Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Занятость матерей в первые годы жизни ребенка: обзор исследований ее влияния на развитие детей

Рождение ребенка как фактор доходной обеспеченности женщин. Насколько велик в России «штраф за материнство»?

Динамика совокупных доходов и субъективного восприятия материального положения российских женщин в первые годы после рождения ребенка

Семейная политика в ее связи с рождаемостью и благосостоянием семей с детьми. Анализ данных по странам мира

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Занятость матерей в первые годы жизни ребенка: обзор исследований ее влияния на развитие детей[1]

Бирюкова С.[2], Макаренцева А.[3] – специально для Демоскопа

Включение матери в рынок труда комплексно влияет на положение семьи. В странах с высокой занятостью женщин решение о возвращении на рынок труда после рождения ребенка принимается только в отношении времени этого возращения. В какой момент времени оптимально возвращаться на рынок труда? Выбор оптимума подразумевает взвешивание позитивных и негативных последствий и для ребенка, и для самой матери, и для семьи в целом.

Длительность перерыва в занятости тесно связана с возможностями профессиональной самореализации женщины, возможностями карьерного роста и инвестициями в будущие доходы семьи, а значит, в человеческий капитал взрослеющего ребенка. Кроме того, через предпочтения в отношении баланса семьи и работы и их удовлетворение перерыв в занятости влияет на удовлетворенность жизнью женщины. Выбор точки баланса между семьей и работой оказывает влияние и на дальнейшие репродуктивные планы обоих родителей, на уровень гендерного равенства внутри семьи и качество партнерских отношений.

Выход матери на рынок труда увеличивает текущий доход семьи, и работ, посвященных влиянию занятости женщин на снижение рисков детской бедности, немало. С увеличением дохода растет и объем денежных инвестиций в детей (повышая качество их питания, доступ к образовательным и воспитательным услугам, нередко и доступ к медицине). Однако выход на рынок труда снижает инвестиции времени матери в ребенка и влечет за собой выбор формы ухода за ним. То, в какой момент времени материнский уход сменится внешним, и то, каким он будет – семейным (бабушки) и/или формальным (няни или ясли, детские сады) – комплексным образом влияет на развитие ребенка. С этим связана необходимость принимать взвешенные решения как на уровне семьи, так и на уровне государства — при выборе дизайна политики совмещения занятости и материнства. В настоящей публикации приведены результаты предыдущих эмпирических исследований, раскрывающие влияние материнской занятости на развитие детей. В Европе и США такие исследования начали появляться еще в 60-х годах ХХ века. Среди них существует два основных направления:

  • Влияние материнской занятости на умственное (когнитивное) развитие детей;
  • Влияние материнской занятости на здоровье детей.

Наиболее ранние исследования в большей степени фокусировались на изучении влияния занятости матерей на социоэмоциональное развитие детей, в частности, на процесс формирования привязанностей, чем ее воздействия на когнитивное и физическое развитие[4]. В современных же работах особое внимание уделяется вопросам долгосрочных последствий материнской занятости в самых ранних возрастах ребенка на все сферы его развития.

Значительная часть работ сходится в том, что очень ранний выход на рынок труда на условиях полной занятости приводит к относительно худшим результатам, по сравнению с частичной занятостью и более поздним выходом на работу. Однако границы «очень раннего выхода» интерпретируются авторами исследований по-разному: до 6 месяцев, до года, до трех или даже пяти лет. Наиболее часто, тем не менее, ранним считается возвращение на рынок труда менее чем через год после рождения ребенка, в то время как занятость матери оказывает влияние на развитие ребенка вплоть до достижения им пятилетнего возраста.

Одним из ключевых вопросов при оценке воздействия материнской занятости на развитие детей является форма ухода, в который помещаются дети после выхода матери на рынок труда: институциональный, семейный уход или услуги няни, полный или неполный день пребывания — и его качество. К параметрам качества могут быть отнесены размер / наполненность групп, количество детей на одного воспитателя, уровень подготовки воспитателей[5]. Нередко встречаются свидетельства негативного влияния институционального ясельного ухода на когнитивное развитие детей, помещенных в него в возрасте до одного года. Включение детей старше одного исполнившегося года в различные формы институционального ухода, напротив, дает положительный эффект[6].

Основным аргументом за ранний выход матери на рынок труда является то, что дети, растущие в бедных домохозяйствах, при прочих равных условиях, демонстрируют более низкие показатели развития, поскольку ограничены в доступе ко многим ресурсам. Выход матери на рынок труда позволяет существенно увеличить доходы домохозяйства. Против раннего выхода матери на рынок труда работает следующая взаимосвязь: занятость матери, особенно на полный рабочий день, приводит к ослаблению детско-родительских связей, снижает «качество» отношений, существенно сокращает время общения матери и ребенка, что может нарушать механизм формирования привязанности у ребенка, а также понижает уровень родительского контроля за обучением, развитием и образом жизни ребенка[7]. Тогда материнская занятость позитивно влияет на развитие детей из уязвимых семей (низкодоходных, монородительских, а в отдельных странах — семей, представляющих национальные меньшинства), но может негативно сказываться на развитии детей из полных семей, семей с высоким доходным и образовательным потенциалом[8].

Значительная часть американских работ о влиянии материнской занятости на здоровье и когнитивное развитие ребенка основывается на данных лонгитюдного обследования детей и подростков (National Longitudinal Survey of Youth, NLSY). К сожалению, полученные в различных работах результаты плохо согласуются между собой. Около трети работ свидетельствуют о позитивном воздействии материнской занятости на развитие детей, еще треть исследований обнаруживает негативные эффекты, а оставшаяся треть не обнаруживает значимого воздействия или же свидетельствует о дифференцированном по различным группам детей и периодам их развития эффекте[9]. В качестве основной причины такой несогласованности выступают ненаблюдаемые эндогенные параметры — исходные способности ребенка и его потребности в большем или меньшем объеме материнского внимания, а также способности матери его обеспечить. Кроме того, исследования показывают, что женщины, возвращающиеся на рынок труда в течение первого года после рождения ребенка, в среднем оказываются более образованными, получают более высокие заработные платы и с большей вероятностью имеют партнера по сравнению с теми, кто остается дома[10], а все эти индикаторы положительно связаны с показателями развития детей. Одна из работ показывает, что различные формы дневного ухода и присмотра за ребенком в возрасте от 0 до 5 лет на протяжении полного дня в сочетании с полной занятостью матери в течение одного года приводит к ухудшению результатов показателей его развития, измеренных на основе результатов школьных тестирований по отдельным предметам, в среднем на 1,8%[11][12]. При этом пребывание ребенка в формальных учреждениях по уходу дает значительно меньший негативный эффект, чем его использование различных форм родственного и неродственного неформального ухода[13].

В более поздних публикациях, основанных на том же обследовании, показано, что небольшие значимые различия в результатах тестирований наблюдаются только по одному предмету (чтение), в то время как вероятность возникновения поведенческих проблем оказывается ниже у детей, матери которых рано вернулись на рынок труда[14].

В другой работе были выделены четыре группы женщин: (1) совсем не работавшие на протяжении первых трех лет после рождения ребенка, (2) не работавшие на протяжении первого года после рождения ребенка, но занятые хотя бы частично во второй и третий годы, (3) вышедшие на условиях частичной занятости в первый год после рождения ребенка (в качестве границы полной занятости была определена 24-часовая рабочая неделя) и (4) занятые полный день уже в первый год после рождения ребенка[15]. Результаты тестов на когнитивное развитие оказались самыми высокими у детей, матери которых работали неполный день в первый год после их рождения; эти же дети показали самый низкий уровень проблем с точки зрения поведения. Однако, поскольку выделенные группы женщин существенным образом отличались по основным характеристикам до рождения ребенка — уровню образования, занятости, доходному положению, партнерскому статусу и пр., — обнаруженные различия нельзя объяснять исключительно стратегиями матерей на рынке труда. Более сильное отрицательное влияние материнской занятости на когнитивное развитие детей и их поведение было обнаружено в группе, где матери выходили на рынок труда на условиях полной занятости в течение первого года после рождения ребенка, в сравнении с теми, кто работал в этот период неполную рабочую неделю или вернулся на рынок труда только после первого года жизни ребенка. Авторы этой работы подчеркивают, что эффекты материнской занятости не являются универсальными, но существенно различаются в зависимости от типа семьи и детей.

В 2011 году было проведено масштабное межстрановое исследование, направленное на оценку влияния материнской занятости на когнитивное и психологическое развитие детей, а также на вероятность возникновения у детей поведенческих проблем. В рассмотрение были включены пять стран: Австралия, Канада, Дания, Великобритания и США. Его результаты подтвердили, что выход на работу в течение первых шести месяцев после рождения ребенка может негативно сказаться на уровне развития ребенка и его поведении, особенно если речь идет о полной занятости матери. В то же время обнаруженные эффекты оказались небольшими и не универсальными для всех семей. Как показали авторы, другие факторы, такие как доход семьи, образование родителей и качество детско-родительских отношений оказывают существенно большее влияние на развитие ребенка, чем ранняя материнская занятость[16].

В Великобритании в середине 2000-х годов была сделана попытка оценить долгосрочные последствия материнской занятости для когнитивного развития и образовательных стратегий детей[17]. На основе данных панельного обследования домохозяйств 1991-1997 гг. авторы проанализировали взаимосвязь характера занятости отца и матери ребенка на протяжении первых пяти лет его жизни и последующих достижений в образовании. Для сглаживания влияния параметров, связанных с характеристиками семьи, исследование проводилось на данных о сиблингах — родных детях из одной семьи. Результаты анализа показали, что занятость матери на полный рабочий день (свыше 30 часов в неделю) до достижения ребенком возраста 5 лет оказывает значимое негативное влияние на его образовательные успехи, в частности, на итоговый уровень образования. Аналогичное влияние, хотя и меньшее по величине, оказывает занятость матери на условиях неполного дня и полная занятость отца в этом возрастном интервале ребенка.

Кроме того, выход матери на рынок труда приводит к сокращению временных затрат на покупку продуктов питания, приготовление и совместное употребление пищи на фоне увеличения объемов потребления дома полуфабрикатов или заказанной готовой еды[18]. Одновременно с этим у работающих матерей активный досуг с детьми вытесняется пассивным: сокращается время, затрачиваемое на совместные занятия спортом, и увеличивается — на просмотр телевизора. Дети, матери которых заняты полный рабочий день, демонстрируют большую склонность к избыточному весу и пассивному досугу по сравнению с детьми, матери которых заняты неполный день[19]. В то же время исследование по Китаю показало, что материнская занятость не оказывает значимого влияния на шансы ребенка попасть в число детей с избыточным весом в городской местности, в то время как в сельской местности выход матери на рынок труда понижает эти шансы[20].

Таким образом, сила и направление влияния материнской занятости на развитие ребенка не универсальны, они зависят от характеристик семьи, значимости для нее тех ресурсов, которые приходят с дополнительным доходом и теряются от сокращения времени на детско-родительское общение.

Задача государства состоит в том, чтобы дать возможность семьям совершать выбор времени выхода на рынок труда из наибольшего числа альтернатив. Взвешенная политика, учитывающая потребности всех типов семей по совмещению занятости и родительства, позволит стране выиграть и от наиболее полного вовлечения женщин в профессиональную занятость, и от рождения нескольких детей в семье, и от снижения рисков бедности семей с детьми, улучшения условий для их социальной мобильности. Последняя задача будет выполняться тем полнее, чем ниже станут потери в заработной плате женщин после рождения детей.


[1] Материал подготовлен в ходе проведения исследования «Влияние рождения ребенка на занятость и доходы женщин и благосостояние семей с детьми в различных институциональных контекстах» (проект № 16-05-0033) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2016 году и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".
[2] Бирюкова Светлана Сергеевна – ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ.
[3] Макаренцева (Тындик) Алла Олеговна – начальник отдела ИнСАП РАНХиГС.
[4] Waldfogel J. Child care, women's employment, and child outcomes //Journal of Population Economics. – 2002. – Т. 15. – №. 3. – С. 527-548.
[5] Phillips D. Quality in child care: What does research tell us? – Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 1987. – Т. 1; Vandell D., Wolfe B. Child care quality: Does it matter and does it need to be improved? – University of Wisconsin-Madison, WI : Institute for Research on Poverty, 2000.
[6] цит. по Waldfogel J. Child care, women's employment, and child outcomes //Journal of Population Economics. – 2002. – Т. 15. – №. 3. – С. 527-548.
[7] цит. по Cooksey E., Joshi H., Verropoulou G. Does mothers’ employment affect children’s development? Evidence from the children of the British 1970 Birth Cohort and the American NLSY79 //Longitudinal and Life Course Studies. – 2009. – Т. 1. – №. 1.
[8] Ruhm C.J. Maternal employment and adolescent development //Labour Economics. – 2008. – Т. 15. – №. 5. – С. 958-983.
[9] Bernal R. The effect of maternal employment and child care on children’s cognitive development //International Economic Review. – 2008. – Т. 49. – №. 4. – С. 1173-1209.
[10] Hill J.L., Waldfogel, J., Brooks-Gunn, J., & Han, W.J. Maternal employment and child development: a fresh look using newer methods //Developmental Psychology. – 2005. – Т. 41. – №. 6. – С. 833.
[11] Bernal R. The effect of maternal employment and child care on children’s cognitive development //International Economic Review. – 2008. – Т. 49. – №.4. – С. 1173-1209.
[12] Показатели развития детей в рамках обследования NLSY измеряются по результатам тестов по математике и чтению. На основе этих же данных можно оценивать особенности поведения детей.
[13] Bernal R., Keane M.P. Child care choices and children’s cognitive achievement: The case of single mothers //Journal of Labor Economics. – 2011. – Т. 29. – №. 3. – С. 459-512.
[14] Cooksey E., Joshi H., Verropoulou G. Does mothers’ employment affect children’s development? Evidence from the children of the British 1970 Birth Cohort and the American NLSY79 //Longitudinal and Life Course Studies. – 2009. – Т. 1. – №. 1.
[15] Hill J.L., Waldfogel, J., Brooks-Gunn, J., & Han, W.J. Maternal employment and child development: a fresh look using newer methods //Developmental Psychology. – 2005. – Т. 41. – №. 6. – С. 833.
[16] OECD. Early maternal employment and child development in five OECD countries. – Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, OECD, 2011.
[17] Ermisch J, Francesconi M. The Effects of Parents’ Working on Children’s Educational Attainment. ISER Working Papers. – 2002. – Paper 2002-21. – University of Essex, Colchester.
[18] Cawley J., Liu F. Maternal employment and childhood obesity: A search for mechanisms in time use data //Economics & Human Biology. – 2012. – Т. 10. – №. 4. – С. 352-364.
[19] Brown J.E. et al. Do working mothers raise couch potato kids? Maternal employment and children's lifestyle behaviours and weight in early childhood //Social Science & Medicine. – 2010. – Т. 70. – №. 11. – С. 1816-1824.
[20] Xie R., Awokuse T. Is Maternal Employment Related to Childhood Obesity in China? Evidence from the China Health and Nutrition Survey. – 2014.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.