Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Интеграция иммигрантов в ЕС-28: 2013 год

В 2013 году было выдано 2,3 миллиона первичных разрешений на жительство в странах ЕС-28, 4% постоянного населения ЕС-28 - граждане стран, не входящих в Союз

Экономическая активность иммигрантов из других стран ЕС выше, чем у граждан стран проживания, а у иммигрантов из-за пределов ЕС - заметно ниже

Уровень безработицы среди иммигрантов-граждан стран, не входящих в ЕС, вдвое выше, чем среди граждан стран проживания, – 21% против 10% в 2013 году

Уровень экономической занятости иммигрантов из других стран ЕС несколько выше, чем собственных граждан (71% против 69%), а иммигрантов из-за пределов ЕС заметно ниже (56%)

Среди иммигрантов-граждан стран, не входящих в ЕС, почти вдове выше доля находящихся за порогом бедности или социального исключения

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Интеграция иммигрантов в ЕС-28: 2013 год /Демоскоп Weekly. 2014. № 605-606. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0605/barometer605.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2013 году было выдано 2,3 миллиона первичных разрешений на жительство в странах ЕС-28, 4% постоянного населения ЕС-28 - граждане стран, не входящих в Союз

Иммиграция в Европейский союз (ЕС-28[1]) оказывает значительное влияние не только на формирование численности и состава населения, но и на все сферы социальной жизни, порождая как определенную напряженность и проблемы в обществе, так и новые возможности, и стимулы для социально-экономического развития.

По оценке Статистического комитета ЕС (Евростата), на начало 2013 года постоянное население ЕС-27 составляло 503 миллиона человек, из которых 20,4 миллиона человек (4,1%) являлись иностранцами - гражданами стран, не входящих в Европейский союз[2] («третьих стран» помимо страны постоянного проживания и других стран Европейского союза).

За 2013 год в ЕС-28 было выдано более 2,3 миллиона первичных разрешений на жительство гражданам стран, не входящих в союз. Это на 11% больше, чем в предыдущем 2012 году (2,1 миллиона). Основанием для получения вида на жительства служат четыре группы причин: семейные обстоятельства (28,6% в 2013 году), получение образовании (19,6%), оплачиваемая деятельность (22,7%), а также другие причины, включая международную защиту – (29,1%). Более половины первичных видов на жительство – 56,8% - выданы на срок 12 месяцев и более, 29,4% - на срок от 6 до 11 месяцев, 13,6% - на срок от 3 до 5 месяцев.

Среди впервые получивших вид на жительство в 2013 году преобладали граждане Украины (235 380, или 10,1%), Индии (199 834), США (169 678) и Китая (162 308). Кроме того, значительное число первичных разрешений на жительство в ЕС-28 получили граждане Филиппин (106 677) и Марокко (101 815), а также Белоруссии (76 711) и России (71 202). Десятку лидеров замыкали граждане Турции (58 475) и Бразилии (53 353). В целом, граждане этих десяти стран получили 53% всех впервые выданных в 2013 году видов на жительство в ЕС-28.

Помимо учитываемой иммиграции на законных основаниях наблюдаются и потоки нелегальной миграции, оценки объемов которой недостаточно достоверны и полны в силу самой природы этого явления. Косвенно о них можно судить по данным об отказах на въезд, задержаниях и репатриации. В 2013 году отказ на въезд в ЕС получили 317 840 человек (на 0,6% больше, чем в 2012 году), большинство – 61% - в Испании. Число задержаний снизилось, составив 386 230 человек против 433 665 человек в 2012 году. За пределы ЕС было выдворено 166 470 граждан третьих стран, не входящих в ЕС[3].

За 1998-2013 годы было обнаружено 623 118 иммигрантов, незаконно достигших берегов ЕС морским путем, – в среднем примерно по 40 тысяч человек в год[4].

За январь-сентябрь 2013 года при незаконном пересечении границ ЕС было задержано 77 140 человек[5]. Число задержаний начало быстро расти в июле, особенно на морских границах Италии, в связи с обострением кризиса в Сирии. В целом за 2013 год морскими путями в ЕС прибыло около 40 тысяч человек, из которых, по крайней мере, 600 погибли, не добравшись до европейских берегов.

Соответственно, иммиграционная политика ЕС многопланова.

Значительные усилия сосредоточены на создании действенной системы международной защиты, основанной на кооперации и солидарности между странами ЕС по организационным, финансовым и практическим вопросам размещения лиц, которым предоставляется убежище в одной из стран ЕС.

Другим важным приоритетом иммиграционной политики ЕС является снижение миграционного давления. Решение этой задачи связывается с сокращением нелегальной иммиграции, реализацией возвратной миграции, санкциями в отношении работодателей, применяющих труд нелегальных мигрантов, и развитием системы пограничного контроля.

С другой стороны, видя в иммиграции значительный потенциал для роста и развития, политики ЕС пытаются расширить и улучшить условия для легальной иммиграции. Помимо законодательных изменений, облегчающих многократный въезд в ЕС на короткий период или для сезонных работ (преимущественно работникам с низкой квалификацией), и более эффективного использования уже действующего законодательства (программа «Blue Cards»[6] для высококвалифицированных работников и членов их семей), все большее значение приобретает успешная интеграция иммигрантов, переселившихся в Европейский союз.

Европейская политика интеграции иммигрантов начала формироваться с Амстердамского соглашения 1999 года. В Программе в области свободы, безопасности и правосудия на 1999-2004 годы, принятой в Тампере в 1999 году, одной из важнейших стала тема предоставления убежища и иммиграции в ЕС. В программе на 2005-2009 годы, принятой в Гааге в 2004 году, была признана важность политики интеграции иммигрантов, а в ноябре того же года Совет Европы одобрил общие принципы постановки задач и развития системы показателей, позволяющих отслеживать и оценивать реализацию политики интеграции. В последующие годы велась работа по отбору показателей, позволяющих оценить интеграцию иммигрантов. В программе на период 2010-2014 годов, принятой в 2009 году в Стокгольме, тема миграции стала центральной. Была поставлена задача развития системы показателей по ограниченному кругу основных областей – занятости, образованию и социальному «включению»[7], - с тем, чтобы повысить сопоставимость национальных данных об интеграции иммигрантов и ускорить процесс обучения их использования. В 2010 году на Европейской конференции по интеграции иммигрантов, прошедшей в Сарагосе, была принято решение о проведении пилотного исследования на основе предложенных индикаторов. В цели исследования входил не только сбор информации об интеграции иммигрантов, но и также анализ того, насколько они применимы в разных странах союза с учетом национальных особенностей иммиграции и политики интеграции и насколько имеющиеся источники данных способны обеспечить адекватную информацию для расчета индикаторов интеграции.

В качестве основных индикаторов интеграции иммигрантов были предложены следующие:

  • индикаторы занятости (уровни занятости, безработицы и экономической активности[8]);
  • индикаторы образования (уровень образования[9]; доля подростков 15 лет со слабыми навыками чтения и низким уровнем знания в области математики и естественных наук[10]; доля населения с высоким уровнем образования в возрастной группе от 30 до 34 лет; доля молодежи 18-24 лет, преждевременно завершившей образование и профессиональное обучение);
  • индикаторы социального «включения» (медианные денежные доходы, доля населения за чертой бедности, доля населения, оценивающих состояние своего здоровья как «хорошее» или «плохое»; доля собственников недвижимости)[11];
  • индикаторы «активного гражданства» (доля иммигрантов, получивших гражданство страны постоянного проживания; доля иммигрантов, получивших постоянный вид на жительство или вид на жительство на длительный срок; доля иммигрантов среди избираемых представителей)[12].

Кроме того, в принятой в Сарагосе декларации предлагалось отслеживать процесс интеграции иммигрантов с помощью дополнительных индикаторов:

  • доля занятых на рабочих местах, требующих более низкой квалификации (неэффективное использование квалифицированной рабочей силы);
  • самозанятость (работа на себя с применением и без применения наемного труда);
  • знание языка страны проживания;
  • дискриминация (личный опыт);
  • доверие к общественным и государственным организациям;
  • участие в выборах;
  • чувство принадлежности к тому или иному сообществу.

Позднее список индикаторов расширялся, информация по некоторым из них – прежде всего по экономической активности и доходам - пополняется ежегодно. Однако, поскольку эта информация поступает преимущественно из выборочных обследований (кроме статистики миграции о числе получивших гражданство, вид на жительство на длительный срок), она ограничена.

Вне поля зрения остаются недавно прибывшие иммигранты (не входят в постоянное население) и все проживающие в коллективных домохозяйствах, которые не охватываются выборочными обследованиями (в том числе ищущие убежища и работники-иммигранты). Те же иммигранты, которые попадают в выборку, чаще уклоняются от ответов в силу различных причин, в том числе из-за недостаточного знания языка страны проживания или боязни возникновения каких-то проблем и осложнений. В странах с небольшим числом иммигрантов выборочные обследования не могут дать достаточно надежную информацию о них. Даже на уровне ЕС в целом данные об отдельных группах иммигрантов не всегда достаточно достоверны (например, по старшим возрастным группам – 70 лет и старше). Кроме того, основанием для выделения иммигрантов в обследованиях рабочей силы служит несовпадение страны гражданства или рождения со страной проживания у всех членов частных домохозяйств, попавших в выборку, а в обследованиях доходов и условий проживания – только у респондентов 16 лет и старше, что приводит к недооценке числа иммигрантов.

Сохраняются определенные различия и в критериях, применяемых при сборе административной статистики иммиграции (в некоторых странах ищущие убежища в стране не включаются в число международных мигрантов, не везде иммигранты, уезжающие из страны, учитываются регистрационной системой, что приводит к переоценке численности международных мигрантов).

Тем не менее система индикаторов интеграции иммигрантов совершенствуется и уже вполне доказала свою состоятельность[13].

Ниже будет рассмотрены некоторые основные индикаторы интеграции иммигрантов, являющихся иностранцами в стране проживания. Аналогичная информация имеется и для иммигрантов - родившихся за пределами страны проживания, но в целях экономии места она рассматриваться не будет. По этой же причине мы ограничимся показателями по ЕС-28 в целом, не вдаваясь в детали существующих различий в их значениях между странами-членами союза.


[1] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
[2] База данных Евростата. Population by sex, age group and citizenship [migr_pop1ctz] (Extracted on 16.08.2014) - - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/database.
Здесь и далее данные приводятся в основном по ЕС-27, то есть без Хорватии, вступившей в ЕС в середине 2013 года. Необходимо также отметить, что данные о численности населения корректируются в соответствии с итогами переписей раунда 2010 года. Так, по последним из опубликованных оценок Евростата, численность населения ЕС-28 на начало 2014 года составила 507,4 против 505,7 миллиона человек на начало 2013 года, а ЕС-27 - с учетом 4,3 миллиона жителей Хорватии на обе даты – соответственно, 503,1 против 501,4 миллиона человек. – Eurostat Newsrelease 108/2014 - 10 July 2014. EU28 population 507.4 million at 1 January 2014. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-10072014-BP/EN/3-10072014-BP-EN.PDF
[3] Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. 5th Annual Report on Immigration and Asylum (2013) {SWD(2014) 165 final. European Commission. Brussels, 22.5.2014. COM(2014) 288 final. P. 4. - http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/e-library/documents/policies/immigration/general/docs/
5th_annual_report_on_immigration_and_asylum_en.pdf

[4] Migrants smuggled by sea to the EU: facts, laws and policy options; Migration Policy Center. - http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/MPC-RR-2013-009.pdf
[5] http://www.frontex.europa.eu/publications
[6] Directive 2009/50/EC (OJ L 155, 18.6.2009, p.17).
[7] В противоположность социальному «исключению» (в России обычно говорят о социальной уязвимости и незащищенности).
[8] На основе годовых данных Европейского обследования рабочей силы (The European Union Labour Force Survey, LFS), которое проводится ежеквартально в странах ЕС, Европейской зоны свободной торговли и странах-кандидатах на вступление в ЕС посредством интервью с людьми в возрасте 15 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах. Размер выборки составляет до 1,5 миллиона человек ежеквартально. Объем выборки в странах участницах составляет- от 0,2% до 3,3%.
[9] Доля населения с высшим (5-6 уровень ISCED 1997), средним (3-4, кроме уровня 3с) и более низким уровнями образования (0-2, 3с).
Международная стандартная классификация образования 1997 года (ISCED 1997) предусматривает выделение следующих уровней:
уровень 0 – доначальное (дошкольное) образование, начинается после достижения ребенком возраста 3 лет;
уровень 1 – начальное образование (первый этап базового образования), начинается с возраста 4-7 лет и продолжается, как правило, 5-6 лет; обязательно во всех странах;
уровень 2 – первый этап среднего образования (второй этап базового образования); завершение этого этапа обучения обычно совпадает с завершением программы обязательного образования;
уровень 3 - второй этап среднего образования; необходимым условием является завершение образовательных программ низшего уровня; начинается, как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти лет; при этом программы обучения уровня 3с не предполагают прямого перехода к обучению по программам уровня 5, а готовя к непосредственному выходу на рынок труда;
уровень 4 – послесреднее, невысшее образование (подготовка к обучению по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на рынок);
уровень 5 - первый этап высшего образования (подготовка специалистов с академической или профессиональной ориентацией)
уровень 6 – второй этап высшего образования (подготовка специалистов высшей или «продвинутой» квалификации – Ph.D, doctorate).
[10] На основе данных Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (Programme for International Student Assessment, PISA), предусматривающей проведение специальных обследований. Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста и ответ на ключевой вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В соответствии с современными требованиями к оценке успешности образования, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, изучаются факторы, позволяющие объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса).
Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
[11] Источником данных для расчета индикаторов социального «включения» и большинства индикаторов образования служит Система статистических данных о доходах и условиях проживания в ЕС (EU Statistics on income and living conditions, EU-SILC), основанная на проведении выборочных обследований частных домохозяйств. Ежегодно в странах-участницах проводятся опросы с целью получения информации о денежных доходах домохозяйств, уровне бедности, социального «исключения» и других условиях жизни для поперечного анализа на определенный момент или период времени (объем выборки – около 130 тысяч частных домохозяйств и 270 тысяч человек 16 лет и старше). Кроме того, часть выборки используется периодически (в течение 4 лет и более) для продольного анализа происходящих изменений на индивидуальном уровне (около 100 тысяч частных домохозяйств, 200 тысяч человек 16 лет и старше).
[12] Индикаторы этой группы не нашли единодушной поддержки стран-участниц в силу различий в оценках и целях политики интеграции.
[13] Об этом можно судить по следующим публикациям:
Migrants in Europe. A statistical portrait of the first and second generation. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. 155 p. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-31-10-539/EN/KS-31-10-539-EN.PDF
Indicators of Immigrant Integration. A Pilot Study. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. 260 p. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-RA-11-009/EN/KS-RA-11-009-EN.PDF
Using EU Indicators of Immigrant Integration. Final Report for Directorate-General for Home Affairs. Brussels March 2013. Written by Thomas Huddleston, Jan Niessen and Jasper Dag Tjaden. 74 p. - http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/e-library/documents/policies/immigration/general/
docs/final_report_on_using_eu_indicators_of_immigrant_int

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.