|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Изменение политики "одна семья - один ребенок"
в Китае: причины и ожидаемые результаты
Почагина О.[1]
(Опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока",
2014, №3, с. 94-106)
Политика планирования семьи в Китае
С 70-х годов XX в. Китай добился значительных успехов
в реализации политики планирования семьи. По мнению китайских демографов
и экспертов ООН, руководству КНР удалось осуществить сбалансированное
развитие самой многонаселенной страны мира, снизить темпы прироста
населения, предотвратив увеличение его численности на 400 млн. человек,
улучшить качество населения, значительно повысить уровень жизни
граждан, ослабить проблему дефицита ресурсов, снизить степень демографического
давления на окружающую среду, что, в конечном итоге, создало благоприятные
условия для быстрого экономического роста в пореформенные десятилетия.
В КНР в сжатые исторические сроки - менее чем за 40
лет, - в результате эффективного контроля над рождаемостью произошел
ускоренный демографический переход от традиционной модели воспроизводства
населения с высокой рождаемостью и смертностью к современной модели,
характеризующейся низкой рождаемостью и смертностью, низким приростом
населения, трансформацией возрастной структуры населения в пользу
старших возрастных групп и постепенным сокращением доли трудоспособного
населения.
В течение последних лет среди научного экспертного сообщества
и в средствах массовой информации Китая, велись многочисленные бурные
дискуссии относительно необходимости и целесообразности пересмотра
политики "одна семья - один ребенок", а также возможных последствий
для развития страны отмены жесткого регулирования рождаемости. Особую
озабоченность высказывали экономисты и демографы.
Следует отметить, что политика "одна семья - один ребенок",
выдвинутая ЦК КПК в сентябре 1980 г., проводится в КНР в значительной
мере дифференцированно, поскольку конкретные условия планирования
семьи определяются на провинциальном уровне в соответствии с местной
экономической и демографической ситуацией. Супружеские пары, соответствующие
критериям, определенным местными властями, вправе иметь двух детей.
Так, еще в 1987 г. 11 уездных городов и районов КНР стали пилотными
территориями, где семьям было разрешено иметь второго ребенка[2].
Крестьянские семьи в случае, если их первенцы - девочки, или испытывающие
трудности из-за нехватки рабочих рук, могут ходатайствовать в установленном
порядке о получении права на рождение второго ребенка с соблюдением
определенного интервала после рождения первенца. В городах супруги,
являющиеся единственными детьми в семьях своих родителей, тоже могут
иметь двух детей. В районах проживания национальных меньшинств при
планировании семьи придерживаются особых установок, которые зависят
от численности титульной национальности, наличия местных ресурсов,
состояния экономики, культурных традиций и народных обычаев. Семьи
могут иметь двух детей, а в отдельных районах, например, в Тибетском
автономном районе - трех, орочоны, живущие в провинции Хэйлунцзян
- трех, четырех[3]. Для малочисленных
нацменьшинств ограничения в сфере рождаемости не устанавливаются.
Ожидания, что в Китае в очередной раз может быть смягчена
демографическая политика, появились в конце 2012 г. Исследовательский
центр по вопросам развития при Госсовете КНР обнародовал проект
доклада, в котором обосновывался отказ от дальнейшего проведения
политики "одна семья - один ребенок" и давались рекомендации по
ее корректировке в соответствии с изменившейся демографической ситуацией
- в Китае в 2012 г. впервые за последние десятилетия было зафиксировано
сокращение трудоспособного населения.
На 1-й сессии ВСНП 12-го созыва в марте 2013 г. в докладе
о работе правительства традиционно подчеркивалась необходимость
проведения политики ограничения рождаемости, однако появилась новая
формулировка - "демографическая политика будет постепенно совершенствоваться
в соответствии с тенденцией изменения общей численности и структуры
населения страны". Была отмечена необходимость "решать проблемы
его (населения) количества, качества, структуры и размещения в интересах
долгосрочного и равномерного демографического развития"[4].
3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва, состоявшийся 9-12 ноября
2013 г., принял "Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам
о всестороннем углублении реформ", согласно которому Китай будет
продолжать придерживаться основ национальной политики в сфере планирования
рождаемости, разрешив супругам, один из которых является единственным
ребенком в семье своих родителей, иметь двух детей.
Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей
(ПК ВСНП) поддержал либерализацию демографической политики. Госсовет
КНР в декабре 2013 г. предложил провинциальным собраниям народных
представителей (СНП) внести изменения в местные нормативные акты,
регулирующие рождаемость, опираясь на анализ местной демографической
ситуации и прогнозы ее развития после корректировки. С конца 2013
г. СНП начали законодательную работу по данному вопросу.
5-13 марта 2014 г. состоялась 2-я сессия ВСНП 12-го
созыва, на которой был утвержден государственный бюджет и принят
план социально-экономического развития КНР на 2014 г. Расходы на
здравоохранение и планирование семьи в 2014 г. вырастут на 15,1%,
а на социальное обеспечение и занятость - на 9,8%. Изменения в демографической
политике страны изложены в Докладе о выполнении плана экономического
и социального развития за 2013 г. и проекте плана на 2014 г. в следующей
редакции: "Стимулировать реализацию политики, позволяющей супругам,
один из которых единственный ребенок в семье, иметь двоих детей,
расширять возможности предоставления демографических услуг и услуг
в области планового деторождения. Надлежащим образом реализовать
основные положения государственных программ развития по проблемам
женщин и детей и развития детей в бедных районах". Естественный
прирост населения планируется удерживать в пределах 6,5%[5].
Государственный совет КНР рассчитывает, что после принятия
этого законопроекта на провинциальном уровне произойдут позитивные
изменения в планировании семьи. Ожидается, что демографическая политика
будет реализовываться местными властями посредством просветительской
работы, пропаганды среди населения современных взглядов на брак,
семью и рождение детей, а также активизации борьбы с нарушениями
действующего в КНР с 2006 г. запрета на определение пола будущего
ребенка, взыскания социальных компенсаций за нарушение установок
политики ограничения рождаемости. Кроме того, планируется усилить
требования к работе органов, ответственных за планирование семьи
на местах.
На заседании Политбюро ЦК КПК 24 февраля 2014 г. генеральный
секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, заявил, что успехи Китая в 2013 г.
превзошли ожидания, несмотря на то количество трудностей, с которыми
стране пришлось столкнуться. Развитие Китая все еще сталкивается
со сложными ситуациями, "чреватыми одновременно и возможностями,
и препятствиями". Си Цзиньпин видит основные задачи КПК в достижении
прогресса при сохранении стабильности и поступательном повышении
уровня жизни населения. Старение населения, подъем жизненных стандартов,
стремление властей не допускать увеличения разрыва в уровнях жизни
различных социальных групп города и деревни, а также забота об активизации
внутреннего потребления закономерно ведут к росту обязательств государства.
Необходимость продолжения политики ограничения рождаемости
в КНР связана как с бюджетными расходами, так и с ограниченными
природными ресурсами, ухудшающейся экологической обстановкой, задачей
дальнейшего повышения уровня жизни населения, однако потребность
в корректировке политики "одна семья - один ребенок" стала очевидна.
Предложенный руководством КНР курс на смягчение этой политики обусловлен
в значительной степени экономическими, социальными и политическими
причинами.
Планирование государством семьи на протяжении 40 лет
явилось одним из основных факторов формирования диспропорций в возрастной
и половой структуре населения (51,3% мужчин и 48,7% женщин, численность
мужчин на 35 млн. превышает численность женщин; 14,8% населения
старше 60 лет), сокращения группы населения трудоспособного возраста
(15-59 лет), сокращения средних размеров китайской семьи до 3,1
человека (2010 г.), значительных изменений структуры и функций этого
социального института. Перечисленные последствия породили комплекс
взаимосвязанных социальных проблем, являющихся серьезными вызовами
социальной стабильности и безопасности Китая.
Сокращение трудоспособного населения и проблема
обеспечения стареющего населения
В 2012 г. Государственное статистическое управление
Китая объявило о первом за "значительный промежуток времени" абсолютном
уменьшении доли трудоспособного населения в возрасте 15-59 лет на
3,45 млн. человек - до 937 млн. В 2013 г. эта группа населения сократилась
еще на 2,44 млн. до 919,54 млн, составив 67,6% общей численности
населения страны, что на 1,6% меньше, чем в 2012 г. Снижение превратилось
в тенденцию, которая не могла не вызывать беспокойства властей.
Согласно прогнозам Исследовательского центра по вопросам развития
при Госсовете КНР, к концу этого десятилетия численность указанной
демографической группы уменьшится на 29 млн, что может негативным
образом сказаться на развитии и конкурентоспособности китайской
экономики[6].
Помимо этой тревожной тенденции, наблюдается и постоянный
рост группы населения старше 60 лет. В 2013 г. доля этой группы
составляла 14,9% от общей численности населения (202,4 млн. человек),
а старше 65 лет - 9,7%. В настоящее время в Китае 36 млн. стариков
нуждаются в лечении и специальном стационарном и нестационарном
уходе. Стремительно стареющее общество ожидает от государства создания
сферы специализированных услуг, ориентированных на специфические
потребности этой возрастной группы, разработку и внедрение новых
технологий социальной поддержки. Старение влияет на уровень жизни
пожилых людей, что ведет к увеличению доли малообеспеченных слоев
и негативно сказывается на внутреннем потреблении. Резкое снижение
уровня жизни после 60 лет связано с падением доходов, обусловленным
пенсионным статусом. В 2013 г. в Китае из 202 млн. пожилых людей
пенсии на регулярной основе получали, по официальным данным, около
135 млн. Таким образом, 67 млн. стариков пока могут положиться исключительно
на себя, своих детей и родственников.
Доля старших возрастных групп в Китае, по прогнозам,
может вырасти к 2030 г. до 17,4% и к 2050 г. до 29,3%, а доля молодых
- уменьшиться к 2030 г. до 10,8% и в 2050 г. до 9,1%. Это означает,
что в структуре населения значительно вырастет количество неработающих
граждан, содержание которых потребует значительного увеличения бюджетных
расходов на социальное обеспечение.
Государство уже сейчас начинает предпринимать меры,
упреждающие и регулирующие этот процесс. Так, в июле 2013 г. вступили
в силу поправки к закону КНР "О защите прав и интересов пожилых
людей", обязывающие взрослых детей, живущих отдельно, заботиться
о духовных нуждах своих родителей, регулярно посещать и опекать
их, а также поддерживать материально. Более того, работодатели теперь
обязаны предоставлять своим работникам в случае необходимости отпуск
по уходу за пожилыми родственниками.
В нынешних условиях каждый единственный ребенок в китайской
семье все еще вынужден поддерживать своих родителей и две пары бабушек
и дедушек по отцовской и материнской линиям, что объективно является
непомерным бременем для индивида, выстраивающего собственные жизненную
и брачную стратегии в непростых экономических условиях. Законодательное
закрепление обязательств взрослых детей перед родителями свидетельствует
об актуальности проблем материального обеспечения и морально-психологической
поддержки престарелых граждан. Материалы о неуважительном и жестоком
обращении с пожилыми родственниками, о брошенных на произвол судьбы
стариках постоянно обсуждаются китайскими СМИ.
Государство намерено обеспечивать пожилым людям базовый
прожиточный минимум за счет системы базового пенсионного страхования,
а также корректировать уровень социального обеспечения, предоставляемого
пожилым людям, исходя из уровня экономического развития, роста средней
заработной платы рабочих и служащих и роста потребительских цен.
Особое внимание будет уделяться пожилым семьям, соблюдавшим правила
планирования рождаемости, а также семьям, потерявшим своего единственного
ребенка. В недалеком будущем в КНР будет насчитываться около 10
млн. семей, потерявших единственных детей, сейчас их более миллиона[7].
Планируется развернуть долгосрочную программу по обеспечению
пожилых людей патронажным уходом, стимулировать жилищное строительство
с учетом их потребностей в целях создания безопасных и удобных условий
для жизни. По состоянию на конец 2012 г. в КНР насчитывалось в общей
сложности 12 тыс. квартальных центров по комплексному обслуживанию
пожилых людей, 44 тыс. учреждений по уходу за пожилыми с 4,17 млн.
койко-местами. В 2013 - 2015 гг. количество койко-мест в китайских
домах престарелых должно увеличиться еще на 3,4 млн[8].
Для реализации этих планов социальные организации могут получить
дополнительные налоговые льготы и государственные субсидии, а иностранные
инвесторы - благоприятные условия инвестирования, что очень важно[9].
Власти, смягчая политику ограничения рождаемости, рассматривают
второго ребенка как актив, который в будущем обеспечит не только
устойчивость пенсионной системы, но и социальную стабильность. Ставка
на семью как основу решения проблем старших возрастных групп, надежды
КПК на возрождение традиционной семейной этики не дали и принципе
не могут дать ожидаемых руководством результатов. Институт семьи,
его структура и функции, морально-нравственные стандарты китайского
общества, ранее опиравшиеся на конфуцианский культ почитания предков
и старших, за годы реформ претерпели серьезные изменения. В условиях
политики ограничения рождаемости традиционная форма семьи, столкнувшись
с вызовами урбанизации и модернизации, утрачивает свои позиции.
Существенно изменились взгляды на семью и брак - новые поколения
откладывают вступление в брак, сориентированы на однодетную семью,
более того, ежегодно увеличивается количество людей, которые выбирают
безбрачие, распространяются сожительство без заключения брака, сознательный
отказ от рождения детей и др. Налицо трансформация семейной морали,
размывание межпоколенной семейной сплоченности и солидарности, расширение
индивидуальной свободы и усиление внесемейных ценностных ориентации
молодых поколений, рожденных в 80-е годы XX в. и позже, сфокусированность
на личных достижениях, что закономерно снижает ценность семьи и
потребность в детях.
Говоря о решении проблемы старения населения в Китае,
необходимо подчеркнуть, что значительная часть исследований и дискуссий
по этому вопросу сосредоточена на материальных аспектах, с которыми
сталкиваются пожилые люди - уровень и справедливость пенсий, стоимость
и доступность медицинских и патронажных услуг, финансовая поддержка,
которая должна быть предоставлена им государством и взрослыми детьми.
Гораздо меньше внимания уделяется невысокому качеству их жизни,
проблеме эмоциональной и социальной помощи, с которыми сталкиваются
представители старших возрастных групп. Дело в том, что структура
и функции семьи кардинальным образом изменились в течение жизни
двух поколений, слабеет и трансформируется традиция уважения пожилых
людей, сокращается общение, ежегодно растет количество так называемых
"пустых гнезд". Согласно результатам исследования, которое велось
в 2000 - 2010 гг., доля одиноких стариков, живущих в семьях типа
"пустое гнездо" (парой или в одиночестве) в городах выросла с 42%
до 54%, а в сельских районах с 37,9% до 45,6%[10].
Из-за урбанизации, миграции, модернизации и политики планирования
семьи китайское общество сегодня сталкивается с теми же задачами,
которые в Европе решаются уже полвека.
Проблему качественной и благополучной жизни старших
возрастных групп необходимо решать комплексно. Традиционную для
Китая семейную систему ухода за престарелыми со временем должна
заменить социальная система страхования по старости, дополненная
семейным уходом и услугами, оказываемыми по месту жительства и осуществляемыми
на благотворительной и коммерческой основе. Создание именно такой
новационной модели и в интересах населения, и в интересах государства,
поскольку она отвечает запросам пожилых людей и способствует сохранению
социальной стабильности и созданию действительно гармоничного общества.
Большинство органов местного самоуправления в Китае
еще до конца не осознали, что уход за пожилыми людьми превращается
в серьезную проблему, требующую особого внимания и значительного
финансирования. Социальная помощь обходится дорого, поэтому целевое
финансирование имеет большое значение для разработки программ профессиональной
подготовки персонала, занятого в сфере социального ухода, стимулирования
развития НПО и общественных организаций и ассигнований на жилье
для пожилых людей. Китайское руководство может решать эти проблемы
путем выделения средств на конкретные проекты, формирования системы
патронажного ухода за престарелыми, способствовать развитию НПО,
благотворительных и общественных организаций, которые успешно функционируют
в данной сфере в других странах. В 2013 г. в КНР началось движение
в этом направлении - были приняты законы "О благотворительности"
и "О социальной помощи".
К 2020 г. Китай планирует создать единую, справедливую
и регулируемую пенсионно-страховую систему. В начале 2014 г. Госсовет
КНР обнародовал решение об интеграции сельских и городских пенсий
с целью унификации различных вариантов пенсионных систем в стране.
Единой пенсионной системой будут охвачены все граждане КНР старше
16 лет. На минимальные пенсионные выплаты смогут рассчитывать даже
те, кто никогда не работал; в настоящее время необходим 15-летний
трудовой стаж. Будут учтены и интересы трудовых мигрантов. Особенно
важно, что новая система в перспективе облегчит финансовое бремя
взрослых детей по уходу за престарелыми родителями, поскольку по
измененным правилам пенсию станут получать многие сельские жители,
которые раньше не могли на нее рассчитывать[11].
В условиях снижения темпов экономического развития обеспечение
стареющего населения, создание этой социальной группе достойных
условий жизни - задача чрезвычайно сложная, требующая значительного
бюджетного финансирования и постоянного жесткого контроля со стороны
государства. Нагрузки на трудоспособное население и на государственную
систему пенсионного и социального страхования будут неизбежно возрастать
как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Семейно-брачные стратегии, дисбаланс полов и
норма сбережения
В Докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 2-й сессии
ВСНП 12-го созыва (5-13 марта 2014 г.) о выполнении плана экономического
и социального развития за 2013 г. и проекте плана на 2014 г. увеличение
внутреннего потребления как одной из движущих сил поступательного
развития экономики и дальнейшее повышение уровня жизни населения
определены в качестве важнейшего направления работы правительства.
В этом контексте предпринятую корректировку политики
ограничения рождаемости можно рассматривать как один из компонентов
механизма государственного регулирования соотношения "сбережение-потребление".
Потребление домашних хозяйств в КНР составляет лишь одну треть от
ВВП по сравнению с двумя третями в экономиках других стран. Доля
сбережений в 2000-х гг. в доходах китайских семей удвоилась по сравнению
с предыдущим десятилетием - с 16% до 30%[12].
Высокая норма накоплений в китайских семьях, с одной стороны, обусловлена:
1) традиционной бережливостью китайцев, наученных веками лишений;
2) стремлением молодых семей откладывать деньги на рождение и воспитание,
а позже на обучение и свадьбу единственного ребенка; 3) привычкой
семей старшей возрастной группы сберегать деньги на тот период,
когда потребуется патронажный уход и значительно возрастут расходы
на медицинские услуги и лекарства, а с другой, является жизненной
необходимостью в условиях дисбаланса полов в пользу мужчин и ограниченности
государственной пенсионной системы.
Индивидуальные сбережения составляют до 1/3 семейных
бюджетов. Семьи, воспитывающие единственных сыновей, в последние
годы стали сберегать средства в гораздо больших объемах, чем раньше.
Они справедливо полагают, что деньги помогут повысить конкурентоспособность
их потомков на рынке труда, посредством хорошего образования и на
брачном рынке посредством высокого материального статуса (квартира,
машина, высокооплачиваемая работа), а значит, впоследствии их "вложения"
повлияют на возможность выросших сыновей материально помогать своим
постаревшим родителям.
Таким образом, семьи делают сознательный выбор между
потреблением сегодня, ограничивая его, и увеличением потребления
на конкретные цели в будущем, создавая своего рода стабилизационный
семейный фонд, который на данном этапе и хочет задействовать государство.
Частичная либерализация политики ограничения рождаемости должна
сыграть свою роль в ориентации китайской экономики на внутреннее
потребление, стимулируя рост рынков жилья, медицинских и образовательных
услуг, производство детских товаров, развитие свадебной индустрии.
Одновременный рост доходов населения также будет способствовать
увеличению потребления. В докладе Государственного комитета КНР
по развитию и реформе о выполнении плана экономического и социального
развития за 2013 г. отмечено, что рост доходов населения в 2013
г. повлек за собой рост розничных продаж на 13,4%, а потребительская
инфляция составила лишь 2,6%, что ниже прогнозов[13].
Расширение внутреннего потребления при параллельном
снижении уровня имущественной дифференциации может стать амортизатором
растущего в Китае социального недовольства, поскольку существует
взаимосвязь между низким уровнем потребления и значительным разрывом
в доходах между городскими и сельскими жителями, а также между политической
элитой и другими социальными группами населения.
Шаг к воплощению "китайской мечты" и построению
гармоничного общества
Совершенствование демографической политики наряду с
борьбой с коррупцией, защитой окружающей среды, урбанизацией, улучшением
стиля работы, экономической реформой является, по замыслу китайского
руководства пятого поколения, одним из шагов к воплощению "китайской
мечты" о великом возрождении китайской нации и построению гармоничного
общества.
"Китайская мечта" - это, в конце концов, мечта народа,
для реализации которой необходимо прочно опираться на народ, она
должна непрерывно нести счастье народу... Мы должны обеспечить народ
правами на равное участие и развитие, защитить социальное равноправие
и справедливость, продолжать добиваться новых сдвигов в деле обеспечения
образования для учеников, доходов для трудящихся, медицинского обслуживания
для больных, ухода для престарелых и жилья для населения", - заявил
председатель КНР Си Цзиньпин, выступая с речью на 2-й сессии ВСНП
12-го созыва[14].
Российские и западные СМИ, комментируя итоги 3-го пленума
ЦК КПК 18-го созыва, особо отметили решения, затрагивающие права
человека в Китае: смягчение политики ограничения рождаемости и изменения
в уголовно-исполнительной системе - ликвидация "лагерей трудового
перевоспитания", ограничение применения смертной казни, а также
постепенное снятие ограничений на внутреннюю миграцию и реформа
системы регистрации. Таким образом, имеет место частичный или полный
отказ от ряда непопулярных как в Китае, так и за его пределами практик.
Политика ограничения рождаемости (нарушение репродуктивных
прав женщин и свобода выбора при приеме решения о рождении ребенка,
принудительные аборты, стерилизация как мероприятия в рамках политики
"одна семья - один ребенок"), трудовые лагеря, система регистрации,
смертная казнь являлись в течение многих лет объектами постоянной
жесткой критики китайского руководства со стороны Запада и международных
правозащитных организаций. Пересмотр позиций по этим вопросам призван
продемонстрировать большую открытость и совершенствование подходов
китайского руководства пятого поколения к правам человека в Китае.
Согласно п. 223 Пекинской платформы действий 4-й Всемирной
конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин (1995
г.) и другим, признаваемым КНР, международным документам по правам
человека, одним из основных репродуктивных прав человека является
право на свободу репродуктивного выбора. Оно подразумевает возможность
всех супружеских пар и отдельных лиц исключительно по собственному
волеизъявлению, без какой бы то ни было дискриминации, принуждения
и насилия принимать ответственное решение относительно количества
своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения
и располагать для этого необходимой информацией и средствами[15].
Однако необходимо помнить о том, что и в системе конфуцианских
ценностей, и в идеологии социализма с китайской спецификой интересы
общества и государства всегда стоят выше прав отдельной личности,
а население, призвано уделять приоритетное внимание таким ценностям
как семья, родина, работа, коллективные нужды. Государство, в свою
очередь, обязано стоять на страже интересов народа.
Демографическая политика рассматривается КПК как ключ
к быстрому росту благосостояния и повышению уровня жизни населения.
Реализуется курс на последовательное совершенствование политики
планирования семьи в целях "содействия долгосрочному и сбалансированному
развитию населения". Такая установка полностью соответствует Конституции
КНР и интересам большинства. "Государство осуществляет планирование
рождаемости, с тем, чтобы привести в соответствие рост населения
с планами экономического и социального развития" (ст. 25).
Либерализации в сфере прав человека
Наряду с быстрым развитием экономики Китай уделяет внимание
развитию прав человека, которые должны, согласно позиции властей,
включать показатели уровня жизни, состояния здоровья и экономического
процветания. В своих выступлениях во время зарубежных визитов и
встреч с западными политиками Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно
подчеркивал, что уважение и защита прав человека стали важными принципами
управления страной, а положение в области обеспечения базовых свобод
и прав граждан в последние годы значительно улучшилось. Безусловно,
в Китае существует еще множество проблем в этой области, однако
КНР признает их наличие и готова принимать любую критику и предложения,
которые действительно, а не на словах, будут способствовать развитию
прав человека.
Китайское руководство не может игнорировать формирования
в обществе группы населения, для которой важны права личности, в
первую очередь, в сфере личной и семейной жизни, включая право принятия
решения о количестве детей в семье и отказ от выплат из семейного
бюджета значительной социальной компенсации за несоблюдение ограничений
при планировании семьи[16].
Эта группа условно может быть определена как средний класс. Она
отличается быстро растущими социальными ожиданиями и требованиями,
включая уважение своих прав, в том числе и репродуктивных. Когда
люди достигают определенного уровня благосостояния, они начинают
задумываться о своих правах, у бедных такой возможности нет, поскольку
они ежедневно решают проблему выживания.
Политика открытости и превращение Китая во вторую по
величине экономику мира определенно способствуют либерализации в
сфере прав человека. Руководство, решая назревшие социальные проблемы,
начинает поэтапно и постепенно снимать старые политические запреты,
делать ставку на формирующийся средний класс и его ожидания и жизненные
интересы. Именно образованные люди со средним уровнем доходов являются
основными потребителями. Уже в конце 2011 г. на Центральном рабочем
совещании по вопросам экономики была поставлена задача "увеличения
доли жителей со средним уровнем доходов". В соответствии с комбинированными
стандартами доходов, количество людей со средним достатком в Китае
в то время составляло 240 млн. человек, т.е. примерно 23% населения
стран, а в 2000 г. к этой категории относились лишь 4% семей[17].
Аналитики международной консалтинговой компании McKinsey
полагают, что к 2022 г. зарплаты 76% городских семей в Китае выйдут
на уровень среднего класса, 35% от общего объема потребления в Китае
придется на поколения, родившиеся в 1980-е гг. и позже. Сфера услуг
и потребительский рынок будут сориентированы в основном на их индивидуальные
и семейные запросы. Подчеркнем, что именно в их семьях, в соответствии
с новыми демографическими установками, должны появиться вторые дети[18].
Дисбаланс полов: проблемы и попытки их решения
Корректировка политики "одна семья - один ребенок" проводится
с некоторым запозданием, это признают и китайские эксперты. За последние
30 лет в КНР в половой структуре населения сформировался значительный
дисбаланс в пользу мужчин. По данным на конец 2013 г. численность
мужчин почти на 34 млн. превышала численность женщин - 697,28 млн.
и 663,44 млн. соответственно[19].
Диспропорция в соотношении полов формирует и подпитывает
негативные социальные явления - способствует росту рынка сексуальных
услуг, торговле женщинами и детьми, росту гомосексуального сообщества,
распространению СПИДа. Этот демографический перекос наносит серьезный
ущерб психологическому здоровью молодых мужчин, обрекает их на поиск
невест в сопредельных государствах, порождает неуверенность, стрессы
и суицидные настроения, рост преступлений на сексуальной почве.
В китайском обществе сформировалась значительная по численности
группа бессемейных молодых мужчин, которые по объективным причинам
имеют ограниченные возможности удовлетворения своих сексуальных
потребностей, а также не могут удовлетворить базовые потребности
личности в любви и принадлежности, как правило, утоляемые в семье.
Повышение уровня жизни обостряет потребность в любви, привязанности,
принадлежности, резче ощущается одиночество и отверженность. Невозможность
удовлетворить потребность в любви и принадлежности к семье, как
правило, приводит к дезадаптации, агрессивности и непредсказуемости
социального поведения. Все перечисленные тенденции создают условия
для социальной дестабилизации и представляют определенную угрозу
социальной безопасности. Следует отметить, что руководство КПК осознает
остроту перечисленных социальных проблем и весь спектр связанных
с ними рисков, предпринимает шаги по их постоянному мониторингу
и решению.
В феврале 2014 г. в Китае началась очередная общенациональная
кампания по борьбе с проституцией, осуществляемая при поддержке
средств массовой информации, в том числе Центрального китайского
телевидения (CCTV). Согласно постановлению Министерства общественной
безопасности КНР, по всей стране проводятся рейды, направленные
на выявление преступлений, связанных с организацией публичных домов,
подпольных казино и наркопритонов. Так, по сообщению Министерства
общественной безопасности провинции Гуандун, правоохранительные
органы обезвредили 62 преступные группировки, задействованные в
организации проституции, и арестовали 865 подозреваемых[20].
Кроме того, активная борьба с проституцией и порнографией должна,
по мнению властей, способствовать возрождению моральных ценностей
китайского народа.
Торговля детьми, несмотря на все предпринимаемые правоохранительными
органами КНР усилия, к сожалению, имеет тенденцию к росту. Ежегодно,
по данным газеты "South China Morning Post", в Китае пропадает около
200 тыс. детей, как правило, это новорожденные или дети до двух
лет, чаще мальчики, именно они пользуются особенным спросом у покупателей.
В конце 2013 г. в 27 провинциях КНР полицией была проведена совместная
операция и ликвидированы четыре крупные группировки торговцев детьми
через интернет посредством сайтов по усыновлению и даже онлайн магазинов.
Арестовано 1094 человека, освобождены 382 ребенка, находившихся
у преступников[21].
Китайское правительство в 2012 г. приняло "Программу
действий Китая по сдерживанию и профилактике СПИДа в период 12-й
пятилетки", в которой определены меры по предотвращению быстрых
темпов распространения ВИЧ-инфекции, снижению смертности от СПИДа,
ликвидации дискриминации в отношении людей, инфицированных СПИДом,
и повышению качества их жизни. Согласно программе, к концу 2015
г. общее число ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом планируется сдерживать
на уровне 1,2 млн. человек[22].
Ожидаемые результаты смягчения политики ограничения
рождаемости
Предпринятая корректировка демографических установок
не вызовет резкого всплеска, а сохранит рождаемость в Китае на стабильном
уровне, считают китайские эксперты. Для обеспечения сбалансированного
социально-экономического развития численность населения Китая необходимо
поддерживать на уровне 1,5 млрд. человек, а коэффициент рождаемости
на уровне 1,8. В последнее десятилетие коэффициент колебался между
1,5 и 1,6, что и позволяет властям проявлять определенную гибкость
в политике ограничения рождаемости (для сохранения стабильной численности
населения СКР должен находиться на уровне 2,1)[23].
Тем не менее, смягчение политики "одна семья - один ребенок" увеличит
ежегодный прирост населения, по прогнозам китайских демографов,
на 1-2 млн. человек. В 2013 г. в Китае родилось 16,4 млн. детей,
прирост населения составил 6,68 млн. человек[24].
Это мнение китайских экспертов имеет, как нам кажется,
веские основания. Новые демографические установки коснутся примерно
15-20 млн. китайских семей[25].
Часть супружеских пар, желавших иметь второго ребенка, уже его имеет,
заплатив социальную компенсацию или выехав рожать за рубеж. Многие
из потенциальных родителей не решатся на этот шаг из-за отсутствия
финансовых возможностей. Родить и вырастить одного ребенка стоит
в среднем более 500 тыс. юаней (80 тыс. долл. США), а в Шанхае и
Пекине более 2 млн. юаней. Китайский интернет-портал Sina провел
опрос пользователей практически сразу же после окончания 3-го пленума:
37% пар, которым по новым правилам разрешено иметь второго ребенка,
заявили, что не готовы к его появлению по экономическим причинам.
Так, например, обычная шанхайская семья ежемесячно тратит на оплату
пребывания ребенка в детском саду 3 тыс. юаней (480$), на дошкольное
образование - занятия английским языком, живописью или музыкой -
2 тыс. юаней. Расходы на воспитание детей составляют около 50% от
общего дохода семьи. В 2013 г. среднедушевые доходы городского населения
Китая составили 26955 юаней (4350 долл. США), сельского - 8896 юаней
(1400 долл. США)[26].
Кроме того, необходимо отметить и другие факторы, которые
имеют сдерживающее влияние на рост населения КНР даже в условиях
смягчения политики планирования семьи.
За последние 40 лет, особенно в пореформенные годы,
произошли необратимые изменения в менталитете и ценностных ориентациях
новых поколений китайцев. Сформирована иная посттрадиционная модель
семьи и семейных отношений с установкой на поздний брак и однодетность.
Значительное количество молодых семейных пар делает сознательный
выбор в пользу бездетности. Такие семьи китайские социологи называют
специальным термином "DINK" - "двойной доход без детей", что отражает
жизненную позицию супругов. Мотивации такого выбора связаны как
с нежеланием нести ответственность, эгоцентризмом и гедонистическими
ценностями поколения "маленьких императоров", так и с экономическими
соображениями.
В КНР насчитывается около 180 млн. одиноких мужчин и
женщин. Каждая пятая китаянка в возрасте 25-29 лет незамужем и не
планирует вступление в брак и рождение детей[27].
ЛГБТ-сообщество (гей-сообщество) в КНР насчитывает около 30 млн.
гомосексуалистов. Распространение гей-культуры обусловлено половой
диспропорцией в структуре населения в пользу мужчин. Политика ограничения
рождаемости способствовала культивированию традиционного приоритета
потомка мужского пола, что сказалось на широком распространении
практики избирательных абортов. В 2012 г. соотношение между новорожденными
мальчиками и девочками составляло 117,7:100, в 2013 г. - 117,6:100.
У 20 млн. мужчин брачного возраст нет возможности создать семью
из-за отсутствия женщин. По данным Китайской академии общественных
наук, к 2020 г. в Китае будет уже около 40 млн. "лишних" мужчин[28].
По разным данным, от 10% до 15% китайцев репродуктивного
возраста страдают бесплодием[29],
они не могут иметь детей по причине позднего вступления в брак,
многократных абортов, злоупотребления лекарственными контрацептивными
препаратами и неблагоприятных экологических условий, влияющих на
качество половых клеток. В структуре населения имеется значительная
группа с ограниченными репродуктивными возможностями - в Китае ежегодно
рождается около 900 тыс. детей с врожденными дефектами[30].
На репродуктивные установки молодежи негативно влияет
и дестабилизация института брака. С 2000 по 2012 гг. ежегодный рост
разводов составил 7,5%, в то время как темпы роста количества заключаемых
браков составили лишь 3,6%[31].
Самый высокий коэффициент разводов фиксируется среди возрастной
группы от 22 до 35 лет, наиболее перспективной с точки зрения репродукции.
Несмотря на смягчение политики планирования семьи в
КНР усиливается контроль за реализацией основ национальной политики
в сфере ограничения рождаемости с учетом конкретной демографической
ситуации на местном уровне, с целью предотвращения неконтролируемого
роста населения.
В результате появления в китайских семьях вторых детей
численность трудоспособного населения страны стабилизируется, а
затем в среднесрочной перспективе и увеличится. По мнению профессора
Института экономики труда при Пекинском университете экономики Тун
Юйфэня, под влиянием смягчения установок ограничения рождаемости
общая численность трудоспособного населения увеличится на 28 млн,
а к 2050 г. масштаб сокращения рабочей силы снизится на 3% по сравнению
с ситуацией, если бы демографическая политика не была скорректирована.
Кроме того, в ходе 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва
было принято решение об "изучении вопроса и постепенном увеличении
пенсионного возраста". По мнению китайских экспертов, комплексный
анализ факторов социально-экономического развития, в первую очередь
спроса и предложения рабочей силы, а также темпов старения общества,
постепенное увеличение пенсионного возраста будет, с одной стороны,
способствовать стабилизации численности трудоспособного населения,
а с другой, не окажет негативного влияния на ситуацию с трудоустройством[32].
В результате совершенствования политики планирования
семьи ожидается замедление темпов старения и улучшение возрастной
структуры населения. Профессор Нанькайского университета Юань Синь
отметил, что уже к 2030 г. по прогнозам специалистов, доля людей
старше 60 лет снизится с 24,1% до 23,8%.[33]
Выводы
На фоне нарастающих негативных тенденций в структуре
населения Китая смягчение политики "одна семья - один ребенок" научно
обоснованно, более чем своевременно и жизненно необходимо. В результате
реализации новых установок в планировании семьи в среднесрочной
и долгосрочной перспективе стабилизируется численность работоспособного
населения, замедлятся темпы старения, улучшится возрастная и половая
структура населения Китая.
Некоторое запаздывание в поэтапной корректировке политики
ограничения и планирования рождаемости привело к ситуации, когда
вероятность выравнивания демографических перекосов в краткосрочной
перспективе кажется весьма сомнительной. Однако китайские эксперты
полагают, что значение проведенной корректировки демографического
курса для "долгосрочного, сбалансированного развития населения в
Китае" можно будет оценить уже в ближайшие 15 лет.
Анализ статей расходов бюджета КНР на 2014 г. свидетельствует
о том, что руководство страны пытается удовлетворить растущие ожидания
населения в сфере социальных услуг, здравоохранения и планирования
семьи.
Корректировка политики планирования семьи сыграет положительную
роль в ориентации китайской экономики на внутреннее потребление,
создаст объективные основания для снижения традиционно высокой в
ней нормы сбережений и активизации внутреннего спроса, стимулирует
рост рынков товаров и услуг. Все это окажет позитивное влияние на
китайскую экономику, придаст в долгосрочной перспективе новый импульс
ее росту.
Прирост населения и рождаемость в КНР, вероятнее всего,
сохранятся на стабильном уровне из-за незначительного количества
семей, попавших в категорию, которой разрешено иметь двух детей.
Кроме того, сдерживающие влияние будут оказывать экономический фактор,
бесплодие, половой дисбаланс и усиление контроля над рождаемостью
на местах. Малодетность является закономерным результатом индустриализации
и урбанизации китайского общества и тесно связана с изменением жизненной
концепции, повышением уровня жизни и образования населения КНР.
Стратегия углубления реформ и "10 политических установок",
имеющих прямое отношение к качеству жизни китайцев, совершенствование
демографической политики демонстрируют способность и решимость власти
решать накопившиеся за время реформ социальные проблемы, способствуют
на данном этапе росту политического капитала нового руководства
КНР, отвечают ожиданиям общества, реализуют рекомендации демографов
и социологов, улучшают имидж страны на международной арене, демонстрируя
тенденцию к гуманизации, либерализации и учету прав личности.
Китайский опыт планирования семьи и решения проблемы
старения населения, его социального обеспечения и медицинского обслуживания
является важным вкладом в развитие демографической ситуации в мире,
представляет практический интерес для руководства как многонаселенных
развивающихся государств, так и для России, где проблема повышения
качества жизни пожилых людей не утрачивает своей актуальности.
Социально-экономическое развитие такой многонаселенной
страны как КНР может порождать новые труднопрогнозируемые на данном
этапе проблемы и противоречия, именно поэтому демографическая ситуация
и связанные с ней острые социальные проблемы, успехи и неудачи китайского
руководства в их решении требуют постоянного мониторинга и научного
анализа.
[1] Почагина Ольга Валерьевна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН
[2] Политика планирования семьи
в Китае за последние 40 лет. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8459995.html.
[3] Новая жизнь нацменьшинств
в Китае. URL: http://russian.cri.cn/841/2010/03/17/1s329840.htm
[4] Китай готов продолжать
проводить нынешнюю государственную политику планового деторождения.
URL: http://russian.people.com.cn/31521/8157880.html.
[5] Доклад о выполнении плана
экономического и социального развития за 2013 год и проекте плана
на 2014 год. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8566549.html.
[6] Xinhua Insight: Combining
population and economic policy to push development. URL: http://english.people.com.cn/90785/8166280.html.
[7] Мнение демографа: в Китае
будет насчитываться около 10 млн. семей, потерявших единственных
детей. URL: http://russian.people.com.cn/31516/8427399.html.
[8] В Китае работают 44 тыс.
учреждений по уходу за пожилыми с 4,17 млн. койко-местами. URL:
http://rassian.people.com.en/31516/8311072.html.
[9] Последнее заседание ПК
ВСНП в конце 2012 г. Закон КНР "О защите прав пожилых людей". URL:
http://cnlegal.ru/uncategorized/december_2012_law_amendments/
[10] Aging China's Empty
Nests. URL: http://www.eeo.com.cn/ens/2013/0221/240187.shtml.
[11] В Китае к 2020 г. пенсионная
система покроет все население. URL: http://www.cntv.ru/2014/02/26/VIDE1393414561464219.shtml.
[12] Дефицит женщин "довел"
Китай до профицита текущего счета. URL: http://www.finmarket.ru/economics/article/3284754
[13] Доклад о выполнении
плана экономического и социального развития за 2013 год и проекте
плана на 2014 год. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8566518.html.
[14] Си Цзиньпин: для осуществления
"китайской мечты" необходимо прочно опираться на народ. URL: http://russian.people.com.en/31521/8171029.html.
[15] Пекинская декларация
и Платформа действий. URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf.
[16] Согласно существующим
нормам, штраф за рождение второго ребенка определяется местными
властями и составляет от четырех до десяти средних для этого региона
годовых доходов.
[17] Многочисленный средний
класс Китая - миф или реальность? URL: http://russian.people.com.cn/95181/7686095.html.
[18] В Китае стремительно
растет средний класс - McKinsey. URL: http://russian.news.cn/economic/2014-03/22/c_133206440.htm.
[19] Statistical Communique
of the People's Republic of China on the 2013 National Economic
and Social Development. URL: http://www.stats.gov.cn/enGLISH/PressRelease/201402/t20140224_515103.html.
[20] Власти китайского города
Дунгуань продолжают борьбу с проституцией. URL: http://china24news.com/other/1182-vlasti-kitajskogo-goroda-dunguan-prodolzhayut-borbu-s-prostitutsiej.
[21] В Китае произведен арест
свыше тысячи торговцев детьми. URL: http://china24news.com/other/1109-v-kitae-proizveden-arest-svyshe-tysyachi-torgovtsev-detmi.
[22] Китай будет сдерживать
число ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на уровне 1,2 млн. человек
к концу 2015 года. URL: http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-03/01/content_24775067.htm.
[23] Китай ослабляет политику
рождаемости. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8458210.html.
[24] Statistical Communique
of the People's Republic of China on the 2013 National Economic
and Social Development. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/201402/t20140224_515103.html.
[25] В Китае по материалам
Всекитайской переписи 2010 г. насчитывалось более 401,5 млн. семей.
Dang Xiaofei. China Has Avoided Rampant Population Growth. URL:
http://www.chinatoday.com.cn/english/report/2014-02/17/content_596791.htm
[26] Рост среднедушевых доходов
городского населения Китая в 2013 году составил 7 процентов. URL:
http://russian.people.com.en/31518/8517338.html.
[27] Брак в Китае: жилищный
вопрос превыше всего. URL: http://russian.people.com.cn/31516/8015890.html.
[28] McLaughlin K.E. China
and the worst-ever, man-made gender gap. URL: http://www.globalpost.com/
dispatch/news/regions/asia-pacific/china/110615/china-and-the-worst-ever-man-made-gender–gap.
[29] Китай: 10 - 15 процентов
супругов в репродуктивном возрасте не могут иметь детей из-за бесплодия.
URL: http://russian.people.com.cn/31516/8558437.html.
[30] В Китае ежегодно рождаются
900 тыс детей с врожденными пороками. URL: http://russian.people.com.cn/31516/7947547.html.
[31] Исследование взглядов
китайских мужчин и женщин по вопросам любви и брака: диспропорции
в отношении брачного возраста. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2012-12/27/content_27526850.htm.
[32] Китай постепенно будет
увеличивать пенсионный возраст. URL: http://russian.people.com.cn/31516/8481923.html.
[33] Какую
пользу принесло смягчение политики ограничения рождаемости в Китае?
URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-11/19/content_30641322.htm.
|