|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Особенности миграционных процессов в городе Киеве и
столичной агломерации
Гладкий А.В. [1]
(Опубликовано в журнале "Региональные исследования",
2016, №1, с. 49-58)
Постановка проблемы. Киев, как столичный
город Украины, постоянно сталкивается с целым рядом угроз и рисков,
связанных с миграцией населения. Столица всегда и во все времена
притягивала людей с окружающих земель своими выгодами и преимуществами,
будь то возможность найти высокооплачиваемую работу, улучшить условия
жизни, получить образование, равно как и доступ к широкому спектру
различных материальных и духовных благ и т.д. Издревле повелось,
что все самое передовое, прогрессивное и современное сконцентрировано
в столице. Страны с классической структурой общества только подтверждают
это мнение. И лишь в столицах высокоорганизованных государств, развивающихся
по постэкономическим принципам[2],
миграционная привлекательность столицы в силу сверхвысокой плотности
и модульности селитебных и хозяйственных функций, начинает постепенно
снижаться, уступая место нормализированной расселенческой нагрузке
на территорию в зависимости от параметров ее емкости и плотности
застройки, земельной ренты и показателей прибыльности ведения предпринимательской
деятельности.
Обзор последних исследований и публикаций.
Исследованиями миграционных процессов в Киеве занималось достаточно
большое количество ученых. Кроме классических трудов Н.Я. Мижеги,
С.С. Мохначука, Н.Д. Пистуна, В.Ы. Гуцала, В.Н. Пересеника, посвященных
развитию внутригосударственных и международных миграций в столицу,
следует выделить отдельные труды по маятниковым миграционным процессам
(Аль Хамарнех Ала Шафик Атия, И. Прибыткова, О.Л. Дронова, И.В.
Гукалова). Значительный вклад в исследование влияния миграционных
процессов на формирование Киевской агломерации внесли Аль Хамарнех
Ала Шафик Атия, С.И. Ищук, Н.Д. Пистун, Г.П. Подгрушный, Г.В. Балабанов,
Т.Ю. Мельниченко. Однако, комплексного анализа миграционных процессов
в Киеве и его городской агломерации в связи с развитием хозяйственного
потенциала территории и формированием глобализированных постэкономических
тенденций еще детально не проводилось.
Цели и задачи исследования. Исходя из этого, целью статьи
является исследование миграционных процессов в городе Киеве и городской
агломерации, их влияние на систему занятости и хозяйственный потенциал,
а также на развитие процессов глобализации и постэкономических тенденций.
Среди основных задач исследования следует выделить анализ внутригосударственных,
международных и маятниковых миграций в г. Киеве, определение особенностей
расселения мигрантов в районах города, роли маятниковых миграций,
их влияния на формирование пространственной структуры Киевской агломерации
и отдельных ее элементов.
Методика исследования. Статистической
базой исследования служат ежегодные бюллетени Киевской городской
государственной администрации и областной государственной администрации
Киевской области. Количество мигрантов учитывается согласно месту
временной регистрации из чего сделаны выводы о размещении мигрантов
по районам города. Кроме того учтены неформальные данные о прибытии
неучтенных мигрантов, основанные на социологических исследованиях
разных авторов[3]. При этом
учитывается страна/регион прибытия, длительность пребывания и проч.
Также в работе были использованы результаты полевых исследований
маятниковых миграций пригородной зоны Киева, проведенные при помощи
учета количества мигрантов, прибывающих в город по основным транспортным
магистралям, силами студентов географического факультета Киевского
национального университета имени Тараса Шевченко (особую благодарность
автор хочет высказать студ. Е. Пашковской и Т. Шытик).
Общие тенденции миграционных процессов в Киеве. Киев
пока не смог преодолеть изложенный выше порог миграционного спада.
В его развитии в последние годы наметились, правда, существенные
перемены, связанные со снижением интенсивности естественного и механического
прироста населения, преимущественно за счет роста показателей смертности,
а также за счет резкого уменьшения притока новых мигрантов. Однако,
эти тенденции связаны, прежде всего, с общим падением уровня жизни
населения, снижением качества жизни, резким сокращением мест приложения
труда в столице, падением ее объемов производства, массовым увольнением
сотрудником и закрытием различных предприятий.
Так, на рисунке 1 видно, что до 2013 г. в Киеве намечался
существенный прирост мигрантов. Город привлекал к себе новых рабочих,
предпринимателей, коммерсантов и бизнесменов своими выгодными преимуществами
ведения бизнеса, высокими и стабильными зарплатами, возможностью
быстрого трудоустройства. Столичный статус и функции работали в
полной мере. Небольшое снижение потока мигрантов в 2010-2011 гг.,
вызванное нестабильной конъюнктурой на рынке труда и падением ряда
экономических макропоказателей, с лихвой компенсировалось в 2012
г. в связи с проведением футбольного чемпионата Евро-2012. Однако
уже в 2013 г. и до сегодняшнего времени, приток мигрантов постоянно
снижается. Вместе с рядом положительных эффектов для столицы, связанных
с уменьшением демографической нагрузки на территорию, оптимизацией
экологических показателей, урегулированием цен на рынке первичного
и вторичного жилья, стабилизацией индексов потребления товаров и
услуг в рамках социально-экономических программ городского развития,
этот процесс свидетельствует и о целом ряде негативных изменений
в хозяйстве города. Закрытие промышленных предприятий (заводы Ленинская
кузня, Транссигнал, Реле и автоматики, Вулкан, Киеврезина, Маяк,
Большевик и проч.), спад на рынке производств услуг (прежде всего,
торговых, транспортных, коммерческих), резкое снижение уровня доходов
и покупательной способности населения, рост цен при сохранении в
большинстве случаев докризисных показателей номинальной заработной
платы и многие иные факторы привели з утрате привлекательности для
мигрантов как столичного рынка труда, так и столичного образа жизни.
* Данные за 2015 год даны за период с января по сентябрь
Рисунок 1. Динамика миграций в г. Киеве, человек
Составлено автором по: [Головне управлiння статистики
и у м. Києвi [Електронний ресурс]. URL: http://kiev.ukrstat.gov.ua/p.php3?c=2906&lang=1;
Iвченко A. Micтa Украiни. Довiдник. К.: НВП Картографiя, 1999.
136 с.; Статистичнi регіональнi щорiчники України за 2014 р. [Електронний
ресурс]. / Держ. ком. статистики України; ред. О.I. Шестаков.
- К.: ДП „Iнформацiйно-аналiтичне агентство”, 2015. – 1 електрон.
опт. диск (CD-ROM): некольор.; 12 см. - (Статистичі регіональні
щорічники за 2014 р.). – Систем. вимоги: Pentium-266; 32 Mb RAM
; CD-ROM Windows 98/2000/NT/XP; MS Word-97-2000-XP. - Назва з
контейнера.
Никогда еще приток мигрантов в современном Киеве не
был так мал. Даже в самые тяжелые времена 90-х гг. XX в. он составлял
30-40 тыс. чел. в год[4]. Ведь
если в то время он был связан с бурным развитием торговли и предпринимательства,
а в дальнейшем, в конце 2000-х - с формированием мощной столичной
инфраструктуры, то в нынешнее время причиной его обвала стали сворачивание
производственной и финансово-коммерческой функций, а также негативные
тенденции в экономике государства, раскрытые нами ранее. Сальдо
миграций в 2014 г. составило всего-навсего 14,4 тыс. чел. (против
23-х, 24-х тыс. чел. в конце 2000-х гг.). А в 2015 г., по данным
за период с января по сентябрь, сальдо составило и вовсе 2 тыс.
чел. Зато существенно возрос процент мигрантов, выехавших из Киева
за рубеж: от 8% в 2007 г. до 17% в 2014-м).
Пространственный анализ миграций г. Киева.
В пространственном соотношении, мигранты в Киеве размещаются преимущественно
в кварталах новостроек и массового бюджетного жилья. Как видно на
рисунке 2. - это Голосеевский, Соломенский, Днепровский и Дарницкий
районы. Они привлекают мигрантов сравнительно высокой коммунально-бытовой
обустроенностью, наличием удобных транспортных систем сообщения,
относительно низкими ценами на жилье. В этих районах, особенно в
Соломенском, находится довольно много мест приложения труда, использующих
труд мигрантов. Кроме того, в них существуют своеобразные кластеры
компактного расселения представителей различных регионов Украины,
ближнего и дальнего зарубежья. Так известно, что представители западных
регионов страны (Львовской, Волынской, Тернопольской, Закарпатской
области) компактно селились на юго-востоке столицы, в Голосеевском
и Шевченковском районах. Много их было и в Деснянском районе столицы.
Рисунок 2. Миграции населения е отдельных районах города
Киева
Составлено автором по: [Головне управлiння статистики
и у м. Киевi [Електронний ресурс]. URL: http://kiev.ukrstat.gov.ua/p.php3?c=2906&lang=1;
Iвченко A. Micтa Украiни. Довiдник. К.: НВП Картографiя, 1999.
136 с.; Статистичнi регіональнi щорiчники України за 2014 р. [Електронний
ресурс]. / Держ. ком. статистики України; ред. О.I. Шестаков.
- К.: ДП „Iнформацiйно-аналiтичне агентство”, 2015. – 1 електрон.
опт. диск (CD-ROM): некольор.; 12 см. - (Статистичні регіональні
щорічники за 2014 р.). - Систем, вимоги: Pentium-266; 32 Mb RAM
; CD-ROM Windows 98/2000/NT/XP; MS Word-97-2000-XP. - Назва з
контейнера.
Жители Донбасса и Приднепровья до недавнего времени
селились в Днепровском, Дарницком (Харьковский массив), Оболонском
районах. Представители кавказской диаспоры проживают в Деснянском
районе (жилой массив Троещина) столицы, иных стран СНГ - в историческом
центре.
Довольно большое количество мигрантов оседает в Шевченковском
и Печерском районах. Их территории входят преимущественно в историческое
ядро Киева. Поэтому, мигранты тут особые. Это, как правило, обеспеченные
люди, со стабильной зарплатой и работой. Они - сотрудники известных
международных компаний и корпораций, открывших представительства
в центре города. И выписавших себе сотрудников из-за рубежа. Как
правило, это - высокопрофессиональные специалисты в области экономики,
менеджмента, права, ИТ и компьютерных технологий. Благодаря им,
центры всех столиц мира приобретают свою универсальную «всеядность»
и космополитичность, становятся ядрами сосредоточения новых коммерческих
брендов, инноваций, прогрессивности и репрезентативности. Мигранты
такого рода формируют особый социальный климат столицы: они создают
собирательный образ модульности, многоаспектности и полифункциональности
того конгломерата, который лежит в основе столичных функций, агломерационного
эффекта территории, синергии городского пространства. Именно здесь
закладываются основы формирования того дополнительного эффекта столичной
специализации, основанной на эффективности и прибыльности, который
потом будет влиять как на Столичный регион в локальных масштабах,
так и на страну в целом. Поэтому, именно эти регионы наиболее проблематичны
и приоритетны в плане расселения мигрантов, их демографических и
этно-национальных характеристик, кадрового и профессионального состава,
уровня образования и т.д. Здесь, в сердце столицы и закладываются
первичные фундаментальные основы ее позиций на международной арене
равно как и на общегосударственном уровне.
Следующими по количеству приехавших мигрантов идут Деснянский,
Оболонский, а также Подольский и Святошинский районы. Периферийное
положение, стандартная типовая застройка, устаревшая инфраструктура,
отсутствие в некоторых районах веток метрополитена и прочих скоростных
видов транспортного сообщения (Деснянский район) - все это увязывается
в единый комплекс внутригородских проблем Киева. Мигранты в этих
районах селятся преимущественно на территориях, прилегающих к скоростным
коммуникациям, центрам массового приложения труда (промышленным
зонам, торговым и офисным центрам), а также в микрорайонах дешевого
бюджетного жилья. Здесь часто можно встретить выходцев из государств
азиатской части СНГ, бедных стран дальнего зарубежья, здесь очень
много нелегальных мигрантов, лиц без определенного места жительства
и проч. Эти районы не обладают большой притягательностью для мигрантов
в силу отсталости своей инфраструктуры (прежде всего, коммунально-бытовой,
торговой, транспортной), в силу удаленности от «доходных» мест приложения
труда и в силу низкой престижности размещения и селитебной застройки
кварталов. Единственное, что может привлечь сюда мигрантов - это
низкая цена проживания и аренды жилплощади. Но таковых в Киеве находится
не очень много. Так, в 2015 г., в Святошинском районе наблюдается
даже отток мигрантов, их сальдо составило - 348 чел. Подобные тенденции
характерны правда еще и для Деснянского и Соломенского районов из
первой группы. Но здесь сыграло свою роль массовое увольнение сотрудников
и закрытие ряда промышленных предприятий в связи с кризисными явлениями
в экономической и хозяйственной жизни страны.
Вообще, следует отметить, что количество мигрантов в
столице постепенно уменьшается также в связи с развитием пригородной
зоны Киева и распространением его агломерационного эффекта. Известно,
что вокруг столицы еще в первом десятилетии XXI в. сформировался
пояс городов-спутников первого порядка, получивших высокие показатели
экономической эффективности производства за счет использования преимуществ
агломерационного эффекта столичного города (рис. 3).
Рисунок 3. Эффективность промышленного производства
городов Киевской области
Составлено по: Гладкий О.В. Hayкoвi основи суспiльно-географiчних
дослiджень промислових агломерацiй: Монографiя / Гладкий О.В.;
[наук ред. С. I. Iщук]; Київський нацioнальний унiверситет iмeнi
Тараса Шевченка. К.: ВГЛ „Обри”, 2008. 360 с.
Так, в группу высоко- и среднедоходных поселений попали
города, расположенные на ближайших к Киеву территориях. Ирпень,
Вишневое, Боярка, Буча, Вышгород, Бровары, Борисполь, Васильков,
Украинка, Обухов, Фастов, Кагарлык являются перспективными площадками
для притока мигрантов, занятых поиском мест приложения труда, высоких
заработков, возможностей улучшить свои жилищные условия, обеспечить
более высокий уровень и качество жизни[5].
Эти города «оттягивают» на себя в определенной мере
столичных мигрантов, предоставляя на более выгодных условиях жилье,
материальное обеспечение, различные льготы и т.д. Однако, такое
положение дел было характерно в докризисные времена (на иных предприятиях
пригородной зоны, особенно с иностранным капиталом, зарплаты рабочим
платили выше киевских!). Ныне же эти города также пребывают в большом
упадке из-за приостановки ведения бизнеса, падения объемов производства,
закрытия целого ряда ранее прибыльных компаний.
В завершении этого раздела отметим, что наиболее стремительная
динамика роста притока мигрантов в Киеве характерна для Соломенского,
Дарницкого и Голосеевского, частично для Печерского районов. В 2012
г. они вышли в лидеры по миграционному приросту населения (рис.
2). Дальше наметилось стремительное падение, обернувшееся крайне
резким снижением прироста миграций в 2015-м. В результате, количество
мигрантов, выбывших из данных районов, уже несколько лет превышает
их пополнение. Во всех районах наблюдается постепенное падение прироста
мигрантов вплоть до 2012 г., которые стал переломным в истории миграций
Киева из-за проведения футбольного чемпионата Евро- 2012. В некоторых,
приведенных выше районах, количество мигрантов увеличилось в несколько
раз! Далее опять наблюдались тенденции к общему снижению миграционного
прироста во всех районах города, особенно стремительно в Соломенском,
Голосеевском и Печерском, а также в Дарницком и Шевченковском районах.
В некоторых же районах, как говорилось ранее, в последний
год наблюдается даже отток мигрантов. Это Святошинский, Деснянский
и Соломенский районы Киева. Их сальдо миграций стало отрицательным
(правда, это возможно связано с тем, что данные за 2015 г. ограничены
лишь первыми 9 месяцами). Однако, подобные тенденции к формированию
отрицательного сальдо наблюдались и ранее (рис. 2). Причины этих
процессов были изложены нами и выше.
Таким образом, Киев переживает сложные и противоречивые
процессы формирования структуры миграционных потоков. С одной стороны,
мощным фактором, стимулирующим миграции, выступал футбольный чемпионат
Евро-2012. Однако, в силу стремительного падения экономических показателей
последних лет, в Киеве наблюдается «утечка мозгов и рабочих рук»,
выезд высококачественных специалистов, талантливой молодежи, предпринимателей
и коммерсантов. Тем не менее, одну из лидирующих позиций в формировании
экономической эффективности производства города и агломерационного
эффекта на прилегающей территории занимает фактор интенсивности
маятниковых трудовых миграций из пригорода в центр столичной агломерации.
Об этом мы поговорим в следующем разделе.
Маятниковые миграции в Киевской агломерации.
Киев, как и большинство крупных столичных городов, имеет развитую
пространственную систему маятниковых трудовых миграций. Мигранты
приезжают в столицу Украины не только из ближайшей зоны городов-спутников,
но также из соседних областей (Черниговской, Житомирской, Винницкой)
Самый дальний маршрут Казатин-Киев составляет около 200 км. Если
посмотреть на картосхему миграционных потоков, разработанную нами
на основе полевых исследований (рис. 4), то становится очевидным
резкое преобладание центростремительных миграций в ближнем поясе
спутников города Киева на участках от Вышгорода, Броваров, Борисполя,
Обухова, Василькова и смт Клавдиево-Тарасово. Так, из Василькова
в Киев ежедневно приезжает по железной дороге примерно 43 тыс. чел.
(северное направление). А в юго-западном направлении, начиная с
Боярки, эта цифра увеличивается до 48-50 тыс. пассажиров. С восточного
направления в Киев приезжает около 24 тыс. чел. Причем основная
нагрузка приходится на участок от Борисполя. Начиная с Броваров,
в северо-восточном направлении, в Киев доезжает ежедневно 30 тыс.
чел., а из Ирпеня - 34000 чел. (западное направление). Достаточно
похожая картина сложилась и с автотранспортом. Его потоки значительно
возрастают на юго-западном, северном, частично на южном направлении
(где ослаблена интенсивность железнодорожного движения). Причем,
если северный вектор (как в железнодорожном сообщении, так и в автомобильном)
имеет достаточно непродолжительную хорду в территориальном отношении
и миграции существенно ослабевают севернее Вышгорода, то юго-восточное
направление является наиболее мощным, территориально растянутым
и приоритетным.
Рисунок 4. Миграционные потоки пригородной зоны Киевской
агломерации
Можно сделать предварительные выводы о том, что Киевская
агломерация, исходя из интенсивности маятниковых миграций, а также
ряда иных причин (развития производственных и селитебных функций,
интенсивных коммуникаций, и, как следствие, распространения агломерационного
эффекта территории) постепенно превращается из радиально-кольцевой
в полукольцевую и даже в моновекторную. Эти тенденции характерны
для многих столичных городов, включая, например, Москву, где вытянутая
хорда транспортных магистралей закреплена законодательно в качестве
новых границ города, и вдвигается в юго-западном направлении. Кроме
перечисленных выше факторов, существенные ограничения планомерного
всестороннего развития Киева и пригородной зоны сложились в результате
близости столицы Украины к территориям зоны отчуждения Чернобыльской
АЭС (на севере и северо-западе). В результате, северное направление
(равно как и сопредельные территории) существенно отстают в формировании
системы расселения и развития хозяйства. А экономические связи столицы
с ними, равно как и агломерационный эффект территории представлен
крайне слабо.
Влияние миграций на формирование пространственной структуры
Киевской агломерации и экономической эффективности в ней. Для того
чтобы определить особенности распространения агломерационного эффекта
Киева, показать особенности развития пригородной зоны, его селитебной
и хозяйственной функции, а также формирования показателей экономической
эффективности производства, нами были проведены исследования уровня
взаимосвязанности пригородных территорий со столицей в дополнении
к анализу маятниковых миграций. В процессе исследования, использовались
показатели транспортной доступности до г. Киева, удельного веса
жителей Киевской области, занятых на предприятиях Киева, удельного
веса объемов промышленного производства на предприятиях, связанных
с Киевом, а также средние показатели количества пассажиров железных
дорог и количества автомобилей, приезжали в Киев за сутки в разных
направлениях[6]. По результатам
проведенного анализа, низовые административные районы Киевской области
можно разделить на четыре группы (рис. 5).
1. Территории, связанные с городом Киевом максимально
мощными связями (Киево-Святошинский, Броварской, Вышгородский, Бородянский,
Васильковский и Обуховский районы). Промышленный комплекс этих районов
тесно взаимодействует со столицей, дополняя и разгружая ее функции.
Объемы производства на предприятиях, функционально связаных с Киевом,
составляют более 70%. А в структуре занятости этих районов от 20
до 50% трудоспособного населения ежедневно приезжает на работу в
столицу. Такая тесная связь, к тому же дополняется высокими показателями
урбанизации и концентрации населения, что является основным критерием
формирования хозяйственной агломерации.
К первой группе целесообразно отнести также и Бориспольский
район. Хотя он отошел ко второй зоне по уровню занятости населения
на столичных предприятиях, однако в нем остается довольно много
отраслей хозяйства, ориентированных на потребности Киева. Также,
на территории района действует международный аэропорт, что значительно
усиливает связи со столицей. Подавляющее большинство территории
районов первой группы находится в пределах часовой транспортной
доступности до Киева. В них сложились мощные производственные, трудовые
и культурно-бытовые связи со столицей[7].
Все эти обстоятельства позволяют нам отнести территории
названных выше районов к поясу агломерированных поселений первого
порядка. На этот пояс ложится основное бремя разгрузки и дополнения
столичных функций. В нем развиты различные виды деятельности, на
его территории проживает значительная часть населения агломерации.
Рисунок 5. Показатели тяготения районов Киевской области
к г. Киеву
2. Территории высокой интенсивности связей (Фастовский,
Макаровский, Барышевский, Иванковский районы). Эти районы также
тесно связаны с Киевом дополняющими и обслуживающими функциями.
Однако, интенсивность этих связей значительно ослабевает. Если в
предыдущем случае, объемы промышленного производства, функционально
связанного с Киевом, составляли 70%, то сейчас только 50%.
Значительно уменьшается количество населения, приезжающего
на работу в Киев. Его доля составляет лишь 10-19%. Территория второй
зоны находится в пределах 1,5 часовой транспортной доступности,
поэтому трудовые, культурно-бытовые и производственные связи теряют
свою интенсивность. Ежедневно из этих районов в столицу приезжает
по железной дороге около 10-15 тыс. чел. С удалением от центра,
их численность постоянно уменьшается. Также значительно сокращается
интенсивность движения автотранспорта. За сутки в Киев приезжает
в среднем от 1000 до 3000 автомобилей.
Все районы второй группы входят в пояс агломерированных
поселений второго порядка. Там преобладают промышленные предприятия
местного значения. Значительно снижается численность населения и
уровень урбанизации[8].
3. Территории ослабленной интенсивности связей (Кагарлыкский,
Переяслав-Хмельницкий, Яготинский, Мироновский, Белоцерковский,
Рокитнянский, Богуславский, Полесский районы). Для них характерно
незначительное количество занятых в хозяйстве столицы (1-9%) и низкая
доля (до 50%) функционально связанных с Киевом предприятий, которые
имеют практически только агропромышленную специализацию.
Городские поселения этих территорий развиваются оторвано
от Киева и получили преимущественно районное значение.
Из них, правда, более интенсивные производственные связи
со столицей поддерживают Кагарлык и Яготин, однако эти связи носят
неустойчивый узкоотраслевой характер. Территории районов третьей
группы удалены от Киева на значительные расстояния, их транспортная
доступность составляет 2 часа и более. Поэтому трудовые, культурно-бытовые
и иные связи с Киевом очень ослаблены.
4. Территории, которые наименее связаны с Киевом (Сквирский,
Володарский, Тетиевский, Таращанский, Ставищанский, Згуровский районы).
В этих районах сложился самый низкий уровень трудовых связей с Киевом
(менее 1%). В них размещаются низкорентабельные отрасли обрабатывающей
промышленности, ориентированной на местные нужды. В хозяйстве преобладает
аграрная сфера. Крайне низки показатели урбанизации и развития транспорта.
Выводы. Таким образом, миграции в столице
Украины имеют крайне неоднозначный и противоречивый характер. Они
тесно связаны с общим хозяйственно-экономическим потенциалом города,
а также с действующей политической конъюнктурой и экономической
макроситуацией в стране. Среди факторов, определяющих особенности
внутригородской миграционной ситуации следует выделить различную
стоимость проживания в отдельных (особенно центральных) районах
города, близость к системам внутригородских коммуникаций, местам
приложения труда, а также наличие устоявшихся территориальных сообществ
мигрантов из разных стран. Ключевыми факторами, определяющими географию
маятниковых мигрантов, выступают внешнеэкономические связи столицы
Украины, внешнеполитический вектор ее развития, а также многочисленные
связи миграционной диаспоры Киева со своими собратьями из родных
стран. Пригородные маятниковые миграции существенно влияют на формирование
агломерационного эффекта города Киева, а также на развитие агломерированных
городов спутников. Задача органов власти состоит не только в том,
чтобы оптимизировать миграционные потоки в столицу различными лимитирующими
способами (как это делалось в советское время), а регулировать их,
создавая тем самым выгодные условия конкуренции на рынке трудовых
ресурсов, формируя и поддерживая агломерационный эффект территории
и экономическую эффективность функционирования хозяйства как в Киеве,
так и на близлежащих землях.
[1] Гладкий Александр Витальевич
– Киевский национальный университет им. Т. Шевченко.
[2] Gladkey A.V. Post-economic
uncertainty and vulnerability of global cities / A.V. Gladkey, lu.N.
Golubchikov II Territorial uncertainty and vulnerability as a challenge
for urban and regional policy. Warsaw regional forum 2015. Warsaw,
14-16 October 2015. pp. 29.
[3] Головне управлiння статистики
и у м. Киевi [Електронний ресурс]. URL: http://kiev.ukrstat.gov.ua/p.php3?c=2906&lang=1;
Прибиткова I. Мiгранти в Киевi хто вони? II Проблеми Miгpaцiї. 2000.
№1 (12). С. 18-27.
[4] Прибиткова I. Мiгранти
в Києвi хто вони? II Проблеми мiгpaцiї. 2000. №1 (12). С. 18-27.
[5] Гладкий О.В. Hayкoвi основи
суспiльно-географiчних дослiджень промислових агломерацiй: Монографiя
/ Гладкий О.В.; [наук ред. С. I. Iщук] ; Київський нацioнальний
унiверситет iмeнi Тараса Шевченка. К.: ВГЛ „Обри”, 2008. 360 с.
[6] Расселение в пригородных
зонах / Вопросы географии. Сб. 87. М.: Мысль, 1971. 1971. 180 с.;
Трудовые связи в крупном городе / [Н.Я. Мижега, С.С. Мохначук, Н.Д.
Пистун и др.; под ред. Н.Я. Мижеги]. К.: Вища шк. Головное изд-во,
1984. 152 с.
[7] Экономико-географический
комплекс крупного города (на примере г. Киева) / Н.Д. Пистун, В.Н.
Пересекин, Н. Я. Мижега и др. К.: Выща шк. Изд-во при Киев, ун-те,
1989. 136 с.
[8] Там же.
|