Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов

Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения

Сбор данных о трудовой миграции в ходе выборочных обследований населения

Запрет на въезд в Российскую Федерацию, как механизм регулирования миграционных процессов

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов

Цапенко И.[1]
(Опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные отношения", 2012, №4, с. 51-63)

Глубокий спад экономики развитых стран в конце нулевых годов повлек за собой кризисные процессы на рынке рабочей силы. Последствия рецессии в сегменте мигрантского труда имеют особые проявления, проистекающие из специфики его функционирования. Продолжающийся приток иностранной рабочей силы сказывается на условиях труда местных работников.

ДОСТУП МИГРАНТОВ НА РЫНОК ТРУДА

Как свидетельствуют данные международной статистики, коэффициент занятости мигрантов (удельный вес занятых среди населения трудоспособного возраста) нередко превышает аналогичный показатель местного населения. Однако риск потерять работу или оказаться вне экономически активного населения у лиц иностранного происхождения (уроженцев других стран) существенно больше, чем у коренных граждан[2]. Как правило, по сравнению с местным населением мигранты отличаются повышенным уровнем безработицы и пониженным уровнем заработной платы независимо от фазы экономического цикла, в том числе и при благоприятной экономической конъюнктуре (рис. 1).

Рисунок 1. Медианный уровень валовых часовых заработков работников иностранного происхождения 15-64 лет, 2005-2006 гг., % от заработков местных работников

Источник: International Migration Outlook: SOPEMI 2008. Paris, 2008. P. 81, 83.

В то же время подобная закономерность действует, скорее, как тенденция, проявляясь не всегда и не везде. Так, в США на фоне более высокой занятости мигрантов (2003-2008 гг.) отмечалась также и более низкая, чем у местного населения, их безработица (2004-2007 гг.). Еще в 60-е - начале 70-х годов в ряде стран Западной Европы, а в 90-е и нулевые годы - Южной и Центрально-Восточной Европы (где в составе мигрантов в указанные периоды преобладали экономически активные мужчины) наблюдался пониженный уровень безработицы среди приезжих[3]. Мало того, в 2005-2006 гг. в целом ряде стран ОЭСР заработки малоквалифицированных работников иностранного происхождения были выше, чем у аналогичной категории местных работников[4]. Однако данные примеры, скорее, - исключения, лишь подтверждающие общее правило. Кроме того, хотя в силу большей включенности мигрантов в теневые схемы найма реальный уровень безработицы среди приезжих ниже официально зарегистрированного, сам факт более широкого распространения нелегальной занятости среди них явно свидетельствует об относительно неблагополучном их положении на рынке труда.

Полноценной интеграции приезжих в сферу занятости препятствует "ограниченная переносимость" человеческого капитала, накопленного мигрантом в стране происхождения, при его переезде в другую страну, поскольку при этом названный капитал востребуется не полностью и частично обесценивается[5]. К основным барьерам, затрудняющим доступ мигрантов к рынку труда, относятся:

  • незнание приезжими языка страны проживания или недостаточное владение им, что особенно препятствует трудоустройству в качестве специалистов, управленцев, офисных служащих, работников сферы обслуживания и торговли и т.п.;
  • повышенная доля приезжих с низким уровнем образования[6], традиционно сталкивающихся с наибольшими сложностями на рынке труда;
  • несоответствие образования/квалификации, полученного иммигрантами за рубежом, требованиям в стране приема или их более низкая профессиональная ценность в глазах работодателей;
  • недостаток таких слагаемых квалификации, как коммуникабельность, способность к работе в команде, умение находить клиентов и т.п., что обусловлено средой проживания;
  • отсутствие или дефицит профессионального опыта, приобретаемого в стране иммиграции, нередко сочетающиеся с невостребованностью и невознаграждаемостью опыта работы, накопленного за рубежом;
  • дискриминация инокультурных мигрантов[7];
  • официальные ограничения на занятость мигрантов, вытекающие из отсутствия у них гражданства страны проживания или устойчивого правового статуса (и касающиеся, например, работы иностранцев в армии, полиции и т.п. или допуска на рынок труда лиц, ищущих убежища, до предоставления им статуса беженца);
  • недостаток необходимых для получения работы социальных связей и навыков: контактов с потенциальными работодателями, знаний о практике найма, умения правильно написать резюме и т.п.

Очевидно, что формирующаяся под воздействием указанных факторов социопрофессиональная структура занятости мигрантов характеризуется перекосом в сторону видов занятий с пониженной производительностью и соответственной оплатой труда. При сокращении применения малоквалифицированного труда сосредоточение значительной части приезжих на подобных позициях (табл. 1) вызывает повышенную неустойчивость их положения на рынке рабочей силы.

Таблица 1. Структура занятого населения по основным видам занятий (профессиям) в Великобритании, 2006 г., %

Представители основных профессий

Коренное население

Выходцы из стран Восточной Европы

Руководители организаций и административно-управленческий персонал

15

3

Специалисты

13

5

Техники

14

4

Административно-офисный персонал

12

4

Работники сферы торговли

12

16

Операторы, квалифицированные рабочие промышленности и т.п.

7

17

Неквалифицированные работники

11

40

Источник: Statistical Evidence on the Economic Impact of Immigration. L. 09.10.2007. P. 33.

Проблема интеграции в сферу занятости стоит особенно остро среди лиц, принимаемых развитыми странами по гуманитарным соображениям независимо от возможностей их трудоустройства. В Финляндии и Швеции критический - в 1995-2005 гг. более 20% - уровень безработицы среди иностранцев во многом обусловливался повышенной долей малоквалифицированных беженцев и лиц, ищущих убежища, среди прибывавших мигрантов. Напротив, существенно более высокие показатели занятости имеют те жители иностранного происхождения, которые были приняты по экономическим соображениям, что особенно характерно для Австралии.

Поскольку приобретение приезжими устойчивого правового положения, необходимых навыков и стажа работы в стране приема и т.п. коррелирует с продолжительностью их проживания там, наиболее слабые позиции на рынке труда занимают вновь прибывшие мигранты (табл. 2).

Таблица 2. Уровень медианной часовой заработной платы работников иностранного происхождения 15-64 лет в зависимости от продолжительности проживания в стране приема, 2005-2006 гг., % от соответствующего показателя местных работников

 

Не более 5 лет

6-10 лет

11 лет и дольше

Австралия

100

103

109

Германия

84

82

98

Канада

74

85

102

США

61

71

87

Франция

92

90

93

Швейцария

81

81

83

Швеция

76

79

83

Источник: International Migration Outlook: SOPEMI 2008. P. 85.

В условиях кризиса при осуществлении выборочных увольнений, жертвами которых становятся менее производительные работники, ими по понятным причинам чаще всего оказываются приезжие именно этой категории. В США в I кв. 2009 г. уровень безработицы среди мигрантов, обосновавшихся там в 80-е годы, составлял 9.2%, среди переехавших в 90-е годы - 10, прибывших в 2000-2005 гг. - 10,8, а после 2005 г. - 13,3%[8]. В Испании и Ирландии (куда в предкризисное десятилетие шел интенсивный приток иностранцев) более высокая по сравнению с большинством развитых стран безработица среди приезжих в условиях рецессии объяснялась в значительной степени повышенной долей вновь прибывших среди работников иностранного происхождения[9]. При этом мигранты, приезжающие в период неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, сталкиваются на рынке труда с особыми сложностями, которые приобретают так называемый эффект шрама - то есть продолжаются и при вступлении экономики в полосу подъема. Последующая интеграция в сферу занятости и восходящая социальная мобильность этой когорты приезжих будут затруднены конкуренцией со стороны вновь прибывающих и вступающих на рынок труда иностранцев.

Таким образом, сегмент рынка труда мигрантов, в особенности вновь прибывших и малоквалифицированных, характеризуется ограниченными возможностями трудоустройства и худшими условиями труда. Высокие барьеры, мешающие трудоустройству мигрантов, усиливают вероятность их безработицы при кризисных спадах в экономике.

УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МИГРАНТОВ: ЦИКЛИЧНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ

Как показывают данные статистики и зарубежные исследования, изменения в спросе на рабочую силу в течение экономического цикла оказывают более интенсивное воздействие на условия труда и занятости мигрантов, чем коренных жителей. Как правило, занятость, безработица и заработная плата мигрантов характеризуются повышенной чувствительностью к колебаниям хозяйственной конъюнктуры.

Уровень занятости мигрантов имеет гораздо большую амплитуду колебаний, чем у местного населения. Занятость мигрантов резче повышается при экономическом подъеме и сильнее падает при ухудшении конъюнктуры. Исследование ОЭСР по 12 странам ЕС за 2000-2009 гг. выявило, что размах изменений в занятости мигрантов превышает там примерно в пять раз соответствующий показатель у местных жителей[10]. Согласно данным по США за 1994-2008 гг., коэффициент корреляции между поквартальными темпами прироста физического объема ВВП и изменением занятости приезжего населения (0.26) почти вдвое выше, чем у местного населения (0.14)[11].

В США у мигрантов обратная связь между состоянием экономики и уровнем безработицы несколько сильнее, чем у местных жителей. При этом в периоды спадов риск потери работы неквалифицированными уроженцами других стран, особенно Латинской Америки, существенно выше, тогда как позиции высококвалифицированных мигрантов, напротив, даже несколько прочнее, чем коренных жителей с аналогичным образованием[12]. Повышенная реактивность рынка труда мигрантов может служить одним из объяснений того, что в условиях экономического роста 2004-2007 гг. уровень безработицы мигрантов в США снизился, а в большинстве европейских стран среди иностранцев наблюдалось более значительное, чем у местных граждан, сокращение безработицы.

По данным исследования материалов ФРГ и Великобритании за 1981-2001 гг., не только безработица, но и заработная плата приезжих растет и падает в ответ на колебания конъюнктуры быстрее и существеннее, чем местного населения[13]. Подобная закономерность прослеживается и в США: между 2000 и 2008 гг., в период роста ВВП, разрыв в оплате труда местных и вновь прибывших иностранных работников сократился на 20%, тогда как в кризисном 2009 г. он вновь расширился до величины 2000 г.[14]

Действие тенденции к большей волатильности условий занятости и труда мигрантов объясняется двумя главными причинами. Первой из них является сосредоточение значительной части приезжих в секторах, наиболее чувствительных к колебаниям экономической конъюнктуры и реагирующих на них резкими перепадами в численности занятых (строительство, горнодобывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, а также финансовое посредничество). Удельный вес занятых в таких отраслях среди мигрантов, особенно среди прибывших менее 10 лет назад, заметно выше, чем среди местных жителей, в государствах Южной Европы, Финляндии, Франции, Нидерландах, России и отчасти в США. В 2005-2006 гг. доля занятых в строительстве среди мигрантов достигала 29,1% в Греции и 19,7 в Испании, в оптовой и розничной торговле - 16 в Финляндии, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 14,2% в Испании[15]. В России в 2007 г. 40% иностранных работников были заняты в строительстве, 19% - в торговле[16]. В условиях кризиса в США и Западной Европе приезжие понесли наибольшие потери в рабочих местах в строительстве и финансах, где на долю мигрантов приходилось от четверти до трети всех уволенных, а также в автомобильной промышленности - 8-15% уволенных. В США между 2007-2009 гг. занятость мигрантов в строительстве сократилась более чем на 27%, в сфере финансов - на 22%, что значительно превышало потери у местных работников[17].

В то же время во многих странах существенная часть мигрантов работает в таких секторах, как здравоохранение, образование и социальная работа, а также в пищевой промышленности, характеризующихся довольно стабильным или более устойчивым, чем в других отраслях, спросом на труд. В 2005-2006 гг. высокой долей занятых в сфере здравоохранения и прочих социальных услуг среди мигрантов отличались Норвегия (25,4%) и другие страны Северной Европы, в образовании - США (15,6%). Во многих развитых государствах занятость приезжих в этих отраслях продолжала увеличиваться, несмотря на кризис. Так, за 2007-2009 гг. в США занятость мигрантов в отраслях, производящих продукты питания, повысилась более чем на 16%, в сфере социального обслуживания (social assistance) - на 18, в медицинских стационарах - на 6, в образовательных учреждениях - на 3%. В ЕС за 2008-2009 гг. она возросла в сфере коммунальных услуг почти на 24%, в сфере образования - на 7%, что было выше аналогичных показателей среди коренного населения[18].

Повышенная концентрация мигрантов, особенно вновь прибывших, в секторах, в высокой степени подверженных воздействию цикла, обусловила в большинстве развитых стран более сильный удар кризиса по занятости этой категории работников, по сравнению с местными. В то же время распределение части приезжих по секторам, в меньшей мере восприимчивым к колебаниям конъюнктуры, несколько смягчило силу этого удара, воспрепятствовав резкому падению их занятости.

Второй важной причиной большей волатильности условий занятости мигрантов является более широкое распространение среди них атипичных форм занятости, в первую очередь временной и самостоятельной, которые гораздо чувствительнее к колебаниям конъюнктуры, чем постоянные рабочие места (табл. 3).

Таблица 3. Удельный вес неустойчивой занятости в общей структуре занятости коренного населения (КН) и населения иностранного происхождения (НИП) 15-64 лет в некоторых развитых странах, 2007 г., %


Временно занятые

Самостоятельно занятые

Частично занятые

КН

НИП

КН

НИП

КН

НИП

Бельгия

8,1

14

12,1

15,5

21,9

22,2

Великобритания

5,2

8,9

11,9

13,4

24,7

20,4

Германия

14,4

14,5

10,0

9,5

24,7

29,3

Дания

8,4

12,3

7,0

9,6

23,2

26,7

Ирландия

8,2

12,9

16,8

9,3

18,1

15,1

Испания

26,8

47,5

16,0

11,7

11,5

13,7

Нидерланды

15,7

24,8

11,0

11,0

46,3

41,1

Норвегия

9,6

14,7

5,8

6,9

27,0

29,3

Португалия

21,2

34,0

15,6

12,1

8,9

7,6

США

 

 

9,9

10,2

16,7

12,0

Франция

14,7

15,2

8,1

10,8

16,6

19,5

Финляндия

16,1

30,7

9,6

14,1

13,8

15,1

Швеция

16,5

21,9

8,5

10,0

24,2

24,1

Источник: International Migration Outlook: SOPEMI 2009. P. 23

Как известно, для бизнеса "иммиграция - это источник рабочей силы, которая может быть оперативно рекрутирована или уволена в зависимости от циклических колебаний"[19]. При экономическом подъеме работодатели удовлетворяют значительную часть своих потребностей в дополнительной рабочей силе, расширяя временную занятость мигрантов. В период спада патронат нередко осуществляет первичный "сброс" ставших избыточными рабочих рук, ликвидируя временные рабочие места, занимаемые мигрантами[20].

Самостоятельная занятость мигрантов в "малой", так называемой этнической экономике демонстрировала в 90-е и предкризисные нулевые годы стремительный рост. Темпы увеличения численности автономных работников иностранного происхождения в Великобритании, Нидерландах, Германии, Италии и Франции превышали аналогичные показатели среди местных работников. В Италии, например, число компаний, собственниками или партнерами которых были выходцы из стран за пределами ЕС, в начале 2000-х годов возрастало в среднем на 25% в год[21]. Однако в кризис мигранты понесли большие потери в самостоятельной занятости, чем местное население. В Италии в 2008 г. обанкротилось 9,6% индивидуальных частных предприятий, владельцами которых были уроженцы стран, не входивших в Евросоюз, по сравнению с 7,8% находившихся в собственности итальянцев и выходцев из других государств ЕС[22]. Опережающее свертывание самозанятости приезжих объяснялось более резким ухудшением их доступа к финансовым ресурсам в условиях кризиса, меньшими размерами и концентрацией их предприятий в таких сферах, как оптовая торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, особенно пострадавших от ухудшения хозяйственной конъюнктуры. И, кроме того, - ориентацией этнического бизнеса на потребителей-соотечественников, доходы которых снизились в этот период сильнее, чем у местного населения, и др.

Хотя между сужением сегментов ненадежной занятости мигрантов и ростом их безработицы существует очевидная связь, она все же не является жесткой и автоматической, опосредуясь по меньшей мере двумя амортизирующими звеньями. Во-первых, часть иностранцев, прибывших для временной работы по контракту, но оказавшихся безработными, возвращаются на родину. Во-вторых, благодаря гораздо меньшей притязательности к предлагаемой работе, большей профессионально-отраслевой и территориальной мобильности[23] потерявшие работу мигранты оперативно заполняют открывающиеся им вакансии.

Значительность вклада, внесенного в период экономического подъема иностранной рабочей силой в рост занятости в принимающих странах, особенно в менее стабильных и чувствительных к экономическому циклу сегментах, обернулась в условиях кризиса относительной избыточностью крупных контингентов приезжих работников и резким сокращением использования их труда. В то же время в мигрантском секторе рынка труда действовал ряд факторов, препятствовавших там циклическому падению занятости по обвальной траектории и взрывному росту безработицы в большинстве развитых стран.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В МИГРАНТСКОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА ТРУДА

Последствия недавней рецессии проявились в сфере занятости с временным лагом, и, хотя в 2010 г. наметилось некоторое улучшение хозяйственной конъюнктуры, во многих развитых странах напряженность на рынке труда продолжала усиливаться. Вследствие кризиса и общей неустойчивости современной экономики худшее по многим параметрам качество занятости мигрантов при ее большей чувствительности к движению цикла сказалось в гораздо более серьезном ухудшении положения приезжих на рынке труда по сравнению с местным населением.

Ситуация в сфере занятости заметно различалась по странам, однако приезжие в целом понесли гораздо большие, чем местное население, удельные потери в рабочих местах, особенно в строительстве, сфере деловых услуг и розничной торговле. В период рецессии более резкому снижению коэффициента занятости мигрантов[24], по сравнению с коренными жителями, в ряде стран способствовал приток новых мигрантов трудоспособного возраста при одновременном сокращении местного населения того же возраста (исключения - Австралия, Канада, Германия, США).

Тенденция к свертыванию занятости мигрантов наиболее отчетливо проявилась в Ирландии, где ее коэффициент упал в 2007-2010 гг. с 72.9 до 59.5%, и в Испании - с 69,9 до 56,8%. В большинстве же развитых стран на протяжении этого периода данный показатель изменялся нелинейно и заметно "просел" лишь в 2009 г. В 2010 г. в ответ на оживление экономики он уже вырос в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии и Канаде. При этом в Германии, страдающей от депопуляции и нехватки рабочей силы для социальной сферы, в 2007-2010 гг. уровень занятости мигрантов, как и местного населения, устойчиво повышался (табл. 4).

Таблица 4. Динамика доли занятых у коренного населения и мигрантов в возрасте
15-64 лет, %

 

Коренное население (КН)

Население иностранного происхождения (НИИ)

Разница между уровнем занятости КН и НИП

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Австралия

74,8

75,0

73,9

73,9

67,7

68,7

67,3

68,5

7,1

6,3

6,6

5,4

Австрия

72,7

73,6

73,1

72,9

65,0

65,1

64,7

66,3

7,7

8,5

8,4

6,6

Бельгия

63,5

63,8

63,2

63,6

50,8

54,0

52,2

53,0

12,7

9,8

11,0

10,6

Великобритания

72,2

72,1

70,5

70,1

66,8

67,6

66,0

66,3

5,4

4,5

4,5

3,8

Германия

71,1

72,4

72,5

72,5

60,6

62,6

63,5

63,9

10,5

9,8

9,0

8,6

Греция

60,9

61,3

60,7

59,0

66,6

67,5

66,0

64,0

-5,7

-6,2

-5,3

-5,0

Дания

78,8

79,3

76,6

74,7

62,7

67,1

68,1

63,4

16,1

12,2

8,5

11,3

Ирландия

68,3

66,9

61,8

60,1

72,9

70,4

62,0

59,5

-4,6

-3,5

-0,2

0,6

Испания

64,9

64,0

60,1

58,9

69,5

66,1

58,0

56,8

-4,6

-2,1

2,1

2,1

Италия

58,0

58,1

56,9

56,3

65,9

65,0

62,8

61,9

-7,9

-6,9

-5,9

-5,6

Канада

 

74,4

72,3

72,4

 

70,7

68,5

68,8

 

3,7

3,8

3,6

Нидерланды

77,7

78,7

78,6

76,2

64,5

67,5

66,6

64,3

13,2

11,2

12,0

11,9

Норвегия

77,4

78,5

77,1

76,1

70,4

73,1

70,2

68,8

7,0

5,4

6,9

7,3

Португалия

67,3

67,7

66,0

65,2

73,1

74,0

69,8

69,1

-5,8

-6,3

-3,8

-3,9

США1

71,8

70,8

67,5

66,4

71,9

71,2

68,1

67,9

-0,1

-0,4

-0,6

-1,5

Финляндия

70,5

71,3

71,3

68,5

63,8

65,5

63,8

60,5

6,7

5,8

7,5

8,0

Франция

65,5

65,7

65,7

64,9

58,2

59,7

58,0

57,8

7,3

6,0

7,7

7,1

Швеция

76,2

76,3

74,2

75,1

63,1

64,0

62,1

61,4

13,1

12,3

12,1

13,7

Швейцария

80,3

81,0

80,3

80,3

73,7

75,4

75,7

74,6

6,6

5,6

4,6

5,7

ЕС-15

67,4

67,7

66,5

66,0

63,7

64,3

62,1

61,9

3,7

3,4

4,4

4,1

1 Население в возрасте 16-64 лет.

Составлено и рассчитано по: Eurostat database (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/search_database); Foreign-born Workers: Labor Force Characteristics-2010. BLS (http://www.bls.gov/news.release/pdf/forbrn.pdf); International Migration Outlook: SOPEMI 2011. P. 90, 93.

Продолжение притока мигрантов в условиях кризиса способствовало ускоренному росту безработицы среди них и увеличению к 2009 г. разрыва между ее уровнем и соответствующим показателем для местной рабочей силы в основной части развитых стран (табл. 5). В наибольшей мере от экономической рецессии ухудшилось положение мигрантов в тех странах, которые вступили в ее полосу раньше других и в которых привлечение иностранной рабочей силы, особенно в строительство, сыграло ключевую роль в предкризисном росте экономики (Испания, Ирландия, США).

Таблица 5. Уровень безработицы среди коренного населения и мигрантов, % экономически активного населения в возрасте 15-64 лет

 

Коренное население (КН)

Население иностранного происхождения (НИП)

Разница между уровнем безработицы НИП и КН

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Австралия

4,3

4,2

5,3

5,3

4,9

4,6

6,7

5,6

0,6

0,4

1,4

0,3

Австрия

3,5

3,2

3,9

3,7

9,0

7,5

9,5

8,2

5,5

4,3

5,6

4,5

Бельгия

6,4

5,9

6,6

6,9

16,3

14,6

16,2

17,1

9,9

8,7

9,6

10,2

Великобритания

5,1

5,5

7,5

7,8

7,4

7,1

8,9

8,9

2,3

1,6

1,4

1,1

Германия

7,7

6,7

6,9

6,3

14,2

12,4

12,8

11,7

6,5

5,7

5,9

5,4

Греция

8,4

7,8

9,3

12,3

8,6

7,7

11,9

16,1

0,2

-0,1

2,6

3,8

Дания

3,4

3,0

5,7

6,9

8,2

7,1

9,7

13,6

4,8

4,1

4,0

6,7

Ирландия

4,3

5,8

11,2

13,1

6,1

7,5

15,4

16,8

1,8

1,7

4,2

3,7

Испания

7,6

10,2

16,0

18,1

11,7

16,7

27,2

29,1

4,1

6,5

11,2

11

Италия

6,0

6,6

7,5

8,1

7,9

8,5

11,0

11,5

1,9

1,9

3,5

3,4

Канада

 

6,0

7,9

7,6

 

7,2

10,2

10,0

 

1,2

2,3

2,4

Нидерланды

2,7

2,3

2,9

4,0

6,7

5,8

6,8

8,5

4,0

3,5

3,9

4,5

Норвегия

2,2

2,3

2,8

3,0

5,6

5,2

6,8

8,6

3,4

2,9

4,0

5,6

Португалия

8,4

7,9

9,7

11,0

9,7

9,5

13,1

15,0

1,3

1,6

3,4

4,0

США1

4,7

5,8

9,2

9,6

4,3

5,8

9,7

9,8

-0,3

-0,1

0,4

0,2

Финляндия

6,7

6,2

8,0

8,1

14,3

12,9

15,4

17,1

7,6

6,7

7,4

9,0

Франция

7,2

6,8

8,5

8,6

13,8

11,8

14,2

14,7

6,6

5,0

5,7

6,1

Швеция

5,3

5,3

7,2

7,1

12,1

12,2

15,4

16,2

6,8

6,9

8,2

9,1

Швейцария

2,6

2,4

3,2

3,3

7,1

6,2

7,0

7,9

4,5

3,8

3,8

4,6

ЕС-15

6,5

6,6

8,3

8,8

11,2

11,1

14,4

14,8

4,7

4,5

6,1

6,0

1 Население старше 16 лет.

Составлено и рассчитано по: см. табл. 4.

В Испании, например, в 2010 г. безработица среди мигрантов достигала 29,1% (тогда как еще в 2005-2007 гг. она составляла немногим более 11%). Рекордных отметок этот показатель достиг в 2010 г. также в Бельгии и Финляндии (17,1%), Ирландии (16,8), Швеции (16,2) и Греции (16,1%). В США уровень безработицы среди иммигрантов, бывший ниже, чем у местного населения, вырос более чем двукратно (до 9,8%) и превысил его соответствующий показатель (табл. 5).

Безработица среди приезжих приняла застойный характер. В 2010 г. около 30% безработных мигрантов в развитых странах ОЭСР, в том числе свыше половины в Бельгии и Германии, не имели работы более года, что было заметно больше, чем среди местного населения[25]. Приезжие представители "мужских" профессий, преобладающих в строительстве, автомобилестроении, горнодобывающих отраслях, больше пострадали от недавней рецессии, чем женская часть рабочей силы иностранного происхождения, широко занятая в социальной сфере. Традиционно повышенный при рецессиях уровень молодежной безработицы достиг в 2010 г. среди мигрантов 15-24 лет пиковых, гораздо более высоких, чем у местной молодежи, отметок: 43% в Испании, 36 в Швеции, 32-33% в Бельгии, Франции и Финляндии. Кризис ударил по разным квалификационным группам мигрантов. В Австрии, Бельгии и Испании он сильнее всего сказался на занятости приезжих работников низкой квалификации, во Франции, Ирландии и Италии - средней квалификации, в США и Великобритании - высокой, особенно в финансовой сфере. В зависимости от стран происхождения мигрантов от рецессии наиболее пострадали уроженцы Мексики в США, выходцы из Бангладеш и Пакистана в Великобритании, приезжие из стран Северной Африки в Испании, Бельгии, Франции и Нидерландах.

На развитие ситуации на рынке труда заметно повлияли особенности антикризисной стратегии, выбранной теми или иными государствами. Резкий рост безработицы среди мигрантов в Испании и США обусловливался ставкой на решение проблем предприятий за счет сокращения рабочих мест. Напротив, плавность ее повышения в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах и Норвегии объяснялась более широким использованием практики перевода персонала на сокращенную рабочую неделю.

В период кризиса активизировалась государственная политика занятости, которая ориентировалась на все слои населения, занимающие слабые позиции на рынке труда. В числе адресатов подобных мер были и приезжие работники, особенно в сфере строительства. Вместе с тем доступ мигрантов к указанным программам был ограничен (например, в силу отсутствия гражданства страны проживания, необходимого стажа работы в ней и т.п.), что снижало роль указанных инициатив в противодействии росту безработицы среди приезжих. Лучше зарекомендовали себя конкретные программы интеграции мигрантов и их детей в сферу занятости, сочетающие развитие навыков коммуникации на языке страны приема с приобретением профессиональных навыков, а также облегчающие создание иностранцами своего бизнеса. В условиях спада подобные средства были использованы в Великобритании и Японии[26], а также в ряде других стран (в частности в ФРГ), уже имевших опыт их применения. Однако охват мигрантов указанными инициативами был довольно узок, что ослабляло общий эффект от последних.

Лишь с оживлением экономики в 2010 г. в Австралии, Австрии, Германии и Канаде уровень безработицы среди мигрантов стал снижаться, а в Великобритании стабилизировался. Во многих странах сузился разрыв между показателями безработицы среди приезжего и местного населения, что говорило о более быстрой реакции мигрантского сегмента рынка труда на произошедшее в тот период улучшение хозяйственной конъюнктуры (табл. 5).

Кризисный подъем безработицы среди мигрантов в свою очередь повлек за собой рост бедности в их среде. Хотя всем легально проживающим мигрантам предоставлен доступ к системе социального обеспечения, перечень и размеры получаемых ими социальных выплат во многом зависят от их стажа работы в данной стране и выплат в ее систему социального страхования (германоязычные страны). И, кроме того, - от статуса мигранта (Великобритания, Скандинавские страны), наличия договора со страной происхождения о социальных выплатах ее гражданам, находящимся на территории принимающей страны. Соответственно, претендовать на пособие по безработице могли далеко не все потерявшие работу мигранты, что еще более ухудшало их положение.

Кризис нарушил прежнюю тенденцию к ускоренному снижению доли бедных людей среди приезжих по сравнению с местными жителями. При экономическом подъеме данная тенденция, обусловленная высокой социальной мобильностью мигрантов, проживающих в странах приема относительно долго, особенно высококвалифицированных, и оттоком значительной части приезжих, не сумевших интегрироваться в новое общество, опровергала распространенное представление, что иммиграция расширяет масштабы бедности и усиливает социальное неравенство в обществе. Смена этой тенденции на противоположную в годы рецессии стала дополнительным подтверждением более выраженной, чем у местного населения, цикличности в динамике доходов мигрантов.

Кризис сильнее всего ударил по доходам иностранцев. По данным Бюро переписи населения США, в 2009 г. доля лиц, проживавших ниже черты бедности (определяемой дифференцированно в зависимости от числа и возраста членов семьи), среди иностранцев превысила 25%. Напротив, натурализованные мигранты оказались даже более адаптивными к кризису, чем коренное население, что, однако, не смогло изменить общей картины худшего в целом положения приезжих (табл. 6).

Таблица 6. Доля населения США, проживающего за чертой бедности, 1993-2009 гг., %

 

1993

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Во всем населении

15,1

11,3

11,7

12,1

12,5

12,7

12,6

12,3

12,5

13,2

14,3

В коренном населении

14,4

10,8

11,1

11,5

11,8

12,1

12,1

11,9

11,9

12,6

13,7

В населении иностранного происхождения

23,0

15,4

16,1

16,6

17,2

17,1

16,5

15,2

16,5

17,8

19,0

   в том числе

среди натурализованных выходцев из других стран

10,1

9,0

9,9

10,0

10,0

9,8

10,4

9,3

9,5

10,2

10,8

среди иностранных граждан

28,7

19,2

19,7

20,7

21,7

21,6

20,4

19,0

21,3

23,3

25,1

Источник: People in Poverty by Nativity: 1993 to 2009. U.S. Bureau of the Census, Current Population Survey, Annual Social and Economic Supplements (http://www.census.gov/hhes/www/poverty/data/historical/hstpov23.xls).

Таким образом, ускоренный рост и более широкие масштабы безработицы и бедности среди лиц иностранного происхождения свидетельствуют о том, что последствия неблагоприятной конъюнктуры проявились гораздо острее на рынке труда приезжих, чем местных работников. Вместе с тем в большинстве развитых стран благодаря действию ряда амортизирующих факторов эти последствия оказались все же не столь разрушительными, какими они могли бы быть, учитывая инерционность и безвозвратный характер значительной части миграционных потоков. Более того, некоторые группы иммигрантов, в частности те, что сумели прочно интегрироваться в новое общество, а также занятые в социальной сфере, показали даже большую устойчивость к ударам кризиса, чем местные работники.

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНЫХ РАБОТНИКОВ

Среди населения принимающих стран весьма широко распространены представления о негативных социальных эффектах иммиграции[27]. Как свидетельствует опыт недавней и предыдущих рецессий, в условиях кризиса усиливаются тревоги местного населения по поводу своего благосостояния, связанные с присутствием на рынке труда выходцев из других стран, и в обществе нарастают антииммиграционные настроения, ксенофобия и межэтническая напряженность[28]. Согласно результатам опросов, проведенных в 2009 г. (FT/Harris Poll), доля респондентов, которые считали, что безработные иммигранты должны покинуть их страну, достигала в Италии 79%, Великобритании - 78, Испании - 71, Германии - 67, США - 64, Франции-51%[29].

Результаты зарубежных исследований взаимосвязи между усилением иммиграции, с одной стороны, и ростом занятости и заработков местного населения, с другой, свидетельствуют о неоднозначных социально-экономических последствиях притока иностранного населения.

Во-первых, иммиграция дифференцированно сказывается на положении различных групп местных жителей. Вызывая резкие скачки в предложении неквалифицированного труда, нарушающие прежнее равновесие на местных рынках рабочей силы, она негативно влияет на положение неквалифицированных работников[30]. Однако подобный эффект незначителен, особенно в сопоставлении с существенным вкладом иммиграции в пополнение рабочей силы[31]. Замещению местных работников иностранными препятствуют дифференцированность сфер их занятости и сегментированность рынка труда, сосредоточение значительной части мигрантов на рабочих местах, не пользующихся спросом у коренного населения, в особенности в строительстве и сфере услуг[32].

В то же время в силу комплементарного характера занятости значительной, в том числе более образованной, части приезжих иммиграция, как правило, позитивно воздействует на положение местных квалифицированных работников, а нередко и всех занятых в целом. В США в 1990-2004 гг. все группы работников американского происхождения, имеющие образование не ниже полного среднего, на которых в 2004 г. приходилось 90% рабочей силы США, выиграли от иммиграции в заработной плате[33]. В Великобритании увеличение доли мигрантов среди населения трудоспособного возраста на 1 п.п. повышает среднюю заработную плату местных работников на 0,4%[34].

Во-вторых, различаются эффекты иммиграции на локальных и национальном рынках труда. Ее негативные последствия носят в основном территориально ограниченный характер, перераспределяясь и нивелируясь в масштабах страны в результате так называемого эффекта "голосования ногами". По оценкам Дж. Борхаса, за счет межрегиональной миграции коренных работников, вызванной ужесточением конкуренции со стороны приезжих на локальных рынках, влияние иммиграции на заработки местного населения ослабляется на 40-60%[35]. Кроме того, благодаря высокой территориальной и профессионально-отраслевой мобильности самих мигрантов повышается эластичность предложения рабочей силы и обеспечиваются ее переливы из районов и секторов с высокой напряженностью на рынке труда в относительно сбалансированные. Подобное "смазывание колес рынка труда"[36] способствует сглаживанию существующего даже в период кризиса дефицита определенных категорий рабочей силы и снижению безработицы.

В-третьих, если в краткосрочном плане скачки в предложении труда, вызываемые иммиграцией, могут оказывать дестабилизирующее воздействие на его рынок, то в долгосрочном плане - по мере адаптации производства к изменениям в численности и составе рабочей силы, роста инвестиций, выпуска и спроса на труд - последствия иммиграции становятся позитивными, хотя и не очень масштабными. Исследование Дж. Оттавиани и Дж. Пери показывает, что в США за 14 лет (1990-2004) в результате иммиграции реальная заработная плата местных работников в целом выросла на 1,8%[37].

Таким образом, благодаря иммиграции улучшаются условия труда и занятости более квалифицированных групп работников, а нередко и большинства занятых. Негативное воздействие иммиграции на занятость и заработки местного населения носит краткосрочный характер, незначительно по своим масштабам и часто ограничивается местным уровнем. В долгосрочном плане и в национальном масштабе социальные эффекты иммиграции, связанные с экономическим ростом, становятся позитивными.

Хотя подавляющее большинство исследований экономических итогов иммиграции относится к периодам хозяйственного оживления и ее роль в периоды неблагоприятной конъюнктуры мало изучена, все же обнаруживаются циклические различия в эффектах иммиграции. В кризис негативное воздействие иммиграции становится более интенсивным.

Ф. Ортега и Дж. Пери смоделировали (с учетом географических различий в издержках эмиграции) последствия гипотетических миграционных потоков (формирующихся под влиянием экономических и демографических факторов в странах происхождения мигрантов) для принимающих государств ОЭСР в разных фазах экономического цикла на протяжении 1980-2005 гг. Согласно выводам ученых, при экономическом подъеме приток мигрантов, эквивалентный 1% исходной численности населения иностранного происхождения, вызывает через пять лет рост численности занятых в стране на 1,7%. Напротив, прибытие аналогичной массы иностранцев в период спада повышает занятость лишь на 0,9%. Иными словами, приезд 10 мигрантов при благоприятной хозяйственной конъюнктуре влечет за собой создание 17 новых рабочих мест, обеспечивающих занятость не только самих мигрантов, но и 7 местных жителей. В условиях же кризиса он сопровождается появлением лишь 9 новых рабочих мест, то есть один из упомянутых десяти либо остается без работы, либо вытесняет с рынка труда местного жителя[38].

Результаты другого исследования Дж. Пери по материалам США за 1994-2008 гг. также указывают на различия в краткосрочном (1-2 года) и среднесрочном (4 года) влиянии иммиграции на занятость местного населения в зависимости от состояния конъюнктуры, соответствовавшего моменту прибытия мигрантов. В ситуации экономического подъема иммиграция оказывает негативное воздействие на уровень занятости лишь в первый год после прибытия иностранцев, однако через два года она уже не создает угроз для положения местных работников в целом, а через четыре - даже малоквалифицированных. В условиях спада краткосрочный и среднесрочный эффект иммиграции негативен. Однако в долгосрочном плане (7-10 лет), независимо от фазы экономического цикла, в которую прибыли мигранты, их приток ведет к общему росту занятости населения и позитивно воздействует на занятость местного населения, в том числе его малоквалифицированных групп (табл. 7).

Таблица 7. Влияние увеличения численности иммигрантов, эквивалентного 1% исходной численности занятых в экономике, на численность занятых в США в условиях неблагоприятной (НБЭК) и благоприятной (БЭК) экономической конъюнктуры через 1-7 лет после прибытия иммигрантов, 1994-2008 гг., %

Группы занятого населения

1 год

2 года

4 года

7 лет

НБЭК

БЭК

НБЭК

БЭК

НБЭК

БЭК

НБЭК

БЭК

Общая численность занятых

0,57

0,63

0,63

0,95

0,73

1,07

1,5

1,21

Численность занятых местных жителей

-0,43

-0,37

-0,37

0,05

-0,27

0,07

0,5

0,21

Численность местных жителей, занятых малоквалифицированным трудом

-0,51

-0,16

-0,81

-0,03

-0,75

0,44

0,7

0,34

Источник: Peri G. The Impact of Immigrants in Recession and Economic Expansion. Wash., 2010. P. 20-21.

Если временная трудовая миграция, сокращаясь в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, сглаживает негативное влияние последней на рынок труда[39], то другие миграционные потоки (воссоединяющиеся члены семей, лица, ищущие убежища, и др.), с которыми идет приток новых контингентов иностранной рабочей силы в развитые страны, фактически усиливают подверженность рынка труда циклическим колебаниям. Рост безработицы среди мигрантов, особенно прибывающих, повышает общую напряженность на рынке труда и, вероятно, способствует расширению его теневых сегментов. В пору кризиса конкуренция мигрантов с местными работниками в сфере мало- и неквалифицированного труда обостряется. Не имея широкого доступа к социальному обеспечению, а также достаточных накоплений, прочных позиций в профсоюзах, мигранты проявляют повышенную сговорчивость в том, что касается условий труда. Подобной непритязательностью к вакансиям и быстрым согласием на них (наряду с повышенной текучестью и большим распространением временной занятости у приезжих работников) можно объяснить следующее интересное обстоятельство. В большинстве развитых стран доля мигрантов среди вновь нанимаемых работников (достигавшая в 2010 г. в Швейцарии и Испании порядка 30%[40]) заметно выше их удельного веса среди занятых в целом.

В то же время при экономическом спаде занятость мигрантов в определенной степени выполнила функции социального клапана, "буфера в адаптации рынка труда к циклическим колебаниям"[41]. Наличие среди персонала предприятий значительных контингентов приезжих работников обеспечивало резервы первоочередных увольнений и сокращения рабочего времени и тем самым возможности первичного решения проблем предприятий за счет мигрантов, амортизируя начальный удар кризиса по занятости местного населения. Этот эффект был подкреплен введением рядом стран ограничении на использование труда мигрантов. В США были установлены лимиты на наем иммигрантов в банках, получающих государственную поддержку. В России приняты меры к прекращению использования иностранной рабочей силы в ряде секторов розничной торговли.

Вместе с тем освобождение части рабочих мест, занимаемых мигрантами, для обеспечения занятости местного населения в период кризиса бесперспективно и чревато нехваткой персонала на предприятиях в случае последующего оживления конъюнктуры[42]. В секторах, где существуют хронические проблемы с наймом определенных категорий работников, найти их среди местных жителей зачастую, особенно в короткие сроки, просто невозможно. В частности, это касается здравоохранения, где переобучение уволенных не является реалистичным средством, а также многих сегментов малоквалифицированного труда, не привлекательных для коренного населения при любой конъюнктуре. Без использования труда мигрантов в секторах и районах со структурно не сбалансированным рынком труда потери в занятости и в ВВП в период кризиса были бы вероятно еще больше. Как отмечает К. Циммерман, "иммиграция, усиливая гибкость рынка труда, оказывает на него позитивное воздействие даже тогда, когда исходный уровень безработицы повышен"[43]. Однако при массовой застойной безработице, когда структурные диспропорции обостряются и в мигрантском сегменте рынка труда, значимость подобного влияния снижается.

Таким образом, в пору неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры роль иммиграции на рынке труда становится более противоречивой. Несмотря на определенные демпфирующие эффекты, превалирует ее негативное влияние на условия труда местных работников.

* * *

Сосредоточение значительной части занятых мигрантов в секторах, более чувствительных к колебаниям цикла, и более интенсивное действие в ситуации рецессии факторов, осложняющих получение и сохранение приезжими работы, предопределили повышенную уязвимость последних на рынке труда в большинстве развитых стран в конце 2000-х годов. В период кризиса усилилось негативное воздействие иммиграции на условия труда и занятости местных работников. Вместе с тем, учитывая демографические проблемы и структурные диспропорции рынка труда развитых стран, в случае оздоровления экономики наличие такого источника дополнительной рабочей силы, как иммиграция, может способствовать ускорению этого процесса.


[1] ЦАПЕНКО Ирина Павловна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
[2] Об этом свидетельствуют результаты статистической оценки ОЭСР подобных рисков у иностранцев и коренных жителей стран ЕС в 90-е годы. См.: OECD Employment Outlook 2001. P., 2001. P. 194-195. В годы спада производства в начале 90-х годов в Швеции у иммигрантов неевропейского происхождения даже при учете показателей образования, стажа работы и сектора занятости риск безработицы был вдове выше, чем у местных работников. См.: International Migration Outlook: SOPEMI 2009. Paris, 2009. P. 25.
[3] См.: Moy J., Sorrentino C. Unemployment, labor force trends, and layoff practices in 10 countries // Monthly Labor Review. December 1981. P. 7-8. По данным Евростата, в Испании в 1996-1999 гг. безработица среди иностранцев была на 0.3-2.5 процентных пункта (п.п.) ниже, чем среди местных граждан, в Греции в 2002-2007 гг. - на 0.3-1.9 п.п., в Чехии в 2004-2006 гг. - на 1-2.7 п.п.
[4] См.: International Migration Outlook ... 2008. P. 82. Как это ни парадоксально на первый взгляд, подобные данные не вступают в противоречие с традиционным представлением о дешевизне иностранной рабочей силы и могут найти объяснение. При высокой безработице среди представителей этих слоев работу находят наиболее производительные. Сосредоточение малоквалифицированных мигрантов на рабочих местах с худшими условиями труда предполагает получение ими соответствующих надбавок за вредность, повышенную опасность производства и т.п. Кроме того, в секторах, испытывающих нехватку рабочей силы, для ее привлечения нередко поднимаются ставки заработной платы, чем и пользуются направляющиеся туда приезжие работники.
[5] Как показывает один из авторов идеи "ограниченной переносимости" человеческого капитала Б. Чизвик, чем сильнее культурно-лингвистические различия и чем заметнее разрыв в уровнях экономического развития между странами исхода и приема мигрантов, тем меньше объем переносимого человеческого капитала и тем больше изначальное неравенство на рынке труда между приезжими и местными жителями. См.: Chiswick B. The Effect of Americanization on the Earnings of Foreign-born Men // Journal of Political Economy. October 1978. P. 897-921.
[6] В начале 2000-х годов во Франции и Португалии около 40-50% населения иностранного происхождения в возрасте 25-64 лет не имели законченного среднего образования, причем у 20% оно ограничивалось начальным. См.: Jobs for Immigrants. V. 2. Labour Market Integration in Belgium, France, the Netherlands and Portugal. Paris, 2008. P. 30.
[7] По мнению 58-59% опрошенных в 2006 г. жителей ЕС, у людей с иным цветом кожи, иного этнического происхождения, а также иностранцев шансы получить работу, повышение по службе, место на курсах профобразования хуже, чем у представителей коренной национальности с эквивалентными дипломами и другими сертификационными документами. Такого же мнения придерживается 32% респондентов в отношении людей, исповедующих иную религию, особенно мусульман. См.: Special Eurobarometer. 2007. N 263. P. 18.
[8] См.: Camarota St., Jensenius K. Trends in Immigrant and Native Employment. Center for Immigration Studies. Backgrounder. May 2009. P. 10 (http://www.cis.org/articles/2009/back509. pdf).
[9] В 2007 г. в Испании доля мигрантов, приехавших в страну менее 10 лет назад, составляла 75% от их общей численности занятых, в Ирландии - 73 соответственно по сравнению с 21 в Нидерландах и 35% в Швейцарии. См.: International Migration Outlook ... 2009. P. 26; 2010. P. 107.
[10] См.: International Migration Outlook ... 2010. P. 89.
[11] См.: Orrenius P., Zavodny M. Tied to the Business Cycle: How Immigrants Fare in Good and Bad Economic Times. Wash. November 2009. P. 13-14.
[12] См.: ibid. P. 22-24.
[13] См.: Dustmann Chr., Glitz Al., Vogel Th. Employment, Wage Structure, and the Economic Cycle: Differences between Immigrants and Natives in Germany and the UK. 2006. CReAM Discussion Paper N 09/06. P. 13-14, 27.
[14] См.: Borjas J., Friedberg M. Recent Trends in the Earnings of New Immigrants to the United States. September 29. 2009. P. 26 (http://www.brown.edu/Departments/Economics/Papers/2009/2009-13j5aper.pdf).
[15] См.: International Migration Outlook ... 2008. P. 73.
[16] См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Россия перед лицом демографических вызовов. М., 2009. С. 105.
[17] См.: International Migration Outlook ... 2010. P. 112-113.
[18] См.: ibidem.
[19] Global Economic Prospects 2006. Economic Implications of Remittances and Migration. Wash., 2006. P. 50.
[20] При этом в США работодатели, увольняя временных иностранных высококвалифицированных работников, обязаны оплатить расходы, связанные с их репатриацией, что нередко сохраняет им работу.
[21] См.: Second Annual Report on Migration and Integration. Commission Staff Working Document. Brussels: Commission of the European Communities. 30.06.2006 SEC (2006) 892. P. 6.
[22] См.: International Migration Outlook ... 2009. P. 65.
[23] По данным Бюро переписи населения США, в течение 2007 г. сменили место жительства (без учета выезда за границу) 15% иностранных жителей страны, 12% коренных граждан и 8% натурализованных мигрантов. Среди сменивших место жительства это сделали из-за перемены места работы 28% иностранцев, 19% коренных граждан и 20% натурализованных мигрантов. См.: U.S. Census Bureau, Current Population Survey, 2008 Annual Social and Economic Supplement. Geographical Mobility: 2007 to 2008. Detailed Tables. April 2009 (http://www.census.gov/population/www/socdemo/migrate/cps2008.html).
[24] В большинстве государств, где до наступления кризиса уровень занятости мигрантов был ниже аналогичного показателя местного населения, разрыв между соответствующими коэффициентами в 2009 г. вырос. В странах, в которых, напротив, занятость приезжих была изначально выше, чем среди коренных жителей, разрыв между указанными индикаторами сузился, как, например, в Греции, Италии и Португалии, или даже поменял свой знак на противоположный, как в Испании и Ирландии в 2009-2010 гг. (табл. 4).
[25] См.: International Migration Outlook ... 2011. P. 84.
[26] В Японии были организованы трехмесячные курсы, направленные на повышение квалификации и обучение мигрантов японскому языку, а также на расширение их знаний о трудовом законодательстве, практике трудоустройства, трудовой деятельности и социальном страховании, а в конечном итоге - на обеспечение надежного рабочего места. В годы кризиса данными курсами было охвачено около 5 тыс. ищущих работу иностранцев с японскими корнями, которым все время обучения выплачивались пособия по безработице.
[27] По результатам обследований Евробарометра, проведенных в конце 2006 г., 46% жителей Евросоюза считали, что иммигранты увеличивают безработицу. См.: Special Eurobarometer. 2007. N 273. European Social Reality, (http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_273_en.pdf).
[28] См.: Вайнштейн Г. Идентичность инокультурных меньшинств и будущее европейской политики // МЭ и МО. 2011. N 4.
[29] См.: In United States and Largest European Economies Public Opinion Is Split on Issues of Economic Nationalism, Protectionism and Internationalism // Harris Interactive. Rochester (NY), 19.03.2009 (http://www.harrisinteractive.com/news/FTHarrisPoll/HI_FinancialTimes_HarrisPoll_ March_2009_19.pdf).
[30] См.: Sorensen E. Measuring the Employment Effects of Immigrants with Different Legal Statuses on Native Workers / Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996. P. 245-264; Card D. Is New Immigration really Bad? // The Economic Journal. 2005. N 507. P. 300-323 a.o.
[31] Хрестоматийными стали примеры массовых перемещений населения с Кубы в США в 1980 г., из Алжира во Францию в 1962 г., из Мозамбика и Анголы в Португалию в середине 70-х годов и др., в результате которых не произошло сколь-нибудь заметного повышения уровня безработицы на местных рынках труда.
[32] В российской экономике также существуют сегменты занятости мигрантов, где они практически не конкурируют с местными работниками. Согласно данным опроса 2003 г., 47% мигрантов, работавших в Москве, отмечали отсутствие конкуренции с местными работниками за свое рабочее место, заявляя, что они делают работу, на которую местные не претендуют. См.: Методология и методы изучения миграционных процессов. М., 2007. С. 109-110.
[33] См.: Ottaviano С, Peri G. Rethinking the Effects of Immigration on Wages // NBER Working Paper N 12497, August 2006. P. 4 (http://www.nber.org).
[34] См.: The Economic Impact of Immigration. V. II. L., 2008. P. 346.
[35] См.: Borjas G. Native internal migration and the labor market impact of immigration // Journal of Human Resources. 2006. V. 56. N 2. P. 221-258.
[36] Borjas G. Does Immigration Grease the Wheels of the Labor Market? // Brookings Papers on Economic Activity. 2001. N l.P. 148.
[37] См.: Ottaviano G., Peri G. Op. cit. P. 4.
[38] См.: Ortega E, Peri G. The Causes and Effects of International Labor Mobility: Evidence from OECD Countries 1980-2005 / United Nations Development Programme. Human Development Reports Research Paper 2009/06. April 2009. С 26-27.
[39] Так, в ФРГ во время второго нефтяного шока, когда уровень безработицы среди иностранцев вырос с 3.7% в 1980 г. до 14.7% в 1984 г., приток иностранных работников уменьшился в три раза. См.: International Migration Outlook... 2010. P. 86.
[40] См.: International Migration Outlook ... 2011. P. 87.
[41] OECD Employment Outlook. P. 168.
[42] Как показал опыт азиатского финансового кризиса, в азиатских "тиграх" попытки заменить иностранцев местными безработными оказались неудачными (как, впрочем, и в современной России), а принуждение правительством работодателей к увольнению иностранных работников замедлило последующий выход из кризиса или же привело к расширению нелегальной занятости с улучшением экономической конъюнктуры. См.: The Impact of the Global Financial Crisis on Migration. IOM Policy Brief - January 2009.
[43] Цит. по: Revue d'?conomie politique. 2001. N 4. P. 581. В то же время ослабление структурных диспропорций на рынке труда за счет иммиграции во многих случаях снижает стимулы к поиску работодателями альтернативных решений проблем нехватки местных работников (улучшение условий труда, снижение трудоемкости производства и т.п.), а также к получению местным населением необходимых знаний и навыков для выполнения определенных работ. В результате иммиграция, используемая как средство решения краткосрочных структурных проблем нехватки труда, может повлечь за собой их превращение в долгосрочные.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.