Rambler's Top100

№ 697 - 698
19 сентября - 2 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографический взрыв, старение населения и трудосберегающие технологии: взаимодействие в XXI в.

Бедность и неравенство в странах БРИКС: российская специфика

Отмена политики "одна семья - один ребенок" в Китае

Об актуальных проблемах совершенствования статистической деятельности

Средний класс стран БРИКС как движущая сила нового глобального экономического роста

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Об актуальных проблемах совершенствования статистической деятельности

Соколин В.Л. [1]
(Опубликовано в: Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран группы БРИКС. Аналитические материалы международной научной конференции (Москва, 17 марта 2015 г. / Под ред. А.А. Ткаченко. - М.: Финансовый университет, 2015. с. 62-71)

Вначале необходимо всё же очень коротко сказать о том, что такое БРИКС как объединение 5 стран. Можно согласиться с мнением А.Г. Вишневского, что в определенной степени — это, конечно, в определенном смысле несколько искусственное построение. Но всё же, что такое сегодня БРИКС: это почти 29% мирового ВВП, это 40% населения мира. Всё названное - это самые главные традиционные статистические показатели; при этом действительно внутри БРИКС есть серьезные социально-экономические различия. Скажем важнейший показатель ВВП: 54% среди стран БРИКС приходится на долю Китая. Кстати, по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, которое было проведено по второму всемирному раунду 2011 года, Китай вышел на первое место по объему своей экономики в долларах США. При этом должен отметить, что сами наши китайские коллеги-статистики с этим результатом не очень согласились. Можно предположить, что это потому, что видимо политика Китая заключается в том, что сегодня они не стремятся выдвинуться в глобальной экономике на первые места в отличие от наших собственных лозунгов в прошлом «догнать и перегнать». Они, можно сказать, упорно борятся с первым местом, хотя и имеют очень высокие, пусть и несколько уменьшившиеся темпы роста. Три с половиной процента прироста ВВП России в прошлом отражают значительные различия в динамике развития этих двух стран БРИКС. Если посмотреть показатель ВВП на душу населения на фоне всемирного показателя, вернее говоря, среднего мирового показателя в 13,5 тыс. долл. США на человека, здесь то же внутри БРИКС наблюдаются большие различия: Россия с показателем в 22,5 тыс. долл. США имеет серьезный отрыв от всех других стран БРИКС. Следующая за ней страна Бразилия – только 14,6 тыс., а ЮАР, Китай и Индия имеют показатели ниже среднего мирового значения: ЮАР - 12,1 тыс., Китай - 10,0 и около 5 тыс. долл. - Индия. По показателям, связанным с населением, основные тенденции в странах БРИКС были обозначены в докладе А.Г. Вишневского.

Поэтому хотел бы немного остановиться на тех проблемах, над которыми мы, статистики, стран БРИКС сейчас работаем и будем работать в ближайшие 5-10 лет, так же, как и российская статистика и статистика стран СНГ.

Хотел бы сразу отметить, что когда мы говорим о статистике, тем более в международном плане, то необходимо сразу понимать, что сегодня ни одна национальная статистическая служба не работает сама по себе. Стати­стика сегодня абсолютно, подчеркиваю именно абсолютно, зарегулирована в международном отношении. Самый свежий пример: летом прошлого года Генеральная Ассамблея ООН, наконец, утвердила в качестве официального документа «Основополагающие принципы официальной статистики», которые касаются норм организации государственной статистики во всех странах мира.[2] Этот документ («Об основных принципах официальной статистики в регионе Европейской экономической комиссии») был одобрен еще в 1992 г. на конференции европейских статистиков,[3] потом Статистической комиссией ООН, которая которая существует уже 68 лет и на своём 45 заседании (март 2014 г.) уже обсуждала вопросы внедрения «Основных принципов официальной статистики», методы их работы, включая широкий спектр дополнительных тем, среди которых: экологический и экономический учет, статистика в сфере международной торговли и экономической глобализации, большие объемы данных и модернизация статистических систем, гендерная статистика, статистика по международной миграции и окружающей среде. И в январе 2014 г. только после того, как большинство стран мира признало и руководствуются этим документом, он стал официальным документом ООН. 10 принципов которые в первую очередь говорят о независимости статистики, о научных принципах и профессиональной этике, о необходимости принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных и т.д.[4] Этот документ широко распространен, сегодня его можно увидеть, изучить, поэтому практически сегодня, за редким исключением, я всегда провожу один самый яркий пример значения этих стандартов в области статистики правосудия, то есть, грубо говоря, показателей преступности. Вот здесь действительно есть серьезные проблемы, потому что законодательная база стран мирового сообщества настолько различна, что достичь пока какого-то консенсуса не удается. А что касается статистики населения, ВВП и других макропоказателей экономического развития, той же программы международных сопоставлений или, например, мировой торговли и тому подобное - здесь существуют так называемые международный стандарты, в рамках которых работает каждая национальная статистика. Поэтому в большинстве своем показатели стран, в том числе стран БРИКС, - они вполне или даже полностью сопоставимы, поэтому, естественно, в начале 2000-х годов возникла идея вернуться к программе международных сопоставлений ВВП, рассчитать паритет покупательной способности валют и получить вот такую почти всеобъемлющую экономическую картину мира. Это очень интересная работа, ее, как мне хотелось отметить, проводят большинство стран; и особо надо сказать, что она была поддержана как раз и нашими бразильскими коллегами, и Россией. Но уже тогда было видно, что «сопротивлялись» наши китайские коллеги, и позднее стало ясно почему (о «нежелании» быть первыми в мире уже говорилось). Но работа, несмотря на все сложности, очень интересна и требует стандартизации в расчетах ВВП, что достигается опять же стандартами ВВП 1993 г. и новым стандартом 2008 года.

И сразу же хочу подчеркнуть: когда смотришь на эти стандарты, то вы видите на титуле документа об этих стандартах эмблемы различных международных организаций, в том числе МВФ, ООН, Всемирного банка, ОЭСР, Евросоюза или МОТ. Но это не значит, что именно эти организации разрабатывают эти стандарты - все стандарты разрабатываются группами, где собранны международные специалисты-эксперты, в том числе и присутствуют специалисты наших стран, в данном случае надо отметить - всех стран БРИКС. Все специалисты, которые проявили себя в той или иной области статистки, методологии и методик расчета и т.д. Первый раунд был проведен за 2005 год, следующий раунд за 2011 год.

К сожалению, необходимо отметить, что эта работа требует серьезных финансовых ресурсов – она очень затратна. Поскольку в ней присутствует один, скажем так, очень «неприятный» для статистиков момент – учет и, следовательно, расчет паритета покупательной способности. Это требует, чтобы во всех странах, а в последнем раунде принимало участие более 190 стран мира, подбор товаров, мониторинг цен товаров, которые мы наблюдаем, должен быть одинаков, точнее максимально п возможности одинаков. Мы берем не просто воду минеральную, и сколько стоит эта бутылка, а должны взять, желательно, для всех 190 стран мира одну и ту же бутылку: сколько она стоит в Бразилии, в России, в Китае, в Америке и так далее. Вот именно это оказалось очень сложной проблемой, особенно даже не по корзине потребительских товаров. В этом случае проблем было меньше, хотя разница, конечно, в качестве потребления, особенно продуктов питания, очень значительна. А вот различия в инвестиционных товарах требуют совсем особого подхода, и это оказалось очень серьёзной дополнительной проблемой для всех национальных служб. Это проблемы методологии, которые требуют своего решения.

Не останавливаясь далее на этой проблеме, напомню, что был назван раунд 2011 года, в своё время Статистическая комиссия ООН приняла решение о проведении всемирных (глобальных) сопоставлений. Первый Глобальный раунд, в котором участвовало 144 страны, состоялся на основе данных за 2005 год, второй Глобальный раунд (сопоставлений по данным за 2011 год, 194 страны) должен был получить результаты в 2014 г., и, как ожидается, эти данные дадут актуализированную объективную основу для сопоставления национальных экономик стран мира. Сейчас будет раунд 2014 года для стран ОЭСР и Евросоюза, самых высокоразвитых стран мира, включая и уровень развития статистики, к которому подключаются страны СНГ. И мы надеемся в рамках работы конференции европейских статистиков, такую заинтересованность высказывали наши бразильские коллеги, все участники экспертов стран группы БРИКС смогут найти своё место (статистики стран БРИКС), полагаю, что наши коллеги из этих стран тоже найдут способ подключиться к этой работе.

Второй крупный международный статистический проект, который будет осуществляться в течение ближайших десяти лет, я привожу примеры только наиболее крупных проектов, - это совершенствование статистики сельского хозяйства и сельских поселений. И в этом случае необходимо за­метить, что для стран СНГ первая часть - статистика сельского хозяйства в отношении производства практически проблем не имеет, поскольку наша статистика «вышла» из социалистической системы, где был примат материального производства и поэтому была достаточно хорошая, с разрабо­танной методологией статистика. Но вот вторая часть - это статистика сельских поселений, то чём говорилось в докладе В.И. Данилова-Данильяна, в частности, проблемы воды чистой воды, доступа сельских жителей к пить­евой воде, опустынивание сельскохозяйственных земель – в этом отношении статистика стран СНГ и, к сожалению, статистика Китая и Индии требует очень серьезного, углублённого к себе внимания и, соответственно, совершенствования. Здесь можно сослаться на принцип номер 8 «Основополагающих принципов официальной статистики» о необходимо­сти координации национальных статистик «для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе». По сельскохо­зяйственной статистике и статистике сельских поселений выявлено очень много проблем, поэтому есть определенная программа (десятилетняя программа Всемирной сельскохозяйственной переписи), которую возглавляет специальный управляющий комитет под эгидой ФАО - Всемирной организации ООН по продовольствию.[5] И в наших планах, в первую очередь - сосредоточиться на совершенствовании этой статистики. Весьма интересен пример, который стоит привести на этой конференции. Всего один пример из истории Евросоюза, который в свое время прекратил финансировать все работы по статистике стран Центральной Азии – республик бывшего СССР. В какой-то момент, когда они у них началась эта программа добрососедства (European Community Regional Strategy Paper for Assistance to Central Asia for the period 2007-2013), они сразу объявили о политическом решении, что они далее перестают работать с Казахстаном, Узбекистаном и другими стра­нами, кроме одной области сотрудничества – за исключением статистики охраны окружающей среды. В своё время был задан вопрос на эту тему коллегам из Евростата: почему сделано это исключение по экологической статистике. Ответ вполне закономерен: потому что отсутствие статистики, связанной с охраной окружающей среды центральнозиатских республик, приводит к тому, что страны ЕС не знают, какие происходят отрицательные процессы, которые влияют на европейский климат и на проблемы охраны окружающей среды.

Этим примером хотелось бы подчеркнуть важность статистических данных, их точности и адекватности для правильного принятия управленческих решений. Современная статистика, как мне хотелось бы отметить, очень связана с теми локальными и глобальными проблемами, о которых говорили мои коллеги. В докладе Анатолия Григорьевича [Вишневский] приведен график 4 о динамике среднего медианного возраста, и все обратили внимание на кривые графика, где две страны находятся в самом конце: внизу Индия и ЮАР. Это страны с очень молодым населением по сравнению с другими странами БРИКС. Если посмотреть сегодня на данные о безработице, то на первом месте находится ЮАР с огромным отрывом от других стран группы - уровень безработицы более 20%, это такой уровень, который считается критическим в Европе, где только 2 страны имеют столь высокий критический уровень - это Испания и, к сожалению, Армения. На конференции присутствовал наш коллега из Армении, где ситуация точно - один в один – повторяет ситуацию в Испании. Из стран БРИКС – ЮАР и Индия, где много молодого населения и там, к сожалению, также самый высокий уровень безработицы.

Третья проблема, на которой хотя бы коротко необходимо остановиться, это проблема, которая опять возвращает нас к переписи населения. Летом этого 2015 года Генеральная ассамблея ООН вновь примет резолюцию о проведении очередной переписи населения и жилищного фонда раунда 2020 года. У всех статистиков мира есть два важнейших форума: один - это Статистическая комиссия ООН и второй форум, очень крупный, где действительно специалисты работают над научно методологическими проблемами - это конференции европейских статистиков. Она называется «европейской» по своей истории, но в её работе принимают участие все специалисты уже и стран БРИКС. Например, наши бразильские коллеги уже лет десять очень активно принимают в ней участие; Китай и Индия в последние два года очень активны на ней. На конференции обсуждалось много проблем, связанных с проведением переписи населения. Возникает вопрос: почему? Это очень дорогая, затратная по финансированию работа: в раунде переписей 2010 года из всех стран мира всего 21 страна не провела перепись, и очень жаль, что две из них — это страны СНГ: это Украина и Узбе­кистан. И ещё большее, к сожалению, вызывает то, что в Узбекистане вообще не проводят переписи населения - последняя перепись была проведена в рамках общесоюзной 1989 года. Поэтому сегодня очень важно для демографов знать, но подобный анализ очень проблематичен, что происходит с населением этого государства, его структурой и составом и т.д. Но почему вновь в статистике все обратили внимание на переписи - этот инструмент наиболее точных и обстоятельных данных о населении, его естественном и миграцион­ном движении. Опять возвращаюсь к предыдущему докладу господина Виш­невского: очень серьезные проблемы современной миграции, очень серьезные для стран выхода и особенно входа мигрантов. И эта проблема весьма серьезна на пространстве СНГ. При её решении необходимо исходить из 9 принципа «Основополагающих принципов официальной статистики», который гласит, что «Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствуют обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях». Ещё более сложные проблемы с миграцией в таких странах БРИКС, как Южная Африка, Индия и Китай, проблемы, прежде всего, связаны для них как принимающей стороны. И когда пытаются анализировать специалисты в этих странах или эксперты междуна­родных организаций эти серьезные проблемы, то выясняется, что надежных инструментов, позволяющих изучить международую миграцию, почти нет. Одним из основных инструментов является проведение одномоментной переписи, то что удалось Евросоюзу, когда они в 2011 году все 28 стран провели провели перепись в 1 год. К сожалению, на пространстве СНГ этого сделать не удалось, хотя было решение глав правительств и был проект Соглашения о сотрудничестве в сфере официальной статистики Правительства государств – участников Содружества Независимых Государств.[6] Для того, чтобы было понятно, почему так много внимания обращено на эту проблему, можно привести один пример, который приходиться уже долгие годы приводить всем: и премьерам, и президентам, но, к сожалению, важность проблемы не воспринимается. Мы берем три страны Россию, Украину и Беларусь и смотрим на их статистические данные по миграции. Если посмотреть на их статистику миграционных потоков каждой страны, а в каждой из них есть своя миграционная служба, которая предоставляет данные по статистике миграций, то окажется, что вот уже на протяжении 15 лет у каждой страны с каждой из остающихся в этой группе двух стран между собой (тройкой стран) положительное сальдо миграции. Мы говорим, коллеги, такого быть не может, все это понимают. Но, к сожалению, использовать тот метод, который используется во внешнеторговой статистике, так называемая зеркальная статистика (этим методом для статистики внешней торговли мы [Статкомитет СНГ] пользовались в Белоруссии). К сожалению, нет такого политического решения, чтобы такие методы были обязательными для использования в статистике стран СНГ. Завершая доклад, необходимо сказать, что статистики, в том числе статистики стран БРИКС, сегодня работают плечом к плечу, рука в руке, и мы очень хорошо друг друга понимаем. Понимаем те проблемы, которые перед нами стоят и самое главное, что мне очень импонирует в работе статистики, это то, что все эти проблемы мы решаем сообща в рамках вот такого серьезного международного сотрудничества.


[1] Соколин Владимир Леонидович - Председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ
[2]Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. 68 сессия. Основополагающие принципы официальной статистики. A/68/L.36. 23 January 2014. Russian.
[3] В преамбуле «Основополагающих принципов официальной статистики» говорится, что, выражая мнение, что резолюция С(47), принятая Европейской экономической комиссией 15 апреля 1992 года, имеет всеобщее значение и рабочая группа экспертов-статистиков, назначенная ЭСКАТО, согласилась с вариантом ЕЭК и подчеркнула, что эти принципы применимы ко всем странам (прим. ред.).
[4] Можно также напомнить о Декларации о профессиональной этике Международного статистического института, на которую также ссылается резолюция ГА ООН (прим. ред.).
[5] С момента основания ФАО (1945) несет ответственность за разработку руководящих принципов в отношении понятий, определений, классификаций и методологий для проведения сельскохозяйственных переписей (было проведено 8 раундов). Раунд сельскохозяйственных переписей 2010 г. охватывает сельскохозяйственные переписи, которые будут проводиться с 2006 по 2015 гг. (прим. ред.)
[6] Проектом предусматривалось расширение межгосударственного обмена статистической информацией, развитие общего информационно-статистического пространства в рамках СНГ, желая развивать научное, экономическое сотрудничество в сфере официальной статистики. (прим. ред.).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.