Rambler's Top100

№ 541 - 542
4 - 17 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографический фактор эволюции "социального государства" в Европе

Будущее пенсионной системы: параметрические реформы или смена парадигмы?

Микроанализ российской пенсионной системы

Обеспечение населения Украины гериатрической помощью: состояние и проблемы действующей системы, перспективы и пути реформирования

Новый счет младенческой смертности: предварительные итоги

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Обеспечение населения Украины гериатрической помощью: состояние и проблемы действующей системы, перспективы и пути реформирования

Мария Бачинская1 - специально для Демоскопа

Увеличение спроса на гериатрические услуги обусловлено стремительным старением населения, ростом доли одиноко проживающих пожилых людей и заболеваемостью населения, а также нарастающие проблемы с невозможностью местных бюджетов удовлетворить все потребности учреждений здравоохранения и социального обслуживания актуализируют вопрос оптимизации и реформирования системы гериатрической помощи в регионе с целью повышения, как качества соответствующих услуг, так и эффективности расходов на их носителей.

В статье представлены результаты исследования по реформированию и внесению изменений в организацию гериатрической помощи населению с целью повышения качества гериатрических услуг, увеличению их доступности для населения и оптимизации расходов местных бюджетов на обеспечение поставщиков соответствующих услуг. Для осуществления анализа ситуации по обеспечению населения гериатрической помощью населения Украины и установления необходимого гарантированного уровня и объемов медико-социальной помощи населению использовались результаты масштабных исследований специалистов геронтологии, а именно В.В. Чайковской, Безрукова В., Ворошенко Ю. В. и др.

Проанализированы источники обеспечения поставщиков гериатрических услуг населению, установлена роль органов местного самоуправления в обеспечении населения гериатрической помощью, а также установлена возможность усовершенствования системы обеспечения гериатрической помощью.

Доказано, что усовершенствование системы гериатрической помощи, является приоритетным направлением социальной политики, не может состояться без параллельного реформирования системы предоставления соответствующих услуг и внедрения оптимизационных механизмов обеспечения функционирования и развития поставщиков гериатрических услуг. На основе собственного обследования выявлены причины низкого уровня обеспечения населения гериатрическими услугами и основные организационные проблемы гериатрической помощи на общегосударственном и региональном уровне.

Весомость данного исследования заключается в сопоставлении потребностей населения и потенциальными возможностями поставщиков гериатрических услуг с возможностями их финансового обеспечения местными бюджетами. Установлено, что в системе гериатрической помощи существуют различные (не всегда открыты) механизмы получения услуг, что способствует тенизации в сфере гериатрической помощи и вредит качеству услуг полученных на общих основаниях.

Масштабное старения населения во многих странах мира, в частности, высокоразвитых, приводит к акцентированию внимания на необходимости налаживания специальных механизмов удовлетворения потребностей пожилого населения, которые в первую очередь касаются обеспечения необходимого лечения, ухода и заботы. Гериатрические услуги, как особый вид деятельности, направленной на удовлетворение специфических потребностей населения в диагностике, лечении и профилактике возрастных патологий, а также организации социально-медицинской, реабилитационной, психологической и социально-бытовой помощи лицам старших возрастных групп органично включаются в систему социальной защиты населения, в частности в части обеспечения здравоохранения и социальных услуг. В разных странах ее предоставление координируется специальными организационно-правовыми механизмами, основными, из которых являются системы: социальной защиты, общеобязательного страхования (в частности медицинского), социальной помощи и социальной поддержки.

Сейчас в Украине отсутствует единая скоординированная система гериатрической помощи населению. Она предоставляется в системе общих учреждений здравоохранения и специализированных гериатрических структурах Министерства здравоохранения, а также в системе амбулаторных и стационарных учреждений Министерства труда и социальной политики и, частично, общественными и религиозными организациями2. Согласно Конституции Украины (статья 49) каждому гражданину гарантируется право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование: «Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена». Обеспечение социально-бытовой помощи нетрудоспособному населению, согласно статье 51 Конституции, возлагается на полноценных (физически и психически) совершеннолетних детей, или в их отсутствии на государство.

Весомую роль в обеспечении населения гериатрической услугами играют органы местного самоуправления, полномочия которых касаются таких сфер деятельности как здравоохранение, социальная защита населения (в частности решение об открытии и деятельности территориальных центров социального обслуживания или их подразделений, осуществление их финансирования и т.п.), утверждение программ социально-экономического развития и тому подобное. В пределах предоставленных полномочий местные органы власти выполняют ряд делегированных действий, к которым среди прочих относятся обеспечение доступности и бесплатности медицинского обслуживания, решения в установленном законодательством порядке вопросов опеки и попечительства, обеспечения развития всех видов медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети лечебных учреждений всех форм собственности, определения потребности и формирования заказов на кадры для этих учреждений, обеспечение в соответствии с законодательством льготных категорий населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и т.п.3.

По официальным данным системы здравоохранения Украины основным источником финансирования всех поставщиков медицинских услуг являются средства местных бюджетов. Из всех текущих расходов на здравоохранение в 2009 г. (32782,6 млн. гр.) Доля вложений местных бюджетов составляла - почти 58%, зато доля средств фонда обязательного социального страхования едва достигала 0,3% (рис. 1). Вклад других добровольных фондов страхования в текущие расходы на здравоохранение составил почти 1%, частных фирм и корпораций - 2,1%, домохозяйств - 38,5%.4

Рисунок 1. Структура текущих расходов на здравоохранение в Украине по поставщикам услуг и финансовым агентам (2009 г.)

Из рисунка видно, что от местных бюджетов напрямую зависят все поставщики медицинских услуг. Средства домохозяйств, выделенные на здравоохранение, направляются в розничную продажу и другие организации, предоставляющие медицинские товары (81%), учреждения, оказывающие амбулаторные медицинские услуги (7,9%), больницы (7,2%), сестринские/больничные учреждения длительного пользования (3,7%)5. Для сравнения расходов на здравоохранение в разных регионах Украины рассчитывается средний показатель расходов из местного бюджета на душу населения - потребителя медицинских услуг. По состоянию на 2010г. расходы местных бюджетов на здравоохранение на одного человека не значительно различались в разных регионах страны и в среднем составляли 771 гр. Низкий уровень финансирования из местного бюджета зафиксирован в Львовской области (708 гр./чел.), самый высокий - в Автономной республике Крым (893 гр./чел.)6

Однако приведенные данные системы здравоохранения и министерства финансов Украины не отражают, ни доли, ни структуры расходов на гериатрию и социально-бытовую помощь пожилым. Это в основном обусловлено тем, что такая деятельность не выделяется в отдельное звено деятельности системы здравоохранения, практически и не может быть осуществлено в условиях функционирующей системы здравоохранения Украины.

Как, свидетельствуют данные, медицинской статистики уровень заболеваемости пожилого населения вдвое превышает уровень заболеваемости трудоспособного населения. В 2010 г. распространенность заболеваемости пожилого населения в Украине составляла 282829 случаев заболеваний на 100000 человек соответствующего возраста, в том числе впервые в жизни - 514647. Почти половина случаев заболеваний относится к болезням системы кровообращения (147259 на 100000 человек), которые по степени заболеваемости пожилого возраста населения является наиболее распространенным. Высокий уровень распространенности (заболевания более 10 случаев на 100 человек) также имеют болезни органов пищеварения (26,7), болезни органов дыхания (22,9), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (17,1), болезни глаз и придаточного аппарата (15,1), болезни эндокринной системы расстройства питания, нарушения обмена веществ (12,7) и мочеполовой системы (10,1). Следует заметить, что за последние десять лет степень распространенности заболеваний среди населения Украины имеет постоянную растущую тенденцию. В целом с 2000 г. она увеличилась на 5,6%, в категории пожилых людей - почти вдвое больше.

Кроме того, результаты комплексных медицинских осмотров пожилых людей в Украине специалистов Института геронтологии свидетельствуют о значительных различиях реальных характеристик здоровья официальным показателям распространенности заболеваний, которые оцениваются с учетом обращений за медицинской помощью. Особого внимания заслуживает превышение вдвое показателей заболеваемости населения старшего трудоспособного возраста по результатам комплексных медицинских осмотров, по сравнению с официальными показателями распространенности болезней, по данным его обращений за медицинской помощью, среди сельских жителей старше 70 лет, это расхождение составляет 6,4 раза. Так, по состоянию здоровья 43,1% населения старше трудоспособного возраста (41,8% городских и 45,0% сельских жителей) нуждается в периодическом медицинском присмотре и профилактических реабилитационных мероприятий; 40,7% (43,3% и 37,2%) – в активном медицинском наблюдении и восстановительном лечении; 9,7% (10,6% и 8,3%) - интенсивном стационарном лечении с последующей рядом мероприятий медико-социальной реабилитации; 6,5% (4,3% и 9,5%) – в постоянной ежедневной медицинской и социально-бытовой помощи в полном объеме. Среди населения старше 70 лет - 18,3% нуждаются в ежедневной социально-бытовой помощи, 82% постоянно принимают лекарства, среди старших 80-и лет - 20% нуждаются в специализированной психиатрической помощи8.

Потребности населения старшего возраста в амбулаторной терапевтической и специализированной консультативной помощи не удовлетворяются, в среднем, на 47,0%; реабилитационном поликлиническом лечении - на 81,0%; организации стационаров дома - на 71,1%; скорой медицинской помощи - на 32, 5%; стационарном интенсивном лечении - на 26,2%; социально-бытовом обслуживании - на 20,5%. Для пожилых жителей сельской местности показатели качества и доступности медицинской помощи значительно ниже, чем для городских9.

Основательная работа по совершенствованию оказания гериатрической помощи в Украине проводится Институтом геронтологии Национальной академии медицинских наук Украины. В частности, в лаборатории социальной геронтологии проведен ряд исследований, направленных на разработку стандартов оказания гериатрических услуг населению. В рамках масштабных исследований было установлено ориентировочную стоимость медицинского обслуживания, в среднем, на одного человека пожилого возраста составляет 675,8 гр. в год, что почти достигает всей суммы средств выделенной на охрану среднестатистического украинца и почти в несколько раз выше от реального обеспечения10. Проблема недофинансирования системы здравоохранения определенно имеет свои причины и последствия и касается, отсутствуют наличные средства и сама система функционирования учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. Решение задач также невозможно без выработки надлежащих механизмов обеспечения функционирования соответствующих учреждений.

Значительная доля в обеспечении населения гериатрической помощью ложится на систему учреждений министерства труда и социальной политики, особенно когда речь идет о предоставлении социально-бытовой помощи одиноким пожилым людям. В системе Минтруда и социальной учреждения функционируют дома-интернаты для престарелых и инвалидов и территориальные центры социального обслуживания. По состоянию на 2010г. функционировало более 700 территориальных центров и 800 отделений социального обслуживания на дому, которые помогали около 2 млн. нетрудоспособных лиц. В рамках этих заведений функционируют отделения медицинской реабилитации и психотерапевтической поддержки.

Содержание, как территориальных центров социальной помощи, так и домов-интернатов для пожилых людей также осуществляется за счет местных бюджетов регионов Украины. По состоянию на 2010 г. в Украине работало 268 домов-интернатов для граждан преклонного возраста и взрослых инвалидов, с общей численностью 50,3 тыс. мест. На их содержание из местных бюджетов в 2010г. выделено 1542,9 млн. гр., или 30 тыс. на одно место в среднем. Самое дорогостоящее финансирование домов-интернатов в Автономной Республике Крым (39 тыс. гр./место), наиболее низкая стоимость в Тернопольской области (22 тыс. гр./место). Обеспеченность населения регионов страны местами в таких заведениях коррелируется с общим коэффициентом старения в регионе и численности инвалидов среди взрослого населения. Так, на 1000 населения пожилых людей в разных регионах приходится от 2,6 до 6,4 мест. Наиболее обеспеченные - Житомирская, Кировоградская, Луганская, Черкасская и Черновицкая области (6 и более мест на 1000 чел. пожилого возраста). Наименее обеспеченные - Львовская и Одесская области (менее 3 мест на 1000 чел. пожилого возраста)11.

С целью выявления потребностей организации гериатрической помощи в регионе и детального определения потребностей пожилого населения в медико-санитарной и медико-социальной помощи проведено выборочное обследование состояния здоровья, условий жизни пожилого населения, нами был проведен социологический опрос, охватившее 86 человек в возрасте от 56 до 90 лет, проживающих в Львовской области. Из числа опрошенных 12% - лица старшего возраста (от 56 до 74 лет), 88% - старческого возраста (старше 75 лет). Средний возраст респондентов составил 78,4 года. По результатам проведенного обследования выявлено, что подавляющее большинство нуждающихся медико-санитарной или социально-бытовой помощи лиц, получает ее на платной основе, или не получает вообще. Доля пожилых людей, которые получают необходимые им услуги бесплатно, является сравнительно ниже.

В частности, бесплатную социально-бытовую помощь престарелые в основном получают от близких родственников и знакомых. За полную оплату такую помощь получают от специально нанятых для этого лиц и частично от социальных работников, которые, по словам опрошенных, оказывают в основном им свои услуги за частичную оплату. Несколько иная ситуация с медико-санитарной помощью.

За простейшей медицинской помощью (измерение давления, температуры и контролем приема лекарств и т.д.), получают почти у 90% бесплатно, престарелые в основном (48%) обращаются к родным, которые с ними проживают. Одна пятая из всех опрошенных (в основном одиноко проживающие и проживающие в домохозяйствах без других лиц трудоспособного возраста) за такой помощью обращается к знакомым и соседям, 10% - к нанятым для ухода за ними лиц и 12,5% - к работникам учреждений здравоохранения. За мелкими медицинскими процедурами (уколы, пиявки, растирание и т.д.) респонденты чаще всего обращаются к работникам медицинских учреждений (50%) и специально нанятым, для осуществления таких манипуляций человек (25%), из которых 48% приобретаются за полную оплату, 30% - за частичную и 22% - бесплатно.

Чаще за медицинской помощью люди пожилого возраста обращаются к семейным (участковым) врачам, на долю которых приходится основная часть таких обращений. Треть из всех опрошенных часто (ежемесячно, несколько раз в год) обращается к невропатологам, и 20% к кардиологам, по 12% к хирургам и ортопедам. К другим медицинским специалистам часто обращается не более 5% респондентов. Среди всех опрошенных нами респондентов 4% за медицинской помощью обращаются исключительно к специалистам частных медицинских учреждений, за предоставление которой осуществляют полную оплату. Несколько большая часть (8%) тех, кто заведомо обращаются за такими услугами к врачам тех специализированных учреждений, в которых они не могут получать бесплатную помощь (ведомственные госпитали определенных структур), поэтому также на условиях договора оплачивают за предоставление определенных услуг. Всего у семейного врача безвозмездную помощь получает 59%, с частичной оплатой - 41% респондентов, ни один из опрошенных не указал, что полностью оплачивает услуги семейного (участкового) врача. Помощь профильных врачей престарелых является бесплатной в 24% случаях, 62% - частично оплачивает полученные услуги и 14% получает их на условиях полной оплаты. Большая часть полностью платных медицинских услуг в медицинских обследованиях, лечении в общих диспансерных учреждениях. Интересен тот факт, что ни один из опрошенных, которые ранее проходили лечение (или периодически обращаются) в специализированных гериатрических учреждениях или домах-интернатах для лиц старшего возраста не возмещал оплату за  полученные в них услуги в полной мере. Однако все из них вели частичную оплату, что также предусмотрено соответствующими положениями этих учреждений.

В результате исследования установлено, что часть одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, которые в соответствии с действующим типовым положением территориального центра социального обслуживания пенсионеров имеют право на получение необходимых для них услуг, не обращаются за ними, хотя и знают об их существовании и свои права по получению помощи. Основной причиной такой ситуации является, во-первых, убеждения пожилых людей в отказе им в предоставлении такой помощи, полное отсутствие доверия к работникам социальных служб и неудовлетворенность респондентов качеством полученных от них услуг. В целом следует отметить, что степень удовлетворенности услугами, полученными в учреждениях здравоохранения ,более чем вдвое превышает степень удовлетворенности услугами учреждений системы Минтруда и социальной политики.

Результаты проведенного анализа и исследования указывают на следующие проблемы в организации гериатрической помощи:

  • недостаточное финансирование, как учреждений Министерства здравоохранения, так и учреждений Министерства труда и социальной политики;
  • существование большого числа полностью или частично платных (не всегда официально) услуг для пожилого населения, что способствует тенизации в сфере гериатрической помощи и вредит качеству услуг полученных на общих основаниях;
  • объемный перечень социальных услуг населению пожилого возраста, который законодательно декларируется по ряду причин (в том числе и недостаточности финансирования) является недосягаемым для большой части требующий населения, что способствует росту тотального недоверия как к самой системе социального обслуживания, так и к работникам социальной сферы;
  • пожилое население недостаточно охвачено профилактическими мероприятиями и преждевременными обследованиями, что способствует ухудшению состояния здоровья, снижению уровня самообслуживания и увеличению их потребности в госпитализации.

Подводя итоги, следует отметить необходимость проведения реформ в организации гериатрической помощи, а именно в первую очередь они касаются оценки возможности обеспечения местными бюджетами услуг, которые должны предоставляться на бумаге. Реально существующая ситуация со старением населения и неутешительными перспективами об увеличении доли пожилых людей способствует не только актуализации вопросам гериатрии, а неотложности принятия решений по организации гериатрической помощи. Уже на сегодняшний день потребности расходов для обеспечения населения гериатрической помощью являются несоизмеримыми, а их рост неизбежен в будущем, что может привести местные бюджеты к еще большей невозможности содержать те или иные заведения. При этом опыт других стран показывает, что в такой ситуации введение страховой медицины, выдача пособий на лечение также не дают положительных результатов. Решение проблем реструктуризации и организации предоставления гериатрической помощи должны непременно включать меры детенизации оплаты гериатрических услуг, увеличение конкуренции поставщиков услуг на рынке, в том числе привлечение общественных организаций и физических лиц предпринимателей к оказанию социально-бытовых услуг. В этом случае полезным может быть опыт стран Европы, в которых, на уход за пожилым лицом трудоспособное население имеет право оформить длительный отпуск, или получать помощь, поскольку доверие населения преклонного возраста в Украине остается самым сильным именно к родным, близким и хорошо знакомым людям. Однако бесспорно первоочередным мероприятием оптимизации гериатрической помощи должно быть налаживание частого обязательного профилактического осмотра лиц пожилого возраста. Для чего во многих странах создаются специализированные бригады врачей, которые обеспечены необходимыми медикаментами и лабораториями «на колесах». Их содержание значительно менее дорогостоящее, чем лечение больных с запущенными, необратимыми патологическими состояниями организма. А налаженная адекватная профилактическая гериатрическая помощь людям 65 лет и старше на 17% снижает уровень их смертности и на 23% повышает желание жить в обществе, что соответственно снижает затраты на медико-санитарную и социально-бытовую помощь.


1 Институт региональных исследований Национальной Академии Наук Украины.
2 Чайковская В.В. Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной помощи в условиях территориального центра социального обслуживания пенсионеров / В.В. Чайковская, Л.В. Егорова // Проблемы старения и долголетия Т. 16 №3 2009. С. 334-341.
3 Местное самоуправление в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki.
4 Рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины [Национальные счета здравоохранения (НРОЗ) в 2009 году: Статистический бюллетень / Государственный комитет статистики Украины]
5 Рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины [Национальные счета здравоохранения (НРОЗ) в 2009 году: Статистический бюллетень / Государственный комитет статистики Украины]
6 Рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины [6]
7 Учреждения здравоохранения и заболеваемость населения Украины: Статистический бюллетень / Государственный комитет статистики Украины. К. - 2011. – 89 с.
8 Чайковская В.В. Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной помощи в условиях территориального центра социального обслуживания пенсионеров / В.В. Чайковская, Л.В. Егорова // Проблемы старения и долголетия Т. 16 № 2009 С. 334-341.
9 Безруков В.В., Ворошенко Ю.В. Пути совершенствования медико-санитарной помощи людям пожилого возраста в Украине // В.В. Безруков, Ю.В. Ворошенко / Проблемы старения и долголетия - Т. 13, №3, 2004
10 Чайковская В.В. Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной помощи в условиях территориального центра социального обслуживания пенсионеров / В.В. Чайковская, Л.В. Егорова // Проблемы старения и долголетия Т. 16 №3 2009 С. 334-341.
11 Рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины [Бюджет Украины 2010: Статистический сборник - М. - 2011. - 291с.]

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.