|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Ультра-мегапроект "Большая Москва" и геополитические
риски России
Ю.П. Бочаров - специально для Демоскопа
На Международном экономическом форуме в Давосе (январь
2013) отмечалось, что России грозит крайне неравномерное и разноскоростное
развитие с возможной суверенизацией «отдельных регионов». Двигателем
перемен должны стать новые успешные регионы «несмотря на стагнацию
центральных институтов и чрезмерное усиление вертикали власти».
В своих предвыборных статьях В. Путин указал, что «наша
историческая задача – в полной мере раскрыть потенциал российского
федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития
всех регионов страны»1.
Это особенно актуально в период нарушения регионального дисбаланса
в стране, когда миграционное сальдо в Сибири и на Дальнем Востоке
впервые за последние 20 лет стало отрицательным (-20%), когда пустеют
села и малые города. В докладе Российской Академии архитектуры и
строительных наук «Архитектурно-градостроительная безопасность устойчивого
развития России» (2011) показано, что за последние 10 лет население
страны сократилось более чем на 2,2 млн. человек. При среднем сокращении
населения на 1,6% число жителей громадного Дальневосточного федерального
округа сократилось на 6%, и составляет около 6 млн. человек. Население
Сибирского округа сократилось на 4%.
По прогнозам Росстата численность населения в стране
будет уменьшаться и может составить к 2030 г. 127 млн. человек.
За последние 8 лет число городских поселений в РФ уменьшилось на
550 населенных пунктов. Основное сокращение пришлось на малые города
и поселки городского типа; примерно 400 пгт преобразовано в сельские
поселения, а 140 ликвидированы. Необходимо отметить и сокращение
числа сельских поселений со 155 тыс. в 2002 г. до 153 тыс. в 2010
г. При этом число деревень, которые покинуло все население, возросло
до 19 тыс. В критическом состоянии находится транспортно-инженерная
инфраструктура многих регионов России, особенно Сибири и Дальнего
Востока.
В настоящее время около 80% миграционных потоков страны
направлены в Московский регион. На столичную агломерацию приходится
27% ВВП России и 24% объема всех региональных бюджетов Российской
Федерации. По словам зарубежного эксперта проф. М. Голдмана, «обычно
столица вытягивает за собой страну, но в России Москва – это, увы,
не локомотив, а пылесос, сосредотачивающий все больше ресурсов страны»2.
В Москве, по данным МВД, в дневное время находится от 16 до 18 млн.
человек, как в Пекине (при населении Китая 1 млрд. 400 млн. человек).
В докладе «Россия перед лицом демографических вызовов»3
отмечено, что столица является мощнейшим центром притяжения мигрантов
в масштабе страны (75%) и в масштабе СНГ (25%). Число маятниковых
мигрантов достигло порядка 2,5 млн. чел. в сутки. В столице насчитывается
до 0,5 млн. незарегистрированных мигрантов4
В мае 2010 г. Мосгордума утвердила Генеральный план
развития и реконструкции столицы с расчетным населением 12 млн.
чел. и территорией 108 тыс. га. Стоимость проекта – 300 млн. руб.
Москва обладает самыми крупными среди европейских столиц внутренними
территориальными резервами (до 15-18%) за счет пустующих промышленных,
коммунально-складских и подъездных к ним транспортных зон. В Генеральном
плане были намечены участки для строительства Федерального Собрания
(2 варианта), для размещения ряда министерств и иностранных посольств.
По поручению Д. Медведева Министерство регионального развития согласовало
проект Генплана, а затем его утвердил мэр Москвы. Но вскоре на должность
мэра вступил С. Собянин и оказалось, что «…в городе все клочки
земли поделены и на них зарабатываются деньги»5.
Взамен давно назревшей реконструкции города начались поиски предлога
для значительного расширения Москвы в целях передела самой дорогой
в России земли и недвижимости.
В июне 2011 г. президент Д. Медведев неожиданно заявил
о желательности расширения земель Москвы в целях создания Столичного
федерального округа (СФО) для вывода из центра федеральных министерств,
что могло якобы привести к ликвидации транспортных пробок. По данным
Росстата из 6,5 млн. рабочих мест в Москве только 210 тысяч заняты
федеральными чиновниками (3%). Поэтому их вывод из федеральной столицы
только усложнит транспортные проблемы из-за удлинения коммуникаций.
Следует отметить, что МВД, ФСБ, Минобороны, Генштаб и некоторые
другие организации имеют системы спецсвязи, и цена переноса линий
много больше, чем стоят сами здания. Предложение Д. Медведева противоречит
«Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального
округа до 2020 г.», утвержденной Правительством РФ в 2011 г. и не
предусматривающей территориальный рост столицы. Следует отметить,
что территории европейских столиц изменяются крайне редко; например,
границы Парижа не меняются уже 140 лет.
В мире существует 22 федеративных государства. Столицы
федерации призваны решать общенародные проблемы и не могут являться
самостоятельными субъектами. Причиной выделения центральных зон
столиц в прямое подчинение Национальному правительству является
сложность использования территорий субъекта для реализации федеральных
функций, поскольку ведет к конфликту интересов. Поэтому часть территории
столицы, предназначенной для выполнения внешних по отношению к любому
члену федерации функций, обычно передается под юрисдикцию Федерального
правительства. Отсутствие подобной модели в Москве (субъекте федерации
№77) привело к постепенному захвату городом федеральных территориальных
резервов и застройке общественных пространств. Даже полномочия по
обеспечению столичных функций России присвоены московскими властями,
за что они получают от Кремля громадные субвенции.
Столичные федеральные округа (СФО) создаются в столицах
в пределах их исторических границ и занимают от 15 до 40% их территории.
Абсолютные размеры таких округов колеблются от 600 до 1600 гектар.
Но мэрия добилась увеличения земель сначала на 144 тыс. га, а через
неделю – до 160 тыс. га, т.е. в 100 раз больше (!?), чем необходимо
для создания СФО. Аналогичная Москве попытка вывода чиновников из
столицы была предпринята в Конституционной монархии Малайзия, для
чего верховный правитель приказал построить город Путраджайя в 25
км от столицы Куала-Лумпур. По данным Центра стратегических исследований
стоимость строительства составила 300 тысяч долл. на одного чиновника.
В Казахстане президент Назарбаев построил новую столицу Астану на
землях, прирезанных к Целинограду (примерно 3,5 тыс. га). В течение
10 лет около 10% всего ВВП Казахстана тратилось на создание зоны
для чиновников. Может ли это позволить себе Россия?
В противоречии с Конституцией РФ и без народного референдума
к столице присоединили 21 муниципальное образование, включая Троицк
и Щербинку, 3 городских и 16 сельских поселений, входящих в Подольский,
Ленинский и Нарофоминский районы. Так называемые «общественные слушания»,
проведенные в некоторых поселениях, носили формальный характер,
их результаты не отражают мнение жителей данных территорий, а также
всех жителей Московской области по вопросу изменения границ. Это
противоречит Конституции (ст. 131, п.2). Автомобильные дороги, инженерные
сети, объекты энергоснабжения оказались искусственно рассеченными
между Москвой и поселениями области, хотя ими управляет единая
эксплуатирующая организация. Очертания границ присоединенных территорий
весьма причудливы по своей форме (сельские поселения вгрызаются
в территорию столицы с северо-запада и юго-востока на 8-10 км) и
как бы несут на себе следы борьбы городских и областных чиновников
за земли.
Против мега-проекта Большой Москвы выступили:
- участники московской конференции «Большая Москва: риски России»
(дек. 2011)
- Центр политических инициатив партии Справедливая Россия (дек.
2011)
- Общественная палата (март 2012)
- (3 из 4 парламентских фракций) (июль 2012)
- Союз малых городов России (август 2012)
- Отделение Градостроительства РААСН (сентябрь 2012)
- Совет СМА по градостроительному развитию Москвы (ноябрь 2012).
В решениях отмечалось, что продвигаемая мэрией, лоббистами
строительного комплекса и собственниками подмосковных территорий
концепция «Большой Москвы» противоречит принципу создания новых
«точек роста» в других регионах страны, т.к. направлена не на диверсификацию
федеральных активов, а на еще большую их концентрацию в пределах
Московской области, т.е. на 0,2% территории страны. Среди проблем
Большой Москвы эксперты называют ухудшение экологии (40% опрошенных),
усиление миграционных потоков и, как следствие, обострение социальных
конфликтов в регионе (36%), нарастание коррупции (36%), финансирование
других социально-экономических проектов в старой Москве по остаточному
принципу (40%). Большинство экспертов усматривают в предложенном
плане расширения Москвы реализацию интересов бизнеса – крупных землевладельцев
(72%), стройкомплекса Москвы (60%), а также властных структур столицы
(40%).
Кадастровая оценка земель в Подмосковье не завершена,
права собственности на многие объекты, включая жилые дома, многочисленные
садовые участки и дачи, не оформлены. Огромные земельные массивы
бывших колхозов Подмосковья правдами и неправдами были скуплены
крупным и средним бизнесом по 5-10 долл. за сотку, а сейчас стоимость
сотки достигает 5 тыс. долл. Крупнейшим частным землевладельцем
в юго-западном направлении выступает управляющая компания «Масштаб»,
аффилированная с сенатором от Белгородской области В. Мошковичем.
Его структуры реализуют проект «Город 101» вдоль Калужского шоссе
(общая площадь проекта – около 13 тыс. га). Земля в этом районе
также принадлежит группе «Абсолют», связанной с депутатом Госдумы
Д. Саблиным, и предпринимателем Д. Аксеновым, часть земель Подмосковья
принадлежит Губернатору Тульской области В. Груздеву. Один из богатейших
бизнесменов России В. Анисимов предложил правительству использовать
принадлежащие ему земли в районе Домодедово. Идея Большой Москвы
выгодна спекулянтам, заработавшим астрономические суммы на росте
цен на недвижимость после присоединения земель. В Троицке и Щербинке,
например, цены на недвижимость и землю за последние 1,5 года выросли
в 3-5 раз.
Как сказал С. Собянин, «присоединяемые земли - это золотая
курица, которая будет нести золотые яйца» («Аргументы и факты»,
31.08.2011), т.е., чем больше земель у Москвы, тем выше доходы чиновников
и строительных подрядчиков. Идея создания СФО оказалась прикрытием
реальных интересов мэрии по освоению областных земель в интересах
таких строительных подрядчиков, как СМУ-155, Мосстрой-17, Мортон-РСО,
ДСК-1, Мостострой и ряда других. Одним из основных локомотивов развития
экономики столицы стал малоэффективный и ресурсоемкий строительный
комплекс, незаинтересованный в реконструкции города. В нем занято
порядка 900-950 тыс. чел (12% трудовых кадров). В последние годы
в столице строилось порядка 2,1 млн. кв. м жилья или 0,2 кв.м/чел
в год. Отметим, что, например, в строительном комплексе Лондона
занято 4%, а в Нью-Йорке – 3% трудовых кадров, но там ежегодно возводится
1,0-1,2 кв. м/чел., т.е. в 5-6 раз больше и в 3 раза дешевле. Баланс
между интересами населения и профессионального строительного сообщества
нарушен. Строительный комплекс Москвы ориентирован в основном на
строительство многоэтажных жилых и офисных зданий на новых землях.
По расчетам крупнейшего транспортного эксперта М. Блинкина,
только на решение транспортных проблем новых территорий потребуется
около 1,2 трлн. рублей). Одной из причин предельной загруженности
столичных магистралей является грузовой транспорт, поскольку в Москве
и области расположено 50% всех складов России. Связь исторической
и присоединенных территорий – серьезная инженерная и экономическая
проблема. По мнению урбаниста А. Грюмбаха, «осью» линейного развития
должна стать новая линия сверхскоростного метро от Комсомольской
площади почти до границ Калужской области протяженностью около 65
км. В среднем один километр новой линии обойдется городской казне
в 90 млн. евро, а в целом скоростное метро от Калужской области
до площади Трех вокзалов будет стоить около 5,5 млрд. евро или 220
млрд. руб. Если к этому добавить инженерную инфраструктуру, строительство
железной дороги, систем водоснабжения и водоотведения, то стоимость
инженерно-транспортных коммуникаций составит порядка 4 трлн. руб.
Как заявил в своем блоге М. Прохоров, на реализацию надуманного
проекта Новой Москвы потребуется не менее 10 трлн. руб.
После обсуждения проект по переезду чиновников за МКАД
был закрыт осенью 2012 г. Кремль отказался от идеи переезда столичных
чиновников на территории «новой Москвы», поскольку это не только
противоречит международному опыту, но и непосильно для бюджета России.
В Управлении делами Президента это решение объяснили технологическими
и финансовыми рисками. Отказ от ранее принятых планов связан с тем,
что проект был спонтанным и мало проработанным. Управление делами
Президента России объявило о планах по созданию в центре столицы
так называемого «Правительственного квартала». Ключевые министерства
и ведомства будут размещены компактно, предположительно, неподалеку
от Кремля, чтобы минимально сократить «межведомственные передвижения»
по Москве («Итоги», 17.12.2012). По данным Института современного
развития, если в далеком будущем переезд и состоится, то не для
министерств, а для надзорных органов.
В изменившихся условиях чиновники мэрии спешат зафиксировать
захват земель вплоть до границ Калужской области. Московская агломерация
расчленяется на 2 части, а протяженность Москвы с северо-востока
до юго-запада увеличивается до 85 км. При этом в поперечнике расстояние
вдоль МКАД составит всего 15 км. Осенью 2012 г. мэрия объявила,
что новыми землями займется Международное архитектурное бюро, но
затем создали Государственное автономное учреждение города Москвы
«НИиПИ Градостроительного планирования города Москвы (Распоряжение
от 26.12.2012г. №823-РП). Между тем в столице уже около 80 лет существует
аналогичное автономное учреждение «НИиПИ Генерального плана города
Москвы». Очевидно, новый градостроительный институт ориентирован
на новые земли в юго-западном направлении.
Рядом с Москвой может возникнуть еще один город на 6-8
млн. чел. со своими культурными учреждениями, храмами, мечетями
и т.д. Эти два города будут связаны Калужским шоссе, переходящим
в Профсоюзную улицу, которая упирается в Ленинский проспект – транспортный
коллапс будет обеспечен. При этом будет ликвидирован природный противовес
городу, и, с учетом господствующих здесь юго-западных ветров, экологическая
обстановка в столице резко ухудшится. По данным ВОЗ из 94 крупнейших
городов мира Москва находится на 70-м месте по уровню смертности.
Выживаемость новорожденных в Москве в два-три раза ниже, чем в Западной
Европе. В Москве от загрязнения воздуха умирает 3500 человек в год.
Развитие промышленного производства в юго-западном направлении приведет
к дополнительному экологическому загрязнению Москвы.
Следует напомнить, что первая попытка значительно расширить
Москву за счет Красногорского, Балашихинского, Люберецкого, Мытищ
и многих других районов области была предпринята еще в период Н.
Хрущева (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.08.1960).
Позже риски и экологические последствия стали очевидны, и эти районы
вернули в Московскую область, сохранив тем самым на долгие годы
Лесопарковый защитный пояс столицы.
Поскольку федеральный центр остается в Москве, то в
целях изъятия земель в темпе блицкрига, бывшие заместители мэра
В. Ресин и Л. Швецова срочно внесли в Госдуму законопроект, максимально
упрощающий процесс изъятия московскими властями земель якобы для
федеральных, но реально для городских нужд. Сроки этих процедур
сокращаются с года до трех месяцев, проекты планировок участков
под размещение городских объектов будут утверждаться мэрией без
проведения публичных слушаний, а подрядчики будут отбираться без
тендера. Раньше мэрия мечтала, чтобы все расходы по изъятию земель
оплатил федеральный бюджет.
Похожая схема уже применялась в Сочи при подготовке
к строительству олимпийских объектов. Но это была федеральная, а
не городская программа. Для Зимней Олимпиады в Сочи потребовалось
порядка 8 тыс. га, для чего освобождению под транспортную инфраструктуру
подлежало 1800 земельных участков и 260 квартир в жилых домах. Процесс
переселения затронул интересы 3 тыс. собственников. В целом строительство
и приобретение жилья обошлось бюджету в 10 млрд. руб. Только с начала
2012 г. в суды подано 192 иска, 184 якобы незаконные постройки снесены.
Смета строительства спортивных объектов и инфраструктуры превышена
в 5 раз. Зимняя олимпиада в субтропиках рискует оказаться самой
затратной в истории МОК.
Теперь и Мосгордума поспешила помочь мэрии в реализации
мега-проекта «Большая Москва» и с декабря 2012 г. рассматривает
Законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Москвы.
Дума по существу передает право утверждения градостроительных планов
от законодательной власти к исполнительной, фактически отменяет
институт общественных слушаний, сокращая его до 3 (трех) дней! Но
это противоречит Европейской хартии «О местном самоуправлении»,
который Россия подписала. Наметился новый передел земель. В границах
«новой» Москвы насчитывается в общей сложности порядка более 200
тыс. участков. При этом почти половина этих земель не имеет границ,
и их местоположение на кадастровой карте обозначено ориентировочно.
Чиновникам потребуется 2-3 года, чтобы все размежевать и внести
в кадастр. Крупные конфликты с населением на новых землях неизбежны.
К примеру, жители ряда поселений (Заборье, Матвевка, Щебанцево,
Востряково и др.) объявили о желании создать «Русскую республику»,
о чем они уведомили представителей Евросоюза.
Став губернатором области, С. Шойгу, сразу после утверждения
в должности, дал понять, что сделка, совершенная его предшественником
с Москвой, не обоснована и крайне невыгодна для области. Общий годовой
ущерб составит не мене 34 млрд. руб. При этом к Москве отходит крупнейший
налогоплательщик области – «Межрегионгаз», который приносил в ее
бюджет 20 млрд. руб. в год. Губернатор обратился к президенту РФ
с просьбой о пересмотре вышеназванной сделки, но вскоре был перемещен
на другую должность. А президент России и мэр Москвы, тем временем,
обсуждают вопросы проектирования Калужского шоссе и дороги между
деревнями Саларьево и Мамыри (МК, 29.01.2013). По информации Федерального
дорожного агентства (Росавтодор) в России насчитывается около 40
тыс. населенных пунктов (с суммарной численностью населения около
4 млн. чел.), к которым практически нет никакого подъезда.
В итоге заметим, что если мега-проект «Большой Москвы»
будет все-таки реализован, население столичного региона может достигнуть
28-30 млн. чел. Если сегодня в Московском регионе проживает каждый
седьмой россиянин, то к 2050 г. здесь будет проживать каждый четвертый
(!?), а плотность расселения за Уралом к середине 21 века может
сравниться с плотностью бедуинов в пустыне Сахара. На южных рубежах
России в соседних странах проживает около 3 млрд. чел. (в Китае,
Индии, Пакистане и др.), и их природные ресурсы крайне ограничены.
В условиях глобального потепления климата отмечается миграция населения
этих стран в северном направлении из-за засух и неурожаев. В итоге
может оказаться, что в Сибири и на Дальнем Востоке, где сосредоточены
громадные природные ресурсы, но почти нет рабочих рук, на южных
границах России на 1 россиянина будет приходиться 1000 жителей Юго-восточной
Азии. Мега-проект мэрии грозит в перспективе 40-50 лет обрушить
политическую структуру Российской Федерации. Как образно заметил
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции
и регионального развития Ю. Крупнов, «проект «Большая Москва» -
выстрел в голову большой страны». Перекос по всем параметрам общественной
жизни России в сторону Московского региона (людской потенциал, экономико-финансовое
развитие, культурная жизнь, общественно-политическая деятельность,
развитие транспортной инфраструктуры) не позволит реализовать план
развития «Большой Москвы».
Необходимо наложить мораторий на увеличение территории
столицы в 2,5 раза, поскольку это противоречит Конституции РФ и
международному опыту. Целесообразно разработать Законопроект о создании
в ЦАО Столичного федерального округа с учетом международного опыта
и предложений Управления делами, Президента РФ.
Правительству РФ целесообразно разработать с участием
Российской Академии архитектуры и строительных наук Проект долгосрочной
стратегии ускоренного развития системы расселения, транспортной,
инженерной и социальной инфраструктуры Российской Федерации с целью
переориентирования миграционных потоков из Европейской части федерации
в восточные регионы страны.
Литература:
- Путин В.В. «Россия сосредотачивается. Ориентиры».
М., 2012, стр. 56.
- Архитектурно-градостроительная безопасность устойчивого
развития России, Сборник РААСН. М., 2011.
- Goldman Marshall I. «The Piratization of Russia:
Russian reform goes awry», 2003.
- Бочаров Ю.П., Сиренко Э.А., «Проблемы развития Москвы
как столицы федерации», Academia. М., 2011.
- Смудович С. «Проблемы регулирования миграции в Москву»,
XI Московско-Берлинский международный семинар. М., 2005.
- Московская агломерация. Конкурс на концепцию развития.
М., 2012.
- Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад
о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008.
М.,ООН. М., 2009.
- Лаппо Г. «Города России. Взгляд географа». М., 2012.
- Антонов И. «Чем больше Москва, тем меньше Россия».
- Камакин А. «Москва, центр», интервью с В. Кожиным.
Итоги, 17.12.2012.
1 Путин В.В. «Россия
сосредотачивается. Ориентиры». М., 2012, с. 56
2 Goldman Marshall
I. «The Piratization of Russia: Russian reform goes awry», 2003
3 Россия перед лицом
демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации 2008. М.,ООН. М., 2009.
4 В ряде крупных городов
Западной Европы выходцы из Азии и Африки уже вытесняют местное население,
особенно арабы из бывших колоний Франции.
5 РИА «Новости», 11.10.2010
|