| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | Смертность пешеходов на дорогах России* Т. Фаттахов1 
              - специально для Демоскопа Источники данных В России данные о погибших пешеходах существуют с 1956 
              года. С 1956 по 1998 год Росстатом в группе транспортных происшествий 
              выделялась отдельная причина смерти: «Автомототранспортные несчастные 
              случаи на общественной дороге в результате наезда на пешехода». В 1999 году в связи с переходом на Международную классификацию 
              болезней травм и причин смерти (МКБ–10) причина «Автомототранспортные 
              несчастные случаи на общественной дороге в результате наезда на 
              пешехода» была заменена на другую причину «Пешеход, 
              пострадавший в результате транспортного несчастного случая». С 2006 года Росстат стал выделять две категории погибших 
              пешеходов: 
              Пешеход, пострадавший от дорожного мототранспортного 
                несчастного случая;Пешеход, пострадавший от внедорожного мототранспортного 
                несчастного случая. В 2011 году в статистической форме С-51 "Распределение 
              умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти", которая 
              действует с 1989 года, стали выделять 4 причины пешеходной смертности: 
              Пешеход, пострадавший в результате дорожного транспортного 
                случая (кроме железнодорожного);Пешеход, пострадавший в результате недорожного транспортного 
                случая (кроме железнодорожного);Пешеход, пострадавший при столкновении с поездом 
                или другим железнодорожным транспортным средством;Пешеход, пострадавший в результате  неуточненного 
                транспортного случая (кроме железнодорожного). Объединим данные Росстата о смертности пешеходов в один 
              ряд следующим образом:  
              для 1989-1998 гг. возьмем статистику автомототранспортных 
                несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда 
                на пешеходов;для 1999-2005 гг. возьмем статистику автомототранспортных 
                несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда 
                на пешеходов.для 2006-2010 гг. возьмем сумму пешеходов, пострадавших 
                от дорожных мототранспортных несчастных случаев и  пешеходов 
                пострадавших от внедорожных мототранспортных несчастных случаев 
                (рис. 1).
 
 Рисунок 1. Число погибших пешеходов по данным Росстата 
              и ООН (ГИБДД), человек  
              Источник: Росстат, UNECE Statistics. Помимо статистики Росстата, существует статистика ГИБДД 
              о погибших пешеходах. Но данные ГИБДД, в электронном виде имеются 
              за очень короткий период - с 1997 года. Еще один существенный недостаток 
              этих данных заключается в том, что они находятся в закрытом доступе 
              и не публикуются, а то, что обрывочно публикуется, не имеет базовых 
              распределений по полу и возрасту. С 1993 по 2004 гг. имеются данные ООН (они также приведены 
              на рис. 1), которые, видимо, формировались на основе данных ГИБДД, 
              этот вывод можно сделать, сравнивая абсолютные значения чисел погибших 
              в ДТП. Поэтому расхождение в цифрах между Росстатом и ООН будем 
              рассматривать как расхождение между Росстатом и ГИБДД. Это расхождение 
              достаточно трудно объяснить, так как мы не знаем, кто попадает в 
              статистику ГИБДД как пешеход. Поэтому для дальнейшего анализа будем 
              использовать данные Росстата, ввиду того, что они собираются в соответствии 
              с МКБ-10, имеют распределения по полу, возрасту, и могут быть использованы 
              для международного и регионального сравнения. Общая ситуация и система корректных показателей С начала 90-х годов в России наблюдается бурный рост 
              автомобилизации. Этот рост сопровождался увеличением доли пешеходной 
              смертности в общей структуре смертности от ДТП, до 1998 года. В 
              1991 году был достигнут исторический максимум пешеходной смертности, 
              который составил 24206 погибших. Всего же с 1989 по 2011 год на 
              дорогах России погибло около 397 тыс. пешеходов. 
 Рисунок 2. Число погибших пешеходов по полу (шкала слева, 
              человек) и доля пешеходной смертности в общей структуре погибших 
              от ДТП (шкала справа, %),1989-2011 гг.
  
              Источник: Росстат. Абсолютные числа событий не является лучшим показателем 
              для оценки ситуации, ввиду того, что они подвержены влиянию возрастной 
              структуры населения. Из рисунка 3 видно, что на число погибших пешеходов 
              в той или иной возрастной группе оказывает значительное влияние 
              численность населения в этой возрастной группе. 
 Рисунок 3. Число погибших пешеходов по пятилетним возрастным 
              группам (слева) и половозрастная структура населения России (справа), 
              2011 г.  
              Источник: Росстат. Для того, что бы устранить влияние возрастной структуры, 
              воспользуемся стандартизованным коэффициентом смертности, который 
              позволяет элиминировать влияние различий в возрастной структуре 
              населения (рис 4). 
 Рисунок 4. Стандартизованные коэффициенты смертности 
              пешеходов и общей смертности от всех транспортных несчастных случаев, 
              на 100000 населения  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата. Половозрастные особенности пешеходной смертности в России Существуют значительные различия в смертности пешеходов 
              по полу. С 1989 по 2011 год в структуре пешеходной смертности всегда 
              преобладали мужчины, на которых приходилось более 70% всех смертных 
              случаев. В то же время на протяжении всего периода наблюдается рост 
              вклада женской пешеходной смертности - с 23% в 1989 до 31,7% в 2010 
              году, и только в 2011 году он несколько снизился (рис. 5). 
 Рисунок 5. Вклад мужчин и женщин в общую структуру смертности 
              пешеходов, 1989-2011 гг., %  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Половые различия в смертности пешеходов зависят от возраста. 
              Они особенно заметны в средних возрастах - от 20 до 60 лет, а также 
              в самой старшей возрастной группе - 85 лет и старше. Из рисунка 
              6 видно, что именно в этих возрастах мужчины подвержены наибольшему 
              риску, попасть под автомобиль, доля погибших мужчин-пешеходов по 
              сравнению с женщинами-пешеходами значительно выше.  
 Рисунок 6. Вклад мужчин и женщин в пешеходную смертность 
              в 2011 г. по возрастным группам, %  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Динамика повозрастных показателей пешеходной смертности 
              в России с 1989 по 2011 г. свидетельствует о ряде положительных 
              тенденций наметившихся в этот период. В начале 90-х годов существовали 
              значительные различия в мужской пешеходной смертности между отдельными 
              возрастными группами. Так, в группах 15-29, 30-44 и  45-59 
              погибало 6-7 человек на 100000 населения, в возрастной группе 60-74 
              - около 3 человек на 100000, в возрасте 0-14 и 75 и старше - чуть 
              больше 1,5 человек на 100000 населения. К 2010 г. эти различия заметно 
              сократились – в основном за счет более высоких темпов снижения СКС 
              у пешеходов-мужчин в трудоспособных возрастах. В других возрастных 
              группах также происходило снижение, но оно не было столь стремительным. У женщин-пешеходов ситуация с 1989 по 2004 г. во всех 
              возрастных группах, кроме детских, практически не менялась. Наблюдались 
              небольшие положительные тенденции с 1991 по 1998 г., но затем они 
              сменились очередным подъемом в 1999-2003 г., который свел к нулю 
              положительные тенденции 1991-1998 гг. С 2004 по 2010 г. шло значительное 
              снижение СКС во всех возрастных группах, которое вновь сменяется 
              подъемом в 2011 г. (рис. 7). 
 Рисунок 7. Коэффициенты смертности пешеходов по пятнадцатилетним 
              возрастным группам, на 100000 населения соответствующего возраста  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Между 1989 и 2011 гг. у мужчин 58,2% снижения стандартизованного 
              коэффициента пешеходной смертности пришлось на возрастную группу 
              15-44 года, 9% - на детские возраста 0-14 лет, 27,7% - на возрастную 
              группу 45-74 года и 4,8% - на возрастную группу 75 лет и старше. 
             У женщин на детские возраста 0-14 лет пришлось 18,4% 
              от общего снижения, почти такую же долю внесла возрастная группа 
              15-29 лет, 35,2% снижения пришлось на возрастную группу 45-74 года 
              и 12,6% - на возрастную группу 75 и старше (рис. 8). 
 Рисунок 8. Снижение значения возрастных коэффициентов 
              смертности пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам: 2011 
              год в % к 1989 году  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата В результате отмеченных изменений с 1989 по 2011 г. 
              изменился возрастной профиль мужской пешеходной смертности, причем 
              самые значительные изменения произошли в молодых возрастах. У женщин 
              ситуации немного иная. Снижение смертности с 1989 по 2011 г. произошло 
              во всех возрастных группах, но эти изменения были распределены более 
              однородно, чем у мужчин (рис. 9). 
 Рисунок 9. Коэффициенты смертности пешеходов по пятилетним 
              возрастным группам в 2011 и г., на 100000 населения соответствующего 
              возраста  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата С изменением возрастного профиля смертности менялся 
              и средний возраст смерти. Так в 1989 г. у мужчин-пешеходов он составлял 
              37,3 года, а у женщин-пешеходов 47,8 года. До 1998 года происходило 
              омоложение женской пешеходной смертности, тогда как средний возраст 
              мужской смертности оставался достаточно стабильным. После 1998 года 
              в России наблюдается увеличение среднего возраста смерти для обоих 
              полов, что свидетельствует об увеличении вклада в пешеходную смертность 
              старших возрастных групп населения. При этом разрыв в среднем возрасте 
              смерти между мужчинами и женщинами - в пределах 7-8  лет - 
               с 1999 года не меняется (рис. 10). 
 Рисунок 10. Средний возраст смерти пешеходов, 1989-2011 
              гг., лет  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Различия в пешеходной смертности между городом и селом В России существуют различия в пешеходной смертности 
              в зависимости не только от пола и возраста, но и от типа поселения. 
              В целом смертность мужчин-пешеходов на селе выше, чем в городе, 
              хотя в период с 1999 по 2003 г., когда смертность  на селе 
              была чуть выше городской. У женщин долгое время наблюдалась обратная ситуация. 
              До 2006 г. смертность  городских женщин-пешеходов была выше, 
              но с недавнего времени ситуация изменилась (рис. 11). 
 Рисунок 11. Стандартизованный коэффициент смертности 
              пешеходов в городе и селе, 1989-2011 гг., на 100000 населения  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Повозрастные коэффициенты смертности пешеходов в городе 
              и селе, для мужчин и женщин также имеют значительные различия. У 
              мужчин разница между городом и селом объясняется очень высокой смертностью 
              сельских мужчин в трудоспособных возрастах, хотя риски для мужчин-пешеходов 
              в старших возрастных группах в городах и выше. В целом средний возраст 
              смерти для мужчин-пешеходов в городе выше, чем на селе, что говорит 
              о более молодой структуре погибающих пешеходов на селе. У женщин в возрастной группе 15-74 года риски для женщин-пешеходов 
              на селе значительно выше, чем в городе, но в старших возрастных 
              группах у женщин, как и у мужчин, риски в городах выше, чем на селе 
              (рис. 12). 
 Рисунок 12. Возрастные коэффициенты смертности для пешеходов 
              мужчин и женщин в городской и сельской местности, 2011 г., на 100000 
              населения соответствующего возраста  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Вклад отдельных возрастных групп в пешеходную смертность 
              в городе и селе представлен на рис. 13. Из рисунка видно, какие 
              половозрастные группы подвержены наибольшему риску. Так в городе 
              основной группой риска у мужчин являются возрастные группы 30-44 
              и 45-49 лет. У женщин 45-59 и 60-74 года. Село имеет ряд отличий 
              от города. Так в зоне высокой пешеходной смертности в селе находятся 
              мужчины в возрастном интервале 15-59 лет и женщины в интервале 15-74 
              года. 
 Рисунок 13. Динамика возрастных коэффициентов смертности 
              пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам в разрезе город-село, 
              1989-2011 гг., на 100000 населения соответствующего возраста  
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата. Региональные различия в смертности пешеходов В России пешеходная смертность крайне неоднородна в 
              региональном разрезе. Если в среднем по России стандартизованный 
              коэффициент смертности для мужчин-пешеходов составляет почти 10 
              погибших на 100000 населения, то в Республике Тыва этот показатель 
              равен 30, в Республике Бурятия 21, в Московской области 19 погибшим 
              на 100000 населения. Если не брать в расчет республики северного 
              Кавказа, то минимальные показатели пешеходной смертности наблюдаются 
              в Магаданской области - 1, в Ростовской и Мурманской областях - 
              3, в Рязанской области 5 погибших на 100000 населения. Между минимальным 
              и максимальным значениями СКС на региональном уровне наблюдается 
              тридцатикратная разница. Такая ситуация с пешеходной смертностью 
              у мужчин, говорит о том, что должна быть выделена особая группы 
              проблемных регионов, в которых скрываются основные резервы снижения 
              смертности. Таблица 1. Стандартизованный коэффициент смертности 
               мужчин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения, 
              регионы ранжированы по убыванию показателя 
               
                | 
 | Регион | СКС | 
 | Регион | СКС | 
 | Регион | СКС |   
                | 1 | Республика Тыва | 30,21 | 28 | Удмуртская Республика | 11,20 | 55 | Республика Дагестан | 8,27 |   
                | 2 | Республика Бурятия | 21,17 | 29 | Ярославская область | 11,18 | 56 | Республика Мордовия | 8,22 |   
                | 3 | Московская область | 19,31 | 30 | Пензенская область | 11,06 | 57 | Республика Ингушетия | 8,22 |   
                | 4 | Владимирская область | 18,91 | 31 | Хабаровский край | 11,00 | 58 | Курганская область | 8,12 |   
                | 5 | Тверская область | 17,17 | 32 | Республика Марий Эл | 10,97 | 59 | Воронежская область | 8,06 |   
                | 6 | Республика Алтай | 16,56 | 33 | Республика Башкортостан | 10,87 | 60 | Вологодская область | 7,77 |   
                | 7 | Псковская область | 15,96 | 34 | Алтайский край | 10,60 | 61 | Курская область | 7,62 |   
                | 8 | Республика Калмыкия | 15,83 | 35 | Орловская область | 10,58 | 62 | Нижегородская область | 7,39 |   
                | 9 | Новгородская область | 15,41 | 36 | Архангельская область | 10,54 | 63 | Карачаево-Черкесская Республика | 6,99 |   
                | 10 | Еврейская автономная область | 15,08 | 37 | Краснодарский край | 10,36 | 64 | Оренбургская область | 6,81 |   
                | 11 | Ленинградская область | 15,07 | 38 | Республика Северная Осетия-Алания | 10,34 | 65 | г.Москва | 6,76 |   
                | 12 | Калужская область | 15,03 | 39 | Красноярский край | 10,20 | 66 | Ставропольский край | 6,75 |   
                | 13 | Сахалинская область | 14,34 | 40 | Российская Федерация | 9,97 | 67 | Тюменская область | 6,66 |   
                | 14 | Приморский край | 14,25 | 41 | Томская область | 9,84 | 68 | Иркутская область | 6,51 |   
                | 15 | Кировская область | 14,22 | 42 | Кемеровская область | 9,82 | 69 | Астраханская область | 6,47 |   
                | 16 | Пермская область | 13,87 | 43 | Самарская область | 9,67 | 70 | Республика Карелия | 6,41 |   
                | 17 | Тульская область | 13,54 | 44 | Oмская область | 9,45 | 71 | Республика Саха (Якутия) | 6,06 |   
                | 18 | Чувашская Республика | 13,31 | 45 | г.Санкт-Петербург | 9,42 | 72 | Камчатская область | 5,80 |   
                | 19 | Читинская область | 13,03 | 46 | Ивановская область | 9,41 | 73 | Республика Коми | 5,60 |   
                | 20 | Смоленская область | 12,23 | 47 | Липецкая область | 9,33 | 74 | Костромская область | 5,50 |   
                | 21 | Амурская область | 11,99 | 48 | Челябинская область | 8,75 | 75 | Рязанская область | 4,89 |   
                | 22 | Новосибирская область | 11,98 | 49 | Ульяновская область | 8,72 | 76 | Кабардино-Балкарская Республика | 4,77 |   
                | 23 | Брянская область | 11,87 | 50 | Волгоградская область | 8,65 | 77 | Мурманская область | 3,13 |   
                | 24 | Республика Адыгея | 11,49 | 51 | Калининградская область | 8,63 | 78 | Чукотский автономный округ | 3,05 |   
                | 25 | Белгородская область | 11,33 | 52 | Тамбовская область | 8,58 | 79 | Ростовская область | 2,83 |   
                | 26 | Республика Хакасия | 11,28 | 53 | Саратовская область | 8,51 | 80 | Чеченская Республика | 2,30 |   
                | 27 | Республика Татарстан | 11,23 | 54 | Свердловская область | 8,47 | 81 | Магаданская область | 1,03 |   
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата. У женщин средний СКС  в 2011г. составил 2,7 на 
              100000 населения. Максимальные значения данного показателя для женщин 
              наблюдались в тех же регионах, что и мужчин: Республика Тыва, Республика 
              Бурятия, Владимирская, Новгородская, Ленинградская и Орловская области. 
              В Республике Тыва значение СКС составляет почти 8 погибших на 100000 
              населения. Разница между максимальным и минимальным значением, если 
              не считать республики Северного Кавказа, десятикратна. У женщин 
              разброс в СКС не так велик, как у мужчин, но все равно, значителен. Таблица 2. Стандартизованный коэффициент смертности 
              женщин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения, 
              регионы ранжированы по убыванию показателя 
               
                | 
 | Регион | СКС | 
 | Регион | СКС | 
 | Регион | СКС |   
                | 1 | Республика Тыва | 7,67 | 28 | Краснодарский край | 3,09 | 55 | Свердловская область | 2,29 |   
                | 2 | Владимирская область | 5,88 | 29 | Новосибирская область | 3,09 | 56 | Сахалинская область | 2,26 |   
                | 3 | Новгородская область | 5,44 | 30 | Читинская область | 3,08 | 57 | Воронежская область | 2,24 |   
                | 4 | Ленинградская область | 4,86 | 31 | Ярославская область | 3,04 | 58 | Калининградская область | 2,13 |   
                | 5 | Орловская область | 4,55 | 32 | Республика Алтай | 3,03 | 59 | Республика Ингушетия | 2,08 |   
                | 6 | Республика Бурятия | 4,21 | 33 | Курская область | 3,02 | 60 | Челябинская область | 2,05 |   
                | 7 | Калужская область | 4,10 | 34 | Ивановская область | 3,00 | 61 | Республика Северная Осетия-Алания | 2,02 |   
                | 8 | Удмуртская Республика | 4,10 | 35 | Республика Мордовия | 2,98 | 62 | Псковская область | 2,01 |   
                | 9 | Брянская область | 4,07 | 36 | Республика Дагестан | 2,87 | 63 | Вологодская область | 2,00 |   
                | 10 | Тверская область | 3,99 | 37 | Oмская область | 2,83 | 64 | Волгоградская область | 1,98 |   
                | 11 | Республика Марий Эл | 3,94 | 38 | Курганская область | 2,83 | 65 | Иркутская область | 1,95 |   
                | 12 | Московская область | 3,93 | 39 | Липецкая область | 2,82 | 66 | Республика Адыгея | 1,92 |   
                | 13 | Архангельская область | 3,72 | 40 | Томская область | 2,76 | 67 | Нижегородская область | 1,89 |   
                | 14 | Смоленская область | 3,69 | 41 | г.Санкт-Петербург | 2,74 | 68 | г.Москва | 1,74 |   
                | 15 | Приморский край | 3,65 | 42 | Белгородская область | 2,72 | 69 | Рязанская область | 1,65 |   
                | 16 | Республика Татарстан | 3,58 | 43 | Российская Федерация | 2,70 | 70 | Ставропольский край | 1,61 |   
                | 17 | Алтайский край | 3,51 | 44 | Пензенская область | 2,69 | 71 | Костромская область | 1,37 |   
                | 18 | Кемеровская область | 3,50 | 45 | Амурская область | 2,69 | 72 | Камчатская область | 1,23 |   
                | 19 | Тульская область | 3,44 | 46 | Красноярский край | 2,65 | 73 | Еврейская автономная область | 1,21 |   
                | 20 | Пермская область | 3,43 | 47 | Республика Саха (Якутия) | 2,53 | 74 | Тюменская область | 1,17 |   
                | 21 | Республика Хакасия | 3,40 | 48 | Республика Башкортостан | 2,51 | 75 | Магаданская область | 1,06 |   
                | 22 | Кировская область | 3,39 | 49 | Тамбовская область | 2,46 | 76 | Республика Коми | 1,01 |   
                | 23 | Чувашская Республика | 3,32 | 50 | Астраханская область | 2,37 | 77 | Карачаево-Черкесская Республика | 0,88 |   
                | 24 | Самарская область | 3,31 | 51 | Саратовская область | 2,34 | 78 | Ростовская область | 0,86 |   
                | 25 | Чукотский автономный округ | 3,16 | 52 | Республика Карелия | 2,34 | 79 | Мурманская область | 0,71 |   
                | 26 | Хабаровский край | 3,12 | 53 | Ульяновская область | 2,34 | 80 | Кабардино-Балкарская Республика | 0,50 |   
                | 27 | Республика Калмыкия | 3,10 | 54 | Оренбургская область | 2,34 | 81 | Чеченская Республика | 0,46 |   
              Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата Россия на мировом фоне Несмотря на положительные тенденции в пешеходной смертности, 
              которые наблюдаются в России последние 20 лет, ситуация остается 
              тяжелой. Разрыв в значении общего коэффициента между Россией и развитыми 
              странами огромен. Так в ряде европейских стран значения общего коэффициента 
              с начала 1990-х гг. не превышает 3 погибших на 100000 населения 
              и продолжает снижаться.  Во многих странах Европы, таких как Бельгия, Великобритания, 
              Германия, Норвегия, Швеция и др. значение общего коэффициента смертности 
              для пешеходов уже давно установился на уровне меньше единицы на 
              100000 населения. В ряде других стран, таких как Австрия, Бельгия, 
              Кипр, Словения и др. этот уровень чуть выше, но не превышает 2 погибших 
              на 100000 населения. 
 Рисунок 14. Общий коэффициент смертности пешеходов в 
              некоторых странах, 1995-2011 гг. (слева) и общий коэффициент смертности 
              пешеходов в некоторых странах в 2010 г., на 100000 населения  
              Источник: UNECE Statistics. В детских возрастах возрастные коэффициенты смертности 
              в России и европейских странах вполне сопоставимы. Но, начиная с 
              возрастной группы 15-17 лет, пешеходная смертность в России резко 
              возрастает. В европейских странах  риски попасть под машину 
              у детей и людей в трудоспособных возрастах не велики. С увеличением 
              возраста в интервале от 0 до 64 лет в рассматриваемых странах риски 
              возрастают незначительно, тогда как в России риски с возрастом увеличиваются 
              в разы. В странах Запада у пешеходов, основной группой риска являются 
              пожилые люди. В России же, пожилые люди тоже являются группой высокого 
              риска, но показатели интенсивности смерти в этих возрастах у нас 
              в 2-5 раз выше, чем в сравниваемых странах. Разница в интенсивностях 
              смертности пешеходовмежду Россией и, например, Нидерландами в возрастной 
              группе 15-17 лет почти тридцатикратная, в возрастной группе 18-20 
              лет шестнадцатикратная, 21-24 года пятидесятикратная, 25-64 двадцатикратная. 
              И это с учетом того, что данные по пешеходной смертности по Нидерландам 
              десятилетней давности. Отставание России от успешных западных стран 
              сконцентрировано именно в трудоспособных возрастах (рис. 15). 
 Рисунок 15. Возрастные коэффициенты смертности пешеходов 
              в России и некоторых странах Европы, на 100000 населения  
              Источник: UNECE Statistics. Для того чтобы в России достигнуть уровня в 3 погибших 
              на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до 
              4500 человек в год, а для того что бы достигнуть уровня 1 погибший 
              на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до 
              1500 человек в год. Достигнуть таких результатов в ближайшее время, 
              вряд ли удастся. Если в России сохранятся среднегодовые темпы снижения 
              пешеходной смертности, наблюдавшиеся за последние двадцать лет (примерно 
              -2% в год), нынешний европейский уровень в России будет достигнут 
              к 2100 году. К сожалению, сегодня мало внимания уделяется научной 
              стороне вопроса. Недостаток в статистических данных, регулярных 
              публикациях, статьях делает проблему неизученной. Поэтому меры политики 
              направленные на стабилизацию ситуации, часто бывают неэффективными. 
              Пока такой подход к безопасности дорожного движения в России будет 
              сохраняться, вряд ли можно ожидать скорого улучшения ситуации. 
 * - Данное научное 
              исследование (№ проекта 05-0029) выполнено при поддержке Программы 
              "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2011- 2013 гг."1 Фаттахов Тимур Асфанович 
              – магистр демографии, Институт демографии НИУ 
              ВШЭ.
  
              
             |