Rambler's Top100

№ 679 - 680
21 марта - 3 апреля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

Миграционная политика России - новый этап? Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

«ВИЧ-инфекция в России». Семинар в Институте демографии НИУ ВШЭ

Поздравляем с юбилеем Владимира Хосе Эченикэ

Памяти Джона Чарльза Колдуэлла


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграционная политика России - новый этап? Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

28 марта 2016 года состоялось заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН, которое открыл Председатель Демсекции к.э.н., проф. В.В.Елизаров.

С докладом на тему «Миграционная политика России - новый этап?» выступила Ирина Валентиновна Ивахнюк, д.э.н., профессор кафедры народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В начале своего выступления И.В. Ивахнюк представила основные положения своего доклада: во-первых, развитие миграционной ситуации в России и возможности статистики («Гримасы» статистики»); во-вторых, приоритет целей государственной миграционной политики РФ; этапы формирования миграционной политики России; в-третьих, концепция Государственной миграционной политики России на период до 2025 г.; а также «Философия» современного управления миграционными процессами в России и в заключении, что такое «эффективная миграционная политика»?

Далее И.В. Ивахнюк, уточнив, что статистика миграции не оперирует терминами эмигрант и иммигрант, представила данные Росстата о динамике постоянной миграции в Россию и из России за 1993-2015 гг.: число въехавших и число выехавших на срок 12 месяцев и более, а с 2011 г. на срок 9 месяцев и более, что привело к ощутимому росту показателей. В частности, миграционный прирост в 2011-2015 гг. был почти в два раза больше, чем в 2010 г. Как указано в Итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФМС России за 2015 г., в 2015 г. миграционный прирост составил 90% от общего прироста населения РФ.

Как видно из двух следующих таблиц, основные миграционные потоки связывают Россию со странами СНГ:

Распределение «постоянных мигрантов» в Россию по странам происхождения,
2015, тыс. чел.

Из стран СНГ

Из других стран

Украина

194,2

Китай

9,0

Узбекистан

74,3

Грузия

7,0

Казахстан

65,8

Германия

3,9

Таджикистан

47,6

Эстония

1,3

Армения

45,7

   

Всего

536,3 (89,5%)

Всего

62,5 (10,5%)

Распределение «постоянных мигрантов» из России по странам назначения,
2015, тыс. чел.

Страны СНГ

Другие страны

Узбекистан

94,8

Китай

9,8

Украина

48,0

Германия

4,7

Таджикистан

36,3

Грузия

3,5

Казахстан

30,9

США

1,6

Армения

25,1

   

Всего

298,6 (84,6%)

Всего

54,3 (13,4%)

За последние четыре года (2011-2015 гг.) число лиц, получивших постоянный/долговременный легальный статус проживания в России, увеличилось: число получивших российское гражданство увеличилось с 275 тыс. человек в 2011 году до 526 тыс. человек в 2015 году; число получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание соответственно с 135 до 210 тыс. человек.

Начиная с 2007 года значительно выросла численность иностранной рабочей силы в России, определенная по количеству выданных разрешений на работу, а с 2011 года – по количеству разрешений на работу (РР) + патенты.

За десять лет (2006-2015 гг.) претерпела изменения структура иностранной рабочей силы в России по странам (по числу выданных разрешений на работу; для 2015: РР + патенты):

Страны

Доля в общем числе выданных разрешений,%

2006 г.

2015 г.

Украина

18

11

Узбекистан

10

46

Таджикистан

10

24

Молдавия

5

5

Киргизия

5

2

Армения

4

 

Китай

21

3

Турция

10

 

Вьетнам

7

 

Другие страны

10

9

Далее докладчик уточнила понятие миграционной политики как системы общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей в сфере миграции.

Весьма отрадно, что, в соответствии с Концепцией Государственной миграционной политики 2012 г., определена триединая цель государственной политики России в области международной миграции:

  1. Цель в области национальной безопасности: максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения РФ.
  2. Демографическая цель: стабилизация и увеличение численности постоянного населения России (привлечение иммигрантов на постоянное проживание в России) (Государственная Программа оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ – с 2007 г.)
  3. Экономическая цель: содействие обеспечению потребности экономики РФ в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности отраслей (привлечение временных трудовых мигрантов).

Затем И.В. Ивахнюк представила свое видение этапов формирования миграционной политики России

I. Период «неопределенности» МП (laissez-faire) (1992-2001)

  • безвизовый режим
  • стихийность миграционных процессов
  • «мигранты без статуса»
  • нелегальная иммиграция

II. Период ужесточения МП (2002-2006)

  • «силовое» управление миграцией
  • ограничение миграционного притока
  • ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 2002 г.
  • Концепция регулирования миграционных процессов 2003 г.

III. Целенаправленное формирование миграционных потоков (2007-2009)

  • реформа законодательства 2006-2007 гг.
  • изменение подхода к борьбе с незаконной миграцией
  • преференции для граждан стран СНГ
  • курс на создание единого регионального рынка труда

IV. Усложнение МП (c 2010 г.)

  • дифференциация трудового потока
  • преференции для ВКС (ФЗ 86, май 2010 г.)
  • новая Концепция ГМП (утверждена 13 июня 2012 г.)
  • ужесточение контроля над исполнением миграционного законодательства

Если говорить более подробно о IV этапе, то заслуживает внимания, во-первых, курс на системность миграционной политики; во-вторых. обновление нормативной правовой базы; в-третьих, дифференцированный подход к разным категориям мигрантов; в-четвертых, формирование миграционных каналов для иностранных работников и ужесточение требований к мигрантам при получении легального статуса.

Весьма интересны преференции высококвалифицированных специалистов (ВКС) в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ:

  • РР выдается на срок действия трудового договора – до 3 лет (может продлеваться)
  • РР может действовать на территории нескольких субъектов РФ
  • ВКС и члены их семей могут получить вид на жительство в РФ
  • Многократная рабочая виза – до 3 лет
  • Отмена медицинских справок
  • Ставка подоходного налога – 13% (не 30%!)
  • Отменены квоты для ВКС

За 2011-2015 гг. 122 тыс. высококвалифицированных специалистов (ВКС) получили разрешение на работу (РР) в России, причем в 2015 г. 56 % были из Китая, Вьетнама, Турции.

Затем докладчик более подробно остановилась на обсуждении Концепции государственной миграционной политики РФ и на первом этапе ее реализации (2012-2015 гг.), прежде всего на практике выдачи патентов на право трудоустройства.

Доклад И.В. Ивахнюк вызвал многочисленные вопросы и оживлённую дискуссию, в которой приняли участие: В.И. Мукомель, Д. Полетаев, Е.Л. Сороко, А.Б. Синельников, Н.Г. Карлсен, В.В. Елизаров и другие.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.