|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Перепись населения республики Казахстан 2009 г.: вопрос
о вероисповедании
Бургарт Л.А.
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и
сопредельных территориях. Сборник научных трудов XIII Международной
научно-практической конференции 26-27 сентября 2013 г. / Под редакцией:
А.Н. Алексеенко, H.Л. Краснобаевой, Г.А. Сарсембаевой, Г. Семей.
ИП "Сальменова Д.М.", 2013, с. 32-46)
Прежде чем приступить к анализу постановки вопроса о
вероисповедании в Переписи населения РК 2009 г., скажем несколько
слов об имевшемся на тот момент историческом и статистическом опыте.
В Переписи населения Российской империи 1897 г. вопрос об этнической
принадлежности как таковой отсутствовал, фиксировались вероисповедание
и язык.
Позиции переписи 1897 г. по вероисповеданиям были следующими:
православные и единоверцы; староообрядцы и уклоняющиеся от православия;
армяно-грегориане; армяно-католики; римо-католики; лютеране; баптисты;
менониты; англикане; лица остальных христианских исповеданий; караимы;
иудеи; магометане; буддисты и ламаиты; лица остальных нехристианских
исповеданий.
В советский период лишь ВПН 1937 г. содержала вопрос
о религиозной принадлежности.
В первую очередь имеет смысл обратиться к опыту ВПН
1937 г. Исследователи считают, что решение о внесении в вопросники
религиозной составляющей было сделано лично И.В. Сталиным. «Руководство
страны рассчитывало, что благодаря переписи они смогут получить
отражающие действительность данные, которые вместе с тем покажут,
каких огромных побед добилось дело атеизма в СССР. Возможно, что
Сталина к внесению пункта о религии в перепись подтолкнуло то, что
вопрос о религиозной принадлежности был включен в германскую перепись
1933 г. Однако, советские статистики считали, что его нельзя вносить,
поскольку подобные вопросы слишком субъективны, и потому противоречат
классическим требованиям статистической науки, и ответ может быть
неточным, поскольку человек не всегда может четко объяснить характер
своей религиозности, или может быть искажен сознательно из страха
перед возможными последствиями. Ведь к этому времени на территории
СССР была закрыта большая часть храмов разных христианских конфессий,
закрывались мечети, синагоги, дацаны, приверженцы всех религиозных
течений подвергались преследованиям. И в этих условиях одни верующие
были склонны скрывать свою религиозную принадлежность, другие напротив,
верили, что чем больше людей заявят о своей религиозности, тем больше
откроют храмов, а третьи просто боялись этого вопроса, и отказывались
отвечать. Исследователи отмечают, что по стране «поползли слухи,
что верующих «будут обкладывать налогами», что тех, кто записался
верующим, «должны забрать», что всех неверующих «выжгут фашисты,
а война скоро будет», что «верующих выселят из района, а детей выбросят
из школы»[1].
Среди статистиков существовали опасения, что ответ на
пятый пункт опросного листа: «Религия», вызовет множество вопросов
и разночтений. Первоначально вопрос о религии не собирались вносить
в опросные листы, поскольку религия воспринималась как «чрезвычайно
важный», но «исторически отмирающий» признак, который большинство
стран в XX в. исключили из программы переписи населения»[2].
К чести статистиков, готовивших перепись, надо отметить,
что они чрезвычайно ответственно подошли к постановке этого вопроса.
С вопросом о составлении списка религий Центральное Управление Народнохозяйственного
Учёта (ЦУНХУ) обратилось в Музей истории религии (МИР) АН СССР.
Работа, проделанная в краткие сроки сотрудниками МИРа, не была бы
возможна без многолетних исследований по изучению религиозных представлений
народов, населявших СССР, и составлению «карты религий СССР». Все
эти усилия этнографов и историков религии нашли воплощение в «Перечне
религиозных групп по позициям для переписи 1937 г.». В этом «Перечне»
было несколько позиций: «Название религиозной группировки и ее подразделений»,
«Самоназвание и название», «Среди каких народов встречается», «Район
распространения». Основных религиозных групп было девять. Первое
место в перечне занимали православные, среди которых были выделены
четыре основные группы: «1) староцерковники: тихоновцы, иосифляне,
григорьевцы, серафимовцы, викторовцы, сергиевцы и др.», и «2) обновленцы:
живоцерковники, древле-апостольская церковь, союз церковного возрождения
и др. (большей частью распались)» , «3) Автокефалисты Украины и
«4) Автокефалисты Грузии». Второе место отводилось армяно-грегорианам,
за ними шли католики, протестанты разных течений, среди которых
выделяли три: лютеране, кальвинисты и англикане. Пятую позицию занимали
иудеи, которые также были разбиты на три группы: ашкинази (два течения:
миснагдим и хасиды), караимы и «другие течения, примыкающие к иудаизму»
(иудействующие и субботники). Далее следовали мусульмане. Седьмая
позиция была отведена «буддистам и ламаистам», разделенным на две
группы: ламаисты, желто-шапочного толка (желтошапочники), и фоисты.
Следующими шли шаманисты и группы, отделившиеся от них: бурханисты
и последователи культа Хэри-мапа. Замыкающие список «прочие религии»
включали в себя браманистов, конфуциан, огнепоклонников (парси и
гвебры, проживавшие в Баку), а также последователей старых патриархально-родовых
культов (марийская кугу-сорта (большая свеча), идолопоклонники -
удмурты и последователи «кузьки - мордовского бога»)[3].
Впрочем, этот перечень не был окончательным, и возникший в результате
долгих споров и переписки с ЦУНХУ «Систематический указатель вероучений
(религий) и антирелигиозных группировок» существенно отличался от
предыдущего варианта. В нем было 12 позиций (групп), старообрядцы
«поповского согласия» были отнесены к православным, а «беспоповцы»
к «христианам прочих направлений». Группа 1 включала неверующих
(«синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирегиозники,
антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие»),
безразличных к вопросам веры и сомневающихся («Философские мировоззрения:
агностики, агностицизм; гуманисты, гуманизм; материалисты, материализм;
моралисты, морализм; натуралисты, натурализм; научное мировоззрение;
позитивисты, позитивизм»). Относительно ареала распространения этой
группы говорилось, что они «распространены между всеми национальностями
и по всей территории СССР». Самой разнообразной была группа 6: «Христиане
прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия
и протестантства», она состояла из множества течений старообрядцев
«беспоповцев», только «мелких групп» там было указано 18, и у всех
были указаны не только самоназвания, но и места проживания... Предпоследняя
(одиннадцатая) группа включала в себя «прочие и не точно обозначенные
религии». В нее попали не только огнепоклонники, браманисты и «язычники»,
но и сторонники религиозно-философских систем: деисты, пантеисты,
спиритуалисты, мистики, теософы, спириты, оккультисты, и последователи
«христианской науки»[4]. Видим
довольно детальный характер перечня религиозных исповеданий и групп.
«Казалось бы, здравый смысл должен был заставить ученых
(социологов, этнографов, историков религии) постараться создать
такой продукт, который мог бы удовлетворить «заказчика», но они,
изучив международный опыт, подготовили такие вопросники и инструкции
для переписчиков, которые позволили получить максимально объективные
результаты»[5]. Результаты
переписи 1937 г. значительно расходились с официально озвученными
с трибун данными. Причём, как отмечают исследователи, «это касалось
не только численности населения СССР (по данным переписи 162 млн.
человек, а по официальным данным - никак не меньше 170 млн.), но
и состояния его религиозности». Официальная идеология придерживалась
мнения, что «религия, будучи пережитком феодализма и капитализма,
в социалистическом государстве умерла, и единственные ее приверженцы
- это люди пожилого возраста. Перепись показала обратное: верующих
среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих:
56,7% от всех выразивших свое отношение к религии: из них две трети
крестьян и одна треть горожан, среди которых было немало рабочих
и молодежи»[6]. Вскоре были
репрессированы организаторы переписи, а специальное Постановление
Совнаркома объявило недействительными и её результаты. Засекреченные
на несколько десятилетий, они лишь в начале 90-х гг. стали доступны
исследователям.
Из опросных листов последующих переписей населения СССР
вопрос о вероисповедной принадлежности был исключён. Отсутствовал
этот вопрос и в первой переписи населения РК 1999 г.
Переписи населения, проводившиеся на территории постсоветских
государств, также не содержали вопроса о вероисповедной принадлежности,
за исключением Прибалтики. Первой страной включившей этот вопрос
в переписной лист стала Эстония. Во время переписи 6 апреля 2001
года Литва стала второй страной на территории бывшего СССР, где
был поставлен вопрос о религиозной принадлежности, о которой граждан
Литвы последний раз спрашивали во время переписи 1923 года. Итоги
Переписи были следующими: верующие - 85% населения, (79% населения
- католики), 15% - неверующие[7].
Ни одна из переписей, состоявшихся в постсоветской России,
не содержала вопроса о религиозной принадлежности, в том числе и
последняя Перепись 2010 г. Этот факт получил достаточно неоднозначную
оценку. Официальная позиция относительно Переписи 2010 г. была следующей:
"Как и в 2002 году, такой вопрос задаваться не будет. Ни одна из
конфессий с этим вопросом не обращалась в Росстат... принятый в
России закон о персональных данных относит вопрос о вероисповедании,
наряду с вопросами о национальной принадлежности и о здоровье, к
так называемым "чувствительным данным". ...Существует достаточно
сложная процедура их получения, поэтому от вопросов, связанных с
вероисповеданием, Росстат отказался"[8].
В Московской патриархии сожалели, что в ходе Всероссийской
переписи населения 2010 г. вероисповедание жителей страны выясняться
не будет. Глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский
в интервью отметил: "Это (отсутствие соответствующей графы в переписном
листе) дискриминация абсолютная. Как будто боятся узнать о религиозном
состоянии нашего общества!". По его мнению, для включения такой
графы необходимы "политическая воля и отказ от антирелигиозного
мышления"[9].
Высказывали своё мнение и представители науки, и общественные
деятели. Одни видели в этом безразличие власти к конфессиям и влияние
общей тенденции мировой глобализации. «В переписном листе, следовательно,
сглаживается острота проблемы. Тот факт, что в нем нет вопроса о
религиозной принадлежности, и то, что ответ на вопрос о национальности
необязателен, соответствует общему плану построения глобального
мира, в котором, как представляют архитекторы нового мирового порядка,
не будет национальностей, не будет национальных государств, не будет
национальных границ, а будет единое человечество с единой политической
системой, с некой новой религией...»[10].
Заслуживает внимания позиция известного социолога В. Добренькова,
который отмечает: «К сожалению, в рамках этой переписи отказались
от такого показателя как религиозная принадлежность. Государству
и Церкви очень важно знать отношение общества к религии, то, как
каждый персонально себя позиционирует в этом отношении. Это важно,
потому что, с одной стороны, мы выявляем верующих, а с другой стороны
- самоидентификацию людей. Человек может быть невоцерковленным,
но при этом считать себя православным, потому что имеет православные
корни. То же самое можно сказать и про необязательность пункта о
национальности. Что плохого в том, чтобы знать национальный состав
общества? Мы должны бы знать, что мы имеем в идеологической сфере.
Религия - это мощный регулятор человеческого поведения, она дает
систему базовых ценностей, приверженности идеалу. Жаль, что в перепись
не включили этот вопрос. Ведь одно дело, когда социологи делают
какую-то выборку в регионах, а другое - когда составляется полная
картина по всей стране. Видимо, составители вопросов для переписи
испугались реакции Запада, хотя непонятно, чего было пугаться? Вопрос
об отношении общества к религии вполне обычный, надо же представлять
общую картину. К тому же это очень важно для определения и воспитания
мировоззренческих позиций. Учитывая, что сегодня, в условиях духовного
и нравственного вакуума, когда рушатся все ценности, когда человек
не видит ни в чем опоры, роль Церкви очень актуальна, и отсутствие
вопроса о религиозной принадлежности является очень большим упущением.
Для многих людей религия - это единственная опора, которая позволяет
устоять им в этом мире. И не понятно, почему наши руководители и
иерархи не вмешались в сложившуюся ситуацию, не объяснили важность
этого момента»[11].
Спустя 70 лет, в феврале 2009 г. вопрос о вероисповедной
принадлежности вновь был включен в перепись населения Казахстана.
Казахстан стал первым государством бывшего СССР (не считая Прибалтики),
включившим вопрос о вероисповедании в переписной лист[12].
Переписной лист формы ЗС Национальной Переписи РК содержал
45 основных вопросов программы переписи, предназначенных для получения
информации о социально-демографических характеристиках населения.
Эти вопросы касались родственных отношений с проживающими совместно
лицами, их пола, возраста, даты и места рождения, гражданства, национальной
принадлежности, владения языками, вероисповедания, состояния в браке,
образовательного уровня, занятости, имеющихся видов источников средств
к существованию, количества детей, а также других данных[13].
Пункт 10 формы ЗС был обозначен как «Вероисповедание» и содержал
следующие позиции: Ислам, Христианство, Иудаизм, Буддизм, Отказываюсь
указать, Неверующий, Другое (укажите)/слова. Данные заполнялись
по самоопределению опрашиваемого. Вероисповедание детей определялось
родителями[14].
Таким образом, были выделены лишь основные конфессии,
и по количеству позиций. Перепись не идёт ни в какое сравнение с
ВПН 1937 г. и даже с Переписью населения Российской империи 1897
г. Исходя из позиций, можно уже изначально предполагать довольно
общий характер итоговой картины вероисповедной структуры населения.
И связано это, на наш взгляд, не столько с незаинтересованностью
государства в этих данных, сколько с состоянием компетенции в религиозной
сфере. Об основательной предшествующей разработке этого переписного
вопроса, к сожалению, говорить не приходится. Кроме того, отсутствовала
и достаточная компетенция в этом вопросе собственно переписчиков.
В качестве иллюстрации могу привести личный опыт. После моего ответа
на вопрос о вероисповедании, переписчик, пробежав глазами по позициям,
и не найдя католического исповедания, отнесла меня к прочим и лишь
после моей поправки, отметила христианство.
Если исходить из итогов Переписи, то 96,7% населения
Казахстана - верующие, лишь 2,8% (порядка 450 тыс. из 16 млн.) назвали
себя неверующими, 0,5% отказались указать)[15].
По вероисповеданиям: 70,2% (11239176 чел.) - исповедуют ислам, 26,3%
(4214232 чел.) - христианство, 0,1% (14663 чел.) - буддизм, 0,0%
(5281 чел.). Среди мужчин доля неверующих несколько выше, чем среди
женщин Казахстана (3,2% и 2,5%, соответственно)[16],
аналогичным образом доля неверующих выше у городского населения
в сравнении с сельским (3,6 и 2,0%, соответственно)[17].
Национальная структура сельского и городского населения объясняет
соотношение исповедующих ислам и христианство в городе (61,2% и
34,4%) и селе (80,8% и 16,9%, соответственно)[18].
Картина распределения населения по основным вероисповеданиям
в разрезе областей также во многом объясняется национальной структурой
населения[19]. Так в областях,
где довольно высока доля «европейских» этносов, высока и доля исповедующих
христианство, в регионах, где преимущественно представлены «восточные
этносы», основная масса населения отнесла себя к исламу.
Обращает на себя внимание то, что доля неверующих несколько
выше в таких областях как Костанайская (6,8%), Восточно-Казахстанская
(5,9%), Карагандинская (5,1%), Северо-Казахстанская (4,8%). Акмолинская
(4,4%), Павлодарской (4%)[20].
Итоги переписи свидетельствуют о том, что населяющие
Казахстан этносы идентифицируют себя с традиционной для того или
иного этноса религией: ислам указали казахи, уйгуры, узбеки, татары
и т.д., христианство — русские, украинцы, белорусы, немцы, поляки
и т.д. И практически у всех этносов складывается достаточно однородная
конфессиональная картина. Исключение составляют корейцы (49,5% -
христиане, 11,4% - буддизм). Обращает на себя внимание довольно
высокая доля неверующих в составе отдельных этносов. У корейцев
доля неверующих составила 28,5%, у немцев — 14,0%, у татар - 8,1%,
у белорусов - 7,8%, у украинцев и поляков - 7,3%, у русских - 6,1%[21].
Говоря о немцах, следует сказать, что 14% неверующих
— довольно значительная доля для народа, который прежде был одним
из самых религиозных народов, даже в СССР.
По данным переписи 2009 г. 81,6% немцев отнесли себя
к христианскому вероисповеданию, 1,6% к исламу. Так как отсутствует
деление христианства на ветви и группы, нет возможности установить
долю немцев-католиков, лютеран, православных, баптистов, адвентистов
и т.д. В реалии же, например, немцы на сегодняшний день принадлежат
к целому ряду конфессиональных общин внутри христианства. Аналогичная
картина наблюдается и у других этносов, например, среди русских,
наряду с довольно значительной долей православных, есть немало последователей
других христианских общин.
Можно привести в качестве примера данные по России,
полученные в ходе этносоциологического опроса и мониторинга общественных
организаций. Ещё более 45% немецкого населения России относит себя
к традиционным для немцев конфессиям: лютеране - 32,5%, католики
12,4%, меннониты - 0,9%, в тоже время 29,3% составили православные[22].
К сожалению, нет возможности сравнить данные о неверующих
немцах в России и Казахстане, так как в результатах мониторинга
по России были объединены данные о неверующих и исповедующих другую,
кроме указанных выше, веру. Этот показатель составил 22,7%[23].
Говоря о причинах подобной ситуации среди немецкого
населения Казахстана, нужно, прежде всего, отметить, что в результате
депортации немецкого населения в 1940-х. гг. был разрушен традиционный
религиозный (этноконфессиональный) уклад их жизнедеятельности[24].
В результате массовой эмиграции значительно сократилась общая численность
немецкого населения[25].
На сегодняшний день в условиях дисперсного характера проживания
немцев в Казахстане у значительной части немецкого населения отсутствует
возможность для религиозной практики (имеющиеся храмы, церкви, молитвенные
дома порой находятся на расстоянии нескольких сотен км от места
жительства), наблюдается значительное снижение уровня религиозности.
В этих условиях немцы, в отличие от других этносов, часто даже номинально
не идентифицируют себя с какой либо религией.
Анализ ситуации по возрастам показывает, что среди молодёжи
Казахстана и населения средней возрастной группы доля неверующих
несколько ниже, нежели среди населения старших возрастных групп.
Наиболее высокой является доля неверующих среди населения в возрасте
55-59 (4,0%) и 60- 64 лет (3,9%), т.е, среди населения, родившегося
в 1945-59 гг.[26].
В разрезе образовательной структуры населения несколько
выше доля неверующих у лиц с начальным профессиональным (4,0%) и
высшим образованием (3,5%)[27].
Если не подходить к переписи критически, то она представляет
нам довольно высокий уровень религиозности населения. Однако данные
переписи в значительной мере носят номинальный характер.
Среди тех, кто идентифицировал себя с той или иной конфессией,
довольно значительна доля не практикующих свою веру и относящих
себя к исламу, христианству или буддизму лишь по традиции. В тоже
время нельзя сказать, что данные переписи полностью не репрезентативны
и не несут в себе никакой практически полезной информации. Напротив,
данные переписи свидетельствуют, что общество в принципе не отрицает
Бога и как минимум номинально готово идентифицировать себя с религией.
Данные свидетельствуют о незначительной доле атеистов, несмотря
на то, что после распада СССР, в котором господствовала атеистическая
идеология, прошло лишь 20 лет. В определённой мере Перепись свидетельствует
об изменении ситуации с положением религии в государстве на современном
этапе. Вряд ли можно было бы представить себе подобную картину в
ходе Всесоюзных переписей населения 1970 или 1979 гг., в условиях
атеистического государства с его антирелигиозной политикой и антирелигиозной
пропагандой. Нужно было иметь определённое мужество, чтобы заявить
открыто о своей вере в Бога, пусть даже номинально. Те, из присутствующих
здесь, кто уже принимал участие в Переписях населения в 1970-80-х
гг. могут гипотетически перенестись в то время и попробовать ответить
на вопрос о вероисповедании. Думаю, если быть честным, то ситуация
для многих была бы не из лёгких. Как характеризовал эту ситуацию
в своё время священник В. Буковинский «В Советском Союзе пропагандируется
идеал атеистического государства, граждане которого, все, без исключения,
будут убеждёнными атеистами, полностью освобождёнными от так называемого
религиозного суеверия... Я хорошо отдавал себе отчёт и в том, что
моя душепастырская работа может быть в лучшем случае терпима, но
никогда не будет поддержана государственной властью...[28].
Очень важны его замечания и выводы относительно религиозного состояния
в Советском Союзе в этот период. Буковинский выделяет два обстоятельства:
1. В Советском Союзе намного больше агностиков, чем
атеистов, в полном смысле этого слова. Молодой человек средних лет,
неверующий, если его спросить, отвечает: «Я не верю в Бога» и обычно
добавляет, философски обосновывает: «Я его не видел». Но он не будет
клясться, что точно нет Бога... А тот, кто не исключает возможности
существования Бога, уже сам по себе не является атеистом.
2. В Советском Союзе много людей, которые считают себя
атеистами, но вовсе ими не являются. Прежде всего, все партийные
считают себя атеистами, в то время как среди них больше агностиков
и даже немало таких, которые потихоньку верят в Бога...»[29].
Автор отмечает и всепроникающий характер атеизма в Советском
Союзе, на службе которого всё: печать, кино, школа, театр, радио,
телевидение, тогда как верующие обычно молчат. Все эти моменты,
безусловно, наложили бы свой отпечаток на итоги переписей тех лет,
в случае включения в них вероисповедного вопроса.
Если бы вопрос о вероисповедании был включён в программу
Переписи населения СССР 1989 г., возможно и она не показала бы таких
результатов. Несмотря на политику перестройки и определённые изменения
в отношении государства к религии и Церкви, процесс религиозного
возрождения тогда ещё только начинался, и не мог принести моментальные
результаты. К сожалению, вопрос о религиозной принадлежности не
был включён в Перепись РК 1999 г.[30]
и мы лишены весьма интересного материала для сравнительного анализа.
Включение вопроса о вероисповедании в программу Переписи
населения РК 2009 г., конечно же, свидетельствует об определённых
переменах в образе мышления, об отказе от исключительно атеистического
мировоззрения, но вместе с тем налицо, к сожалению, довольно поверхностный
подход, не позволивший получить более подробные результаты и более
глубокий срез конфессиональной структуры населения Казахстана.
Таблица 1. Население областей Казахстана по
вероисповеданиям (%)
Область
|
Всё население
|
Городское
|
Сельское
|
ис-
лам
|
христи-
анство
|
неве-
рующие
|
ис-
лам
|
христи-
анство
|
неве-
рующие
|
ис-
лам
|
христи-
анство
|
неве-
рующие
|
Казахстан
|
70,2
|
26,2
|
2,8
|
61,2
|
34,2
|
3,5
|
80,8
|
16,8
|
2,0
|
Акмолинская
|
50,0
|
44,3
|
4,4
|
46,1
|
49,1
|
3,7
|
53,3
|
40,2
|
5,0
|
Актюбинская
|
79,5
|
17,2
|
2,5
|
75,6
|
20,7
|
2,8
|
85,6
|
11,7
|
2,0
|
Алматинская
|
80,7
|
17,4
|
1,4
|
66,4
|
29,2
|
3,4
|
85,0
|
13,8
|
0,8
|
Атырауская
|
91,8
|
7Д
|
0,6
|
84,9
|
13,1
|
U
|
97,9
|
1,8
|
0,1
|
Западно-Казахстанская
|
71,9
|
24,7
|
2,8
|
58,6
|
37,7
|
3,0
|
83,4
|
13,6
|
2,7
|
Жамбылская
|
85,5
|
13,5
|
0,7
|
75,3
|
22,5
|
1,4
|
92,1
|
7,5
|
0,2
|
Карагандинская
|
48,4
|
44,8
|
5Д
|
41,7
|
50,6
|
5,8
|
71,5
|
24,8
|
2,5
|
Костанайская
|
38,9
|
53,4
|
6,8
|
33,3
|
57,8
|
7,7
|
44,3
|
49,1
|
5,8
|
Кзылординская
|
96,1
|
2,8
|
0,8
|
92,4
|
5,4
|
1,5
|
98,7
|
0,9
|
0,2
|
Мангистауская
|
89,7
|
9,1
|
0,7
|
81,9
|
16,0
|
1,3
|
98,9
|
0,9
|
0,1
|
Южно-Казахстанская
|
93,4
|
6,1
|
0,2
|
86,8
|
12,3
|
0,5
|
97,8
|
2,1
|
од
|
Павлодарская
|
49,7
|
45,4
|
4,0
|
44,3
|
51,3
|
3,6
|
61,2
|
33,0
|
4,9
|
Северо-Казахстанская
|
35,3
|
58,9
|
4,8
|
27,3
|
68,2
|
3,5
|
40,6
|
52,7
|
5,7
|
Восточно-Казахстанская
|
56,4
|
37,2
|
5,9
|
46,9
|
46,0
|
6,5
|
69,1
|
25,5
|
5,0
|
Астана
|
72,6
|
23,3
|
2,7
|
72,6
|
23,3
|
2,7
|
|
|
|
Алматы
|
61,2
|
33,5
|
3,6
|
61,2
|
33,5
|
3,6
|
|
|
|
Составлена по: Национальный состав, вероисповедание и
владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи
населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под
ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. С. 101.
Таблица 2. Население Казахстан по вероисповеданиям
с распределением по национальностям
|
Всё
население
|
Из них указавшие (%)
|
Ислам
|
Христи-
анство
|
Иудаизм
|
Буд-
дизм
|
Другое
|
Неве-
рующие
|
Отказались
указать
|
Всё население
|
100
|
70,2
|
26,3
|
0,0
|
0,1
|
0,0
|
2,8
|
0,5
|
Казахи
|
100
|
98,3
|
0,4
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,3
|
Русские
|
100
|
1,4
|
91,6
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
6,1
|
0,8
|
Узбеки
|
100
|
99,1
|
0,4
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,4
|
0,2
|
Украинцы
|
100
|
0,9
|
90,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
7,3
|
0,9
|
Уйгуры
|
100
|
98,4
|
0,5
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,6
|
0,5
|
Татары
|
100
|
79,6
|
10,2
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
8,1
|
2,0
|
Немцы
|
100
|
1,6
|
81,6
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
14,0
|
2,7
|
Корейцы
|
100
|
5,2
|
49,4
|
0,2
|
11,4
|
0,1
|
28,5
|
5,2
|
Турки
|
100
|
99,1
|
0,3
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,3
|
0,2
|
Азербайджанцы
|
100
|
94,8
|
2,5
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,9
|
0,8
|
Белорусы
|
100
|
0,8
|
90,2
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
7,8
|
U
|
Дунгане
|
100
|
98,9
|
0,4
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,3
|
0,3
|
Курды
|
100
|
98,3
|
0,5
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,7
|
0,4
|
Таджики
|
100
|
97,8
|
0,9
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
0,8
|
0,4
|
Поляки
|
100
|
0,7
|
90,1
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
7,3
|
1,8
|
Чеченцы
|
100
|
93,7
|
3,0
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
2,1
|
1,2
|
Кыргызы
|
100
|
96,7
|
0,9
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,5
|
0,9
|
Другие
|
100
|
34,7
|
,52,3
|
0,8
|
0,9
|
0,1
|
8,4
|
2,7
|
Данные по: Национальный состав, вероисповедание и владение
языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения
2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/
Астана, 2010. С. 277.
[1] Чумакова Т.В.
Перепись 1937 г. и религии в СССР (по материалам ПФА РАН) file:///index.php?option=com_content&view=article&id=133:perepis-1937-g-i-religii-v-sssr-po-materialam-pfa-ran&catid=82:stenogrammy-konferentsij&Itemid=l30
[2] Там же.
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Там же
[7] Михаил Тульский. Католическая
страна со множеством старообрядцев (дополненный вариант). http://www.portaI-
credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=60
[8] Елена Бажина. Вопрос о
вероисповедании появится, вероятно, в опросном листе следующей переписи
населения http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=37094&s=3&ss=2;
Кредо.Ру»: «О чем не спросит переписчик. Накануне всероссийской
переписи ее руководители и эксперты говорили в РИА «Новости» о религиозной
и национальной принадлежности россиян» http://www.portal-redo.ru/site/?act=news&id=80176&topic=724
[9] Отсутствие графы о религии
в опросных листах всероссийской переписи - это дискриминация, считает
протоиерей Владимир Вигилянский http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80226&cf=
[10] Чем вызвана предстоящая
перепись? http://rusk.ru/svod.php?date=2009-12-12
[11] Владимир Добреньков:
«Перепись — это очень важное дело» http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/25/vladimir_dobrenkov_perepis_eto_ochen_vazhnoe_delo/
[12] О программе национальной
переписи населения 2009 года http://www.zakon.kz/kazakhstan/128419-o-programme-nacionalnojj-
perepisi.html
[13] Там же
[14] Переписной лист 3 С
(по одному на каждого жителя) http://kzdocs.docdat.com/docs/index-31704.html?page=2
[15] Национальный состав,
вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги
Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан.
Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010, с. 277.
[16] Национальный состав,
вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги
Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан.
Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. С. 277-278.
[17] Там же, с. 279-283.
[18] Там же.
[19] Перепись населения Республики
Казахстан 2009 года. Краткие итоги. Астана, 2010. С. 101.
[20] Там же, с. 101-107.
[21] Национальный состав,
вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги
Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан.
Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. с. 279-283.
[22] Смирнова Т.Б. Результаты
этносоциологического опроса и мониторинга общественных организаций
российских немцев// Немцы новой России: проблемы и перспективы развития.
Материалы 2-й международной научно-практической конференции, Москва,
7-9 декабря 2009. М, 2010. с. 16.
[23] Там же.
[24] Бургарт Л.А. Разрушение
религиозного уклада жизни немецкого населения вследствие депортации
и принципиальные подходы современной отечественной историографии
к определению места и роли религии в истории немцев в России и СССР//Начальный
период Великой Отечественной войны и депортация российских немцев:
взгляды и оценки через 70 лет// Материалы 3-й Международной научно-практической
конференции, Саратов, 26-29 августа 2011. М., 2011. С. 194-224;
Бургарт Л.А. Немецкое моноконфессиональное село в Казахстане: возникновение,
развитие, разрушение (историко-демографический аспект) // Этнодемографические
процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сборник научных
трудов XII Международной научной конференции, Усть-Каменогорск,
26-27 мая, 2011 г. Усть-Каменогорск, 2011. С. 27- 39.
[25] Немецкое население Казахстана
в конце XIX-XX вв. (по материалам всеобщих переписей населения 1897-1999
гг.). Сост. Бургарт Л.А. Усть-Каменогорск, 2002.
[26] Национальный состав,
вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги
Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан.
Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. с. 284.
[27] Там же, с. 290.
[28] Буковинский Владислав.
Воспоминания о Казахстане // Шченсный Анджей. Отцы Церкви. Отцы
наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 209
[29] Там же, с. 228
[30] Национальный
состав населения Республики Казахстан. Т.1. Итоги переписи населения
1999 года в РК. Алматы, 2000.
|