Rambler's Top100

№ 663 - 664
16 - 29 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Россияне, не готовые работать

Почти 18 миллионов – вне состава рабочей силы

Как и почему изменялся уровень экономической неактивности

Межстрановые различия – влияние «крайних» возрастных групп

Учеба, уход за детьми и пенсия

Портрет «неработника»

В каких регионах выше экономическая неактивность

Желание – поиск – готовность работать

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Варшавская Е.Я., Денисенко М.Б. Россияне, не готовые работать //Демоскоп Weekly. 2015. № 663 - 664.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0663/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Россияне, не готовые работать [1]

Над темой номера работали

Елена
ВАРШАВСКАЯ[2]

Михаил
ДЕНИСЕНКО[3]

Почти 18 миллионов - вне состава рабочей силы

В 2013 году в России из 86,8 млн человек, находившихся в официальном трудоспособном возрасте[4], 65,0 млн. человек работало, 4,0 млн. искали работу и 17,8 млн. человек не входили в состав рабочей силы, т.е. относились к экономически неактивному населению[5]. Но этой достаточно многочисленной группе населения (с учетом лиц постпенсионных возрастов ее численность увеличивается почти вдвое) в научной литературе, как в отечественной, так и в зарубежной, уделяется мало внимания. Исследовательский интерес экономистов практически всецело обращен на экономически активное население, которое обеспечивает предложение рабочей силы, а также на занятых и безработных, непосредственно представленных на рынке труда[6]. В работах социологического характера внимание сосредоточено на изучении отдельных социальных групп, которые полностью или частично входят в состав экономически неактивного населения (чаще всего это молодежь и пенсионеры).

Очевидно, назрела необходимость в специальных исследованиях, в которых центральным объектом изучения выступит российское экономически неактивное население. Эта социальная группа не изолирована от рынка труда. Большую её часть теоретически можно рассматривать как потенциальных работников. Повышение уровня экономической активности, особенно лиц постпенсионных возрастов, молодежи, инвалидов часто называется в качестве одного из главных факторов, способных уменьшить негативные последствия для рынка труда от 6-7-миллионного сокращения численности постоянного населения в трудоспособном возрасте в течение 2014-2025 годов[7]. Кроме того, в нем видят способ уменьшить спрос на труд мигрантов, численность которых в 2013 году, с учетом нелегальных работников, составляла около 7 млн человек. В этой связи большое значение получает изучение причин экономической неактивности и путей ослабления их действия. Кроме того, следует помнить, что, хотя подавляющее большинство представителей этой группы относятся к иждивенцам, многие из них выполняют важные социально значимые функции: ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми, инвалидами, пожилыми людьми. Эта деятельность пока не получила должной экономической оценки.

Ниже мы сосредоточим основное внимание на следующих вопросах: уровень экономической неактивности в России и ее динамика, причины неучастия в рабочей силе, характеристики экономически неактивного населения по сравнению с занятыми и безработными. В качестве основного источника информации использованы результаты Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) за 2013 год.

В соответствии с рекомендациями МОТ, на основе которых построены обследования рабочей силы, в том числе и ОНПЗ, к экономически неактивным относятся лица, не соответствующие хотя бы одному из трех критериев: желание работать, поиск работы и готовность приступить к ней (рис. 1).

Рисунок 1. Структура незанятого населения России, 2013 год, тыс. человек

Светло-серым цветом выделены группы, которые относятся к экономически неактивным, темно-серым – к безработным.
* Первое число – это численность данной группы в возрасте 15-72 года, второе – в трудоспособном возрасте.
** Вопросы о поиске работы и о готовности приступить к ней не задаются респондентам, не выразившим желание работать. Все они в дальнейшем классифицируются как экономически неактивные.


[1] В работе использованы результаты проекта «Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году.
[2] ВАРШАВСКАЯ Елена Яковлевна – доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ.
[3] ДЕНИСЕНКО Михаил Борисович – кандидат экономических наук, заместитель директора Института демографии, заведующий кафедрой демографии НИУ ВШЭ.
[4] Официальный трудоспособный (рабочий) возраст определяется законодательно установленными нормами начала трудовой деятельности и выхода на пенсию и составляет в России для мужчин – 16-59 лет, для женщин – 16-54 года.
[5] Экономически неактивное население – это лица, не участвующие в создании товаров и оказании услуг в пределах производства, определенного в Системе национальных счетов. Согласно классификации, принятой в обследованиях рабочей силы, это население, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. не является занятым или не относится к безработным. Возрастные границы, установленные в обследованиях для измерения экономической активности, не соответствуют официальным границам трудоспособного возраста. Так, в большинстве странах ЕС они задаются интервалом от 15 до 74 лет, в российском Обследовании населения по проблемам занятости - от 15 до 72 лет.
[6] Оценить разработанность этой проблематики и смещенность исследовательского фокуса позволяют в определенной мере результаты поиска публикаций в электронной библиотеке elibrary.ru. Поиск статей и монографий за 1992-2014 годы по ключевым словам «экономическая неактивность» и «экономически неактивное население» обнаружил 4 (!) публикации, «экономическая активность» и «экономически активное население» – около 340, «безработица» и «безработные» – свыше 2500, «занятость» и «занятые» – более 5500. Такая ситуация не уникальна для российской социально-экономической науки. О смещенности внимания в сторону анализа занятых и безработных по сравнению с изучением экономически неактивных пишут и зарубежные исследователи [См., например, Barham C. Economic Inactivity and the Labour Market //Labour Market trends. 2002. February:: 69].
[7] Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сборник/ Росстат. – М., 2013.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.