Общероссийские количественные итоги Программы
(Государственная программа по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом) к концу 2010 г. также малоутешительны. Несмотря
на существенное увеличение числа регионов – участников Программы
(с 11 в 2007 г. до 30 в 2010 г.), общая численность принятых
репатриантов составила 31,1 тыс. чел. – менее 0,4% всех прибывших
в Россию мигрантов и чуть более 3,6% миграционного прироста
за 2007–2011 гг. Программа не изменила ни объем, ни структуру
миграционного прироста в стране, а значит, ни одна из ее главных
задач (преодоление стихийного характера миграции, обеспечение
«осознанного выбора соотечественниками места своего будущего
проживания и работы») не была выполнена.
В целом реализация Программы показала нереалистичность
ее главной цели – изменение негативной демографической динамики
и сложной ситуации на рынке труда за счет мощного притока
мигрантов, наиболее подходящих с профессиональной и социокультурной
точек зрения. К началу 2013 г. в рамках Программы в страну
прибыло около 125,5 тыс. переселенцев, что составило менее
7% от общего числа мигрантов (около 1814,3 тыс. чел.), прибывших
в Россию в 2007–2012 гг. Принятия политического решения и
реализации комплекса управленческих мероприятий для этого
оказалось явно недостаточно. Типичные проблемы переселенцев,
присутствующие во всех регионах-участниках, обнаружили ряд
инструментальных и системных проблем в миграционной политике
страны.
Стр. 20-21.
Таким образом, политика ФРГ в отношении российских
немцев находится в широком контексте международной деятельности
Берлина. Ключевыми «проблемными полями», определяющими ее
вектор, являются:
- программы помощи и поддержки Германией немецких
меньшинств в мире;
- политика признания ответственности и искупления
вины перед немцами Восточной Европы как жертвами Второй
мировой войны;
- задача поддержки и популяризации немецкого
языка;
- наследие идеологического противостояния со
странами Восточного блока.
Стр. 97-98.
Ведущим компонентом в решении как демографических
(увеличение общей численности населения), так и этнодемографических
(увеличение численности и удельного веса в составе населения
казахов) задач, является иммиграционная политика Республики
Казахстан (РК), посвященная возвращению на историческую родину
этнических казахов, предки которых в разное время покинули
страну. Таковых, по оценкам казахстанских демографов, насчитывается
около 4–4,5 млн. Больше всего в настоящее время казахов проживает
в Китае (около 1,5 млн), Узбекистане (более 1 млн), России
(около 1 млн). Статистически именно эти государства могут
быть основными миграционными донорами Казахстана.
Стр. 171.
|