|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Международная миграция в России: динамика, политика,
прогноз
С. Иванов1
(Опубликовано в журнале "Вопросы экономики", 2011,
№10, с. 35-52)
В статье рассматривается международная миграция в качестве
компонента воспроизводства населения и гипотезы демографического
прогноза. Как демографический процесс и тем более как социальное
явление международная миграция - гораздо более сложный феномен,
чем объем потоков меняющих местожительство людей. Но мы анализируем
только аспекты, которые имеют непосредственное отношение к формулированию
долгосрочных гипотез нетто-миграции2.
Этот подход был использован при прогнозировании динамики предложения
труда в крупных странах Евросоюза3.
Измерение и прогнозирование международной миграции
При попытках измерить масштабы любых демографических
событий возникают серьезные проблемы, но они особенно велики при
оценках международной миграции. Многократные расхождения в оценках
числа въехавших в страну или выехавших из нее встречаются не так
уж редко, например, в России. Для измерения смертности и рождаемости
широко используют выборочные обследования, но при измерении миграции
важен сплошной учет. К сожалению, в большинстве стран он не налажен,
причем далеко не везде стремятся исправить положение.
В принципе перепись населения позволяет учесть всех
иммигрантов, но этого недостаточно для оценки их потоков: переписи
проводят через большие промежутки времени (как правило, раз в десять
лет), а миграционные потоки очень изменчивы.
Предельно близкие к действительности оценки международной
миграции можно получить по Северной Корее, миграционная привлекательность
которой весьма низкая. В странах, где потоки миграции велики, статистически
они отражаются недостоверно, хотя пересечение государственных границ
развитых стран всегда (за исключением межгосударственных перемещений
внутри Шенгенской зоны) документируется. Статистическая обработка
въездных документов осуществляется почти во всех странах, однако
далеко не везде она включает учет типов визы или целей въезда в
страну, а только такая информация позволяет выделить иммигрантов
из общей массы въезжающих. Хотя выезд сопровождается выполнением
некоторых формальностей (обычно ставят штамп в паспорте), статистический
учет выезжающих, как правило, не ведется.
В США статистический учет официально разрешенной иммиграции,
основанный на системе виз и пограничном контроле, по независимым
оценкам, достаточно достоверен, но государственного статистического
учета выездов из страны нет. Таким образом, надежная официальная
оценка годовой иммиграции - в настоящее время порядка 1,2 млн. человек
- сочетается с отсутствием официальной статистики эмиграции, которая,
по косвенным оценкам, составляет около 300 тыс. человек в год. В
результате миграционный прирост подчас приравнивают к иммиграции,
что, естественно, его завышает. В то же время страна ежегодно принимает
большое число недокументированных (нелегальных) мигрантов, причем
их численность можно оценить лишь косвенными (и спорными) методами.
В Шенгенской зоне отсутствует контроль за перемещениями
граждан, регистры населения ведутся далеко не везде, граждане не
всегда ответственно выполняют требования саморегистрации, а национальные
регистры не объединены в единую систему. База данных Евростата по
миграционному обмену стран Шенгенской зоны с внешним миром, а также
миграционному обмену Великобритании намного надежнее и полнее. В
России сохранился советский механизм статистического учета международной
миграции, позволяющий получать надежные оценки численности и половозрастного
состава мигрантов. Россия - одна из немногих стран, для которых
можно формулировать гипотезы нетто-миграции на основе эмпирических
данных о половозрастной структуре мигрантов.
Если переписи населения и выборочные обследования позволяют,
пусть неполно, учесть накопленную численность недокументированных
мигрантов, то наладить учет их потоков в принципе невозможно. Косвенные
округленные оценки для некоторых стран сопоставимы с численностью
документированных мигрантов (США), а иногда превышают ее в разы
(Россия) и при этом сильно варьируют. Можно сказать, что для стран
с крупными потоками нелегальной иммиграции при формулировании гипотез
миграционного прироста в будущем остальные проблемы миграционной
статистики окажутся второстепенными.
Международную миграцию трудно измерить, но ее вклад
в воспроизводство населения значителен. Если миграционный прирост
невелик, его объем и структура не оказывают большого воздействия
на динамику численности населения. Если объем внешней миграции сопоставим
с естественным приростом населения, она становится главным фактором
неопределенности будущего, и вопрос о разумных гипотезах миграционного
прироста выходит на первый план. Миграционные предпосылки почти
полностью определяют разброс краткосрочных прогнозов и важны для
среднесрочных (на 15-25 лет). Это связано с инерционностью естественного
воспроизводства населения.
Нельзя рассчитывать на быстрое изменение репродуктивного
поведения, определяющего рождаемость, или отношения к собственному
здоровью и самосохранению, что отражается в уровне смертности. Динамика
числа смертей и рождений в значительной, подчас решающей, мере обусловлена
сложившейся половозрастной структурой населения. Отсюда следует,
что при отсутствии внешней миграции демографическая динамика в течение
предстоящих 5-10 лет будет колебаться в узком диапазоне, предопределенном
ответственными демографическими гипотезами. Таковыми мы считаем
основанные на анализе мирового опыта и специфики страны. Предположения
о повышении в течение 10 лет продолжительности жизни мужчин с нынешних
60 до 75 лет или об удвоении рождаемости безосновательны. В рамках
ответственных гипотез разброс показателей динамики населения в перспективе
10-15 лет при условии постоянства миграционных потоков весьма небольшой.
Реальное осуществление однолетнего макроэкономического
прогноза можно считать выдающимся достижением, но его редко удается
повторить. Пятилетний экономический прогноз вышел из употребления
вместе с централизованным планированием. Но для демографического
прогнозирования 20-25-летний горизонт стандартный, авторитетные
прогнозы на 50 лет каждые два года разрабатывает (пересматривает)
ООН. Более того, время от времени предпринимаются серьезные попытки
заглянуть в более отдаленное будущее, причем в отличие от футурологических
работ они характеризуются простотой гипотез и ясностью результата.
Между тем долговременность демографических прогнозов в сочетании
с их надежностью достигается не благодаря, а вопреки их миграционной
составляющей.
Сама возможность долгосрочных демографических прогнозов
обусловлена универсальностью основных тенденций смертности и рождаемости,
а миграционные потоки детерминированы конкретными и меняющимися
условиями места и времени. В частности, международная миграция очень
чувствительна к экономической конъюнктуре и государственной политике.
Подчас даже возникает соблазн абсолютизировать законодательное и
административное регулирование внешней миграции, однако это заблуждение.
"Закручивание гаек" может эффективно уменьшить легальную
миграцию, одновременно породив компенсирующий поток нелегальной.
Вместе с тем нет оснований полагать, что снятие всех преград для
иммиграции непременно приведет к желательному ее увеличению.
Иными словами, миграционные гипотезы по степени своей
устойчивости ближе к используемым в экономических прогнозах предположениям
о будущей динамике капиталовложений, чем к гипотезам относительно
естественного воспроизводства населения. Между тем горизонт демографических
прогнозов на порядок превосходит горизонт экономических, которые
стремятся учесть одновременное действие многих факторов, поэтому
даже в пределах одного года экономические прогнозы чаще опровергаются,
чем подтверждаются.
Разработка миграционных гипотез демографического прогноза
принципиально отличается от формулирования гипотез смертности и
рождаемости, где с учетом прошлых тенденций и объективных предельных
уровней показателей можно выработать разумные и относительно жесткие
правила экстраполяции. В отношении международной миграции этого
сделать нельзя. Строгих методов формулирования гипотез прогноза
международной миграции не существует, поскольку обосновать гипотезы
в отношении миграционного прироста на срок 20-50 лет можно только
на основе неприемлемо шатких футурологических конструкций.
На практике будущий прирост населения страны за счет
миграционного обмена с другими странами (нетто-миграция) задается
на весь период прогноза на некотором постоянном уровне, который
редко обосновывают. Обычно в конкретных методиках исходят из предположения
об инерционности трендов. Если в прошлом миграционный прирост был
стабильным, считается, что он таковым и останется. Если показатели
нетто-миграции сильно варьировали, то ее годовые объемы принято
усреднять. Если был резкий взлет или спад, то нередко предполагают
быстрый возврат к прежнему или какому-либо промежуточному уровню
и последующую стабилизацию. Еще труднее обосновать гипотезу в условиях,
когда миграционный прирост в прошлом монотонно менялся. Понятно,
что такая тенденция рано или поздно должна прерваться, но неясно,
как установить точку перегиба и решить, что за ней должно последовать
- стабилизация или изменение знака тренда.
Распространена экстраполяция некоего постоянного уровня
нетто-миграции. У этого подхода есть как сторонники, обращающие
внимание на отсутствие обоснованных альтернатив, так и противники,
апеллирующие к тому, что международной миграции устойчивость в принципе
не свойственна. Экстраполяцию постоянной нетто-миграции лучше использовать,
если иммиграционные и эмиграционные потоки устойчивы на протяжении
длительного периода, как, например, во Франции и США в течение нескольких
десятилетий, однако эти примеры скорее нетипичные. Намного чаще
наблюдаются изломанность кривой нетто-миграции, отсутствие долговременных
трендов. В результате возникает необходимость радикально изменить
миграционную гипотезу. Так, составители прогнозов ООН в 2006 и 2008
гг. не располагали информацией о значительном росте после 2000 г.
учтенной иммиграции в Россию, их прогнозы основаны на экстрополяции
уровня нетто-миграции, многократно заниженного по сравнению с реально
наблюдавшимся.
В соответствии с одним из принципов господствующей методологии
демографического прогнозирования следует концентрироваться на детальной
проработке гипотез рождаемости и смертности, а миграцию, нарушающую
логичный механизм прогноза, нужно рассматривать как помеху. Характерно,
что в методологических пояснениях к прогнозам ООН ясно и подробно
описаны гипотезы рождаемости в различных регионах мира, параметры
гипотез смертности в старших возрастных группах и алгоритм оценки
пандемии СПИДа, но о международной миграции сказано лишь вскользь.
Такой подход адекватен ситуации, когда объем миграции незначителен.
Из-за возрастания ее роли в воспроизводстве населения необходимо
изменить методологию демографического прогноза: сместить акцент
на проработку миграционных гипотез, что расширит диапазон траекторий
демографического роста и усложнит обоснование среднего варианта.
Менее распространенным подходом выступают гипотезы типа
"если - то". Их используют для иллюстрации предельных
воздействий международной миграции на воспроизводство населения.
Для такого подхода не требуется обоснование реальными фактами; он,
по сути, противоречит принципу демографического прогнозирования,
в соответствии с которым численность и половозрастной состав населения
рассчитываются исходя из сформировавшейся структуры населения и
гипотез в отношении рождаемости, смертности и миграции, а не наоборот.
Частный случай такого подхода - целевой прогноз, отвечающий на вопрос:
какой миграционный прирост нужен для замещения естественной убыли
населения (трудовых ресурсов) или нейтрализации роста демографической
нагрузки при данных гипотезах в отношении естественного вопроизводства4?
Для стран с особенно низкой рождаемостью оценки замещения
располагаются в диапазоне от значительной до запредельной потребности
в дополнительной иммиграции. При этом даже фантастические результаты
не менее полезны, чем реалистические, ибо позволяют лучше понять
отличия возможного от желательного и оценить баланс вкладов различных
компонентов воспроизводства. Например, можно рассчитать коэффициент
нетто-миграции, равный по воздействию на численность населения некоторому
приросту суммарного коэффициента рождаемости.
Альтернативой целевой гипотезе выступает факторный подход.
Однако здесь разумно основываться на самых общих соображениях, не
стремясь количественно выразить взаимозависимости, поскольку период
действия эмпирически установленных соотношений слишком короткий,
а совокупность факторов подвижна. Так, если бы существовал сверхдолгосрочный
прогноз экономического развития участвующих в миграционных обменах
стран, то в качестве якоря можно было бы использовать эмпирически
установленные зависимости: например, при определенном сокращении
разрыва в уровне экономического развития стран выезда и въезда эмиграционный
поток иссякает. Но даже тогда проблему не удалось бы решить полностью.
Во-первых, в таком случае вероятна возвратная миграция и ее следовало
бы учесть. Во-вторых, что еще важнее, подобный механизм предполагает
реальную свободу международной миграции, что в полной мере наблюдается
только в пределах Шенгенской зоны. В других случаях экономические
переменные будут больше коррелировать с намерениями мигрировать,
чем с их осуществлением, с миграционным потенциалом, чем с его реализацией
в миграционных потоках. Кроме того, надежный сверхдолгосрочный экономический
прогноз пока невозможен.
Половозрастная структура миграционных потоков оказывает
заметное воздействие на население, причем тем более существенное,
чем больше соотношение нетто-миграции и естественного воспроизводства
населения и чем сильнее структура миграционных потоков отличается
от структуры населения. Поэтому ее желательно интегрировать в прогноз.
Такая структура нетто-миграции определяется тремя факторами: структурой
иммиграционных потоков, структурой эмиграционных потоков и соотношением
иммиграции и эмиграции. Для оценки этих параметров нужна статистическая
информация, которая имеется не по всем странам, однако для России
такие данные по учтенной миграции есть. В принципе для прогноза
этого недостаточно, поскольку нет гарантий стабильности структуры
в будущем, даже если объемы нетто-миграции не изменятся. Эту проблему
можно частично снять при раздельном прогнозировании эмиграционных
и иммиграционных потоков, сохраняя прошлые половозрастные структуры,
однако реализовать такой подход сложно, поскольку существующие прогнозные
алгоритмы настроены на нетто-миграцию.
В модели демографического прогноза потоки положительной
нетто-миграции сразу интегрируются в коренное население в том смысле,
что прибывшим "при пересечении границы" немедленно приписывают
присущие ему режимы смертности и рождаемости. В принципе эта гипотеза
уязвима для критики. Теоретически демографический прогноз должен
учитывать, что иммигрантам часто свойственны отличные от коренного
населения типы смертности и репродуктивного поведения. Исследования
показывают, что на Западе рождаемость среди легальных мигрантов
из стран Юга существенно выше, чем среди коренного населения, причем
в Германии, Нидерландах и Франции разрыв составляет больше одного
ребенка на женщину5.
Более того, рождаемость среди них нередко превышает средние показатели
в странах, откуда они приехали6,
однако существенные различия обычно стираются уже в следующем поколении.
Основные миграционные потоки в Россию устремляются из стран с более
высоким средним уровнем рождаемости. Фоновый уровень и структура
заболеваемости, подверженность рискам смерти представителей коренного
населения и субпопуляции иммигрантов различаются, причем нередко
значительно. Однако дифференциальная смертность иммигрантов не исследована.
Конечно, правильнее учесть в прогнозе дифференциальную
рождаемость и смертность иммигрантов, особенно если различия с коренным
населением велики. Однако против этого подхода есть серьезные возражения.
Методологические аргументы сводятся к тому, что вряд ли целесообразно
наделять условных "чистых мигрантов" специфическим репродуктивным
поведением и характеристиками смертности. Чтобы решить эту проблему,
надо выделить субпопуляцию иммигрантов, оценить ее демографические
характеристики и алгоритм адаптации-сосуществования с коренным населением.
Кроме того, сложно найти необходимую статистическую информацию.
Не всегда правомерно приписывать иммигрантам из некоторой
страны средний уровень рождаемости, свойственный ей, поскольку эмигрируют,
как правило, более образованные люди, которым присущи установки
на меньшее число детей, чем представителям других групп населения.
Значительная часть легальных мигрантов из ряда южных стран СНГ -
в основном городское этнически русское население, рождаемость которого
ближе к российской модели, чем титульного населения. В то же время
потенциальные эмигранты нередко откладывают рождение детей до лучших
времен и осуществляют свои репродуктивные планы уже в стране иммиграции.
Нелегальная иммиграция нечасто бывает семейной, а когда на такой
шаг решаются семьи, то разумно предположить, что реализацию репродуктивных
установок сдерживают неблагоприятные условия, особенно жилищные,
ограниченный доступ к медицинской помощи и распространенная атмосфера
враждебности и ксенофобии.
Международная миграция в воспроизводстве населения России
Доля иммигрантов в населении России не слишком высокая.
По данным ООН, по этому показателю (9% в 2010 г.) она несколько
уступает Франции, где иммигранты составляют 11% населения, более
чем в 10 раз превосходит Румынию, но в 4 раза отстает от Люксембурга.
Вместе с тем роль международной миграции в динамике населения страны
в настоящее время особенно велика, потому что в России умирает больше
людей, чем рождается. На рисунке 1 показана динамика миграционного
прироста населения России.
Рисунок 1. Россия: потоки международной миграции, 1990-2008
гг. (тыс. человек в год)
Источник: Демоскоп Weekly. Приложение: Справочник статистических
показателей. Компоненты изменения численности населения России,
demoscope.ru/weekly/ssp/rus_components.php.
В 1960-е годы естественный прирост населения страны
сократился с 2 млн. человек более чем вдвое, затем в течение полутора
десятилетий колебался в интервале 600-900 тыс. человек в год, а
после 1987 г. стал отрицательным: если бы не иммиграция, население
России уже с середины 1990-х годов сокращалось бы ежегодно на 800-900
тыс. человек в год. До середины 1970-х годов имел место незначительный
отток населения (главным образом, в Казахстан и Среднюю Азию), затем
стала нарастать положительная нетто-миграция с резким всплеском
в середине 1990-х годов вследствие массового перемещения русскоязычного
населения из стран СНГ и Балтии.
В пиковый 1994 г. миграционный прирост составил 810
тыс. человек. За ним последовал глубокий спад: по данным текущего
учета, к концу 1990-х годов миграционный прирост сократился почти
втрое, а к 2001 - 2002 гг. упал ниже 80 тыс. человек в год. Между
тем, по данным переписи населения 2002 г., совокупный миграционный
прирост в 1990-2002 гг. был на 1,8 млн. человек больше, чем по данным
текущего учета, причем разрыв оказался особенно велик на пике миграции
(160 тыс. человек в 1994 г.) и в низшей точке учтенной миграции
(206 тыс. человек в 2001 г.) Начиная с 2004 г. сальдо миграции,
по данным текущего учета, стало быстро расти, увеличившись к 2008
г. до 250 тыс. человек, или в 3,5 раза. Эти цифры отражают не столько
увеличение физического объема нетто-миграции, сколько сокращение
незаконной и рост легальной миграции. В результате восстановился
уровень учтенного миграционного прироста - порядка 250 тыс. человек
в год (см. рис. 2).
Рисунок 2. Миграционный прирост населения России, 1990-2008
гг. (тыс. человек в год)
Источники: см. рис. 1; Институт демографии ГУ-ВШЭ (сейчас
- НИУ ВШЭ).
Широкомасштабная иммиграция не предотвратила, но существенно
затормозила депопуляцию России, ибо миграционный прирост в 1991-2008
гг. восполнил половину демографических потерь страны вследствие
естественной убыли населения. В конце 2000-х годов иммиграция почти
полностью компенсировала отрицательный баланс рождений и смертей,
а в 2009 г. перекрыла его: прирост населения на 10,5 тыс. человек
был многими (в том числе официальными лицами) неправильно интерпретирован
как преодоление демографического кризиса (см. рис. 3).
Рисунок 3. Прирост населения России, 1990-2009 гг. (тыс.
человек в год)
Источник: см. рис. 1.
Выше речь шла об учтенной миграции, однако значительная
часть миграционных потоков не охвачена статистическим учетом. Главным
компонентом неучтенной миграции выступают потоки недокументированных
(нелегальных) мигрантов. Учесть их по определению нельзя, но можно
оценить истинный миграционный прирост на основании косвенных данных.
Важную информацию для таких оценок дают переписи населения, однако
они охватывают лишь часть нелегальных мигрантов.
Большой разрыв в уровне заработной платы между Россией
и ее южными соседями в сочетании с возможностью легко обходить трудовое
законодательство и наличием безвизового режима пересечения российских
границ жителями стран СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана)
обусловливают большие потоки нелегальных мигрантов. Оценить их величину
можно с помощью косвенных оценок численности находящихся в стране
документированных и недокументированных мигрантов и ряда допущений.
По оценкам на основе эмиграционной статистики стран-доноров7,
число иностранных работников, занятых в России более 6 месяцев в
году, составляло в 2003-2004 гг. 3,7 млн. человек8.
По данным российской статистики, число трудовых мигрантов, легально
работавших в России, составляло около 400 тыс. человек, то есть
в 9 раз меньше. По оценкам Ж.А. Зайончковской, соотношение нерегулируемой
и регулируемой трудовой миграции в начале 2000-х годов было примерно
таким же9. К 2008
г. доля регулируемой (учтенной) миграции в трудовой иммиграции увеличилась
до 35-40%, главным образом вследствие либерализации правил регистрации.
Если принять верхнюю границу этой оценки, то общий миграционный
прирост в 2008 г. составил не менее 450 тыс. человек, то есть находился
на среднем уровне за 1992-2002 гг., по данным переписи населения
2002 г.
Рост учтенной иммиграции в 2000-е годы обеспечили в
основном мужчины и женщины наиболее трудоспособного возраста - от
20 до 39 лет (см. рис. 4), доля которых в потоке прибывших в Россию
возросла с 36% в 2001 г. до 52% в 2008 г. В то же время доля детей
до 15 лет монотонно снижалась - с 14 до 9%. Это свидетельствует
о растущем преобладании трудовой миграции. Гендерный состав прибывающих
сбалансирован при слабой тенденции к росту доли мужчин, что соответствует
потребностям российской экономики. По нынешней половозрастной структуре
иммиграционных потоков Россия близка к таким странам масштабной
иммиграции, как Великобритания и США. Из этого следует, что целесообразно
использовать эту структуру при разработке миграционной гипотезы
с учетом постепенности и однонаправленности структурных сдвигов.
Рисунок 4. Прибывшие в Россию в 2001 - 2008 гг., укрупненные
возрастные группы (тыс. человек в год)
Источник: Численность и миграция населения Российской
Федерации в 2008 году: стат. бюллетень / Федеральная служба государственной
статистики. М., 2009.
В России половозрастная структура потоков выезжающих
из страны близка к структуре встречных потоков, что также свидетельствует
о преимущественно трудовом характере международной миграции. Доля
детей тоже сократилась (до 10%), однако удельный вес возрастной
группы 20-39 лет стабилен (40%) и поэтому стал меньше, чем среди
въезжающих. Доля женщин среди эмигрантов (53-54%) выше, чем в иммиграционных
потоках.
Гипотезы демографического прогноза для России
Центральная гипотеза миграционного прироста населения
России исходит из показателя второй половины 2000-х годов - 450
тыс. человек в год. В демографические прогнозы ООН 2006 и 2008 гг.
заложен постоянный миграционный прирост на уровне 50 тыс. человек
в год. Разброс вариантов миграционного прироста, использованных
в совокупности демографических прогнозов, которые подготовили российские
специалисты в 2003 г.10,
составляет в зависимости от прогнозного периода 19-105 тыс. человек.
Разрыв между нашей и этими гипотезами обусловлен двумя факторами:
мы смогли учесть резкий перелом тренда регулируемой иммиграции во
второй половине 2000-х годов, а также нелегальную миграцию, которую
в других гипотезах игнорируют.
Не исключено, что наша оценка нынешнего миграционного
прироста несколько завышена. Однако для центральной миграционной
гипотезы такой объем ежегодного прироста представляется приемлемым.
Действительно, при дальнейшей либерализации иммиграционных правил
не только большинство прибытий в страну станут легальными и учтенными,
но и миграционная привлекательность России возрастет.
Есть основания полагать, что сформировавшиеся факторы
миграционного притяжения России носят долговременный характер. Достаточный
для формирования миграционных потоков разрыв в уровне жизни между
Россией и ее южными соседями, откуда приезжают большинство мигрантов,
сохранится в течение длительного периода. При этом конкретные источники
миграционных потоков могут измениться.
В Китае вследствие высоких темпов экономического роста
повышается уровень жизни населения. Пока еще душевой доход в стране
отстает от российского в разы, но эта ситуация вряд ли сохранится
надолго. На фоне российской ксенофобии, особенно по отношению к
китайцам, сокращение этого разрыва уменьшит для них миграционную
привлекательность России. Установки жителей северных районов Китая
на эмиграцию в Россию уже стали намного слабее, чем в 1990-е годы.
Есть еще один мощный долгосрочный демографический фактор, который
пока не проявился в национальном масштабе, но способен через 10-20
лет резко сократить эмиграционный потенциал Китая. Шанхай и ряд
других динамично развивающихся городов востока страны уже начали
испытывать дефицит трудовых ресурсов. Постепенно одна за другой
провинции Китая вступят в режим суженного воспроизводства населения
трудоспособного возраста, а после 2030 г. Китай войдет в стадию
депопуляции.
Улучшение экономической ситуации в странах СНГ, в первую
очередь в Казахстане или демографически неблагополучной Украине,
ослабит силы выталкивания и приведет к сокращению иммиграционного
притока в Россию. В государствах южного региона СНГ миграционный
потенциал ограничен небольшой численностью их населения. Не исключено,
что усилится приток мигрантов из таких трудоизбыточных нетрадиционных
источников иммиграции, как Афганистан, Иран и даже более отдаленные
азиатские страны.
Вместе с тем нельзя исключать снижения барьеров на пути
трудовой миграции из России в Евросоюз. В некоторых восточных странах
ЕС, начавших испытывать демографически детерминированный дефицит
трудовых ресурсов, уже звучат призывы к массовому импорту трудовых
ресурсов из России, Украины и Белоруссии. Более высокие зарплаты
надолго останутся фактором миграционной притягательности Евросоюза
для россиян, если, конечно, не будут реализованы чаяния определенных
сил перекрыть их отток из страны. Здесь предполагается, что большая
интеграция России в европейское миграционное пространство обернется
дополнительной трудовой эмиграцией 100 тыс. человек в год.
Рост эмиграции соответствовал бы гипотезе об "исправлении"
миграционного баланса России, который сейчас сильно перекошен в
сторону иммиграции. Результирующий гипотетический миграционный прирост
составит 350 тыс. человек в год, как и в 2000 г., по данным переписи
2002 г. Эта гипотеза соответствует среднему варианту миграционного
прогноза, разработанного Институтом демографии ГУ-ВШЭ в 2009 г.
В отличие от него, предусматривающего увеличение миграционного прироста
с 250 тыс. человек в 2009 г. до 400 тыс. человек в год в 2032 -
2039 гг. и последующее снижение до 350 тыс. к 2050 г., мы предполагаем
стабильный уровень 350 тыс. человек в год на протяжении всего прогнозного
периода. Это представляется более логичным, поскольку выбранный
нами уровень включает оценки нелегальной иммиграции, а прогноз Института
демографии принимает за точку отсчета только учтенный миграционный
прирост. Заметим, что поскольку мы совместили предположения о сохранении
иммиграции на нынешнем уровне и о росте эмиграции под влиянием лишь
намечающихся факторов, наша нетто-миграционная гипотеза скорее консервативна.
Росстат располагает информацией о половозрастной структуре
только учтенных миграционных потоков. Структура нелегальной иммиграции,
конечно, иная, но мы предполагаем, что в будущем всю нелегальную
миграцию заместит легальная. Если предположение об увеличении трудовой
эмиграции в Евросоюз подтвердится, то возрастная структура выбывающих
может измениться, причем в основном за счет опережающего оттока
молодых трудоспособных контингентов. Так как возрастные структуры
встречных потоков миграции различаются главным образом по удельному
весу 20-39-летних, можно предположить, что резкое увеличение трудовой
эмиграции в ЕС будет сопровождаться ростом доли молодых контингентов,
в результате возрастные структуры встречных потоков станут похожи.
Следовательно, в России возрастная структура гипотетического миграционного
прироста (см. рис. 5) сблизится с возрастной структурой иммиграции,
что позволяет заложить последнюю в миграционную гипотезу. Поскольку
половозрастная структура иммиграции изменяется медленно и плавно,
оправданно использовать наиболее свежие данные за 2008 г. Такой
подход представляется более логичным и адекватным требованиям демографического
прогнозирования, чем фиксирование для длительного интервала пусть,
возможно, реально наблюдавшейся, но единичной и потому случайной
возрастной структуры нетто-миграции, как в демографических прогнозах
ООН.
Рисунок 5. Гипотетическая половозрастная структура миграционного
прироста населения России (350 тыс. человек в год)
Источник: см. рис. 4.
Даже в условиях значительной нетто-миграции естественное
воспроизводство в большой, если не в решающей, степени определяет
динамику населения и сдвиги в его возрастной структуре. Поэтому
правильно оценить демографические последствия внешней миграции можно,
комбинируя различные миграционные гипотезы с гипотезами в отношении
рождаемости и смертности.
Мы приняли четыре миграционных варианта прогноза. Нулевой
вариант не обязательно означает закрытие страны для внешней миграции;
для его реализации достаточно, чтобы эмиграция полностью "нейтрализовала"
иммиграцию. Для сравнения приведем результаты прогноза ООН, в котором
предполагается, что нетто-миграция сокращается со 193 тыс. человек
в год в 2000-2005 гг. (заниженного, как показано выше, уровня) до
50 тыс. человек в год в следующие пять лет, а затем стабилизируется.
В центральном варианте нашего прогноза нетто-миграция сохраняется
на уровне 350 тыс. человек в год.
Резкое обострение депопуляции, или демографически детерминированного
дефицита трудовых ресурсов, может сделать привлекательной компенсацию
убыли населения иммиграцией. "Замещающие" варианты принципиально
отличаются от остальных, так как нетто-миграция оказывается не предпосылкой,
а одним из результатов прогноза. Мы определяем замещающую миграцию
как постоянный объем нетто-миграции11,
необходимый для достижения некоторой численности населения страны
к определенному сроку. Этой планкой будем считать пик 148,7 млн.
человек, достигнутый в 1993 г. Впоследствии население России стало
убывать и к 2010 г. сократилось на 5% - до 140,7 млн. человек. При
выборе горизонта прогноза логические критерии отсутствуют: мы выбрали
2020 г., потому что 10 лет - достаточно продолжительный и вместе
с тем обозримый период, с которым обычно связано представление о
долгосрочной политике. Мы предполагаем, что и после 2020 г. миграция,
позволившая восстановить численность населения страны, сохранится
на неизменном уровне.
Миграционные варианты комбинируются с вариантами динамики
рождаемости, заимствованными из демографического прогноза ООН. В
соответствии с его средним вариантом предполагается плавное увеличение
рождаемости, при котором ее суммарный коэффициент, возрастая на
0,01 ребенка на женщину в год, увеличится с нынешних 1,5 до 1,8
ребенка на женщину в 2045 г.
Это предположение может показаться слишком скромным,
поскольку в России суммарный коэффициент рождаемости всего за четыре
года вырос на 0,2 ребенка на женщину (с 1,3 в 2005 г. до 1,5 в 2009
г.12). Однако вероятно,
что на самом деле произошел не рост рождаемости в смысле ожидаемого
репродуктивного поведения женщин, а временное отклонение от тренда
суммарного коэффициента рождаемости в результате сдвига графика
рождений к молодым возрастам. Этому способствовала очередная волна
демографической политики, и прежде всего важная новация - введение
так называемого "материнского капитала", размер которого
в 1,5 раза превышает величину средней заработной платы за год, а
для многих социальных групп и регионов - еще больше.
Неизвестно, в какой мере этот капитал увеличит желательное
число детей, но он воздействовал на график рождений, так как многие
супружеские пары и незамужние женщины захотели родить первого или
очередного ребенка раньше, чтобы максимизировать вероятность получения
доступа к этому значительному ресурсу. В результате число рождений,
при других условиях "растянутое" во времени и по возрастным
группам женского населения, концентрируется в некоторых группах
за счет других и сжимается во времени. Позднее, причем непременно
и весьма скоро, произойдет компенсация.
Вместе с тем в России в посткоммунистический период
начался типичный для всех развитых стран процесс откладывания рождений
на более позднее время и соответственно на старшие возраста. Страна,
ранее характеризовавшаяся хрестоматийно "молодой" рождаемостью,
стала подтягиваться к западным образцам. Перестройка графика рождений
в сторону старших возрастов понижает суммарный коэффициент рождаемости,
но после ее прекращения он опять повышается13.
Поэтому вряд ли можно рассчитывать на продолжение стремительного
роста суммарного коэффициента рождаемости, структурные характеристики
которого весьма устойчивы14.
Более того, не исключено его снижение до рекордно низких уровней
первой половины 2000-х годов. Это может произойти по двум причинам:
во-первых, прекращение аномального омоложения рождаемости и возобновление
нормальной тенденции ее старения арифметически понизят суммарный
коэффициент; во-вторых, в силу бюджетных ограничений обязательства
государства по дорогостоящей демографической политике будут уменьшаться.
Нигде и никому не удавалось с помощью государственной политики поднять
рождаемость до уровня простого воспроизводства населения.
Таким образом, предположение о медленном росте рождаемости
в странах с таким низким показателем, как в России, Италии, Германии
и многих других, можно считать оптимистичным, ибо даже такой рост
не гарантирован. Оно оптимистично и относительно конечного показателя.
Хотя он и ниже уровня простого воспроизводства населения, но близок
к нынешнему французскому, который удовлетворяет общество, имеющее
развитую систему поддержки семей и более чем вековую традицию общественного
и государственного внимания к демографическим вопросам.
Вместе с тем нельзя исключать, что Россия повторит путь
стран, где в результате снижения рождаемости женщины имели в среднем
лишь одного ребенка. Поскольку ниже такого уровня рождаемость нигде
не опускалась, в низком варианте прогноза мы предполагаем дальнейшее
снижение рождаемости в течение 15 лет, после чего суммарный коэффициент,
достигнув 1,1 ребенка на женщину, начнет расти и выйдет на уровень
2005-2010 гг. к концу прогнозного периода. Отметим, что центральные
гипотезы рождаемости демографических прогнозов Росстата ближе к
низкому, чем к среднему, варианту прогноза ООН. В результате численность
населения страны в середине столетия составит 100 млн. человек,
а по среднему варианту прогноза ООН - на 20% больше.
В высоком варианте прогноза предполагается, что коэффициент
суммарной рождаемости постепенно вырастет на 3/4
по сравнению с нынешним уровнем - до 2,3 ребенка на женщину в 2040-2050
гг., что существенно выше уровня простого воспроизводства. И для
России, и для других стран это означало бы радикальный перелом долговременного
тренда, причем наши знания детерминант и механизмов репродуктивного
поведения дают основания считать, что в современных обществах отсутствуют
соответствующие факторы и для такого перелома нужны глубинные социальные
трансформации.
Все миграционные варианты, кроме компенсаторных, комбинированы
со всеми вариантами динамики рождаемости. В компенсаторном ряду
каждому варианту рождаемости свойствен свой уровень нетто-миграции.
Прогнозы с нетто-иммиграцией 50 тыс. человек в год, а также результат
расчета по гипотезе нулевой миграции в сочетании со средней рождаемостью
заимствованы из демографического прогноза ООН 2008 г.
Демографические прогнозы обычно построены на предположении
о более быстром снижении смертности в России, чем в других развитых
странах, поскольку она сильно отстала по этому показателю. Предполагается,
что продолжительность жизни женщин вырастет с 74 до 79 лет, а мужчин
- с 60 до 70 лет, что, впрочем, заметно ниже уровня, уже достигнутого
в ряде стран. Хотя существуют демографические прогнозы для России
с различными вариантами динамики смертности, мы ограничимся характеристиками
естественного воспроизводства, заданными в прогнозе ООН, который
одновариантен в отношении смертности. Таким образом, сформулированы
12 гипотез миграционного прогноза для России (см. табл. 1).
Таблица 1. Гипотезы миграционного прогноза для России
Нетто-миграция
|
Рождаемость
|
низкая
|
средняя
|
высокая
|
Нулевая
|
1,1
|
1,2
|
1,3
|
50 тыс. человек в год (ООН)
|
2,1
|
2,2
|
2,3
|
350 тыс. человек в год (наблюдаемая)
|
3,1
|
3,2
|
3,3
|
Компенсация убыли
|
4,1
|
4,2
|
4,3
|
Результаты демографического прогноза
Наше семейство прогнозов позволяет представить результаты
альтернативных траекторий демографической динамики и сопоставить
влияние на нее уровня рождаемости и объема международной миграции.
Хотя динамика отдельных возрастных групп и изменение половозрастной
структуры населения имеют не меньшее значение, чем тренды его численности,
и не сводятся к ним, здесь мы ограничимся населением в целом.
На рисунке 6 представлены результаты прогноза. Отметим,
что мы не случайно используем среднегодовые объемы потоков нетто-миграции.
Наряду с нулевой миграцией, гипотезой ООН (50 тыс. нетто-мигрантов
в год) и обоснованной нами выше центральной прогнозной гипотезой
(350 тыс.) в расчетах использованы еще два варианта. Это нетто-миграция
на уровне 900 тыс. человек в год (на протяжении всего периода 2010-2050
гг.) и 1450 тыс., необходимых для восстановления численности населения
к 2020 г. при соответственно средней и низкой рождаемости. При высокой
рождаемости численность населения восстановилась бы без всякой миграции,
точнее, при нулевой нетто-миграции. Поскольку нетто-миграция 50
тыс. человек в год оказывает слабое воздействие на динамику населения,
соответствующие функции на рисунке не представлены.
Воздействие рождаемости на динамику населения.
Если тренды суммарного коэффициента рождаемости в будущем разойдутся
так, что к концу прогнозного периода разница достигнет одного ребенка
на женщину, численность населения будет различаться на 50 млн. человек
независимо от того, будет нетто-миграция нулевой (см. рис. 6а) или
сохранится на уровне 350 тыс. в год (см. рис. 66). При нулевой нетто-миграции
и рождаемости, сначала снижающейся, а затем повышающейся до нынешнего
уровня, население сократится до 100 млн, то есть почти в 1,5 раза,
а при высоком тренде рождаемости численность населения может восстановиться
в течение 10 лет и сохраняться на этом уровне в дальнейшем. При
низкой рождаемости нетто-миграция порядка 350 тыс. человек в год
не сможет предотвратить значительную (почти на 1/3)
депопуляцию, а при высокой рождаемости численность населения страны
увеличится на 10%.
Рисунок 6. Прогноз численности населения России (тыс.
человек)
Демографические последствия международной миграции.
Влияние миграции на динамику населения тоже велико, но близко к
воздействию тренда рождаемости только при очень больших объемах
нетто-миграции. Так, сочетание среднего тренда рождаемости с нетто-миграцией
350 тыс. человек (см. рис. 6в), которую можно считать центральной
гипотезой прогноза, лишь затормозит депопуляцию, но не прекратит
ее. Нетто-миграция на уровне 900 тыс. человек в год, что почти втрое
больше, чем в центральной гипотезе, и примерно соответствует легальной
иммиграции в США, обеспечила бы восстановление численности населения
страны с последующим медленным ростом.
Результаты экстремальных гипотез (см. рис. 6г).
Нетто-миграция в объеме порядка 1,5 млн. человек компенсирует низкую
рождаемость и даже приведет к середине столетия к 5-процентному
росту населения, а высокая рождаемость в сочетании с нулевой нетто-миграцией
определит стабилизацию населения на более низком уровне. Наконец,
если бы рождаемость следовала высокой траектории и нетто-миграция
в страну составляла 1450 тыс. человек в год, то к середине столетия
население России выросло бы до 189 млн. человек, но при сочетании
противоположных вариантов оно было бы почти вдвое меньше.
Из многовариантного демографического прогноза можно
сделать ряд выводов. Во-первых, для демографического противодействия
депопуляции требуется очень большое - в разы - увеличение иммиграции.
Ее компенсаторная роль в будущем представляется особенно большой,
так как на быстрое и значительное увеличение рождаемости рассчитывать
нельзя. Из этого следует, что нужно отказаться от отношения к иммигрантам
как к объекту сверхэксплуатации и жесткого административного регулирования.
Разумно признать, что иммиграция - это стратегический ресурс страны,
с которым следует обращаться бережно. В перспективе надо расширить
поле действия рыночных механизмов при определении объемов иммиграции
и требований к иммигрантам и одновременно переходить к мягкому регулированию
их потоков, условий труда и жизни. При этом самое главное - найти
способы взаимной социальной адаптации россиян и иммигрантов, интеграции
последних в российское общество на правах его полноценных членов.
Во-вторых, важно поддерживать постепенный рост рождаемости, хотя
его воздействие на численность населения невелико. В-третьих, нельзя
рассчитывать на высокие темпы роста населения, даже если удастся
прекратить его сокращение. В-четвертых, весьма вероятно продолжение
депопуляции. Поэтому нужны меры по адаптации общества и экономики
к этому новому состоянию.
1 С. ИВАНОВ, кандидат
экономических наук, сотрудник по вопросам народонаселения Департамента
экономических и социальных вопросов Секретариата ООН (Нью-Йорк).
Мнение автора не обязательно совпадает с позицией Организации
Объединенных Наций.
2 Нетто-миграция представляет
собой разницу между числом иммигрантов (прибывших в страну) и числом
эмигрантов (выбывших из страны). Как синонимы нетто-миграции используются
термины "миграционный прирост", "сальдо миграции"
и "механический прирост населения". Нетто-миграция может
иметь как положительный, так и отрицательный знак.
3 Ivanov S.
Demographic and Economic Factors of Labour Supply: Long-term Projections
and Policy Options for France, Germany, Italy and the United Kingdom
// Vienna Yearbook of Population Research. Vienna, 2009. P. 83-112.
4 В принципе замещающую
миграцию можно рассчитать для противоположного варианта демографической
динамики как объем миграционной убыли, необходимый для предотвращения
прироста населения (трудовых ресурсов) при определенных допущениях
относительно естественного воспроизводства. Однако, по нашим сведениям,
такую задачу эксперты не рассматривали.
5 The Demographic
Characteristics of Immigrant Populations / W. Haug, P. Compton,
Y. Courbage (eds.). Strasbourg: Council of Europe Publishers. Population
Studies. 2002. No 38; Toulemon L. La fécondité
des immigrées: nouvelles données, nouvell approche //
Population et Sociétés. 2004. No 400.
6 Tolts M.
Post-Soviet Vital Crises, Aliya and Jewish Emigration / Proceedings
of the International Conference on Jewish Demography, Nov. 30 -Dec.
3, 2002, Jerusalem, Israel.
7 Мукомель В.
Экономика нелегальной миграции в России // Население и общество.
2005. N 92. www.demoscope.ru/acrobat/ps92.pdf.
8 В этой оценке использован
шестимесячный срок пребывания в России как критерий принадлежности
к группе иммигрантов (в отличие от временно находящихся на территории
страны иностранцев). Он рекомендован Статистическим отделом ООН
и широко применяется в международной практике. Поскольку в источниках
использована другая классификация, соответствующие данные приведены
к шестимесячному сроку на основе допущения о равномерности распределения
по месяцам. Суммарная оценка складывается из 2,2 млн. человек, занятых
не менее 10 месяцев в году, и 4/5 от числа
занятых от 5 до 9 месяцев (1,95 млн. человек); 400 тыс. человек
- усредненная оценка за 2003 - 2004 гг. (см.: Доклад о развитии
человеческого потенциала в Российской Федерации 2009: Энергетика
и устойчивое развитие / Под ред. С. Н. Бобылева. М., 2010).
9 См.: Зайончковская
Ж. А. Иммиграция: путь к спасению или Троянский конь? // Доклад
о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008:
Россия перед лицом демографических вызовов / Под ред. А.Г. Вишневского
и С.Н. Бобылева. М., 2009. Государственная миграционная служба приводит
в разы большую оценку общей численности мигрантов (10-12 млн. человек),
но вместе с тем полагает, что доля легальных мигрантов выше и составляет
от 1/4 до 1/3 их совокупной
численности.
10 Вишневский
А. Г., Андреев Е. М., Трейвиш А. И. Перспективы развития России:
роль демографического фактора. М.: Институт экономики переходного
периода, 2003.
11 Годовые колебания
возрастной структуры предопределяют годовые колебания нетто-миграции,
необходимой для компенсации естественной убыли населения. Отсутствие
автоматизированного алгоритма расчета компенсаторных вариантов и
большая трудоемкость ручных итераций обусловили выбор калибровки
прогноза с пятилетним шагом. Выборочные проверки показали, что отклонения
не превышают 0,1%.
12 Суммарный коэффициент
рождаемости. Регламентная таблица / Росстат. 2011. 9 февр. www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo27.xls.
13 См.: Goldstein
J.R., Sobotka T., Jasilioniené A. The End of 'Lowest-Low'
Fertility? / Population Association of America Annual Meeting, Detroit,
2009, 30 April; Ivanov S., Kandiah V. Age Patterns of Fertility
// Encyclopedia of Population / P. Demeny, G. McNicoll (eds.). N.Y.:
Thomson Gale, 2003. P. 403 - 405; Sobotka T. Tempo-Quantum
and Period-Cohort Interplay in Fertility Changes in Europe. Evidence
from the Czech Republic, Italy, the Netherlands and Sweden // Demographic
Research. 2003. Vol. 8, No 6. P. 151 - 214. www.demographic-research.org.
14 Доклад о развитии
человеческого потенциала в Российской Федерации 2008: Россия перед
лицом демографических вызовов.
|