|
|
Перепись 2010:
этнический срез1 |
|
Над темой номера работал
|
|
Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ2
|
|
Пресловутый национальный вопрос
В общественном сознании населения нашей страны национальный/этнический3
вопрос всегда считался очень важным, в том числе и в политическом
отношении. Такое отношение создавалось веками как отражение колонизации
окраинных «инородческих» земель и царств. Одним из лозунгов революции
1917 года было «решение национального вопроса», а созданное в результате
революции государство – СССР – формально представляло собой объединение
национальных государств. Ныне в конституции – основном законе РФ
– население России именуется «многонациональный народ Российской
Федерации».
С точки зрения статистической эта формула небесспорна.
Подавляющее большинство населения России (81,1% от лиц, указавших
свою национальность в 2010 году) – русские. Эта доля одного порядка
с долей, например, французов во Франции, которая никогда не заявляла
о своей полиэтничности и не считалась многонациональной страной4.
Но в то же время нынешняя российская формула - не исключение. Китай
(КНР), например, тоже подчеркивает свою многонациональность (правда,
не совсем так, как РФ), хотя собственно китайцы (хань) составляют
91,5% всего населения (2010 год).
В обыденном сознании россиян национальная (= этническая)
принадлежность – неотъемлемый и несменяемый признак, полученный
при рождении. Официальная запись о национальности во многих советских
документах (вплоть до библиотечного формуляра) отражала это мнение,
усиливала и закрепляла его. Даже с исчезновением такой записи это
убеждение остается широко распространенным. Большинство населения
не затрудняется с определением того, что в переписном листе 2010
года называлось «Ваша национальная принадлежность», и однозначно
отвечает на этот вопрос.
Это не исключает того, что существуют довольно значительные
группы с нечетким, неопределенным этническим самосознанием и многие
люди от переписи к переписи изменяют свой ответ на вопрос о национальности.
Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации».
Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения.
Это характерно, скажем, для народов Севера. Дети из смешанных семей,
где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные
в одной переписи по национальности матери, в следующей, повзрослев,
могут указывать национальность отца. А в третьей переписи, снова
могут вернуться к национальности матери.
Немало и таких групп населения, чье этническое самосознание
не укладывается в четкие рамки принятых в тот или иной момент классификаций.
Ярким примером может служить известное и хорошо описанное пограничное
башкиро-татарское население Башкортостана, которое в нескольких
последних переписях было переписано то, как татары, то, как башкиры,
причем при явном информационном и административном давлении5.
Этническая картина России, отражаемая в переписях населения,
многообразна, но не статична, и ее динамика обуславливается многими,
подчас весьма неожиданными факторами.
1 Исследование осуществлено
в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 году
2 Богоявленский Дмитрий
Дмитриевич – с.н.с. Института демографии НИУ ВШЭ.
3 В данном тексте
слова «этнос» - «национальность» - «народ» используются как синонимы.
4 Здесь и далее имеется
в виду «национальность» в том этническом смысле, как это слово понималось
в Советском Союзе и понимается в современной России. Во Франции
же «национальность», «nationalité» означает исключительно «гражданство»,
поэтому все граждане Франции включаются в одну категорию официальной
статистики — «французы».
5 Более подробно см.:
На пути к переписи. -М., ОАО «Авиаиздат», 2003. с.63-134.
|