Rambler's Top100

№ 545 - 546
4 - 17 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Известия» и «Российская газета» о демографической политике
«Известия» о форуме многодетных
«Opec.ru» о семейной политике Франции
«Голос России» о демографической политике
«Российская газета» о пособиях вместо маткапитала
«Paruskg.info» об ограничении размеров декретных выплат в Казахстане
«Коммерсантъ» о законопроектах в помощь детям-сиротам
«Новые известия» об общественном контроле за сиротами
«Коммерсантъ» об усыновлениях в США
«Независимая газета» о финансовых проблемах российского здравоохранения
«Новые известия» о закрытии районных больниц
«Tages anzeiger» об излечении младенца от СПИДа
«Новые известия» о страховых взносах и зарплатах
«Opec.ru» о будущем социального государства
«Российская газета – Неделя» о новой линейке возрастов
«Handelsblatt» о молодежной безработице в ЕС
«Ведомости» о налоговом бремени и межпоколенных трансфертах
«Независимая газета» о трудоресурсных проблемах России
«Эксперт» и «Ведомости» о трудоресурсных проблемах Китая
«Paruskg.info» о профобразовании и кадровых проблемах в Таджикистане
«Независимая газета» и «Ведомости» о проблеме нелегальной миграции в России
«Новые известия» и «Независимая газета» об ужесточениях с регистрацией и новой роли ДЭЗов

«Ведомости» о дружинах борцов с нелегальной миграцией
«Известия» о реорганизации ФМС России
«Paruskg.info» о трудовой миграции в Таджикистан
«Gundogar.org» о трудовой миграции из Туркмении в Турцию
«Российская газета – Неделя» о возможном ограничении выезда молодых женщин из Киргизии
«Regnum» о трудовой миграции из Белоруссии в Россию
«FINANCE.UA» о внутренней трудовой миграции в Украине
«Эхо» о внутренней трудовой миграции в Азербайджане
«День» о безгражданстве на Украине
«Новые известия» о беженцах в России
«FINANCE.UA» об «умных границах» Евросоюза
«Die Presse» об ограничениях миграции внутри ЕС
«Эксперт» о миграционной политике США
«Courier.co.il» об исламе во Франции
«Полит.ру» о мечетях как индикаторе невнятности этноконфессиональной политики в Москве
«Ведомости» об ответственности местных властей за межэтнические конфликты
«Новая газета» о москвичах и немосквичах
«Огонек» о социальном лифте для женщин
«Коммерсантъ-Деньги» о женщинах и экономике
«Вечерний Бишкек» об экономических правах женщин в Киргизии

о мечетях как индикаторе невнятности этноконфессиональной политики в Москве

Меж двух стульев

Когда в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Собянин заявил, что в настоящее время не существует ни одного проекта по строительству в Москве новых мечетей, это прозвучало почти как вызов общественности. Стало понятно: столичные власти считают, что для москвичей-мусульман вполне достаточно Соборной мечети, строить новые не будут. Все дело в том, что новые, по мнению мэра, нужны для приезжих из регионов России и иностранных граждан.
И вот здесь наступает некоторая непонятность. Если для православных верующих еще при прошлом мэре была практически принята и одобрена программа строительства «храмов шаговой доступности», то для мусульман этого почему-то невозможно и помыслить. Если попытаться представить, что в адрес православных прозвучало что-то вроде: «Хватит с вас и ХХС», то станет понятно, насколько реальная ситуация далека от декларируемой, и насколько неравны условия существования в Москве верующих РПЦ и всех прочих. Это значит, что фактически у нас вводится порядок моноконфессионального православного государства, но власти пока не могут оформить этот порядок риторически.
В самом деле, считал ли кто-то, сколько среди православных москвичей, а сколько «понаехавших»? Едва ли, количественные показатели городов-милионников за последние пять-шесть лет изменились весьма существенно. Большую часть их населения составляют теперь приезжие. Среди русских мигрантов естественно преобладают люди православной ориентации (навскидку можно сказать, что число действительно практикующих христиан из них равно общему по стране – 3-5%), так что они, если куда и пойдут, то в церкви. Что же касается приезжих из среднеазиатских республик, то доля практикующих среди них существенно выше. Кроме того, ислам, как и христианство, не однороден. Кто-то хочет ходить не в суннитскую, а в шиитскую мечеть, у кого-то мазхаб другой, мало ли.
Кажется, что политическое решение, которое стоит за словами мэра «Строить мечети для всех желающих со всей страны - это перебор», можно сформулировать примерно так: православных привлекаем, мусульман – отваживаем. Но в то же время мы вынуждены привлекать рабочую силу из Азии, поэтому экономическая прагматика идет вразрез с этим, вроде бы, явным политическим решением. Это противоречие по сути отражает дисбаланс нашей социальной политики. Власть вынуждена действовать согласно экономической целесообразности, но не хочет принимать на себя ответственность за эти действия.  Эта ответственность как бы перекладывается на плечи населения: вам нужны чистые дворы – вы и думайте, где молиться мигрантам. Но тогда непонятно, какова функция государства – собирание и перераспределение ренты?
Из всей этой истории следует альтернатива. Если действовать согласно демократическим процедурам, то право верующих на молитвенное здание надо бы рассматривать вне зависимости от их прописки. Но уж если забыть про процедуру, принимать политическое решение и действовать в согласии с ним, то необходимо все говорить без обиняков. Риторика действий должна быть не технической, а идеологической, вроде: «У нас православная держава, и верующие еретических и нехристианских конфессий должны понимать, что мы будем ограничивать их права. А если они хотят большие храмы – могут обратиться в православие». Это было бы честнее и логически предполагало бы решение об отказе строить еще мечети. А на двух стульях сидеть неудобно.
И наконец, последнее соображение. От того, что для мигрантов построят пару мечетей, никакого урона для православной веры не будет. Наоборот – будет повод запретить народное шоу на окрестных улицах во время Курбан-байрама. Любая структура (мечети, например) – лучше, чем отсутствие оной. Именно неструктурированная масса несет в себе потенциальную угрозу.

Алексей МУРАВЬЕВ. «Полит.ру», 4 марта 2013 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.