|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
A harmonized dataset on global educational attainment
between 1970 and 2060 - an analytical window into recent trends
and future prospects in human capital development
Goujon, A., K.C., S., Speringer, M., Barakat, B., Potancoková,
M., Eder, J., … Lutz, W. (2016). A harmonized dataset
on global educational attainment between 1970 and 2060 –
an analytical window into recent trends and future prospects
in human capital development. Journal of Demographic Economics,
82(3), 315–363. http://doi.org/10.1017/dem.2016.10
|
Группа демографов из Центра демографии и человеческого
капитала в мире имени Виттгенштейна, Вена, Австрия, опубликовали
грандиозный результат многолетнего кропотливого труда десятков исследователей
- набор гармонизированных данных об образовательной структуре населения
по пятилетним возрастным группам для 171 страны за период с 1970
по 2010 годы, а также прогнозные данный на полвека вперед, до 2060
года. В примечании к статье венские демографы благодарят за содействие
своих коллег из Центра изучения населения Миннесоты (IPUMS), Демографического
отдела ООН, Французского института демографии (INED) и института
статистики и экономических исследований (INSEE), а также бесчисленных
сотрудников национальных статистических ведомств - одно это дает
представление о масштабе проделанной работы по сбору данных.
Помимо ключевых комментариев о методологии гармонизации
данных для различных стран мира и принципиальном отличии набора
данных от прочих попыток собрать и унифицировать подобную информацию,
в статье также приводится подробный анализ динамики образовательной
структуры населения по макрорегионам мира.
Средняя продолжительность образования на протяжении
периода 1970-2010 гг. росла во всех регионах мира (рис 1). Кроме
того, видно, что в наиболее развитых странах мира за последние десятилетия
продолжительность образования приблизилась к некоторому равновесному
уровню, когда образованность старшего (60-64) и младшего (30-34)
поколения мало отличаются.
Рисунок 1. Средняя продолжительность обучения в возрастной
группе 30-34 по регионам мира и соотношение показателя в соседних
поколениях.
Изучая такое всемирное революционное явление как экспансия
образования, важно понимать, что процесс происходит не одномоментно,
и есть значительные различия в образованности населения как между
регионами мира, так и внутри них между отдельными странами. При
этом различия между макрорегионами мира минимальны до и после образовательной
революции и максимальны в процессе (рис. 2) - в этом экспансия образования
ничем не отличается от прочих процессов глобальной модернизации.
Рисунок 2. Стандартные отклонения макрорегионов мира
по средней продолжительности образования среди населения в возрасте
25-59 (показывает насколько однородны или неоднородны страны, входящие
в макрорегион), раздельно для отстающих, средних и лидирующих макрорегионов.
В наименее развитых с точки зрения образованности населения
регионах мира, где взрослые люди в среднем учились менее 7 лет,
различия между странами внутри макрорегионов были ничтожны в начале
изучаемого периода и значительно выросли к концу. В наиболее развитых
странах, где в 2010 году средняя продолжительность образования превышала
10 лет, на протяжении изучаемого периода различия между странами,
входящими в макрорегионы, неуклонно сокращались.
|