|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения
родителей и детей. Теоретический обзор *
Чурилова Е.В.[1],
Гутина Д.Д.[2] - специально
для Демоскопа
Введение
До конца 1950-х гг. вдовство являлось главной причиной
формирования неполных семей в США и странах Европы[3].
Однако, после массового признания права на развод и либерализации
бракоразводного законодательства в течение 1960-х и 1970-х гг. число
разводов в европейских странах стало ежегодно увеличиваться. По
данным Базы данных о семье ОЭСР, доля разводов, которая в настоящее
время приходится на семьи, в которых есть дети, в европейских странах
варьируется от 37% в Италии до 70% в Португалии[4].
Россия на фоне европейских стран не является исключением. По данным
официальной статистики, доля разводов с детьми в России в 1990-е
гг. составляла 61-66%, ежегодная численность детей, переживших развод
родителей варьировалась от 450 до 600 тыс. детей, а среднее число
детей на 1 развод - от 1,26 до 1,37 ребенка. В течение 2000-х доля
разводов с общими детьми в России составляла 50-60%, а на 1 развод
в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18-1,24 ребенка[5].
Развод, являясь формальным прекращением брака, в большинстве
случаев ведет к прекращению отношений между мужем и женой, но не
к прекращению отношений между родителями и детьми. Хотя большая
доля разводов в семьях с детьми приходится на семьи с одним ребенком[6],
после развода независимо от числа детей в семье возникают проблемы
дальнейшего финансового и психологического благополучия ребенка,
а также разделения обязанностей по уходу за ребенком, выплаты алиментов
и построения отношений обоих родителей – бывших супругов – с ребенком.
В данной статье будут рассмотрены теоретические и эмпирические
исследования, посвященные выявлению факторов разводимости, влиянию
разводов на благополучие семей и домохозяйств, а также взаимоотношения
детей с родителями после развода.
Факторы разводимости
Факторы, которые влияют на вероятность развода, можно условно разделить
на три группы. К первой группе факторов относятся пережитые события
и условия жизни в прошлом, такие как пережитый собственный или родительский
развод, низкий уровень благосостояния родителей. Эта группа факторов
является подтверждением теории жизненного цикла, согласно которой
все произошедшие события в дальнейшем влияют на матримониальное
и репродуктивное поведение[7].
В частности, влияние пережитого развода обуславливается формированием
негативного образа семейных отношений, и боязни вступления в новый
брачно-партнерский союз.
Ко второй группе факторов можно отнести объективные характеристики
вступивших в брак: уровень образования, возраст вступления в брак,
продолжительность знакомства, проживание совместно с родителями,
социально-экономические характеристики родительской семьи.
К третьей группе факторов относятся ценности и принятие брака родственниками
и друзьями пары. Исследователями показано, что несовпадение интересов
и взглядов супругов, а также некоторых черт характера (например,
общительности) ведет к меньшей стабильности брачного союза[8].
К этой же группе причин отнесем и выработанные в рамках теории супружеской
конфликтности три типа конфликтов, возникающих в ходе семейной жизни
и способствующих семейной дезорганизации. Эти три группы подразделяются
на конфликты, возникающие из-за несогласованного понимания супружеских
прав и обязанностей, разделения домашнего труда; конфликты из-за
неудовлетворенности потребностей одного из супругов; конфликты из-за
недостатков воспитания и характера супругов[9].
Помимо прочих причин разводов не последнюю роль играет наличие
детей, их число и возраст, особенно младшего ребенка. Вероятность
развода снижается после рождения первого ребенка на 30%. Во время
каждой из беременностей женщины риск развода становится минимальным.
Наличие у пары нескольких детей не является препятствием для развода
и по мере достижения младшим ребенком шести лет вероятность развода
супругов с детьми достигает такой же величины, что и вероятность
распада союза супругов без детей[10].
Однако, в случае, если первый ребенок пары девочка, то вероятность
распада семьи на 4% выше, чем в случае, если первенец мальчик[11].
Кроме того, риски развода отличаются у брачных когорт, но эти различия
связаны как с изменениями законодательства, так и с изменениями
интенсивности процесса[12].
Влияние всех приведенных выше факторов развода за исключением уровня
образования не меняется по величине для разных брачных когорт. Изменение
влияния образования тесно оказывается связанным с изменением законодательства
о разводах: если доступ к разводу затруднен, то прибегают к разводу
преимущественно люди с высоким уровнем образования, если же возможность
развестись доступна всем брачным парам, то больше разводиться будут
супруги с низким уровнем образования[13].
Интересным представляется тот факт, что развод чаще является инициативой
женщины, нежели мужчины, хотя женщины по сравнению с мужчинами имеют
в несколько раз меньшие шансы на вступление в повторный брак. Объяснение
подобного поведения женщин кроется в пренебрежении мужчинами своей
воспитательной функции и своими семейно-бытовыми обязанностями,
что вынуждает женщин расторгать брак, в том числе и в интересах
детей[14].
Опека над ребенком после развода
В большинстве европейских стран вплоть до 1980-х гг. считалось,
что в случае развода несовершеннолетний ребенок должен оставаться
с матерью, так как их связь прочнее, чем связь отца и ребенка[15].
В странах, в которых до либерализации законодательства о разводах
был возможен лишь развод-кара (например, Франция, Бельгия, Нидерланды,
Англия и Уэльс), и требовалось установление вины супруга, невиновный
в распаде брачного союза супруг становился единоличным опекуном
ребенка[16]. Начиная с 1980-х
гг. существующие практики преимущественной опеки матери постепенно
пересматривались: роль опекуна ребенка стала возможной и для матери,
и для отца ребенка. Суд во время бракоразводного процесса учитывает
способность и возможности каждого из родителей заботиться о ребенке,
а также условия, которые будут созданы ребенку каждым из родителей
для его воспитания и развития. Выбор преимущественного места проживания
ребенка после развода довольно сложен. По данным исследований, дети,
находящиеся под совместной опекой родителей и дети, живущим под
единоличной опекой, в равной степени удовлетворены жизнью. Однако,
единоличное материнское опекунство может быть предпочтительнее совместного
опекунства в случае негативных отношений между отцом и ребенком,
а также в случае очень сильной привязанности между матерью и ребенком[17].
Практики назначения опеки над ребенком и регулирования вопросов
его воспитания (частота и продолжительность встреч, материальная
поддержка, совместный отпуск, вопросы образования) значительно различаются
в зависимости от принятого в стране законодательства о разводе.
Для стран Европейского союза характерна практика чередования места
проживания ребенка, а размер алиментов определяется в зависимости
от числа детей, их возраста, дохода бывшего супруга и частоты будущих
встреч совместно не проживающего родителя и детей. Более того, в
последние 30 лет наблюдается повышение заинтересованности отцов
в собственных детях. Это связанно с переходом гендерных взаимоотношений
в сторону большего равноправия, а зачастую и с полной трансформацией
гендерных ролей. Подобные трансформации приводят к изменению функций
в сфере родительства[18].
Так, в ряде Европейских стран доля детей, проживающих с отцом составляет
15-20% (например, 15,8% в Германии, 17,9% в Норвегии, 19,5% в Испании)[19].
В российский практике отмечается болезненное отношение мужчин к
смене роли мужчины-кормильца на мужчину-домохозяина, а также общественное
неприятие практики проживания детей с отцом после развода, аргументируемое
самим населением более тесной связью матери и ребенка[20].
Практика опеки отца над детьми после развода остается довольно редким
явлением и оценивается в 5-6 случаев на 100 разводов с детьми[21].
Эта доля сопоставима с долей детей, которые проживают вместе с отцом
в странах бывшего СССР (например, в Литве и Латвии, она составляет
8-10%). Кроме того, Семейный Кодекс РФ регулирует только размер
алиментов, определяемый как доля равная четверти, трети или половине
от официальной заработной платы в зависимости от того, один, двое
или больше детей были рождены в расторгаемом браке. Вопросы разделения
обязанностей по уходу за детьми и дальнейшего воспитания детей в
российском законодательстве не оговариваются, решение вопроса относительно
алиментов, частоты встреч, участия бывшего супруга в жизни ребенка
регулируются между бывшими мужем и женой по взаимной договоренности
либо через суд.
Влияние развода для семьи и общества
Среди исследователей нет единой точки зрения на влияние разводов
на последующее благополучие семей и домохозяйств. Распад брачно-партнерского
союза, являющийся одной из причин перехода в состояние одинокого
материнства, несет в себе как ряд отрицательных, так и положительных
последствий для семьи, индивида, детей и общества.
Так, сторонники концепции институционального кризиса семьи считают
высокую разводимость главной предпосылкой малодетности семей, утверждая,
что вступающие в брак заранее не уверены в прочности своего брака,
и предпочитают рожать меньшее число детей с целью облегчить себе
издержки от будущего развода[22].
Опираясь на модель жизненного цикла семьи, представленную в виде
заданных жестко последовательных этапов, долгое время считалось,
что развод приводит к отклонениям от нормальной модели развития
семьи[23], и лишь семья с
двумя родителями может обеспечить условия, при которых ребенок будет
расти здоровым, получит правильные представления о жизни в семье.
Более того, многие авторы, ссылаясь на известную работу П. Сорокина,
говорили о кризисе современной семьи, проявляющемся в «растущем
удельном весе разводов, уменьшении числа заключаемых браков, росте
числа внебрачных детей»[24]
и о дезорганизации семьи, определяя ее как «разрыв семейного единства,
нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов
не могут точно выполнять свои обязанности»[25].
Однако, распад брачно-партнерского союза открывает для бывших партнеров
возможность создать новую семью, которая будет развиваться уже в
рамках нормального жизненного цикла семьи, и увеличивает вероятность
рождения детей в новом удачном брачном союзе ввиду того, что для
придания большей прочности браку супруги прибегают к рождению общего
ребенка. Поэтому в условиях низкой рождаемости развод может вести
к повышению рождаемости за счет повторных браков ввиду рождений,
которые не были бы никогда реализованы в непрерывном браке[26].
Что касается влияния на материальное положение семьи, то, с одной
стороны, распад семьи считается значительным фактором бедности[27].
В зависимости от модели социального государства краткосрочные экономические
последствия для семьи могут быть разными: экономическое положение
неполных семей практически не отличается от полных семей в странах
с высоким гендерным равенством (страны Севера Европы), значительно
ухудшается в странах Юга Европы. Так, медианный доход домохозяйства
женщины с детьми снижается на 20% сразу после развода в Швеции и
на 33% в Италии[28]. С другой
стороны, развод благотворно влияет на построение женщиной карьеры
и в долгосрочной перспективе увеличивает существенно ее доход[29].
Кроме того, разведенные женщины могут рассчитывать на финансовую
помощь в виде алиментов на детей или дополнительной материальной
поддержки от бывшего мужа, хотя не все женщины получают алименты
на детей от бывших партнеров[30].
Последствия развода для ребенка
Влияние развода родителей на ребенка неоднозначно, и зависит от
причин развода родителей, отношений между ними и отношений каждого
из родителей с ребенком.
Проживание несовершеннолетнего ребенка с обоими родителями не является
залогом его благополучия, и развод родителей играет положительную
роль в случае плохих взаимоотношений в распадающейся семье,
конфликтов между родителями. Сюда же можно отнести случаи девиантного
поведения одного из родителей: алкоголизм, наркоманию, насилие.
В этих случаях развод родителей является для ребенка спасением от
постоянного стресса и переживаний[31],
психологическая обстановка в семье нормализуется, улучшаются условия
проживания и воспитания ребенка[32].
Однако, при распаде семьи, в которой не было явных острых конфликтов
между родителями, развод может негативно отразиться на
поведении и успехах ребенка. В первую очередь, развод для ребенка
является стрессом, который может привести к антисоциальному поведению,
конфликтам с одним из родителей, желанию быстрее повзрослеть в условиях
ослабленного родительского контроля[33].
Ряд исследований показали, что пережитый ребенком развод в большей
степени влияет на его поведение, чем пережитая смерть родителя или
проживание с рождения с одной матерью[34].
Кроме того, рядом исследователей отмечается, что пережившие развод
дети хуже учатся в школе[35],
раньше начинают сексуальную жизнь и чаще рожают детей вне партнерского
союза[36], раньше вступают
в брак и быстрее разводятся в результате ранее сформированных негативных
представлений о семейной жизни[37].
Частично такое негативное влияние на успехи детей объясняется как
экономическими проблемами и напряженными отношениями между разведенными
родителями, так и самим фактом проживания в неполной семье[38].
И для мальчиков, и для девочек характерно в период развода и первое
время после развода меньшее проявление положительных эмоций. И хотя
мальчики склонны более агрессивно вести себя после развода родителей[39],
c проявлением последствий от развода и влиянием пережитого развода
на будущую семейную жизнь больше сталкиваются девушки, чем юноши[40].
Не менее важную роль при разводе родителей играет и возраст ребенка.
Более взрослый ребенок испытывает больший стресс в период разлада
во взаимоотношениях родителей, постоянных ссор и конфликтов. Раздельное
проживание родителей в таком случае способно улучшить психологическое
состояние ребенка в этот период. Для маленьких же детей наиболее
болезненным является момент ухода одного из родителей из дома[41].
Кроме того, на силу переживаний и последствия развода на ребенка
оказывает влияние то, насколько наличие детей является сдерживающим
фактором на пути к разводу. В странах, в которых разводы широко
распространены, дети склонны легче переносить развод родителей,
чем в странах, в которых наличие детей является барьером для супругов[42].
Несмотря на довольно большое число отрицательных последствий от
развода для ребенка и его семьи, наличие обоих родителей, проживающих
в одном домохозяйстве, не является залогом благополучия несовершеннолетнего
ребенка[43], и, в случаях
социально-недопустимых условий проживания ребенка в полной семье,
развод может быть благом.
И, хотя утверждение того, что «дети без отцов не могут получить
полноценного воспитания»[44]
выглядит небезосновательным, и семья, и дети в этой семье в ряде
случаев могут получить больше положительных последствий от развода,
чем отрицательных.
Взаимоотношения детей и родителей после развода
Необходимо учитывать три аспекта влияния развода на благополучие
несовершеннолетнего ребенка, рассматриваемые в долгосрочной перспективе:
возможный конфликт между родителями; негативные отношения между
родителем и ребенком; изменения в семейной структуре в связи с появлением
новых членов семьи.
Конфликт в семье между родителями, ведущий к разводу, может сохраняться
и после развода. Хорошие взаимоотношения между родителями после
развода, а также постоянный контакт ребенка и с матерью, и с отцом
являются необходимыми для постепенного принятия ребенком ситуации
развода[45]. Однако, случаи
сохранения конфликта между бывшими супругами часто ведут к запретам
на встречи, общение и отношения с ребенком со стороны родителя-опекуна[46],
и увеличивают вероятность депрессии у ребенка[47].
В случае негативных отношений между одним из родителей и ребенком,
суд предпочитает назначить опеку над ребенком тому из родителей,
с которым отношения у ребенка лучше. Тем не менее, стресс, переживания
и изменения в поведении ребенка могут привести к изменению в худшую
сторону отношений между ребенком и совместно проживающим родителем.
Первые два года после развода являются самыми сложными как для ребенка,
так и для его родителей: этот период времени требуется им для приспособления
к новым ролям, отношениям, изменениям в ежедневных практиках[48].
Родитель, воспитывающий ребенка без супруга, начинает сочетать в
себе роли единственного кормильца и воспитателя в семье, что приводит
с одной стороны к ослаблению контроля над поведением ребенка, а
с другой стороны к трудностям воспитания ввиду невозможности матери
компенсировать отсутствующего отца и наоборот[49].
Кроме того, отношения разведенных матерей сложнее складываются с
сыновьями ввиду того, что им труднее поддерживать и разделять «мужские»
интересы сыновей[50].
Переход родителей из состояния супругов в ранг разведенных может
привести к дальнейшему изменению их семейного положения: бывшие
супруги могут вновь сойтись, остаться одинокими или создать семью
с новыми партнерами. Взаимоотношения детей с родителями, состоящими
в разводе, приводят к осложнению семейных отношений при появлении
новых партнеров у матери и отца, а также детей в этих новообразовавшихся
союзах. При вступлении в повторный брак у женщин, имеющих детей
от предыдущего брака и родивших ребенка в новой союзе, возникают
как трудности в отношениях с детьми от предыдущего брака, так и
конфликтные ситуации между мужьями и детьми от разных браков. С
другой стороны, новообразовавшаяся семья расширяется в своих очертаниях,
тем самым увеличивая количество родственников. В подобных семьях
межличностные отношения могут складываться абсолютно по-разному:
от горячей любви до открытой вражды[51].
Не малую роль во взаимоотношениях в новой семье играет гендерная
принадлежность несовершеннолетних детей. Так, качество отношений
у однополых членов семьи в среднем выше, чем у разнополых: отношения
мальчиков с отчимами складываются лучше, чем отношения девочек с
отчимами[52].
Появление нового партнера у совместно не проживающего родителя
и детей в этом союзе ведет к ухудшению отношений между ними и к
возрастанию вероятности полного разрыва отношений родителя с ребенком
от распавшегося брака. При этом в случае повторного брака матери
разрыв отношений с ней происходит реже, чем в случае брака отца,
что говорит о значительной уязвимости отношений детей с отцом[53]
Развод родителей практически всегда ведет за собой раздельное проживание
одного из родителей с ребенком. Поэтому на будущее развитие взаимоотношений
оказывает влияние также и географическая отдаленность проживания:
чем дальше расстояние между родителями и детьми, тем реже происходят
их встречи. Ослабевают контакты между детьми и родителями и с течением
времени: чем больше времени проходит с момента развода, тем более
редкими становятся встречи и тем больше снижается удовлетворенность
родителей отношениями с детьми после развода[54].
Заключение
Развод с юридической точки зрения означает формальное прекращение
действительного брака между супругами, но не прекращение отношений
между родителями и детьми. Общие дети являются связующим звеном
во взаимоотношениях между бывшими супругами.
Ежегодно с проблемой семейного разлада сталкивается
значительная доля детей. После распада союза отношения родителей
и детей, которые не живут вместе, складываются по-разному. Влияние
на развитие ребенка распада семьи и создания новой – проблема, которая
давно является объектом споров исследователей. Нет, и не может быть
однозначного ответа на вопрос, является ли развод злом или благом.
Ситуация каждой распадающейся семьи индивидуальна. В одних случаях
распад семьи ведет к улучшению психологической атмосферы в семье,
материального благосостояния, условий развития ребенка. В других
случаях – наоборот, развод является для ребенка стрессовой ситуацией,
причиной изменяющегося поведения и сильно влияет на материальное
благополучие семьи. Аналогично, в одних семьях после развода во
взаимоотношениях родителей и детей ничего не меняется, в других
отношения становятся более равнодушными, в-третьих происходит прекращение
общения одного из родителей и ребенка как по инициативе самого родителя,
там и из-за преград со стороны бывшего супруга.
* - В данной статье использованы материалы, полученные
в ходе научного исследования №14-05-0055 "Изучение динамики
формирования и развития семей и процессов рождаемости на данных
выборочных обследований", выполненного при поддержке Программы
"Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2014 гг.
[1] Чурилова Елена Владимировна
– Аспирант Кафедры демографии НИУ ВШЭ
[2] Гутина Дарья Дмитриевна
– студент 2-го курса магистерской программы «Демография» НИУ ВШЭ
[3] Norton A., Glick P. One
Parent Families: A socio-economic Profile // Family Relations. 1986.
No. 35, pp. 9-17.
[4]OECD Family Database. SF3.2.:
Family dissolution and children. http://www.oecd.org/els/family/SF3_2_Family_dissolution_and_children_Jan2013.pdf
[5]Население России 2010-2011:
восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв.
ред. А.Г. Вишневский; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики».
– М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013; Захаров C.В. Куда движется
супружество в России. // http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema04.php
[6] OECD Family Database. SF3.2.:
Family dissolution and children. http://www.oecd.org/els/family/SF3_2_Family_dissolution_and_children_Jan2013.pdf
[7] Elder G. The Life Course
as Developmental Theory // Child Development. 1998. Vol. 69, No.
1, pp. 1-12.
[8] Хадерка И. Вступление в
брак. Правовые аспекты. – перевод с чешск. – М.: Юрид. лит., 1980.
[9] Сысенко В.А. Устойчивость
брака: Проблемы, факторы, условия. – М.: Финансы и статистика, 1981.
[10] Festy P. Analysis of
Couple formation and Dissolution. In. Demography: Analysis and Synthesis:
A Treatise in Population. Academic Press, 2006.
[11] Bedard K., Desche^nes
O. Sex Preferences, Marital Dissolution and the Economic Status
of Women // Journal of Human Resources. 2005. Vol.40, No.2, pp.
411–434.
[12] Festy P. Analysis of
Couple formation and Dissolution. In. Demography: Analysis and Synthesis:
A Treatise in Population. Academic Press, 2006; Toulemon L. La place
des enfants dans l'histoire des couples // Population (French Edition).
1994. No. 6, pp. 1321-1345.
[13] de Graaf P.M, Kalmijn
M. Change and Stability in the Social Determinants of Divorce: A
Comparison of Marriage Cohorts in the Netherlands // European Sociological
Review. 2006. Vol. 22, No.5, pp. 561-572.
[14] Янкова З.А. Городская
семья. - М.: Наука, 1979.
[15] Richards, M. H., Duckett,
E. The relationship of maternal employment to early adolescent daily
experience with and without parents // Child Development. 1994.
Vol. 65, pp. 225-236.
[16] Синельников А.Б. Трансформация
семьи и развитие общества. Учебное пособие. Серия «Спецкурс». –
М.: КДУ, 2008.
[17] Vanassche S., Sodermans
A.K., Matthijs K., Swicegood G. Commuting between Two Parental Households:
The Association between Joint Physical Custody and Adolescent Wellbeing
Following Divorce // Journal of Family Studies. 2013. Vol.19, Issue.
2, pp. 2417–2461.
[18] Михеева А.Р. Человек
в сфере частной жизни: векторы трансформаций семейных отношений.
Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012.
[19] Eurostat, Census 2001
Round. Указана доля одиноких отцов от числа одиноких родителей.
[20] «Представлять интересы
ребенка сможет один из родителей». Новые известия, 5 декабря 2007
года.
[21] «Папины дочки». Новые
известия, 27 ноября 2007 года.
[22] Синельников А.Б. Трансформация
семьи и развитие общества. Учебное пособие. Серия «Спецкурс». –
М.: КДУ, 2008.
[23] Васильева Э.К. Семья
и ее функции (Демографо-статистический анализ). М.: Издательство
«Статистика», 1975; Герасимова И.А. Структура семьи. М.: Издательство
«Статистика», 1976
[24] Сорокин, 1916, цит.
по: Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.
Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998. С. 44
[25] Goode, 1961 цит. по:
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
[26] Тольц М. Разводы и современный
уровень рождаемости / Проблемы воспроизводства и занятости населения.
– М.: Академия наук СССР, 1984, с. 18-30.
[27] Лежнина Ю.П. Социально-демографические
особенности бедности в Российской Федерации // Социологические исследования.
2014. №1, с. 20-28.
[28] Andress H.J., Borgloh
B., Bro"ckel M., Giesselmann M, Hummelsheim D. The Economic Consequences
of Partnership Dissolution. A Comparative Analysis of Panel Studies
from Belgium, Germany, Great Britain, Italy, and Sweden. // European
Sociological Review. 2006. Vol.22. No.5, pp. 533-560.
[29] Stevenson B., Wolfers
J. Marriage and Divorce: Changes and their Driving Forces. PSC Working
Paper Series. PSC 07-04; Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Фести
П. Влияние распада брака на профессиональную карьеру мужчин и женщин.
В кн.: Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Выпуск
2. / Под. науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской.
М.: НИСП, 2009.
[30] Алименты в России: анализ
проблем и стратегия в интересах детей. Авт. кол.: Л.С. Ржаницына
[и др.] Проект Института экономики РАН. М.: ИЭ РАН, 2012.
[31] Amato P.R., Booth A.A
Generation at Risk: Growing up in an Era of Family Upheaval. Cambridge,
Mass.: Harvard University Press, 2000.
[32] Синельников А.Б. Трансформация
семьи и развитие общества. Учебное пособие. Серия «Спецкурс». –
М.: КДУ, 2008.
[33] McLanahan S. Family
Structure and the Reproduction of Poverty // American Journal of
Sociology. 1985. Vol. 90, No. 4, pp. 873-901; Wu L., Martison B.
Family Structure and the Risk of Premarital Birth // American Sociological
Review. 1993. Vol. 58, pp. 210-232.
[34] Kiernan K., Hobcraft
J. Parental Divorce during Childhood: Age at First Intercourse,
Partnership and Parenthood // Population Studies. 1996. Vol. 51,
pp. 41-56.; Kiernan K., Cherlin A. Parental divorce and partnership
dissolution in adulthood: Evidence from a British cohort study //
Population Studies. 1999. Vol. 53, pp. 39-48.
[35] McLanahan S., Sandefur
G. Growing Up With a Single Parent. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1994. ; Archambault P. Se'paration et divorce: quelles conse'quences
sur la re'ussite scolaire des enfants? // Population et Societe.
2002. No. 379, pp. 1-4.
[36] McLanahan S., Bumpass
L. Intergenerational Consequences of Family Disruption
// American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94, No.1, pp. 130-152.
[37] Kiernan K., Hobcraft
J. Parental Divorce during Childhood: Age at First Intercourse,
Partnership and Parenthood // Population Studies. 1996. Vol. 51,
pp. 41-56.; Kiernan K., Cherlin A. Parental divorce and partnership
dissolution in adulthood: Evidence from a British cohort study //
Population Studies. 1999. Vol. 53, pp. 39-48.; Kiernan K. The Impact
of Family Disruption in Childhood on Transitions Made in Young Adult
Life // Population Studies. 1992. No. 46, pp. 213-234.
[38] Understanding the Family.
Ed. by Joan Muncie, Margaret Wetherell, Mary Langan, Rudi Dallos,
Allan Cahran. Sage Publications, 1999.
[39] Михеева А.Р. Отцы и
матери после развода: ответственность, права, проблемы: Теоретические
материалы к курсу «Социология семьи» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,
2002
[40] Kiernan K. The Impact
of Family Disruption in Childhood on Transitions Made in Young Adult
Life // Population Studies. 1992. No. 46, pp. 213-234.
[41] Amato P. The Consequences
of Divorce for Adults and Children.// Journal of Marriage and Family.
2000. Vol. 62, No. 4, pp. 1269-1287.
[42] Wagner M.,Wei? B. On
the Variation of Divorce Risks in Europe: Findings from a Meta-Analysis
of European Longitudinal Studies //European Sociological Review.
Vol.22, No.5, 483-500.
[43] Гурко Т.А. Брак и родительство
в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.
[44] Синельников А.Б. Трансформация
семьи и развитие общества. Учебное пособие. Серия «Спецкурс». –
М.: КДУ, 2008.
[45] Madden-Derdich D. A.,
Leonard S.A. Parental Role Identity and Fathers’ Involvement in
Coparental Interaction after Divorce: Fathers’ Perspectives // Family
Relations. 2000. Vol. 49, No.3, pp. 311–318.
[46] Павек Ф. Развод глазами
судьи. М.: Прогресс, 1976.
[47] Vanassche S., Sodermans
A.K., Matthijs K., Swicegood G. Commuting between Two Parental Households:
The Association between Joint Physical Custody and Adolescent Wellbeing
Following Divorce // Journal of Family Studies. 2013. Vol.19, Issue.
2, pp. 2417–2461.
[48] Kiernan K. The Impact
of Family Disruption in Childhood on Transitions Made in Young Adult
Life // Population Studies. 1992. No. 46, pp. 213-234.
[49] Михеева А.Р. Отцы и
матери после развода: ответственность, права, проблемы: Теоретические
материалы к курсу «Социология семьи» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,
2002; Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников
А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические
исследования. 2010. №7, с. 49-55
[50] Михеева А.Р. Отцы и
матери после развода: ответственность, права, проблемы: Теоретические
материалы к курсу «Социология семьи» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,
2002
[51] Голод С.И. Семья и брак:
историко-социологический анализ. Санкт-Петербург,
ТОО ТК "Петрополис", 1998.
[52] Videon T. M. The effects
of parent–adolescent relationships and parental separation on adolescent
wellbeing // Journal of Marriage and the Family. 202. Vol. 64, No.2,
pp. 489–503.
[53] Ренье-Луалье A., Валетас
М., Корчагина И., Прокофьева Л., Баублите М., Станкуниене В. Дети
после распада брака родителей во Франции, России и Литве: отличаются
ли отношения детей с отцом и матерью? /Эволюция семьи в европе:
Восток-Запад/Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В.
Синявской; Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП,
2010.
[54] Там
же.
|