Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Образование населения ЕС-28, 2014 год

Уровень образования в ЕС-28 повышается от поколения к поколению

33% студентов изучают социальные науки, бизнес и право, 11% - естественные науки, математику или компьютерное дело

Доля молодежи, завершившей обучение с низким уровнем образования, сократилась до 11%

Каждый пятый житель ЕС-28 в возрасте 25-34 года не учился и не работал в 2010-2014 годах

Чем выше образование, тем выше занятость молодежи

Доля обучающихся среди населения 25-64 лет повысилась до 10,7%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2014 год //Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Уровень образования в ЕС-28 повышается от поколения к поколению

Повышение уровня образования населения является важнейшим фактором развития общества, особенно в условиях экономики, основанной на высоких технологиях и наукоемком производстве. Для реализации стратегии развития Европы до 2020 года, принятой в 2010 году[1], выделены два ключевых индикатора в области образования и определены их целевые значения[2]:

  • доля молодежи (18-24 лет), преждевременно завершившей образование (с уровнем образования не выше второго по Международной стандартной классификации образования[3]), не должна достигать 10%;
  • доля лиц 30-34 лет с высшим образованием (уровни 5-8 по МСКО 2011) должна составлять не менее 40%.

Помимо этого, намечены целевые значения и по некоторым другим показателям образования, важным для реализации стратегии «Европа-2020»[4]:

  • коэффициент участия лиц 25-64 лет в образовательных программах («продолжающееся на протяжении всей жизни обучение») необходимо повысить до 15%;
  • экономическая занятость недавних выпускников (20-34 лет), завершивших обучение 1-3 года тому назад, должна быть не ниже 82%;
  • не менее 20% выпускников, завершающих обучение по программам высшего образования, должны пройти обучение (включая практику) за рубежом в объеме, по крайней мере, 15 кредитов (European credit transfer and accumulation system (ECTS)) или, как минимум, в течение трех месяцев;
  • не менее 6% лиц в возрасте от 18 до 34 лет с начальным профессиональным образованием должны пройти обучение (включая практику) за рубежом как минимум в течение двух недель или менее, если это подтверждено Европаспортом (Europass)[5];
  • доля молодежи 15 лет, слабоуспевающей по грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности[6], должна быть ниже 15%;
  • охват детей в возрасте от 4 лет до возраста начала обязательного обучения программами дошкольного образования должен составлять не менее 95%.

Основным источником информации для оценки значений индикаторов образования населения Европейского союза (ЕС-28[7]), помимо объединенной базы данных о системе образования ЮНЕСКО-ОЭРС-Евростата, служат выборочные обследования. Это, прежде всего, ежегодные обследования по проблемам занятости (EU Labour Force Survey), а, кроме того, проводимые раз в пять лет выборочные обследования образования и обучения населения в возрасте 25-64 лет (Adult Education Survey), а также обследования по вопросам инвестиций предприятий в обучение персонала (Continuing Vocational Training Survey)[8].

По данным Евростата, уровень образования населения ЕС-28 в целом, которые рассчитаны для периода 2002-2014 годов, устойчиво повышается. Если в 2002 году доля населения 15-64 лет с низким уровнем образования (0-2 уровни по МСКО-2011) составляла 37,0%, то к 2014 году она снизилась почти на 10 процентных пунктов (рис. 1). Доля населения 15-64 лет с высшим образованием (5-8 уровни), напротив, возросла на 8,6 процентного пункта. Доля населения 15-64 лет со средним образованием увеличилась на 1 процентный пункт. В итоге, если в начале 2000-х годов высшее образование имел в среднем каждый седьмой житель ЕС-28 в возрасте от 15 до 64 лет, то сейчас - каждый четвертый.

Рисунок 1. Распределение населения ЕС-28 в возрасте 15-64 лет по уровню образования МСК-2011, 2002-2014 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 14.01.2016)

Доля лиц с высшим образованием (уровни 5-8 по МСКО-2011) повышается в ЕС-28 от поколения к поколению. Среди молодежи 25-34 лет она существенно выше, чем среди поколения их родителей, и за последние годы увеличивалась существенно быстрее, хотя рост наблюдался по всем возрастным группам (рис. 2). Доля лиц с высшим образованием среди людей в возрасте 25-34 лет возросла на 12,8 процентного пункта (с 24,4% до 37,2%), а среди людей в возрасте 35-44 лет – на 12.3 п.п. (с 21,1% до 33,4%). Среди людей старших возрастов прирост доли лиц с высшим образованием был почти вдвое ниже: на 6,7 процентного пункта среди людей 45-54 лет (с 18,6% до 25,3%) и на 6,8 п.п. среди людей 55-64 лет (с 14,5% до 21,3%).

Рисунок 2. Доля населения с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011) по отдельным возрастным группам от 25 до 64 лет, ЕС-28, 2002-2014 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 14.01.2016)

В возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием увеличилась на 14,3 процентного пункта, с 23,6% в 2002 году до 37,9% в 2014 году (рис. 3). При сохранении таких темпов прироста достижение целевого значения 40% вполне достижимо к 2020 году.

Доля лиц с высшим образованием гораздо быстрее росла среди женщин. Если в 2002 году доля женщин 30-34 лет с высшим образованием была лишь немного выше, чем среди их ровесников (24,5% против 22,6%), то к 2014 году различия между женщинами и мужчинами увеличились в 4,6 раза (42,3% против 33,6%). По уровню образования женщины в ЕС-28 превысили целевое значение стратегии Европа-2020 уже в 2012 году (40,2% женщин 30-34 лет получили высшее образование). Мужчинам же еще предстоит «добрать» более 6 процентных пунктов по доле лиц с высшим образованием среди 30-34 летних.

Рисунок 3. Доля мужчин и женщин 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011), ЕС-28, 2002-2014 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 14.01.2016)

Повышение доли лиц с высшим образованием среди населения 30-34 лет происходило в последние годы во всех странах ЕС-28. Прирост за последнее десятилетие[9] составил от 1,9 процентного пункта в Финляндии, где доля лиц с высшим образованием среди людей 30-34 лет уже в начале 2000-х годов превышала 40%, до 22,4 процентного пункта в Литве, которая по этому показателю в настоящее время вышла на первое место в ЕС-28 – 53,3% людей 30-34 лет имели высшее образование в 2014 году (рис. 4). Если в 2004 году доля лиц с высшим образованием в возрастной группе от 30 до 34 лет превышала 40% только в трех странах ЕС-28 (помимо Финляндии в Дании и на Кипре), то в 2014 году – в 15. В Австрии и Латвии доля лиц с высшим образованием в возрастной группе 30-34 лет практически соответствует целевому значению, составляя около 40%, а в 12 странах – ниже его. Самые низкие значения показателя наблюдаются в Италии (23,9%) и Румынии (25%).

Помимо среднего по ЕС-28 целевого значения индикатора (40%), разработаны и национальные целевые ориентиры, значения которых варьируются от 26% в Италии до 66%. Национальные целевые значения доли лиц с высшим образованием среди населения 30-34 лет в 10 странах ниже 40%, а в Великобритании не определены. В ряде стран национальные целевые значения уже превышены.

Рисунок 4. Доля населения 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011) по странам ЕС-28, 2003 и 2014 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03]; http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?
tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=t2020_41
(Extracted on 14.01.2016)

Если в среднем по ЕС-28 доля людей 30-34 лет с высшим образованием среди женщин была несколько выше, чем среди мужчин того же возраста уже в начале 2000-х годов, то по странам союза картина была более разнообразной. По данным за 2004 год, доля людей с высшим образованием среди 30-34-летних была выше среди мужчин в 7 странах ЕС-28 (Австрии, Великобритании, Германии, Люксембурге, Чехии, на Кипре и Мальте), а по данным за 2014 год – только в одной Германии (рис. 5).

За прошедшее десятилетие доля лиц с высшим образованием среди 30-34 летних увеличилась как среди мужчин, так и особенно среди женщин во всех странах ЕС-28, хотя и в разной степени. Прирост доли лиц с высшим образованием среди мужчин 30-34 лет составил от всего лишь 0,7 процентного пункта в Дании (39,4% в 2014 году против 38,7% в 2004 году) до 17,6 процентного пункта в Литве (44,0% против 26,4%). Среди женщин того же возраста он составил от 0,5 процентного пункта в Финляндии (52,6% против 52,1%) до 29,4 процентного пункта в Латвии (52,3% против 22,9%).

В результате, гендерные различия по доле лиц с высшим образованием среди 30-34 лет увеличились во всех странах ЕС-28, кроме Финляндии, где они сократились за счет более быстрого увеличения доли лиц с высшим образованием среди мужчин 30-34 лет, и Германии, где снизились за счет более быстрого увеличения доли лиц с высшим образованием среди женщин 30-34 лет, хотя она и осталась немного более низкой, чем среди мужчин того же возраста.

Доля мужчин 30-34 лет с высшим образованием превышала, по данным за 2014 год, целевое значение – 40% - в 7 странах ЕС-28 (в 2004 году только на Кипре), а среди их ровесниц – в 19 странах (в 2004 году в 5 странах).

Рисунок 5. Доля мужчин и женщин 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011), ЕС-28, 2004 и 2014 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 16.01.2016)


[1] См. - http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm.
[2] Smarter, greener, more inclusive? - Indicators to support the Europe 2020 strategy from Eurostat.-http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-02-13-238/EN/KS-02-13-238-EN.PDF; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained
/index.php/Smarter,_greener,_more_inclusive_-_
indicators_to_support_the_Europe_2020_strategy

[3] Для международных сопоставлений используется Международная стандартная классификация образования (МСКО). В настоящее время используется классификация, принятая в 2011 году (МСКО-2011), которая предусматривает выделение 9 уровней образования:
0 – образование детей младшего возраста;
1 – начальное образование;
2 – первый этап среднего образования;
3 – второй этап среднего образования (общее или профессионально-техническое, в том числе с прямым доступом к третичному образованию);
4 – послесреднее нетретичное образование (общее или профессионально-техническое, в том числе с прямым доступом к третичному образованию);
5 – короткий цикл третичного образования;
6 – бакалавриат или его эквивалент
7 – магистратура или ее эквивалент
8 – докторантура или ее эквивалент
Уровни 5-8 относятся к третичному образованию, которое мы будем обозначать более привычным термином «высшее образование».
Ранее применялась МСКО 1997 года (ISCED 1997) с выделением 7 уровней образования. Основные различия связаны с введением в МСКО-2011 программ развития детей младше 3 лет, которые не классифицировались в МКСО-1997 (уровень 0 соответствовал программам дошкольного образования, в МСКО-2011 они соответствуют подуровню 02), и с более детальной классификацией уровней третичного образования (уровни 5-7 МСКО-2011 соответствуют уровню 5 МСКО-1997, уровень 8 МСКО-2011 – уровню 6 МСКО-1997). Несколько изменены параметры отнесения образовательных программ к уровням 3 и 4, хотя в целом соответствие между этими уровня сохранено. Подробнее см.: Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. UNESCO-UIS 2013.
[4] См. - http://ec.europa.eu/eurostat/web/education-and-training/eu-benchmarks/indicators
[5] Набор из пяти документов, составленных на одном из официальных языков Европейского союза, позволяющий стандартизировать информацию о квалификации и профессиональных навыках владельца:
· резюме, которое описывает опыт работы, полученное образование, уровень владения иностранными языками в соответствии с системой оценок CEFR (Common European Framework of Reference, Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка);
· языковой паспорт, свидетельствующий о лингвистических навыках, стажировках за рубежом, результатах международных языковых тестов;
· паспорт мобильности;
· приложение Европаспорта к диплому о высшем образовании (составляется организацией, обеспечивавшей обучение);
· приложение Европаспорта к документу о начальном профессиональном образовании (составляется организацией, обеспечивавшей обучение).
См. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Europass
[6] Для оценки качества получаемых знаний разработана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (Programme for International Student Assessment, PISA), предусматривающая проведение специальных обследований. Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста и ответ на ключевой вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В соответствии с современными требованиями к оценке успешности образования, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, изучаются факторы, позволяющие объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса).
Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». В обследовании 2012 года впервые оценивалась также финансовая грамотность подростков.
[7] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
[8] См. http://ec.europa.eu/eurostat/web/education-and-training/methodology
[9] Для сравнения взяты данные за 2004 год, поскольку за 2002 год отсутствуют данные по Австрии.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.