Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

Международный семинар памяти Александра Яковлевича Кваши

Коррекция результатов переписей 1926, 1937, 1939 годов с целью использования их для расчетов потерь населения. Семинар Института демографии НИУ ВШЭ

Миграция как судьба и объект исследования. Семинар Института демографии НИУ ВШЭ

Вклад семьи Кулишеров в мировую миграциологию


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Вклад семьи Кулишеров в мировую миграциологию

Марк Тольц[1]

Целая семья русско-еврейских ученых,
Михаил Кулишер и его два сына Евгений и Александр,
посвятили себя изучению и формулированию этих законов.

Илья Дижур

Все члены этой замечательной семьи закончили земной путь далеко от мест своего рождения, а по современному политическому делению – даже на территории других государств. Для троих из них миграция стала объектом пристального изучения. Мое повествование по необходимости приобретает характер семейной саги и охватывает почти 110 лет – от России Николая I до США периода президентства Эйзенхауэра. Дело изучения миграции начал отец, чья роль, как показали результаты моего исследования, оказалась весьма недооцененной, а продолжено и развито это дело было его двумя сыновьями.

Вообще-то судьба каждого из членов этой семьи заслуживает отдельной книги. Но я демограф, и в центре моего краткого (по сравнению с объемом имеющегося материала)[2] рассказа потому будет миграция, в изучение которой, ставшее их общим делом, они внесли столь заметный вклад. Конечно, необходимое внимание будет уделено и их биографиям, но подробный анализ вклада, который они внесли во многие другие области знания, а также в журналистику – задача, далеко выходящая за пределы данной статьи.

Забытый энциклопедист

Михаил Игнатьевич Кулишер (далее для краткости М.И.) [3], родился в 1847 году в еврейской сельскохозяйственной колонии при деревне Софиевка Луцкого уезда Волынской губернии. Он пошел по пути, проложенному его дядей, Р.М. Кулишером, который был вторым студентом-евреем в Петербургском университете[4]. В 1872 году М.И. получил диплом юриста этого университета, успев поучится до того в университетах Киева и Одессы. Бывал он и за границей. Первый раз - в 1875 году в Германии и Австрии, где установил контакты с тамошними учеными, что способствовало появлению его работ за рубежом.


М.И. Кулишер. Очерки сравнительной этнографии и культуры
(разные издания)

Научное наследие М.И. довольно обширно. Оно включает в себя большое число статей на русском и немецких языках по истории, этнографии, религиоведению, юриспруденции и экономике. Назовем опубликованные им книги, показывающие широту его научных интересов. Новаторской была книга, изданная в 1876 году по цензурным соображениям в Германии, «Жизнь Иисуса»[5], в которой он выступил как один из зачинателей мифологической школы в изучении Евангелия. В 1887 году за ней последовала книга «Очерки сравнительной этнографии и культуры»[6], где были собраны ранее опубликованные им статьи по этой тематике. Почти через десять лет была издана его книга «Развод и положение женщины»[7], которая и сейчас представляет немалый интерес для историков этой проблемы. Потому неслучайно, что совсем недавно все эти три книги были переизданы факсимильным способом в России и за ее пределами. Посмертно была напечатана его книга «Великая французская революция и еврейский вопрос»[8].


М.И. Кулишер. Развод и положение женщины
(разные издания)

Первой и оставшейся единственной опубликованной работой М.И., посвященной миграции, была появившаяся в 1887 году в журнале «Вестник Европы» статья «Механические основы передвижения масс»[9]. Однако до настоящего времени эта новаторская публикация, к сожалению, не получила должного внимания. А ведь именно она положила начало работе над оригинальной теорией миграции, которой М.И. отдал более четырех десятилетий вплоть до своей смерти, а два его сына с блеском реализовали в своих книгах, посвященных изучению конкретных миграционных процессов.

Во многом эта важная публикация оказалась жертвой цепи ошибок в ее библиографическом описании, которая препятствовала обращению к ней. Так, в одной из авторитетных энциклопедий[10], в статье, посвященной М.И., было ошибочно указано ее название – «О массовых переселениях и политических движениях», а год издания неверно обозначен как 1888. Более того, в широко известной книге[11] среднего из сыновей М.И. название этой статьи было по-новому искажено как «Механические основы истории», хотя год ее публикации там приведен верно. Но при этом ошибочно сообщено, что было две статьи под таким названием. Последняя ошибка, вероятно, основывалась на неверном указании в другой авторитетной энциклопедии, что в 1887 годy М.И. опубликовал в журнале «Вестник Европы» две статьи[12].


Первая страница статьи М.И. Кулишера
в "Вестнике Европы" (1887. №8)

В этой публикации он, прежде всего, рассматривает такие события восточно-европейской истории, как крестьянские войны С. Разина и Е. Пугачева, восстание Б. Хмельницкого, а также подобные движения в Западной Европе. Но автор не ограничивается данными примерами. В завершающей части статьи его анализ обращается к мирному переселенческому движению, которое он рассматривает на примере миграции из Западной Европы в Северную Америку. Именно в ней М.И., оказывается, уже сформулировал свой закон миграции.

«Не подлежит сомнению, что в основе переселенческого движения[13] может лежать только «теснота», перенаселенность, понимаемая, конечно, не в абсолютном смысле, а по отношению к данным, выработанным в момент переселения, условиям производства и распределения. Вероисповедная вражда, как и политическая, является только внешним выражением борьбы социально-экономических интересов различных групп населения»[14].

Однако, наряду с перенаселенностью, «выталкивающей» население, он отмечает и роль фактора притяжения, а также значение доступности желаемого направления переселения.

«При переселениях, при эмиграции, происходящей более или менее беспрепятственно, главную роль должны играть, в смысле увеличения или уменьшения числа переселенцев, во-первых, притягательные свойства тех мест, куда происходит переселение, большая или меньшая заманчивость тех удобств, которые представляет страна, куда происходит выселение, и затем большая или меньшая легкость выполнения плана переселения»[15].

Таким образом, М.И. был, кажется, первым, кто сформулировал эти важнейшие положения научной теории миграции. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, М.И. собирал и анализировал доступные ему материалы, которые должны были стать основой его всеобъемлющего труда по миграции. Правда, изменившиеся обстоятельства не могли не мешать завершению этой титанической работы.

Многие годы основной областью деятельности, которая приносила М.И. доход, была журналистика. Начал он свою журналистскую карьеру, еще будучи студентом, в одесской газете «День». Его корреспонденции печатали «Санкт-Петербургские ведомости» и многие другие издания. В 1879 году он стал одним из основателей печатного органа русских евреев еженедельника «Рассвет». С 1880 года М.И. издавал в Киеве одну из лучших провинциальных газет «Заря», которая, однако, была закрыта в 1886 году.

В 1887 году он переезжает в Петербург, где в более, чем зрелом возрасте из-за ужесточения царским правительством дискриминационных мер в адвокатуре, как еврей оказывается всего лишь помощником присяжного поверенного. В таком оскорбительном для его возраста «ученическом» положении он вынужденно оставался многие годы, пока антисемитские ограничения в этой области, временно не были ослаблены. Присяжным поверенным, как тогда именовался адвокат, М.И. смог стать только в 1904 году[16].

Живя в Петербурге, который, как столица страны, служил центром многих начинаний общественной и научной жизни российских евреев, он принимает в них самое активное участие. Так, М.И. был активным членом Историко-этнографической комиссии, основанной в 1892 году при Обществе для распространения просвещения между евреями в России. Число докладов, прочитанных им на ее заседаниях, было самым большим[17]. Когда в 1908 году на базе этой комиссии было образовано Еврейское историко-этнографическое общество, он был избран заместителем его председателя.

Вместе с тем, русская культура была неотъемлемой частью личностного багажа людей его круга. Об этом, например, ярко свидетельствует следующее место в воспоминаниях жены известного деятеля партии кадетов, члена I Государственной Думы М.М. Винавера:

«В первые годы своей жизни в Петербурге он – здесь речь идет о муже мемуаристки – и еще несколько друзей регулярно собирались раз в неделю у Михаила Игнатьевича Кулишера и читали вслух Гейне, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Кулишер читал чудесно, и я до сих пор помню, как он замечательно декламировал «Купца Калашникова» Лермонтова. Теперь как-то не верится, что взрослые, серьезные, занятые люди могли целый вечер наслаждаться чтением вслух»[18].

Несомненно, что М.И. был заметной фигурой в научной жизни всего тогдашнего Петербурга. Именно он за два года до своей смерти прочел на заседании Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского доклад по одной из наиболее актуальных проблем того времени – «К вопросу о причинах Германо-Европейской войны»[19]. Вероятно, этот доклад произвел большое впечатление на слушателей. П.А. Сорокин позднее, перечисляя утраты русской науки в годы революции и Гражданской войны, не забыл назвать М.И.[20]. Умер создатель оригинальной теории миграции, судьбе которой посвящена наша статья, 29 ноября 1919 года в Петрограде.

Как было сказано в напечатанной вскоре после кончины автора краткой информации[21], М.И. оставил неоконченным «огромный труд (написанный на немецком языке)», под названием «Войны и переселения». Сообщалось, что эта работа представляет собою «обстоятельное изложение, на основе колоссального фактического материала, совершенно оригинальной философско-исторической концепции (слегка намеченной в небольшой статье «Механические основы передвижения масс» («Вест. Евр.», авг. 1887 г.)». Приведем краткое изложение теории миграции М.И. в том виде, как оно давалось в этой заметке:

«В каждую историческую эпоху имеется единое главное географическое направление движения народных масс, выражающееся в завоевательных походах, а также в мирных переселениях; это же направление может быть прослежено по пути великих эпидемий, который всегда совпадает с направлением завоеваний в данную эпоху. Это направление движений масс, являющихся ключом ко всей политической истории, определяется условиями относительного перенаселения: из наиболее перенаселенных местностей народы движутся в соседние области, которые, в свою очередь, становятся «центрами напряжения» и продолжают движение в том же направлении, пока не произойдет столкновения с волной более интенсивной, после чего общее направление меняется и наступает новый период политической истории и т.д.»[22].

К этому необходимо сделать важное уточнение, которое можно привести по изложению теории М.И., сделанному позднее в статье его младшего сына. Из нее становится ясно, что перенаселение трактуется в этой теории в терминах экономической плотности населения, которая изменяется в ходе истории:

«Само собой разумеется, страна более или менее «заселена» не в зависимости от соотношения населения и размера территории, а в зависимости от соотношения между населением и количеством средств к существованию; это количество, понятно, не рассматривается с точки зрения абстрактных возможностей, но учитывает создавшуюся ситуацию, т.е. зависит от состояния сельскохозяйственного и иного производства у данного народа и в данную эпоху»[23].

К счастью, судьба оставленной М.И. рукописи, вопреки тому, что иногда утверждается[24], сложилась вполне удачно. Дело отца продолжили его сыновья.

Замечательные сыновья

У М.И Кулишера было три сына[25]. Все они добились международного признания в сфере науки. Старший, Иосиф (далее для краткости И.М.), родился в 1878 году в Киеве. Он стал выдающимся историком-экономистом[26]. Средний сын, Евгений (Е.М.), родился в 1881 году, тоже в Киеве. Известность придет к нему поздно, когда он прославится как исследователь международной миграции в годы Второй мировой войны и послевоенный период. Младший из трех братьев, Александр (его для краткости будем называть А.М.), родился в 1890 году уже в Петербурге[27]. О месте семьи Кулишеров в интеллектуальной жизни дореволюционной России говорит, например, тот факт, что в 1916 году М.И. и двое его сыновей, Иосиф и Александр, входили в состав Русского Социологического Общества имени М.М. Ковалевского, которое насчитывало лишь 62 члена[28].

Все братья получили образование на юридическом факультете Петербургского университета. Именно на этом факультете можно было тогда приобрести солидную подготовку в области статистики и социологии, что потом очень им пригодилось. Характеризуя впоследствии научный путь каждого, современники неизменно называли их учениками замечательного русского социолога М.М. Ковалевского, преподававшего в университете, где они учились. Но, несомненно, решающее влияние на формирование научного мировоззрения братьев оказал их отец, ученый-энциклопедист.

Каждый из братьев после окончания университета стажировался за рубежом. Так, А.М. провел два года в Оксфорде, где специализировался в области английского конституционного права под руководством выходца из России П.Г. Виноградова. Все трое братьев к моменту свержения царской власти уже были приват-доцентами Петроградского университета. К занятию профессорских должностей их не допускали, т.к. они были некрещенными евреями. Хотя братья окончили один и тот же юридический факультет, специализировались они в разных областях. Как можно понять из уже написанного, основные научные интересы И.М. находились в области истории экономики. Е.М. в дореволюционный период много времени уделял работе в адвокатуре, но тогда же получил известность как ученый-криминалист.

В те годы в центре научных интересов А.М. были государственный строй Англии и проблемы самоопределения тогда подвластной ей Ирландии. Стоит отметить, что одна из публикованных в 1916 году его газетных статей об Ирландии обратила на себя внимание В.И. Ленина, который подверг ее критике в печати[29]. В частном письме вождь большевиков был, как обычно, резок: «Радек и Кулишер (кадет[30] в «Речи») сошлись, тупоумно обозвав [ирландское восстание] «путчем»»[31]. Такое внимание будущего руководителя Советского государства не обещало в перспективе ничего хорошего.

Однако после победы Февральской революции, которая покончила с сословными, религиозными и национальными ограничениями, будущее казалось прекрасным. Нужно было определить государственное устройство демократической России, идущее на смену царскому режиму. Вот тут и были востребованы знания А.М. в области конституционного права. Он принял активное участие в обсуждении государственного устройства страны[32]. Понятно, впрочем, что вся эта работа оказалась напрасной, поскольку власть в России захватили сторонники совсем другой концепции государства.

После того, как в 1917 году умерла мать братьев, отец жил только с А.М[33]. К тому времени два старших женатых брата уже покинули родительский дом. Можно полагать, что именно тогда М.И. передал младшему сыну свое увлечение миграциологией. В 1920 году после смерти отца А.М. покидает Петроград. Вот как он писал впоследствии о своем путешествии в тылу только что завоевавшей юг страны Красной Армии:

«Должен сознаться, что я путешествовал очень удобно: ведь у меня – у которого на квартире сидела засада из чека[34], – имелась командировка для поездки из Петрограда в Москву и Харьков с целью собирания материалов для организации … полярной экспедиции. Эта бумага обеспечивала мне место в «вагоне особого назначения» (международном спальном вагоне), из которого я мог наблюдать способы путешествия массы населения, на крышах и буферах, и стихию обыска, царившую на станциях»[35].

Так что А.М. был хорошо знаком с тогдашними способами путешествия, когда позднее писал о передвижении масс в период Гражданской войны в России в своей первой миграциологической работе. На самом деле он направлялся в Киев, где в то время находился его средний брат, который перебрался туда с семьей в 1918 году и получил профессорскую должность в Киевском университете. Затем начнется небезопасный путь братьев на Запад. В 1920 году они прибыли в Берлин, главный центр русской послереволюционной эмиграции того времени[36].

Вначале у А.М., кажется, не нашлось времени для занятия миграциологией. Впрочем, нам неизвестно взял ли он в свое опасное путешествие рукопись отца. Возможно, что она была переправлена заграницу из бывшей столицы Империи только позже. С этим связан и другой вопрос. Как и насколько тесно поддерживали братья-эмигранты отношения со своим старшим братом И.М., оставшимся в Советской России.


И.М. Кулишер. История экономического быта Западной Европы
(современное издание)

И.М. тоже был не чужд демографических интересов, многие проблемы демографии затрагивались в его классическом труде «История экономического быта Западной Европы», который неоднократно переиздавался на русском языке. Сам автор подготовил его к публикации на немецком языке – им хорошо владели все Кулишеры, – а затем он был переведен на многие другие языки. Уникальные знания старшего брата в области средневековой и новой истории, конечно, могли пригодиться в работе младших братьев с рукописью отца, но нет никаких свидетельств его помощи в этом деле. Впрочем, известно, что в 1928 году старший брат провел три месяца в Германии[37], где тогда жил Е.М. Когда старший из братьев умер, в газете, в которой работал А.М., был напечатан неподписанный некролог[38].

Е.М. почти сразу после приезда в Германию, в 1921 году, становится доцентом Института зарубежного права в Берлинском университете[39]. Это было редким исключением, специально отмеченным в одной из немецких газет, откуда попало в обзор о положении эмиграции, подготовленный ГПУ[40]. Впрочем, удача Е.М. не была случайной. Ведь немецкие коллеги хорошо знали его по совместной работе в Международном союзе криминалистов еще до приезда в Берлин в качестве беженца. Столицу Германии до того он посетил в последний раз незадолго до начала Первой мировой войны, в январе 1914 года[41].


А.М. Кулишер. Сущность советского государства (1921)

Вскоре после своего приезда в Берлин А.М. публикует там на немецком языке книгу «Сущность советского государства»[42]. Эта книга удостоилась восторженного отзыва даже такого далекого от его политических воззрений видного деятеля германской социал-демократии как Э. Бернштейн[43]. В 1923 году появилась в двух переводах книга А.М. о молодом Б. Дизраэли[44].

В 1923 году в Берлине открывается Русский научный институт. В его ученый совет, наряду с другими известными учеными-эмигрантами, входит и А.М. Но этот институт в дальнейшем не стал его местом работы. Он предпринимает настойчивые попытки найти постоянное место в каком-либо университете, пусть даже и за океаном, которые, однако, кончаются неудачей. Э. Росс, известный американский социолог, активно занимавшийся судьбой русских ученых-изгнанников, – он, в частности, проложил дорогу в США П.А. Сорокину – рекомендовал А.М. восемнадцати американским университетам[45]. Но закончились все его хлопоты безрезультатно. Не помогло даже отличное знание английского языка, которое было у А.М. В американских университетах тогда царил антисемитизм.

В 1923 году А.М. переезжает в Париж. Основным местом его работы становится наиболее авторитетная газета русской эмиграции – «Последние новости», руководимая известным историком, одним из бывших лидеров партии кадетов, П.Н. Милюковым. В этой газете, до самого ее закрытия в 1940 году, он был одним из ведущих публицистов (некоторые материалы им подписывались псевдонимами Юниус и М. Александров, а часто шли и вовсе без подписи, как передовые статьи).

Во французской столице А.М. читал лекции на русском отделении юридического отделения Сорбонны, в Свободном колледже социальных наук и Франко-русском институте социальных и политических наук, а также во многих других учебных заведениях и общественных организациях. Был членом правления Русского академического союза в Париже. При этом он еще и увлеченно участвовал в различных политических мероприятиях. Это был человек огромной энергии. Ведь А.М. должен был каждый день приходить в редакцию «Последних новостей», где работал, что неизменно делал в определенный предвечерний час. Впоследствии так о нем вспоминал один из бывших сотрудников этой газеты:

«Ни одна строка, ни в одной газете на многих языках мира, если она могла быть ему полезной, не ускользала от его внимания. Когда он все это читал, никто не знал. Знания, информация, сведения от вопросов текущей политики до общественных наук и учений – все это, как губкой, всасывалось А.М. Кулишером»[46].

Сыновья продолжают дело отца

А.М. не забыл о наследии покойного отца. В 1924 году во французском журнале появляется его статья «Теория движения народов и гражданская война в России»[47], где излагается миграционная концепция М.И. в том виде, как она была сформулирована в его неоконченной рукописи, и на ее основе дается оригинальная трактовка послереволюционных событий в России.

Поражение России в Первой мировой войне, как отмечает в этой статье А.М., вначале привело к центростремительному движению огромных человеческих масс с фронта. События Гражданской войны он трактует как обратное военное движение, по сути вооруженную миграцию этих масс из центра по направлению к периферии – на Юг и Восток – в борьбе за ресурсы регионов-производителей. После победы большевиков наступает голод 1921-1922 годов, за которым следует стабилизация. Таким образом, А.М., задолго до современных исследователей, – и его приоритет в этом сегодня признается – показал роль конфликта между центром и периферией в Гражданской войне в России[48].

Постепенно А.М. уделяет миграции и демографии все большее внимание. Вот темы некоторых его лекций: «Войны и переселения» (1926), «Франция при Людовике XIV и Россия Петра Великого (демографические и социальные параллели)» (1927), «Теория передвижения народов. Войны и переселения» и «Теория миграций (передвижения народов, войны и переселения» (1934). В 1938 году он прочел в Сорбонне цикл лекций под названием «Миграция в мировой истории»[49].


Материалы Первой Всемирной конференции
по народонаселению (Женева, 1927),
содержащие доклад А.М. Кулишера
и его выступления на ней.

На Первой Всемирной конференции по народонаселению (Женева, 1927) именно А.М. был тем единственным ученым, для которого Россия была указана как его страна. Но это был, кажется, последний раз, когда ему, эмигранту, еще было разрешено представлять Россию. СССР вообще не послал никого на эту конференцию. Правда, в ней участвовал еще один выходец из России, С.С. Кон, но он значился как представитель Чехословакии, где нашел убежище после эмиграции. На конференции А.М. представил доклад, который был опубликован в ее материалах[50]. Он также активно участвовал в прениях. Два его выступления появились в напечатанной стенограмме конференции.

Первым свидетельством присоединения Е.М. к усилиям младшего брата в области миграциологии стало их совместное участие в очередном Международном конгрессе историков (Осло, 1928). Отметим, что на этом конгрессе, по требованию советской делегации, А.М., как и другим ученым-эмигрантам, не было разрешено представлять свою страну, чего они очень желали[51]. Каждый из братьев выступил там с докладом[52].


Александр и Евгений Кулишеры. Войны и миграции.
Всемирная история как движение народов
(разные издания)

В 1932 году выходит книга братьев на немецком языке «Войны и миграции. Всемирная история как движение народов»[53]. В ней впервые полностью представлена теория Кулишеров, а история миграций в Евразии рассмотрена, начиная с VII до начала XX века. Эта книга вызвала многочисленные отклики современников[54]. Позднее именно она послужила основой для рекомендации, данной братьям выдающимся французским социологом и антропологом М. Моссом, когда они искали возможность перебраться в США[55].

Правда, не обошлось и без инсинуаций, которые шли от непонимания, а может быть, и нежелания признать роль братьев в подготовке книги. Так, даже в одной из тогдашних авторитетных энциклопедий авторство книги атрибутировали их отцу, а самих братьев указали только как ее редакторов[56]. Однако каждому, кто держал в руках книгу, становится ясно, что это не так, о чем, в частности, свидетельствует использование в ней самых новых к моменту ее издания источников. Впрочем, она, безусловно, основана на теории отца, и в ней использованы, унаследованные от него обширные материалы.

Несмотря на то, что эта книга до сих пор не переведена на другие языки, она не прошла незамеченной. Ф. Лоример включил ее в перечень главных публикаций при написании им авторитетного очерка истории мировой демографии[57]. При этом он отметил, что передвижения населения всегда были объектом, который стоял в центре внимания русских историков, тем самым подчеркнув ее происхождение. В свою очередь, Н.С. Тимашев привел эту книгу в своем списке наиболее важных работ в истории мировой социологии[58]. Отметим также, что ее материалы широко использованы Ф. Броделем в его классическом труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», где они служат основой для описания миграций в Евразии в XIV- XVIII вв. Братьев же он представил читателю следующим образом: «Два великолепных историка»[59].


Миграции в Евразии, XIV-XVIII вв. По данным А. и Е. Кулишеров
(Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм,
XV-XVIII вв. 2-е изд. Т. 1. М.: Весь Мир, 2006. С. 67.)

Захват власти нацистами в Германии в 1933 году не мог не отразиться на положении Е.М., для которого летний семестр оказался последним в Берлинском университете[60]. Его увольняют как «неарийца». На очередном Международном конгрессе историков (Варшава, 1933) каждый из братьев вновь представил по докладу[61]. Однако на нем Е.М., по-видимому, не было разрешено, как на предыдущем конгрессе, быть членом немецкой делегации[62]. В материалах варшавского конгресса, в отличие, кажется, от всех других участников, для него даже не указано место жительства – Берлин.

Для Е.М. наступает очень трудный период. Его жена, у которой в США уже давно жили родители, вынужденно отвозит дочь-подростка за океан (после того она вернется к мужу). Как удалось установить, 23 октября 1935 года они отплывают из Гамбурга в Нью-Йорк[63]. Сам Е.М. в 1936 году один переезжает в Париж в поисках нового места работы. Он многократно пишет обращения в различные фонды и организации, но уже начинает мешать возраст – в год приезда во Францию ему исполнилось 55 лет[64]. Однако Е.М. все-таки находит временную работу во французской столице в научно-исследовательской группе Министерства образования, а также в Национальном центре научных исследований. Финансовую поддержку ему оказало Общество защиты науки и образования[65].

В обстановке, сложившейся в Европе во второй половине 1930-х годов, братья лишаются возможности участия в международных научных конференциях, где раньше их роль была значительна. Так, без них прошел Международный конгресс историков (Цюрих, 1938), что не осталось незамеченным[66]. Не было их и на международных конференциях по народонаселению, организованных в эти годы (Берлин, 1935; Париж, 1937).

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, в 1937 году братья начинают работу над новой книгой, посвященной миграциям в Европе во время Первой мировой войны и последующий период. Эта книга должна была стать продолжением, вторым томом, их совместного труда, опубликованного на немецком языке. Как писал хорошо осведомленный и авторитетный свидетель, чье сообщение, несомненно, заслуживает внимания, эта работа была завершена: «Второй том, на французском языке, предсказавший войну, был подготовлен к печати. Занятие Парижа помешало его появлению»[67].

Разгром Франции в 1940 году очень тяжело переживался А.М. В конечном итоге именно повышенная эмоциональность, вероятно, и помешала успеху предпринятой им попытки бегства из оккупированной Франции в США. А ведь там его уже ждало место в Новой школе социальных исследований, где нашли для себя достойное место работы многие выдающиеся ученые, ставшие беженцами из захваченной Гитлером Европы[68]. Осенью 1941 года А.М. был арестован петеновскими властями при переходе в еще неоккупированную часть Франции и заключен в лагерь Гюрс для интернированных лиц. Оттуда он позднее был переведен в другой вишийский лагерь – Ной, где и погиб 6 февраля 1942 года при обстоятельствах, не установленных до сих пор[69]. Лучшей эпитафией погибшему могут служить слова из письма П.Н. Милюкова, который в определенной степени считал его своим духовным наследником:

«Смерть Юниуса в лагере меня тяжко потрясла. Человек этот заслужил лучшей участи, хотя еще в Монпелье мы видели, что он – приговоренный. Но чтобы он так решительно сам пошел навстречу развязке– по-видимому вполне сознавая риск и все же продолжая мечтать об Америке и об издании книги, – в этом сказалась его трагедия. Представляю его душевное состояние перед кончиной! Его сознание незаслуженности обиды, нанесенной жизнью, сравнительно с более счастливыми, к которым он относился с презрением...»[70].

Автор понятия «перемещенные лица»

Совсем по-другому сложилась судьба Е.М. Он вместе с женой благополучно проделал опасный путь из поверженной Франции в США, куда добрался в 1941 году. Здесь их ждала уже ставшая взрослой дочь. К тому времени она провела за океаном шесть лет и, следовательно, могла помочь в адаптации к новым условиям и решении лингвистических проблем. Последнее всегда очень важно при переезде в новую страну с другим языком, а в случае Е.М., вероятно, такая помощь имела особое значение. Ведь его знание английского языка, особенно в начале американского периода, в отличие от младшего брата, который не добрался до США, было далеко от совершенства.

Это обстоятельство упоминается в одном из его некрологов[71]. Известно, что даже после многих лет пребывания в США, итоговые материалы его научного наследия не были написаны на английском языке. Они были предоставлены вдовой одному из его биографов в переводе[72]. Все это наводит на мысль, что многочисленные англоязычные публикации Е.М., вероятно, были также переводами, что, впрочем, кажется, нигде автором не указывалось, когда они печатались.

Но имелось одно важное обстоятельство, которое должно было помочь успеху Е.М. в новой стране. Отец его жены, А.Д. Марголин, который был в прошлом заместителем министра иностранных дел недолго просуществовавшей Украинской Народной Республики, уже два десятилетия жил в США, где давно установил очень обширные связи, прежде всего, в кругах определявших американскую внешнюю политику[73].


Е.М. Кулишер. Перемещение населения в Европе (1943)

Через два года после переселения Е.М. за океан он публикует под эгидой Международного бюро труда книгу «Перемещение населения в Европе», в которой дается подробный обзор миграций на этом континенте за период, прошедший после начала Второй мировой войны[74]. В этой книге он на основе тщательного анализа большого числа самых разнообразных источников приходит к оценке, которая будет потом неоднократно цитироваться - вплоть до настоящего времени, что к началу 1943 года тридцать миллионов жителей Европы оставили свои предвоенные места жительства. Публикация книги, посвященной одной из самых злободневных проблем военного времени, принесла ее автору широкую известность. Ведь введенному в ней понятию «перемещенные лица» было суждено и потом еще долгие годы находится на слуху, пока проблема этой части жертв войны не нашла своего решения.

В 1948 году Е.М. опубликовал книгу «Европа в движении: война и изменения населения, 1917-1947»[75]. Рассказанная в ней история о том, как попали в США из поверженной Франции собранные братьями Кулишерами обширные материалы по миграциям, а также рукопись написанной ими на французском языке книги, изданию которой помешала война, носила вполне детективный характер. Вначале все это было переправлено в ту часть Франции, которая еще не была оккупирована немецкими войсками. Затем оттуда вывезено на Мартинику, французское владение в Центральной Америке. И только после того спасенные материалы оказались в США[76]. Активное участие в организации их доставки туда принял А. Джонсон, директор Новой школы социальных исследований, где, как отмечено выше, А.М. ждало место работы. Но он погиб, и в дальнейшем со всем этим богатством, совместно накопленных материалов, судьба определила работать только одному Е.М.


Е.М. Кулишер. Европа в движении.
Война и изменения населения, 1917-1947 (1948)

Период, который рассматривается в книге «Европа в движении: война и изменения населения, 1917-1947», на самом деле, больше указанного в ее заглавии, поскольку там анализируются также миграции в России, вызванные Первой мировой войной. Теория миграций, как она представлена в ней в специальном разделе, является в основном кратким изложением того, что уже было опубликовано в предыдущей книге братьев. Основное содержание «Европы в движении» состоит из двух больших частей.

Первая, самая большая по объему, подробно описывает миграционные процессы в разных частях Европы до начала Второй мировой войны. Несомненно, что основой для нее явилась неопубликованная книга братьев на французском языке. Вклад А.М. в эту часть «Европы в движении» становится еще яснее, если принять во внимание свидетельство хорошо информированного эксперта, что многие материалы по России и СССР, использованные в ней, просто отсутствовали в США[77]. Потому роль младшего брата в создании этой книги, кажется, до сих пор недооцененной исследователями.

Конечно, при выходе книги наибольшее внимание привлекла ее вторая, пусть и меньшая по объему, часть, посвященная периоду Второй мировой войны и первым годам после нее, которые также отличались массовыми миграциями[78]. Ведь в ней впервые был дан всеобъемлющей анализ миграционной составляющей совсем недавних трагических страниц истории Европы и показывался масштаб одной из самых актуальных проблем послевоенного периода – наличие огромной массы лиц, утративших свои прежние места жительства.


Перераспределение населения, вызванное Второй мировой войной
(по Е. Кулишеру, 1948)

Заслугой Е.М. является то, что он, следуя подходу, разработанному отцом, в своем анализе комплексно рассматривает все миграции военного времени, а не ограничивается их насильственной составляющей. Ведь только при таком подходе можно понять роль среди всех миграций этого периода таких их форм, как эвакуация и добровольное бегство населения от наступающих войск противника, которые приняли особенно большие размеры в СССР в 1941-1942 годах.

Около 40% объема книги посвящено России и СССР[79]. Первоначально она должна была даже включать в свое название Советский Союз, что лучше отражало бы ее содержание[80]. Возможно, что именно отсутствие его упоминания в названии книги и привело к тому, что ее обширные материалы, относящиеся к России и СССР, пока не привлекли к себе того внимания российских исследователей, которого они заслуживают. Впрочем, в целом и в настоящее время общее значение этой книги остается большим и общепризнанным. Она часто цитируется вне России, а имя Е.М., пока малоизвестное в стране, где он вырос, благодаря ей не теряет своей популярности на Западе.

В американский период Е.М. опубликовал также значительное число статей по демографии[81]. Отметим среди них статью «Миграция», написанную для «Британской энциклопедии»[82]. Немалое внимание уделял Е.М. в эти годы и рецензированию новой демографической литературы, что ускользнуло пока от внимания его биографов[83], хотя его рецензии тоже содержат немало интересного. Так, в одной из своих рецензий, он обращает внимание на страницы 139-140 книги, опубликованной им совместно с братом в 1932 году, где, по его мнению, еще до Ф. Ноутстайна (А. Ландри он не упоминает) уже была сформулирована теория демографического перехода[84]. Возможно, это обстоятельство станет поводом для специалистов в области демографической революции, к числу которых я не принадлежу, вновь обратиться к истории этой концепции. Ведь Е.М. упоминает в данной рецензии в этой связи также доклад голландского демографа Х.В. Метхорста на Первой Всемирной конференции по народонаселению (Женева, 1927).

Обстоятельства жизни Е.М. в американский период, в отличие от межвоенного времени, достаточно хорошо освещены в публикациях, посвященных ему[85]. В США он получил щедрую финансовую поддержку от различных фондов и условия его работы сильно отличались в лучшую сторону от тех, в которых братья до того вели свои исследования частным образом в Европе. Во время войны Е.М. работал в исследовательском отделе Управления стратегических служб. Был экспертом Проекта «М», занимавшегося по личному поручению президента США Ф.Д. Рузвельта анализом проблем мировой миграции[86]. В этот период, а скорее всего, и позже, он мог получать в специально организованном порядке необходимые для его работы материалы из разных стран Европы, включая прессу на всевозможных языках[87]. Затем последовал четырехлетний период, когда Е.М. сменил несколько мест работы в различных американских государственных учреждениях. Среди них было и Бюро цензов, ответственное за американскую статистику. Кроме того, он преподавал в Американском университете в Вашингтоне. С 1949 года вплоть до самой смерти, наступившей 2 апреля 1956 года, Е.М. состоял в штате Библиотеки Конгресса, где выполнял функции демографа.

Пусть давно осталась в прошлом адвокатская практика, но приобретенные за ее годы навыки, несомненно, помогали Е.М. в налаживании контактов с людьми. Ему самому воспоминания о дореволюционном периоде, видимо, были приятны. Ведь он написал в США несколько мемуарных очерков о корифеях старой русской адвокатуры, которых хорошо знал[88]. А для своих американских студентов и сослуживцев этот общительный человек и хороший рассказчик был живым олицетворением старого Петербурга, той России, которая к этому времени уже давно ушла в прошлое[89].

Вместо заключения

К настоящему времени накопилась немалая литература, посвященная Е.М., как миграциологу. В ней обычно его младший брат упоминается, прежде всего, в качестве соавтора книги, опубликованной в 1932 году, а роль отца и вовсе остается не проясненной. Чтобы восполнить этот пробел, в данной статье мы впервые проследили историю создания М.И. оригинальной теории миграции и установили решающую роль А.М. в продолжении исследований миграции на основе этой теории. Все это позволило, наконец, дать комплексную оценку вклада всех трех членов семьи Кулишеров в мировую миграциологию.

Конечно, наши выводы не могут не носить во многом предварительного характера. Члены этой семьи сменили не одно место жительства – Петербург, Берлин, Париж и Вашингтон. Рукописи и собранные братьями-миграциологами материалы путешествовали вместе с ними и при этом, неизбежно, пропадали в тех трудных условиях, в которых проходили их миграции. Но даже американский архив Е.М., где, в частности, должен находиться текст книги на французском языке, написанной им совместно с братом, недоступен для исследователей, которые так и не могут установить место его нахождения, несмотря на все поиски.


[1] Старший исследователь, Отдел демографии и статистики Института современного еврейства, Иерусалимский университет, Израиль.
[2] При подготовке настоящей статьи действенную помощь в осмыслении ряда значимых аспектов истории семьи Кулишеров, поиске и доступе к некоторым важным источникам оказали М. Бейзер, Ю. Вассерман, А. Зельцер, Л. Найдич, Л. Телень, А. Феррара, В. Хазан, Д. Харув и Ш. Штампфер, а также книготорговая компания Esterum (Франкфурт на Майне). Всем им я очень благодарен. Однако ответственность за содержание моей публикации, конечно, целиком лежит на авторе.
[3] С основные событиями его жизни можно ознакомиться, например, в: Еврейская энциклопедия. Т. 9. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1913. Кол. 903-904; Кауфман А.М. Памяти М.И. Кулишера // Вестник литературы. 1919. №12. С. 14-15; Социологи России и СНГ XIX-XX вв. Биобиблиографический справочник / Редкол.: Ж.Т. Тощенко и др. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 161-162.
[4] Еврейская энциклопедия. Т. 9. Кол. 904.
[5] Kulischer M. Das Leben Jesu. Leipzig: Otto Wigand, 1876.
[6] Кулишер М.И. Очерки сравнительной этнографии и культуры. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1887.
[7] Кулишер М.И. Развод и положение женщины. СПб.: Типо-литография Б.М. Вольфа, 1896.
[8] Кулишер М.И. Великая французская революция и еврейский вопрос. Ленинград: Сеятель, 1924.
[9] Кулишер М.И. Механические основы передвижения масс // Вестник Европы. 1887. №8. С. 597-635. В 1880-е годы М.И. активно печатался на страницах этого либерального журнала, который уделял преимущественное внимание проблемам истории и политики. Там за это десятилетие, по нашим подсчетам, появилось десять его публикаций (см.: Каталог журнала «Вестник Европы» за двадцать пять лет. 1866 - 1890 гг.: С алфавитным указателем имен авторов. СПб.: Вестник знания, 1891).
[10] Еврейская энциклопедия. Т. 9. Кол. 904.
[11] Kulischer E.M. Europe on the Move: War and Population Changes, 1917-1947. New York: Columbia University Press, 1948. P. V.
[12] Jewish Encyclopedia. Vol. 7. New York and London: Funk and Wagnalls, 1904. P. 582.
[13] Во второй половине XIX в. термин «переселение», используемый в широком значении, как у М.И., совпадал с термином «миграция» (см.: Моисеенко В.М. Очерки изучения миграции населения в России во второй половине XIX – начале XX столетия. М.: ТЕИС, 2008. С. 30).
[14] Кулишер М.И. Механические основы передвижения масс. С. 632.
[15] Там же. С. 628.
[16] Слиозберг Г.Б. Дела минувших дней. Т. 3. Париж: Издание комитета по чествованию 70-летнего юбилея Г.Б. Слиозберга. 1934. С. 105.
[17] Винавер М.М. Как мы занимались историей // Евреи в российской империи XVIII - XIX веков: сборник трудов еврейских историков / Сост. А.Е. Локшин. М.: Еврейский университет в Москве, 1995. С. 73-74.
[18] Архив еврейской истории. Т. 7. / Гл. ред. О.В. Будницкий. М.: РОССПЭН, 2012. С. 29.
[19] Малинов А.В. А.С. Лаппо-Данилевский – первый председатель русского социологического общества им. М.М. Ковалевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 3(68). С. 12..
[20] Sorokin P.A. A Long Journey: The Autobiography of Pitirim A. Sorokin. New Haven, CT: College and University Press, 1963. P. 179.
[21] А. Посмертный труд М.И. Кулишера // Вестник литературы. 1920. №1(13). С. 11. Эта заметка лишь относительно недавно была обнаружена исследователем творчества старшего из сыновей М.И., который сообщил о ней, пересказав ее содержание (Виноградов С.М. А.М. и Е.М. Кулишеры в эмиграции // Зарубежная Россия 1917-1939 / Под ред. В.Ю. Черняева и др. Кн. 2. СПб.: Лики России, 2003. С. 238-240).
[22] Там же.
[23] Koulicher, A. La théorie des mouvements des peuples et la guerre civile en Russie // Revue internationale de sociologie. 1924. Vol. 32. P. 494.
[24] О том, что эта рукопись пропала, можно, например, прочитать в: Социологи России и СНГ XIX-XX вв. С. 161.
[25] Недавно, со слов одного из бывших американских студентов Е.М., опубликовано сообщение о том, что у М.И был и четвертый сын (Ferrara A. Eugene Kulischer, Joseph Schechtman and the Historiography of European Forced Migrations // Journal of Contemporary History. 2011. Vol. 46. No. 4. P. 719). Он якобы был призван в царскую армию, после чего семья потеряла с ним связь, а мать братьев вследствие этого психически заболела. Отметим, что интервью, в котором была рассказана эта история, взято через полвека после смерти Е.М. Возможно, память тут подвела рассказчика. Нигде в литературе среди многочисленных воспоминаний современников, хорошо знавших семью Кулишеров, нам не удалось найти подобных свидетельств. Зато в одной из публикаций М.И. встречается описание подобной истории, относящейся ко времени царя Николая I и произошедшей с семьей его деда, правда закончившейся менее печально (Кулишер М.И. Кто виноват? (Из жизни одной еврейской колонии 1837-1847 г.) // Еврейская библиотека. 2-е изд. Т. 4. СПб.: Типо-литография А.Е. Ландау, 1902. С. 217-243). Отметим также, что практически все публикации о братьях Кулишерах страдают наличием тех или иных серьезных неточностей. Так, в некоторых из них неправильно указаны годы их жизни. Часто биографии братьев просто путают, приписывают события из жизни одного брата другому. В данной работе мы приводим только те факты, которые считаем установленными. При этом. за отсутствием места, по возможности, избегаем, когда нет действительной надобности, указаний на ошибки, содержащиеся в других публикациях. Однако следует помнить, что указание на тот или иной источник, как правило, не означает наше полное согласие со всем его содержанием.
[26] Виноградов С.М. И.М. Кулишер как историк экономист // Русская наука в биографических очерках / Под ред. Э.И. Колчинского и И.П. Медведева. СПб.: Дм. Буланин, 2003. С. 221-234.
[27] При описании его основных биографических данных, если не указано другое, мы опираемся на три наиболее информативные публикации (Гурвич Г.Д. Памяти профессора А.М. Кулишера // Новый журнал. 1942. №2. С. 374-375; Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 443-444; Телицын В. Александр Михайлович Кулишер // Русское еврейство в зарубежье. Т. 1(6) / Гл. ред. М. Пархомовкий. Иерусалим: Научно-исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье», 1998. С. 421-427). Однако необходимо отметить, что, как нам удалось установить, некоторые биографические данные Александра Михайловича Кулишера путают с событиями жизни Александра Моисеевича Кулишера, жившего в Брюсселе между двумя мировыми войнами. Они умерли почти одновременно, о чем имеется свидетельство лица, знавшего обоих (см.: История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы / Под ред. О.В. Будницкого и др. М.: Дом еврейской книги, 2004. С. 218). Смешение биографий этих двух разных личностей, которые, возможно, были дальними родственниками, привело, в частности, к тому, что два младших из братьев Кулишеров нередко фигурируют даже в лучших справочных изданиях как «Александр Михайлович (Моисеевич)» и «Евгений Михайлович (Моисеевич)» (см., например: Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000. С. 443-444). При этом старший из братьев во всех известных нам публикациях имеет отчество «Михайлович», а их отец неизменно именуется «Михаилом».
[28] См.: Дойков Ю.В. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т. 1. Архангельск, 2008. С. 235. URL: http://www.doykov.1mcg.ru/
[29] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30. М.: Изд-во политической литературы, 1969. С. 53.
[30] Взгляды этой партии разделяли все Кулишеры (Винавер М.М. Недавнее. (Воспоминания и характеристики). 2-е изд. Париж: Тип. Д’ар Вольтер, 1926. С. 262). Неудивительно, что после Октября 1917 года они оказались под ударом, т.к. партия кадетов была объявлена вне закона.
[31] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 49. М.: Изд-во политической литературы, 1970. С. 235.
[32] См.: Кудинов, О.А. Проект Основных законов Российской республики 1917 года, разрабатывавшийся Юридическим совещанием при Временном правительстве // Правоведение. 2003. № 1. С. 223–232. Отметим, что через много лет, по поручению В. Жаботинского, А.М. работал и над концепцией государственного устройства будущего еврейского государства, активным сторонником которого стал в эмиграции, но подготовленные им материалы, видимо, погибли вместе с ним (Schechtman J.B. Fighter and Prophet. The Vladimir Jabotinsky Story: The Last Years. New York and London: Thomas Yoseloff, 1961. P. 549).
[33] Слиозберг Г.Б. Дела минувших дней. Т. 3. С. 117.
[34] В декабре 1919 года его старший брат был арестован ЧК, но вскоре, впрочем, был освобожден по ходатайству университета, где работал (Виноградов С.М. И.М. Кулишер как историк экономист. С. 228).
[35] Кулишер А.М. Постоянное // Последние новости. 1927. 6 ноября. С. 3.
[36] Krehan, K. Die Reintegration von Juristen jüdischer Herkunft an den Berliner Universitäten nach 1945. Berlin: WVB Wissenschaftlicher Verlag, 2007. S. 66. Прибытие в Берлин, вероятно, произошло только в самом конце указанного года, поскольку первая известная нам зарубежная публикация Е.М. была напечатана в парижском еженедельнике 28 января 1921 года (Кулишер Е.М. Год тому назад // Еврейская трибуна. 1921. №57. С. 2-4). Более того, все известные нам указания на активность братьев в Берлине начинаются только с лета 1921 года (Историческая наука российской эмиграции 20-30-х гг. XX века (Хроника) / Сост. С.А. Александров. М.: АИРО- XX, 1998. С. 13; Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918-1941 / K. Schlögel et al., hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1999. S. 67).
[37] Виноградов С.М. И.М. Кулишер как историк экономист. С. 231.
[38] Кончина проф. И.М. Кулишера // Последние новости. 1933. 5 дек. С. 2.
[39] Krehan, K. Die Reintegration von Juristen jüdischer Herkunft an den Berliner Universitäten nach nach 1945. S. 66.
[40] Остракизм по-большевистски: Преследования политических оппонентов в 1921–1924 гг. / Сост. В.Г. Макарова, В.С. Христофорова. М.: Русский путь, 2010. С. 584.
[41] Кулишер Е.М. Памяти В.Д. Набокова // Последние новости. 1932.
19 апр. С. 4.
[42] Kulischer A. Das Wesen des Sowjetstaates. Berlin: Verlag für Politik und Wirtschaft, 1921.
[43] Margolin A.D. The Jews of Eastern Europe. New York: T. Seltzer, 1926. P. 27.
[44] Кулишер А.М. Лорд Биконсфильд, 1804-1832. Берлин: Римон, 1923 (опубл. отдельными изданиями на иврите и идише).
[45] Дойков Ю.В. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т. 2. Архангельск, 2009. С. 124. URL: http://www.doykov.1mcg.ru/
[46] Мейснер Д.И. Миражи и действительность: записки эмигранта. М.: АПН, 1966. С. 201.
[47] Koulicher, A. La théorie des mouvements des peuples et la guerre civile en Russie // Revue internationale de sociologie. 1924. Vol. 32. P. 492-507.
[48] Ferrara A. Eugene Kulischer, Joseph Schechtman and the Historiography of European Forced Migrations. P. 722.
[49] См.: Русское зарубежье: хроника научной, культурной и общественной жизни, 1920-1940 Франция. Т. 1-4 / Под общей ред. Л.А. Мнухина; в сотрудничестве с Т.Л. Гладковой и др. М.: ЭКСМО, 1995-1997.
[50] Koulicher, A. Some Aspects of the Migration Problem // Proceedings of the World Population Conference / M. Sanger, ed. London: Edward Arnold, 1927. P. 305-309.
[51] Бочарова З.С. Современная историография российского зарубежья 1920-1930-х годов // Отечественная история. 1998. №1. С. 97.
[52] Koulicher, A. Les guerres et les migrations // VIe Congrès international des sciences historiques. Résumés des communications présentées au Congrès. Oslo, 1928. P. 29-30; Kulischer E. Die Richtungen der Völkerbewegungen // Ibid. P. 30-33.
[53] Kulischer A., Kulischer Е. Kriegs- und Wanderzüge. Weltgeschichte als Völkerbewegung. Berlin - Leipzig: Walter de Gruyter, 1932.
[54] Среди них укажем лишь несколько, которые принадлежат видным ученым русского зарубежья: Бицилли П. [Рец. на] Alexander und Eugen Kulischer. Kriegs- und Wanderzüge. Weltgeschichte als Völkerbewegung. Berl. und Lpz. 1932 // Современные записки. 1932. Т. 50. С. 469-472; Gurvitch G. [Рец. на] Alexander und Eugen Kulischer. Kriegs- und Wanderzüge. Weltgeschichte als Völkerbewegung. Berlin, 1932 // Archives de philosophie du droit et de sociologie juridique. 1933. Vol. 3. P. 247-249; Miljukov P. Une nouvelle explication du cours de l’histoire universelle // Le monde slave. 1933. Vol. 10. No. 4. P. 127-136.
[55] Schlögel K. Investigating Russian Berlin in Weimar Germany - Culture and Displacement in the Age of War and Revolution // Baltic Worlds. 2011. Vol. 4. No. 3. P. 24.
[56] Encyclopaedia Judaica. Bd. 10. Berlin: Eschkol, 1934. Spalte 479.
[57] Lorimer Fr. The Development of Demography // The Study of Population: An Inventory and Appraisal / Ph.M. Hauser and O.D Duncan, eds. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1959. P. 124-179.
[58] Timasheff N.S. Sociological Theory, Its Nature and Growth. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1955. P. 313.
[59] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. 2-е изд. Т. 1. М.: Весь Мир, 2006. С. 65.
[60] Krehan, K. Die Reintegration von Juristen jüdischer Herkunft an den Berliner Universitäten nach 1945. S. 67.
[61] Koulicher, A. Le cycle de population dans les pays modernes // VIIe Congrès international des sciences historiques. Résumés des communications présentées au Congrès. Vol. II. Varsovie, 1933. P. 354; Kulischer E. Kriege und Wanderungen. Theorie der Völkerbewegungen // Ibid. P. 355-356.
[62] См.: Pinwinkler A. Deutsche Geschichtswissenschaften und „Bevölkerung“ bei den Internationalen Historikerkongressen der Zwischenkriegszeit // Übergänge und Schnittmengen: Arbeit, Migration, Bevölkerung und Wissenschaftsgeschichte in Diskussion, A. Steidl et al., hrsg. Wien, Böhlau Verlag. S. 386.
[63] URL: http://www.idreamof.com/migrate/ny/ss_manhattan_1935.htm
[64] Krehan, K. Die Reintegration von Juristen jüdischer Herkunft an den Berliner Universitäten nach 1945. S. 67-68.
[65] О нем см., например: Bentwich, N. The Rescue and Achievement of Refugee Scholars. The Hague: M. Nijhoff, 1953. P. IX-XIV.
[66] Pinwinkler A. Deutsche Geschichtswissenschaften und „Bevölkerung“ bei den Internationalen Historikerkongressen der Zwischenkriegszeit. S. 391.
[67] Гурвич Г.Д. Памяти профессора А.М. Кулишера. С. 375. О дальнейшей судьбе этой рукописи см. в следующем разделе. Отметим, что Г.Д. Гурвич был близким другом А.М. (см.: Антонов М. В. Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 241).
[68] Об этом учебном заведении и его роли в адаптации европейских изгнанников см.: Krohn, C.-D. Intellectuals in Exile: Refugee Scholars and the New School for Social Research. Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1993.
[69] Klarsfeld S. Me'morial de la de'portation des juifs de France. Paris: FFDJF, 2012. P. 761. Однако в сообщении о его смерти, которое было тогда отправлено из Виши, указывалась более поздняя дата смерти – 13 февраля 1942 года: URL: http://archive.jta.org/article/1942/03/03/2856966/prof-alexander-kulisher-noted-lawyer-and-zionist-died-in-french-camp
[70] Цит. по: Седых А. Далекие, близкие. 2-е изд. Нью-Йорк: Издание «Нового русского слова», 1962. С. 176-177.
[71] The Washington Post. 1956. 4 April. P. 18.
[72] Jaffe A.J. Notes on the Population Theory of Eugene M. Kulischer // The Milbank Memorial Fund Quarterly. 1962. Vol. 40. No. 2. P. 187.
[73] Khiterer, V. Arnold Davidovich Margolin: Ukrainian-Jewish Jurist, Statesman and Diplomat // Revolutionary Russia. 2005. Vol. 18. No. 2. P. 145-167.
[74] Kulischer E.M. The Displacement of Population in Europe, Montreal: International Labour Office, 1943. Отметим, что через год Е.М. на базе ее материалов, дополненных, как отмечалось при публикации, некоторыми новыми данными, напечатал статью, посвященную миграции евреев в Европе в эти годы (Кулишер Е.М. Изгнание и депортация евреев // Еврейский мир: Сборник 1944 года. Иерусалим: Гешарим, 2001. С. 261-275). Однако вызывает удивление, что, хотя к тому времени уже было определенно известно о лагерях уничтожения, в которых заканчивался путь большинства жертв, автор статьи, по существу, не касается данного аспекта в своем изложении вопроса. О времени публикации информации о массовом вывозе нацистами евреев в лагеря уничтожения, тогда проигнорированной Е.М., см., например: Dwork D., van Pelt R.J. Holocaust: A History. New York and London: W.W. Norton, 2002. P. 301-302.
[75] Kulischer E.M. Europe on the Move: War and Population Changes, 1917-1947. New York: Columbia University Press, 1948.
[76] Ibid. P. VI.
[77] Gordon M.K. [Рец. на] Europe on the Move. War and Population Changes, 1917-47 by Eugene M. Kulischer // Russian Review. 1949. Vol. 8. No. 1. P. 87–88. Об авторе этой рецензии см.: Tolts M. For Him London was a Fruitful Transitory Stop: The Migrant’s Destiny of Miron Kantorowicz // Jewish Journal of Sociology. 2014. Vol. 56 (forthcoming).
[78] Отметим, что в этой книге Е.М. также дал одну из первых оценок потерь, понесенных еврейским населением Европы в Холокосте – 5,5 млн человек (Kulischer E.M. Europe on the Move. P. 279).
[79] Gordon M.K. [Рец. на] Europe on the Move. War and Population Changes, 1917-47 by Eugene M. Kulischer. P. 87.
[80] Ferrara A. Eugene Kulischer, Joseph Schechtman and the Historiography of European Forced Migrations. P. 731.
[81] См. библиографию его работ американского периода в: Jaffe A.J. Notes on the Population Theory of Eugene M. Kulischer. P. 205-206.
[82] Kulischer E.M. Migration // Encyclopaedia Britannica. Vol. 15. London, 1952. P. 465-473.
[83] Так, к сожалению, в только что упомянутой библиографии отсутствуют подготовленные им рецензии, хотя для него, к концу жизни - сотрудника Библиотеки конгресса, это было одним из приоритетных направлений деятельности.
[84] Kulischer E.M. [Рец. на] World Population and Production: Trends and Outlook. By W.S. & E.S. Woytinsky. New York, The Twentieth Century Fund, 1953 // Political Science Quarterly. 1954. Vol. 69. No. 2. P 293-295.
[85] См., прежде всего: Ferrara A. Eugene Kulischer, Joseph Schechtman and the Historiography of European Forced Migrations. P. 715-740.
[86] Его основные материалы, в которых неоднократно упоминается Е.М., были позднее опубликованы: Field, H. “M” Project for F.D.R.: Studies on Migration and Settlement. Ann Arbor, MI: Edwards Brothers, 1962.
[87] Schlögel K. Verschiebebahnhof Europa. Joseph B. Schechtmans und Eugene M. Kulischers Pionierarbeiten // Zeithistorische Forschungen / Studies in Contemporary History, Online-Ausgabe. 2005. Vol. 2. No. 3. URL: http://www.zeithistorische-forschungen.de/16126041-Schloegel-3-2005
[88] Кулишер Е.М. О.О. Грузенберг как адвокат // О.О. Грузенберг. Очерки и речи. Нью-Йорк: Center for Studies in Slavic Languages, 1944. С. 8-20; Кулишер Е.М. Н.П. Карабчевский (1851-1925) // Новый журнал. 1952. №31. С. 296-305; Кулишер Е.М. Памяти Г.Б. Слиозберга // Еврейский мир: Сборник 1944 года. Иерусалим: Гешарим, 2001. С. 425-427.
[89] См.: Roof M.K. In Memoriam: Eugene M. Kulischer // R.E.M.P. Bulletin. 1956. Vol. 4. No. 3. P. 41-44; Weil I. Odyssey of a Translator // Nabokov: Criticism, Reminiscences, Translations, and Tributes / A. Appel and Ch. Newman, eds. Evanston, IL: Northwestern University Press, 1970. P. 266.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.