|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Занятость матерей в первые годы жизни ребенка: обзор
исследований ее влияния на развитие детей[1]
Бирюкова С.[2],
Макаренцева А.[3] – специально
для Демоскопа
Включение матери в рынок труда комплексно влияет на
положение семьи. В странах с высокой занятостью женщин решение о
возвращении на рынок труда после рождения ребенка принимается только
в отношении времени этого возращения. В какой момент времени оптимально
возвращаться на рынок труда? Выбор оптимума подразумевает взвешивание
позитивных и негативных последствий и для ребенка, и для самой матери,
и для семьи в целом.
Длительность перерыва в занятости тесно связана с возможностями
профессиональной самореализации женщины, возможностями карьерного
роста и инвестициями в будущие доходы семьи, а значит, в человеческий
капитал взрослеющего ребенка. Кроме того, через предпочтения в отношении
баланса семьи и работы и их удовлетворение перерыв в занятости влияет
на удовлетворенность жизнью женщины. Выбор точки баланса между семьей
и работой оказывает влияние и на дальнейшие репродуктивные планы
обоих родителей, на уровень гендерного равенства внутри семьи и
качество партнерских отношений.
Выход матери на рынок труда увеличивает текущий доход
семьи, и работ, посвященных влиянию занятости женщин на снижение
рисков детской бедности, немало. С увеличением дохода растет и объем
денежных инвестиций в детей (повышая качество их питания, доступ
к образовательным и воспитательным услугам, нередко и доступ к медицине).
Однако выход на рынок труда снижает инвестиции времени матери в
ребенка и влечет за собой выбор формы ухода за ним. То, в какой
момент времени материнский уход сменится внешним, и то, каким он
будет – семейным (бабушки) и/или формальным (няни или ясли, детские
сады) – комплексным образом влияет на развитие ребенка. С этим связана
необходимость принимать взвешенные решения как на уровне семьи,
так и на уровне государства — при выборе дизайна политики совмещения
занятости и материнства. В настоящей публикации приведены результаты
предыдущих эмпирических исследований, раскрывающие влияние материнской
занятости на развитие детей. В Европе и США такие исследования начали
появляться еще в 60-х годах ХХ века. Среди них существует два основных
направления:
- Влияние материнской занятости на умственное (когнитивное) развитие
детей;
- Влияние материнской занятости на здоровье детей.
Наиболее ранние исследования в большей степени фокусировались
на изучении влияния занятости матерей на социоэмоциональное развитие
детей, в частности, на процесс формирования привязанностей, чем
ее воздействия на когнитивное и физическое развитие[4].
В современных же работах особое внимание уделяется вопросам долгосрочных
последствий материнской занятости в самых ранних возрастах ребенка
на все сферы его развития.
Значительная часть работ сходится в том, что очень ранний
выход на рынок труда на условиях полной занятости приводит к относительно
худшим результатам, по сравнению с частичной занятостью и более
поздним выходом на работу. Однако границы «очень раннего выхода»
интерпретируются авторами исследований по-разному: до 6 месяцев,
до года, до трех или даже пяти лет. Наиболее часто, тем не менее,
ранним считается возвращение на рынок труда менее чем через
год после рождения ребенка, в то время как занятость матери оказывает
влияние на развитие ребенка вплоть до достижения им пятилетнего
возраста.
Одним из ключевых вопросов при оценке воздействия материнской
занятости на развитие детей является форма ухода, в который помещаются
дети после выхода матери на рынок труда: институциональный, семейный
уход или услуги няни, полный или неполный день пребывания — и его
качество. К параметрам качества могут быть отнесены размер / наполненность
групп, количество детей на одного воспитателя, уровень подготовки
воспитателей[5]. Нередко встречаются
свидетельства негативного влияния институционального ясельного ухода
на когнитивное развитие детей, помещенных в него в возрасте до одного
года. Включение детей старше одного исполнившегося года в различные
формы институционального ухода, напротив, дает положительный эффект[6].
Основным аргументом за ранний выход матери
на рынок труда является то, что дети, растущие в бедных домохозяйствах,
при прочих равных условиях, демонстрируют более низкие показатели
развития, поскольку ограничены в доступе ко многим ресурсам. Выход
матери на рынок труда позволяет существенно увеличить доходы домохозяйства.
Против раннего выхода матери на рынок труда работает
следующая взаимосвязь: занятость матери, особенно на полный рабочий
день, приводит к ослаблению детско-родительских связей, снижает
«качество» отношений, существенно сокращает время общения матери
и ребенка, что может нарушать механизм формирования привязанности
у ребенка, а также понижает уровень родительского контроля за обучением,
развитием и образом жизни ребенка[7].
Тогда материнская занятость позитивно влияет на развитие детей из
уязвимых семей (низкодоходных, монородительских, а в отдельных странах
— семей, представляющих национальные меньшинства), но может негативно
сказываться на развитии детей из полных семей, семей с высоким доходным
и образовательным потенциалом[8].
Значительная часть американских работ о влиянии материнской
занятости на здоровье и когнитивное развитие ребенка основывается
на данных лонгитюдного обследования детей и подростков (National
Longitudinal Survey of Youth, NLSY). К сожалению, полученные в различных
работах результаты плохо согласуются между собой. Около трети работ
свидетельствуют о позитивном воздействии материнской занятости на
развитие детей, еще треть исследований обнаруживает негативные эффекты,
а оставшаяся треть не обнаруживает значимого воздействия или же
свидетельствует о дифференцированном по различным группам детей
и периодам их развития эффекте[9].
В качестве основной причины такой несогласованности выступают ненаблюдаемые
эндогенные параметры — исходные способности ребенка и его потребности
в большем или меньшем объеме материнского внимания, а также способности
матери его обеспечить. Кроме того, исследования показывают, что
женщины, возвращающиеся на рынок труда в течение первого года после
рождения ребенка, в среднем оказываются более образованными, получают
более высокие заработные платы и с большей вероятностью имеют партнера
по сравнению с теми, кто остается дома[10],
а все эти индикаторы положительно связаны с показателями развития
детей. Одна из работ показывает, что различные формы дневного ухода
и присмотра за ребенком в возрасте от 0 до 5 лет на протяжении полного
дня в сочетании с полной занятостью матери в течение одного года
приводит к ухудшению результатов показателей его развития, измеренных
на основе результатов школьных тестирований по отдельным предметам,
в среднем на 1,8%[11][12].
При этом пребывание ребенка в формальных учреждениях по уходу дает
значительно меньший негативный эффект, чем его использование различных
форм родственного и неродственного неформального ухода[13].
В более поздних публикациях, основанных на том же обследовании,
показано, что небольшие значимые различия в результатах тестирований
наблюдаются только по одному предмету (чтение), в то время как вероятность
возникновения поведенческих проблем оказывается ниже у детей, матери
которых рано вернулись на рынок труда[14].
В другой работе были выделены четыре группы женщин:
(1) совсем не работавшие на протяжении первых трех лет после рождения
ребенка, (2) не работавшие на протяжении первого года после рождения
ребенка, но занятые хотя бы частично во второй и третий годы, (3)
вышедшие на условиях частичной занятости в первый год после рождения
ребенка (в качестве границы полной занятости была определена 24-часовая
рабочая неделя) и (4) занятые полный день уже в первый год после
рождения ребенка[15]. Результаты
тестов на когнитивное развитие оказались самыми высокими у детей,
матери которых работали неполный день в первый год после их рождения;
эти же дети показали самый низкий уровень проблем с точки зрения
поведения. Однако, поскольку выделенные группы женщин существенным
образом отличались по основным характеристикам до рождения ребенка
— уровню образования, занятости, доходному положению, партнерскому
статусу и пр., — обнаруженные различия нельзя объяснять исключительно
стратегиями матерей на рынке труда. Более сильное отрицательное
влияние материнской занятости на когнитивное развитие детей и их
поведение было обнаружено в группе, где матери выходили на рынок
труда на условиях полной занятости в течение первого года после
рождения ребенка, в сравнении с теми, кто работал в этот период
неполную рабочую неделю или вернулся на рынок труда только после
первого года жизни ребенка. Авторы этой работы подчеркивают, что
эффекты материнской занятости не являются универсальными, но существенно
различаются в зависимости от типа семьи и детей.
В 2011 году было проведено масштабное межстрановое исследование,
направленное на оценку влияния материнской занятости на когнитивное
и психологическое развитие детей, а также на вероятность возникновения
у детей поведенческих проблем. В рассмотрение были включены пять
стран: Австралия, Канада, Дания, Великобритания и США. Его результаты
подтвердили, что выход на работу в течение первых шести месяцев
после рождения ребенка может негативно сказаться на уровне развития
ребенка и его поведении, особенно если речь идет о полной занятости
матери. В то же время обнаруженные эффекты оказались небольшими
и не универсальными для всех семей. Как показали авторы, другие
факторы, такие как доход семьи, образование родителей и качество
детско-родительских отношений оказывают существенно большее влияние
на развитие ребенка, чем ранняя материнская занятость[16].
В Великобритании в середине 2000-х годов была сделана
попытка оценить долгосрочные последствия материнской занятости для
когнитивного развития и образовательных стратегий детей[17].
На основе данных панельного обследования домохозяйств 1991-1997
гг. авторы проанализировали взаимосвязь характера занятости отца
и матери ребенка на протяжении первых пяти лет его жизни и последующих
достижений в образовании. Для сглаживания влияния параметров, связанных
с характеристиками семьи, исследование проводилось на данных о сиблингах
— родных детях из одной семьи. Результаты анализа показали, что
занятость матери на полный рабочий день (свыше 30 часов в неделю)
до достижения ребенком возраста 5 лет оказывает значимое негативное
влияние на его образовательные успехи, в частности, на итоговый
уровень образования. Аналогичное влияние, хотя и меньшее по величине,
оказывает занятость матери на условиях неполного дня и полная занятость
отца в этом возрастном интервале ребенка.
Кроме того, выход матери на рынок труда приводит к сокращению
временных затрат на покупку продуктов питания, приготовление и совместное
употребление пищи на фоне увеличения объемов потребления дома полуфабрикатов
или заказанной готовой еды[18].
Одновременно с этим у работающих матерей активный досуг с детьми
вытесняется пассивным: сокращается время, затрачиваемое на совместные
занятия спортом, и увеличивается — на просмотр телевизора. Дети,
матери которых заняты полный рабочий день, демонстрируют большую
склонность к избыточному весу и пассивному досугу по сравнению с
детьми, матери которых заняты неполный день[19].
В то же время исследование по Китаю показало, что материнская занятость
не оказывает значимого влияния на шансы ребенка попасть в число
детей с избыточным весом в городской местности, в то время как в
сельской местности выход матери на рынок труда понижает эти шансы[20].
Таким образом, сила и направление влияния материнской
занятости на развитие ребенка не универсальны, они зависят от характеристик
семьи, значимости для нее тех ресурсов, которые приходят с дополнительным
доходом и теряются от сокращения времени на детско-родительское
общение.
Задача государства состоит в том, чтобы дать возможность
семьям совершать выбор времени выхода на рынок труда из наибольшего
числа альтернатив. Взвешенная политика, учитывающая потребности
всех типов семей по совмещению занятости и родительства, позволит
стране выиграть и от наиболее полного вовлечения женщин в профессиональную
занятость, и от рождения нескольких детей в семье, и от снижения
рисков бедности семей с детьми, улучшения условий для их социальной
мобильности. Последняя задача будет выполняться тем полнее, чем
ниже станут потери в заработной плате женщин после рождения детей.
[1] Материал подготовлен в
ходе проведения исследования «Влияние рождения ребенка на занятость
и доходы женщин и благосостояние семей с детьми в различных институциональных
контекстах» (проект № 16-05-0033) в рамках Программы «Научный фонд
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
(НИУ ВШЭ)» в 2016 году и в рамках государственной поддержки ведущих
университетов Российской Федерации "5-100".
[2] Бирюкова Светлана Сергеевна
– ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ.
[3] Макаренцева (Тындик) Алла
Олеговна – начальник отдела ИнСАП РАНХиГС.
[4] Waldfogel J. Child care,
women's employment, and child outcomes //Journal of Population Economics.
– 2002. – Т. 15. – №. 3. – С. 527-548.
[5] Phillips D. Quality in
child care: What does research tell us? – Washington, DC: National
Association for the Education of Young Children, 1987. – Т. 1; Vandell
D., Wolfe B. Child care quality: Does it matter and does it need
to be improved? – University of Wisconsin-Madison, WI : Institute
for Research on Poverty, 2000.
[6] цит. по Waldfogel J. Child
care, women's employment, and child outcomes //Journal of Population
Economics. – 2002. – Т. 15. – №. 3. – С. 527-548.
[7] цит. по Cooksey E., Joshi
H., Verropoulou G. Does mothers’ employment affect children’s development?
Evidence from the children of the British 1970 Birth Cohort and
the American NLSY79 //Longitudinal and Life Course Studies. – 2009.
– Т. 1. – №. 1.
[8] Ruhm C.J. Maternal employment
and adolescent development //Labour Economics. – 2008. – Т. 15.
– №. 5. – С. 958-983.
[9] Bernal R. The effect of
maternal employment and child care on children’s cognitive development
//International Economic Review. – 2008. – Т. 49. – №. 4. – С. 1173-1209.
[10] Hill J.L., Waldfogel,
J., Brooks-Gunn, J., & Han, W.J. Maternal employment and child
development: a fresh look using newer methods //Developmental Psychology.
– 2005. – Т. 41. – №. 6. – С. 833.
[11] Bernal R. The effect
of maternal employment and child care on children’s cognitive development
//International Economic Review. – 2008. – Т. 49. – №.4. – С. 1173-1209.
[12] Показатели развития
детей в рамках обследования NLSY измеряются по результатам тестов
по математике и чтению. На основе этих же данных можно оценивать
особенности поведения детей.
[13] Bernal R., Keane M.P.
Child care choices and children’s cognitive achievement: The case
of single mothers //Journal of Labor Economics. – 2011. – Т. 29.
– №. 3. – С. 459-512.
[14] Cooksey E., Joshi H.,
Verropoulou G. Does mothers’ employment affect children’s development?
Evidence from the children of the British 1970 Birth Cohort and
the American NLSY79 //Longitudinal and Life Course Studies. – 2009.
– Т. 1. – №. 1.
[15] Hill J.L., Waldfogel,
J., Brooks-Gunn, J., & Han, W.J. Maternal employment and child
development: a fresh look using newer methods //Developmental Psychology.
– 2005. – Т. 41. – №. 6. – С. 833.
[16] OECD. Early maternal
employment and child development in five OECD countries. – Directorate
for Employment, Labour and Social Affairs, OECD, 2011.
[17] Ermisch J, Francesconi
M. The Effects of Parents’ Working on Children’s Educational Attainment.
ISER Working Papers. – 2002. – Paper 2002-21. – University of Essex,
Colchester.
[18] Cawley J., Liu F. Maternal
employment and childhood obesity: A search for mechanisms in time
use data //Economics & Human Biology. – 2012. – Т. 10. – №.
4. – С. 352-364.
[19] Brown J.E. et al. Do
working mothers raise couch potato kids? Maternal employment and
children's lifestyle behaviours and weight in early childhood //Social
Science & Medicine. – 2010. – Т. 70. – №. 11. – С. 1816-1824.
[20] Xie
R., Awokuse T. Is Maternal Employment Related to Childhood Obesity
in China? Evidence from the China Health and Nutrition Survey. –
2014.
|