - силе
// Итоги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itogi.ru/kriminal/2013/21/190128.html
[29] Там
же
|