 |
Дети в ДТП
|
|
Над темой номера работал
|
 |
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Численность детского населения и число детей - жертв
ДТП: есть ли связь?
Сегодня необходимо понимание и знание того, какие факторы
определяют тенденции детской смертности вследствие ДТП. В развитых
странах на определенном этапе развития количество погибших детей
на дорогах было тесно связано с общей численностью детского населения,
с быстро растущей автомобилизацией, с неразвитостью институтов безопасности
дорожного движения. Наблюдалась прямая зависимость между числом
детей в общей структуре населения с числом погибших детей в ДТП.
Но на определенном этапе связь становилась обратной, т.е. с увеличением
численности детского населения происходило снижение абсолютных чисел
погибших детей в ДТП (рис. 12). С этого момента число погибших в
ДТП детей перестает зависеть от возрастной структуры населения.
Рисунок 12. Число погибших в ДТП детей и численность
детского населения в Австралии, 1950-2010 годы
Источник: Европейская база детализированных данных о смертности
(DMDB). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ.
Похоже, что Россия еще не перешла в ту фазу, где возрастная
структура населения перестает определять тенденции в числах погибших
детей. Рис. 13 показывает, что в России число погибших в ДТП детей
во многом определяется общей численностью детского населения. Почему
в России не состоялся переход, который произошел в развитых странах
в 70-е годы – вопрос, который требует объяснения.

Рисунок 13. Число погибших в ДТП детей и численность
детского населения в России, 1956-2010 годы
Источник: Европейская база детализированных данных о смертности
(DMDB). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ.
Построим т.н. «диаграмму рассеяния», где по одной оси
отложим количество погибших в ДТП детей, а по другой общую численность
детского населения для России и Австралии (рис. 14, 15). На рисунках
видно, что на определенном временном этапе (70-е годы) в Австралии
происходят изменения, которые полностью меняют динамику числа погибших
в ДТП детей. В России похожих изменений за этот период не наблюдалось.
Рисунок 14. Зависимость между численностью детского
населения и числами погибших в ДТП детей в Австралии, 1950-2010
годы
Источник: Европейская база детализированных данных о смертности
(DMDB). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ.

Рисунок 15. Зависимость между численностью детского
населения и числами погибших в ДТП детей в России, 1956-2010 годы
Источник: Европейская база детализированных данных о смертности
(DMDB). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ.
Для того чтобы в России добиться подобных изменений,
необходимо понять и осмыслить то, что происходило в других странах
в середине ХХ века в сфере безопасности дорожного движения. Пока
разорвать связь между ростом численности детского населения и числа
детей – жертв транспортного травматизма в России не удалось.
|