Rambler's Top100

№ 659 - 660
19 октября - 1 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
На что жалуемся, мамочка?

Гладко было на бумаге…

Трудовые права изучать нелегко

Как мы работали с базой данных

Кто, где и на что жалуется

Что показывает вариационный и регрессионный анализ

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Исупова О.Г., Белянин А.В., Островская Ю.Е. На что жалуемся, мамочка? //Демоскоп Weekly. 2015. № 659 - 660.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0659/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

На что жалуемся, мамочка?[1]

Над темой номера работали

Ольга ИСУПОВА[2]

Алексей БЕЛЯНИН[3]

Юлия ОСТРОВСКАЯ[4]

Гладко было на бумаге…

Трудовые права женщин, их соблюдение или нарушение, имеют непосредственное отношение к репродуктивным решениям современной семьи. Поэтому изучение ситуации в сфере трудовых отношений, связанной с возможностью получения отпуска по уходу за ребенком, выплат по нему, осуществления других возможностей, полагающихся по закону женщинам-матерям, важно с точки зрения демографии вообще и семейной политики, в частности. Получают ли матери то, что им полагается по закону, если не получают, то – что именно и почему?

Два самых распространенных типа нарушения прав работниц связаны с выплатой пособий матерям, имеющим детей. Речь идет как о неправильном назначении самих пособий, так и о нарушениях в отношении порядка их назначения и выплаты. Нередко, хотя по закону это запрещено или затруднено, работниц-матерей и беременных женщин увольняют. И если нарушения, связанные с денежными выплатами, свидетельствуют о нежелании работодателей учитывать особый социальный статус работниц с детьми, то незаконные увольнении говорят о полном игнорировании законных норм, о грубом нарушении прав работающих женщин.

Одной из самых острых проблем, с которыми сталкиваются женщины в сфере труда, являются выплаты пособий в связи с материнством.

В соответствии со ст. 6, 13 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", женщины, состоящие в трудовых отношениях, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством имеют право на получение пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет при наступлении соответствующих страховых рисков.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане России, а также постоянно или временно проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Современная система обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством основана на трехзвенном принципе: застрахованное лицо (работник) — страхователь (работодатель) — страховщик (Фонд социального страхования, ФСС). Суть её в том, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается за назначением и выплатой пособия к страхователю, то есть работодателю, который выплачивает соответствующее пособие из собственных средств, а затем выплаченная сумма зачитывается в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования.

То есть, в соответствии с названными российскими законами, пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, состоящим в трудовых отношениях, выплачиваются не за счет средств работодателя, а за счет средств Фонда социального страхования РФ. С другой стороны, назначение и выплата пособий в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона 255-ФЗ, по общему правилу, осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Иначе говоря, в соответствии со ст. 4.6 этого закона, организации - юридические лица, выплачивают пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком в виде страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сумма же страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями – юридическими лицами в Фонд социального страхования, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

И вот тут начинается самое интересное. Если начисленных страхователем страховых взносов для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме недостаточно, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Таким образом, установленный в законодательстве порядок ставит реальную возможность получения женщиной пособий по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком в зависимость от наличия у работодателя средств на уплату страховых взносов в Фонд социального страхования, а при отсутствии таковых - от его желания обратиться в Фонд с запросом о выделении средств на выплату пособия.

При этом обращение в Фонд за выделением средств, в случае их отсутствия, является правом, а не обязанностью работодателя. Законодательство не устанавливает каких-либо негативных последствий как для юридических лиц, так и для их учредителей и руководителей, в случае отказа от реализации указанного права. Таким образом, работодатель может и не обращаться за выделением средств на выплату пособий, не желая взаимодействовать с Фондом социального страхования по этому вопросу.

Подобная система приводит к тому, что застрахованные лица весьма часто сталкиваются с проблемами при получении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эти проблемы вызваны либо недобросовестным поведением работодателей, либо отсутствием у них достаточных для выплаты пособия денежных средств.

Есть и еще одна ситуация, приводящая к тому, что никаких выплат в связи с материнством женщина не получает. В последние годы большое число женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, вдруг обнаруживают, что их бывшие работодатели куда-то бесследно исчезли, не оформив их увольнения. Таким образом, эти женщины лишены возможности получения пособия по уходу за ребенком и по месту работы, и по месту жительства, не говоря уже о том, что они теряют возможность возвращения на прежнее место работы.

Нарастанию масштабов проблемы и препятствий к ее решению способствует отсутствие или неэффективность норм о юридической ответственности работодателей в этой области.

В соответствии со ст. 236 Трудового Кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. Именно работодатель является лицом, на котором лежит ответственность за своевременную выплату пособия, и только работодатель может нести ответственность за нарушение права застрахованных женщин на получение пособия. А на самом деле работодатель как юридическое лицо часто не имеет имущества, которым он мог бы отвечать по таким своим обязательствам.

Ст. 146 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность руководителя организации за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Однако, как правило, государственные органы отказывают в возбуждении уголовных дел по таким фактам.

В 2011 году началось поэтапное реформирование системы социального страхования с целью изменить действующую «зачетную» систему (т.е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС) таким образом, чтобы назначения и выплаты пособий производились непосредственно ФСС (его региональными отделениями), минуя работодателя как некое «передаточное звено».

Для осуществления перехода к новой системе выплат страхового обеспечения были выбраны тестовые территории, на которых реализуется пилотный проект. В 2011 году новая система выплат была опробована в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике. В 2012 году участниками пилотного проекта стали еще 6 субъектов Российской Федерации: Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. С первого января 2015 года к ним присоединились Республика Крым и г. Севастополь. С первого июля 2015 года - Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области.

Полный переход на систему прямых выплат пособий из ФСС на всей территории России будет способствовать устранению многочисленных проблем с выплатами пособий в связи с материнством, позволит обеспечить правильность начисления пособий, отсутствие зависимости от работодателя по выплате пособий, самостоятельный выбор способа получения пособий, приведет к сокращению конфликтных ситуаций с работодателем. В то же время, изменение системы выплаты связано с разработкой и внедрением новых технологий приема и обработки данных, кадровой подготовкой, созданием соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения полагающихся по закону выплат. Насколько бесперебойно будет работать новая система, хватит ли на нее ресурсов, и когда она вообще заработает в полном объеме, пока сказать сложно.

Еще одна ситуация, неблагоприятно влияющая на женщин-матерей, - это увольнение (или принуждение к увольнению) работниц в связи с беременностью и/или наличием маленьких детей. В соответствии со ст. 261 Трудового Кодекса РФ расторжение трудового договора (прекращение трудовой деятельности) по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации, либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Повышенная защита от увольнений предоставляется также женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет); родителю (иному законному представителю ребенка), являющемуся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет; родителю (иному законному представителю ребенка), являющемуся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях. Согласно действующему Трудовому Кодексу, расторжение трудового договора с работниками, перечисленными выше, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по ряду оговоренных в Кодексе оснований[5]).

Кроме того, российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за увольнение беременных женщин, однако нередко работодатели угрозами, шантажом или подлогом активно избавляются от таких сотрудниц, создавая ситуацию, когда женщина предпочитает уволиться сама. Практика показывает, что, несмотря на законодательный запрет дискриминации в области труда в связи с осуществлением родительских функций, такая дискриминация не просто изредка встречается, но широко распространена, а лица, подвергающиеся ей, сталкиваются с большими сложностями при обращении за судебной защитой от дискриминационных действий.

Причин такого положения несколько. Среди них - отсутствие опыта борьбы за права в ситуации дискриминации - такого опыта нет ни у работников, ни у организаций-работодателей, ни у государства, - а также недостаточная детализация российского законодательства, предусматривающего лишь общие нормы-запреты в отношении дискриминации, в том числе по признаку пола. В целом, можно говорить об отсутствии в настоящее время эффективного механизма защиты от дискриминации женщины-матери в сфере трудовых отношений.


[1] Все утверждения в тексте отражают мнения авторов, а не организаций, где они работают. В статье использованы материалы проекта Центра социально-трудовых прав и партнерских организаций «Обеспечение равных возможностей в трудовых отношениях для беременных женщин и родителей, имеющих малолетних детей», 2011-2014 гг., http://trudprava.ru/base/women.
[2] Исупова Ольга Генриховна – Институт Демографии НИУ ВШЭ, с. н. с.
[3] Белянин Алексей Владимирович - МИЭФ НИУ ВШЭ, доцент.
[4] Островская Юлия Евгеньевна - Центр по защите трудовых прав женщин, заместитель директора.
[5] Ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным; неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.