|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
О МИГРАЦИИ 2015
МИГРАЦИЯ И ГОРОДА МИРА: НОВЫЕ ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ
УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
МОМ, 2016, 276 страниц
|
http://moscow.iom.int/russian/publications/WMR_2015_RUS.pdf
Настоящий доклад предлагает три пути улучшения
сложившейся ситуации:
• Документирование свидетельств участия мигрантов
в формировании облика городов, а также информации о положении
мигрантов в городах. В значительной части сегодняшняя международная
дискуссия о миграционных тенденциях и политике касается государств
в целом. Необходимо обратить внимание непосредственно на проблемы
мигрантов в городах, что позволит лучше понять политэкономические
аспекты влияния миграции на жизнь городов, а также осознать
тесную взаимосвязь между процессами миграции и развития городов.
- Привлечение внимания к условиям жизни мигрантов в городах
Глобального Юга. Нынешняя дискуссия о проблемах мигрантов
и городах по большей части касается миграции в страны Глобального
Севера и интеграции мигрантов в сообщества разных стран
мира.
- Изучение явлений как внутренней, так и международной миграции.
В городах с самым разным уровнем экономического и социального
развития наблюдается приток мобильного и мультиэтнического
населения. В странах с развитой экономикой одним из основных
факторов этнического многообразия является миграция иностранных
граждан, в то время как в развивающихся странах таким фактором
являются, прежде всего, внутренняя миграция 4 и, в меньшей
степени, рост миграционных потоков между странами Юга.
Стр. 2.
Около 50 процентов международных мигрантов проживают
в десяти странах с высоким уровнем доходов и урбанизации,
таких как Австралия, Канада и США, некоторые европейские страны
(Франция, Германия, Испания и Великобритания), Российская
Федерация, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Стр. 19.
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается
увеличение потока мигрантов из стран Глобального Севера, двигающихся
в направлении небольших по размеру городов «второстепенного
значения». Такие города второго уровня насчитывают от 500000
до 3 миллионов жителей и могут быть неизвестны за пределами
страны и региона. Подобные тенденции стали появляться в разных
концах Северной Америки и Европы:
- В Соединенных Штатах наибольший рост внутренней миграции
в период 2012-2013 гг. наблюдался в направлении городов
второстепенного значения, в то время как в трех крупнейших
мегаполисах суммарный отток постоянных жителей за тот же
период составил 100000 человек в Нью-Йорке и приблизительно
по 50000 человек в Лос-Анджелесе и Чикаго. Отток постоянных
жителей-американцев отмечался и из высокоразвитых промышленных
центров Сан-Хосе и Сан-Диего, а также из таких городов постиндустриального
севера США, как Детройт. При этом, суммарный прирост населения
отмечался в городах Солнечного пояса с низким уровнем стоимости
жизни, таких как Феникс, Даллас и Хьюстон, а также в ведущих
центрах знаний и образования: Остине, Сиэтле, Сан-Франциско
и Вашингтоне, округ Колумбия. Данные Переписи населения
США 2000 г. свидетельствуют о значительном увеличении численности
международных мигрантов в городах второго уровня Атланте,
Шарлотте и Нэшвиле.
- В Канаде, в то время как Торонто, Монреаль и Ванкувер
продолжают принимать большинство международных мигрантов,
как недавно приехавшие, так и давно обосновавшиеся в стране
мигранты меняют местожительство на пригородные районы и
населенные пункты меньших размеров.
- В Европе мигранты чаще селятся в маленьких городах, нежели
крупных мегаполисах, например, в небольших городских поселениях
итальянских провинций Лацио или Ломбардии, в противовес
таким крупным центрам, как, соответственно, Рим или Милан.
Стр. 46-47.
Жители крупных городов и стран Азиатско-Тихоокеанского
региона, родившиеся за границей (%) (стр. 64)
Город
|
Родились за границей (%)
|
Страна
|
Родились за границей (%)
|
Пекин
|
0,5
|
Китай
|
0,05
|
Куала-Лумпур
|
9,0
|
Малайзия
|
8,40
|
Мумбай
|
1,4
|
Индия
|
0,50
|
Сеул
|
3,7
|
Республика Корея
|
2,80
|
Сингапур
|
38,0
|
Сингапур
|
38,00
|
Сидней
|
39,0
|
Австралия
|
28,00
|
Токио
|
3,0
|
Япония
|
1,60
|
В городах всего мира наблюдаются разительные примеры
неравного положения мигрантов и представителей основного населения
как с точки зрения состояния здоровья, так и возможности получения
качественных медицинских услуг. В целом, городские администрации
и правительства государств предпринимают крайне мало усилий
для охраны здоровья мигрантов, проживающих в городах. Во многих
странах и городах мигранты не имеют доступа в медицинские
учреждения, и даже наличие формальных требований в отношении
медицинского обслуживания мигрантов не означает, что они учитываются
на практике или соблюдаются органами здравоохранения и управления
миграцией. Существующие механизмы информационно-просветительской
работы и структуры, в которые жители городов могут обратиться
за медицинской помощью, зачастую малоэффективны. Имеется несколько
удачных примеров партнерств, которые были созданы в разных
городах мира с участием НПО, международных организаций и частных
лиц и которые ставят перед собой задачу совершенствования
системы медицинского обслуживания мигрантов (см. текстовую
вставку 13).
Стр. 106.
Критерии приема иммигрантов в программы
поддержки индивидуальной трудовой занятости и предпринимательства
в странах-членах ОЭСР (стр. 171)
Критерии приема
|
Страны, применяющие критерии
|
Индивидуальная трудовая занятость
|
Инвестирование в предприятия
|
Наличие опыта работы
|
Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия,
Германия, Греция, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды,
Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция,
Швейцария
|
Австралия, Канада, Новая Зеландия (кроме случаев, когда
объем инвестиций превышает минимум, при котором не требуется
наличия опыта)
|
Минимальный объем инвестиций
|
Чешская республика, Новая Зеландия, Великобритания
(как правило, требуется представить доказательства наличия
средств на проживание и открытие собственного бизнеса)
|
Австралия, Канада, Франция, Греция, Ирландия, Республика
Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Испания,
Великобритания, США
|
Бизнес-план
|
Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия,
Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша,
Испания, Швеция, Швейцария
|
Греция, Ирландия, Нидерланды
|
Ограничения в отношении видов деятельности
|
Австралия, Канада, Чешская республика, Дания, Япония
|
Австралия, Республика Корея
|
Актуальность проекта для экономики страны
|
Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Греция,
Ирландия, Нидерланды, Польша, Швейцария
|
Греция, Ирландия, Португалия, США
|
|
Почти каждый пятый мигрант является жителем одного из
20 крупнейших мировых мегаполисов. Во многих подобных городах мигранты
составляют треть или более высокую долю населения. В других городах
за последние годы отмечен значительный рост притока мигрантов. Ожидается,
что быстро растущие города Азии и Африки вберут в себя практически
весь будущий мировой прирост городского населения - для наблюдаемой
на данных континентах картины перемещений в города и городские районы
характерны такие особенности, как непостоянность и кругообразность,
присущие внутренней миграции.
Быстрые темпы урбанизации и растущая миграция в города
несут с собой как факторы риска, так и потенциальные возможности
для мигрантов, сообществ и правительств стран, вовлеченных в данный
процесс. В Глобальном докладе о миграции 2015 г.: Мигранты и города
мира, новые партнерства для управления мобильными процессами исследуется
роль миграции и мигрантов в формировании облика городов, равно как
и обратное влияние городов, их жителей, институтов и установленных
правил на жизнь мигрантов.
Настоящий доклад имеет целью внести вклад в развитие
глобального диалога по вопросам миграции и урбанизации в трех основных
направлениях. Во-первых, доклад включает в себя документированные
свидетельства участия мигрантов в формировании облика городов, а
также информацию о положении мигрантов в городах. В значительной
части сегодняшняя международная дискуссия о миграционных тенденциях
и политике касается государств в целом. Необходимо обратить внимание
непосредственно на проблемы мигрантов в городах, что позволит лучше
понять политэкономические аспекты влияния миграции на жизнь городов,
а также осознать тесную взаимосвязь между процессами миграции и
развития городов. Во-вторых, доклад привлекает внимание читателей
к условиям жизни мигрантов в городах Глобального Юга. Необходимо
отметить, что нынешняя дискуссия о проблемах мигрантов в городах
по большей части касается миграции в страны Глобального Севера и
интеграции мигрантов в сообщества разных стран мира. В-третьих,
доклад исследует явления как внутренней, так и международной миграции,
поскольку в наши дни приток мобильного и мультиэтнического населения
наблюдается в городах с самым разным уровнем экономического и социального
развития.
В двух первых главах доклада рассматриваются основные
тенденции, наблюдаемые в развитии городов и миграционных процессов,
а также исследуются различные примеры городских сообществ, в недавнем
прошлом столкнувшихся с увеличением притока мигрантов из других
регионов страны либо из-за рубежа или и тех и других категорий мигрантов.
Авторы глав демонстрируют разноплановый характер наблюдаемых миграционных
потоков.
В Главе 3 исследуются различные факторы риска, специфические
для мигрантов, проживающих в городах, связанные с поиском источников
средств к существованию, частотой переездов и ограниченным доступом
к ресурсам, а также особые факторы риска, относящиеся к наиболее
уязвимым группам, в том числе женщинам-мигрантам. В Главе 4 обсуждается,
каким образом процесс урбанизации и новые тенденции в перемещении
людей могут способствовать снижению уровня бедности, росту и развитию
городов, а также повышению благосостояния мигрантов. В Главе 5 обсуждается
создание условий для интеграции мигрантов в жизнь города и формирования
партнерств в процессе управления городами.
В заключительной главе представлены наблюдения и выводы,
сделанные авторами доклада, а также рекомендации относительно дальнейших
шагов на пути вовлечения мигрантов в процесс управления городами,
с учетом необходимости включения мигрантов в повестку дня глобального
устойчивого развития в период после 2015 года.
Содержание
Редакционный совет
Благодарим за помощь в подготовке публикации
Глобальный доклад о миграции 2015 г.: авторы семинаров, обзорных
статей
и текстовых вставок
Текстовые вставки, "голоса мигрантов", графики, таблицы
и карты
Принятые сокращения
Предисловие
Общие сведения
ГЛАВА 1 Введение
Основные тезисы
1.1 Современные тенденции
1.2 Определения и термины
1.3 Пробелы в изучении новых направлений миграции
1.4 Путеводитель по докладу
Библиография
ГЛАВА 2 Миграция и культурное и этническое многообразие
в городах
Основные тезисы
2.1 Вступление
2.2 Разнообразные виды городских поселений
2.3 Виды миграции
2.4 Этническое и культурное многообразие в городах
2.5 Заключение
Библиография
ГЛАВА 3 Мигранты в городах, проблемы уязвимости и умение
адаптироваться к новым условиям
Основные тезисы
3.1 Вступление
3.2 Факторы уязвимости
3.3 Барьеры на пути к ресурсам и благам
3.4 Разнообразные факторы риска и условия их возникновения
3.5 Создание партнерств для обеспечения жизнестойкости сообществ
мигрантов
3.6 Заключение
Библиография
ГЛАВА 4 Миграция в города и экономическое развитие
Основные тезисы
4.1 Вступление
4.2 Миграция и борьба с бедностью в городах
4.3 Этническое многообразие городского населения и экономические
преимущества
4.4 Мигранты как двигатели международного развития
4.5 Заключение
Библиография
ГЛАВА 5 Партнерства в городах для управления мобильными
процессами
Основные тезисы
5.1 Вступление
5.2 Интеграция мигрантов и городское самоуправление
5.3 Многоуровневое управление с целью содействия интеграции мигрантов
5.4 Роль мигрантов в формировании облика городов
5.5 Заключение
Библиография
ГЛАВА 6 Заключительные выводы
Библиография
Термины, используемые в документе
|