| 
               
                |  | Семейная политика 
                  в развитых странах | 
                     
                      | Над темой номера работала |   
                      |  |   
                      | ОльгаИСУПОВА
 |  |  Соотношении семейных пособий и заработка Для углубленного анализа нами была использована Family 
              Policy Database, ведущаяся под руководством Анн Готье в институте 
              Макса Планка. База данных создается на основе опубликованной информации 
              и покрывает 22 страны ОЭСР за период с 1960 по 2008 год. В ней содержатся 
              данные о семейных пособиях (денежных и налоговых льготах, яслях 
              и детских садах, о продолжительности отпусков в связи с рождением 
              детей и необходимостью ухода за ними), а также релевантная экономическая 
              и демографическая информация.  Для построения графиков, отслеживающих тенденции в отдельных 
              странах, были выбраны показатели FA1, FA2, и FA3 (Family allowances 
              – семейные пособия на первого, второго и третьего ребенка соответственно, 
              исходя из условной предпосылки, что в семье трое детей, и с учетом 
              всех выплат, которые можно считать предназначенными на эти цели, 
              причем FA3 высчитывалось как разность между общим семейным доходом 
              от таких пособий и аналогичным доходом, который семья имела бы в 
              случае, если бы у нее было только двое детей, а FA2 – как разность 
              между доходами от семейных пособий семьи с двумя детьми и тем, что 
              она получала бы на только одного ребенка).  Модель А. Готье предполагала, что в семье двое родителей, 
              только один из них работает и зарабатывает, пенсию по старости или 
              инвалидности никто не получает, в семье нет близнецов и тройняшек, 
              а детям 8, 10 и 12 лет (поскольку в ряде стран пособия зависят от 
              возраста детей). Большие единовременные выплаты в связи с рождением 
              ребенка не учитывались. По рекомендации А. Готье, автором были построены 
              временные ряды изменений не собственно этих пособий как абсолютных 
              величин, а их отношения а) к среднему заработку (EARN) и б) к женскому 
              (FW) и мужскому заработку (MW) отдельно. До начала 2000-х, эти показатели 
              рассчитывались исходя из заработков в промышленности; в последующие 
              годы, был произведен перерасчет с учетом того, что в промышленности 
              работает все меньшее число людей. Все данные были приведены к единой размерности (помесячной 
              или почасовой). Результат представлен на рис. 1-10. Можно видеть, что в Австралии и Новой Зеландии динамика 
              несколько отличается от той, которую можно видеть в остальных странах 
              «либерального» режима – там в последние годы пособия 
              значительно увеличились по отношению как к средней зарплате, так 
              и к мужским и женским заработкам. В остальных странах заметны периодические 
              колебания – пособия иногда повышают, затем их значение по отношению 
              к заработку постепенно уменьшается, и их снова увеличивают. Однако 
              в Австралии и Новой Зеландии пособия в среднем в два раза выше, 
              хотя даже на троих детей они не превышают 0,2 от зарплаты, в остальных 
              странах – как правило, 0,1. В Ирландии вплоть до последнего времени 
              значение пособий было еще меньше, но очень выросло в последние годы. 
              Заметна тенденция постепенного сближения размера выплат на детей 
              всех трех очередностей. Кроме того, можно видеть, что во многих 
              странах как этой, так и других групп, изначально пособия платили 
              только начиная со второго ребенка. 
 Рисунок 1. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «либерального» режима: Австралия и Великобритания  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).Примечание: здесь и далее – СЗП – средняя заработная плата
 
 Рисунок 2. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «либерального» режима: Ирландия и Канада  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de). 
 Рисунок 3. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «либерального» режима: Новая Зеландия   
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de). В странах «корпоративного» режима, 
              как показано на рис. 4-6, выплаты в среднем больше и составляют 
              от 0,15 до 0,25 от заработка (на троих детей) в разные годы. Заметно 
              некоторое падение значения пособий во Франции в последнее время. 
              В Японии, напротив, в какой-то момент пособия были существенно увеличены 
              (до 0,2 от средней зарплаты – на троих детей). Выше всего значение 
              выплат в Люксембурге – в некоторые годы их значение доходило до 
              0,3 от средней зарплаты на троих детей. 
 Рисунок 4. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в Австрии и Бельгии  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. 
 Рисунок 5. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «корпоративистского» режима: Франция, Германия  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. 
 Рисунок 6. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «корпоративистского» режима: Япония, Люксембург  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. В группе «социал-демократических» режимов (рис. 
              7), отношение размера пособий на 3 детей к средней зарплате варьируется 
              примерно в границах от 0,1 до 0,2, но тренды в каждой стране разные 
              – в Швеции и Норвегии максимум достигнут в середине периода, в Дании 
              колебания, точнее, до конца 1990-х годов постепенное уменьшение 
              значения пособий, затем его рост и стабилизация на одном и том же, 
              примерно одинаковом, высоком уровне. В последние годы, а в некоторых 
              из этих стран и все время, очень близкие или идентичные суммы выплачиваются 
              на детей всех очередностей – видимо, в связи с представлениями о 
              необходимости справедливого распределения. 
 Рисунок 7. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в странах «социал-демократического» режима: Швеция, Норвегия, 
              Дания  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. В Нидерландах (рис. 8), постепенно значение пособий 
              падает, с чем это связано, не очень понятно. Однако форма графиков 
              похожа на наблюдаемые в Великобритании, видимо, эти две страны относятся 
              к некоему сходному типу. 
 Рисунок 8. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в Нидерландах  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. В группе «средиземноморского» режима, 
              как видно на рис. 9, значение пособий ниже всего – в среднем, они 
              колеблются около значения 0,05 от средней зарплаты на семью с тремя 
              детьми. Тренды при этом разные – в Португалии значение падает и 
              стабилизируется на низком уровне, в Испании колеблется, периодически 
              повышаясь и затем постепенно падая, в Греции самые высокие значения 
              ближе к началу периода и затем все время низкие. Италия составляет 
              исключение – в середине периода значение пособий в ней повышается 
              до 0,15-0,2 и с тех пор уже значительно не падает, поскольку довольно 
              часто снова повышается. В остальных странах этой группы выплаты 
              очевиднейшим образом рассматриваются именно как дополнительные к 
              каким-то другим источникам дохода, они невелики, т.е., видимо, предполагается, 
              что помогут работающие члены семьи, или неработающие помогут в заботе 
              о детях.  
 Рисунок 9. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в южноевропейских странах  
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de. И, наконец, в Чехии (рис. 10), картина чем-то напоминает 
              германскую – выплаты колеблются около значения 0,1, но постепенно 
              растут, есть колебания в связи с периодическими повышениями и затем 
              постепенным снижением значения пособий.  
 Рисунок 10. Изменение соотношения семейных пособий и 
              заработка в Чехии 
              Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative 
                Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands 
                Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute 
                for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.   |