Трудовые мигранты, конечно, должны получать медицинскую помощь. Но не в ущерб здоровью россиян и бюджету
Вот и лето ушло: гастарбайтеры, как когда-то в Германии, называют сейчас у нас трудовых мигрантов, на юг, то бишь домой, мало-помалу потянулись... А это значит, поспокойнее будет и медикам: ведь даже согласно официальной статистике, 10% прибывающих к нам на заработки - носители опасных инфекционных заболеваний. За прошлый год, по данным Роспотребнадзора, в России было выявлено более 6 тыс. таких мигрантов, в том числе более тысячи больных туберкулезом и 2,5 тыс. - ВИЧ-инфекцией.
А ведь сколько «круглых столов» отполировано локтями чиновников, парламентариев и общественников, сколько самых разных совещаний, конференций и форумов прошло, сколько принято законов и издано нормативных актов! Увы, воз и ныне там: бремя заботы о здоровье гастарбайтеров как несло, так и продолжает нести наше здравоохранение, а значит, и российские налогоплательщики.
Закон есть, но не работает
Вот и на днях мне довелось участвовать в работе очередного «круглого стола», который совместно с московскими представительствами Международной организации по миграции (MOM) провела Комиссия Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Тема встречи звучала многообещающе: «Вопросы добровольного медицинского страхования граждан СНГ. Международный опыт и российское законодательство. Перспективы развития российского рынка медицинских страховых услуг».
А уж об актуальности повестки дня и говорить не приходится.
Гастарбайтер нам нужен здоровый, в крайнем случае с полисом медицинского страхования. Это предписано Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» еще с 15 августа 1996 г. Согласно ему, въезд в страну иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если это необходимо в целях, в том числе, «защиты здоровья населения» и если указанные лица (за исключением дипломатов и ряда других лиц) не предъявили на границе полис медицинского страхования, действительный на территории России.
С тех пор «проблема приобретения такого полиса обсуждалась неоднократно, но пока эта система не работает», констатировал за «круглым столом» эксперт по правовым вопросам Бюро Международной организации по миграции в Москве Кирилл Шевченко, по мнению которого главное для эпидемического благополучия страны - предъявить такой документ на границе. Но Федеральная пограничная служба России не контролирует это, ссылаясь на то, что проверка полиса «требует специальных знаний».
Вот так и живем: закон есть, но не работает. Не работает и Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанное на саммите СНГ еще весной 1994 г. Оно предусматривает оформление как за счет работодателя, так и за личный счет мигранта полиса медицинского страхования уже на месте, непосредственно в России.
Недешево и сердито
Тем не менее, экстренную медицинскую помощь гастарбайтеру, если таковая требуется при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, травмах, у нас оказывает, согласно этому соглашению и другим договорам стран - участников СНГ, «скорая». Независимо от наличия у мигранта полиса медицинского страхования. Беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме.
- Сегодня в России граждане Киргизии пользуются правом вызова скорой помощи, есть также перечень сложных болезней, на которые распространяется бесплатное лечение. Я благодарен за это российскому государству, - сказал за «круглым столом» Чрезвычайный и Полномочный Посол Киргизской Республики в России Болот Джунусов.
Не лишне напомнить, что ежегодно к услугам «скорой» прибегают до 1,5 млн трудовых мигрантов, то есть на эту долю приходится как минимум 3% от общего числа вызовов «03». Стоимость их составляет, по разным оценкам, от 200 до 400 млн долл.
«С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка ... дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе», - гласит заключенное странами СНГ более 15 лет назад Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. Или же -предъяви полис ОМС, как и при походе в поликлинику, а уж тем более госпитализации.
«В плановом порядке получить врачебную консультацию и помощь становится всё труднее, - посетовал Б. Джунусов. - Мигранты перестают обращаться в больницы, они надеются, что по возвращении домой смогут посетить доктора. Но опыт показал, что промедление чревато серьезным уроном здоровью.
Миграция растет, и отсюда возникают вопросы безопасности. Дело в том, что мигранты могут быть переносчиками опасных заболеваний. И связано это с тем, что они не могут вовремя обратиться к врачу».
Себе дороже - всем выгоднее
Защитить россиян от туберкулеза, ВИЧ-инфекции, лепры, сифилиса, хламидиоза, шанкро-ида, лимфогранулемы и прочих напастей призвана справка об отсутствии таковых заболеваний у трудового мигранта (см. «МГ» N 92 от 30.11.2011 - «Инфекционная миграция»). Ее, как и справку об отсутствии наркотической зависимости, он должен представить в ФМС для получения разрешения на работу. В случае наличия чего-либо из этого «набора» пребывание такого гастарбайтера в стране объявляется нежелательным и у него есть 10-15 дней на то, чтобы добровольно уехать.
Но беда в том, что «мы не можем сегодня доверить медицинским службам стран исхода «сертифицировать» своих граждан», считает руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Пояснив, что в ином случае странами - участниками СНГ были бы подписаны договоры о взаимопризнании медицинских документов, он в начале этого года дал понять журналистам, что веры лечебным властям среднеазиатских стран в России нет. «Учитывая ментальность, они все (мигранты) будут приезжать со «справками космонавтов», можно сразу в отряд зачислять», - пошутил Г.Онищенко. «Кроме того, - уже серьезно добавил он, - не снята проблема нелегальной миграции, а это вообще «мертвая зона» - такой мигрант никогда сам в медучреждение не придет».
Добавлю, что носителями опасных инфекций оказываются, по оценкам Комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы, до 14,5% от общего числа прибывающих иностранцев.
Поэтому в течение месяца по прибытии в Россию трудовые мигранты должны пройти обследование у наших медиков. Но если же в стране будет налажена еще и система их лечения за счет нашего собственного бюджета, то «к нам будут массово ехать лечиться», не сомневается Г.Онищенко. По его мнению, проблема может быть решена, например, созданием соответствующей договорно-правовой базы со странами исхода гастарбайтеров либо путем возложения на работодателей обязанности по оплате их лечения.
Так или иначе, но Международная организация по миграции призывает не экономить на здоровье мигрантов. Здесь полагают, что игнорировать нужды легальных и нелегальных приезжих невыгодно и не в интересах стран, которые их к себе привлекают. Чтобы мигранты не распространяли заболевания, лучше заплатить, потратить эти деньги из собственного бюджета, из своих средств, чем потом от этого страдать и нести урон, считает организация.
Чур меня! Кто застрахует?
Минувшим летом Президент России Владимир Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики РФ до 2025 г., которая предусматривает создание центров медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом; разработку минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию и другие меры.
Выразив надежду, что результатом утверждения документа станет совершенствование нормативной базы и законодательства, глава государства подчеркнул: «Концепция - концепцией, но чтобы реально всё, о чем в концепции написано, заработало, нужно, чтобы соответствующие изменения были внесены и в действующее законодательство, в том числе это касается и миграционных потоков, внутренней миграции».
Высоко оценив этот документ, К.Шевченко за «круглым столом» в Общественной палате отметил, что «в ней отдельным пунктом указана необходимость развития медицинского страхования». «Речь идет о разработке перечня услуг по медицинскому страхованию, - уточнил он, подчеркнув, что «при этом важно понять, что эта концепция, хотя и подписана главой государства, не является нормативным правовым документом. Это не указ Президента, это система взглядов на ситуацию».
Дело, поддержали главу государства участники встречи, - за совершенствованием законодательства. Как сообщила представитель добровольного медицинского страхования ОАО «ГСК Югория» Ирина Трухина, рабочая группа Российского союза страховщиков уже предлагала внести в него ряд изменений. «Линейка страховых продуктов широка, она предусматривает все виды медпомощи. Но в действующем законе не указана суть медицинского полиса для мигрантов, то есть нет перечня необходимых услуг. К примеру, такой перечень есть для мигрантов, живущих в странах - участницах Шенгенского соглашения. Такое же положение должно быть и в нашем законодательстве», - сказала И.Трухина.
По итогам дискуссии ее участники подготовили проект резолюции, куда включили необходимость определения минимального перечня медицинских услуг в полисе ДМС, возможность применения гибких схем или специальных условий страхования для иностранных граждан и другие положения. Документ требует безусловного исполнения положений п. 5 ч. 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» о запрете въезда в нашу страну иностранным гражданам, у которых отсутствует полис медицинского страхования.
Правда, где получит такой полис гастарбайтер - у себя на родине или при приезде в Россию, где лечить его в случае тяжелой болезни (речь, понятно, не о простуде!) - отправив на родину или в стране временного пребывания, я так и не понял...
***
СПРАВКА «МГ». В Россию ежегодно въезжают, согласно данным Федеральной миграционной службы, 13-14 млн иностранцев, более 70% из них - граждане стран СНГ. Представители мусульманских государств составляют 42% трудовых мигрантов.
Число иностранных граждан, нелегально осуществляющих трудовую деятельность в нашей стране, составляет, по оценке ФМС, от 3 до 5 млн человек.
В то же время постановлением Правительства РФ № 892 от 03.11.2011 потребность России в привлечении трудовых мигрантов определена в 2012 г. в 1 745 584 человека.
Константин ЩЕГЛОВ. «Медицинская газета», 14 сентября 2012 года
Справка на жизнь
Создать единую базу данных с информацией о состоянии здоровья трудовых мигрантов, работающих в российской столице, — с таким предложением вышло Управление ФМС по Москве. И получило одобрение московского правительства. Чего ждать от этой новации гастарбайтерам из Кыргызстана?
Как предусмотрено, вносить сведения в такую базу данных обяжут все столичные медучреждения. А на основании ее уже будет решаться, выдавать человеку разрешение на работу или нет.
— При предоставлении этого разрешения наша служба должна работать с медицинскими справками, нередко они оказываются поддельными, — комментирует заместитель начальника УФМС России по Москве Ольга Кириллова. — Поэтому необходимо, чтобы мы сразу, нажатием кнопки смогли узнать о состоянии здоровья человека. И если он придет к нам со справкой, а ее не будет в общей базе, то подлинность документа окажется под сомнением. И, если оно подтвердится, предъявитель не получит желаемого разрешения.
Такая инициатива поддерживается и в департаментах здравоохранения, труда и занятости Москвы. Ведь, по словам Кирилловой, лечение мигрантов затрагивает и столичный бюджет, средства требуются также на выявление того, нет ли у приезжих опасных недугов. Отказать в трудоустройстве им могут при обнаружении СПИДа, туберкулеза, сифилиса, других острых инфекционных заболеваний. Во всех прочих случаях мигранту предложат поправить здоровье на родине, после чего он сможет вернуться в РФ. Столичные миграционщики рассматривают предлагаемую меру также в качестве профилактики коррупционных проявлений, противодействия организациям, торгующим справками.
Однако в базу данных станут вноситься сведения лишь о тех, кто побывал у врача. Нелегалы по–прежнему будут представлены сами себе. И хотя в Управлении ФМС по Москве заявляют, что большинство трудовых мигрантов уже перешли на легальное положение, значительное их количество, в том числе и прибывающие из Кыргызстана, продолжают находиться здесь с нарушениями миграционного законодательства. При этом и у тех гастарбайтеров, что намерены трудиться на официальных началах, подчас может не хватить средств на дорогостоящее медицинское обследование.
В МИД КР, с недавних пор занимающемся и миграционной проблематикой, считают: решению проблемы поспособствовало бы признание в России медицинских справок о состоянии здоровья наших трудовых мигрантов, выданных им еще на предотъездной стадии в Кыргызстане. И проект соответствующего соглашения в целом готов, подготовкой его, как и ряда других двусторонних документов, в течение продолжительного времени занимались ФМС и действовавшее в КР Министерство труда, занятости и миграции. Однако для начала аналогичное, только многостороннее соглашение должно быть заключено в рамках ЕврАзЭС, после чего возможно появление и соответствующих двусторонних документов. Совет по здравоохранению при исполкоме ЕврАзЭС уже проделал необходимую работу. Дело за главным — за подписанием, а оно, как обычно, затягивается.
Как предусматривается, подписантами кыргызско – российского соглашения выступят Минздравы обеих стран. Правда, перед этим предстоит определить схему предоставления таких медсправок в нашей республике. Один из вариантов — они будут выдаваться ограниченным количеством базовых поликлиник республики, другой — во всех без исключения ее лечебницах. Но не возникает ли в последнем случае риск получения мигрантом нужного документа опять же “левым” способом?
— Проблема, конечно, существует, но есть, к примеру, и опыт Южной Кореи, — говорит первый секретарь посольства КР в РФ Алмазбек Асанбаев. — Ее Министерство труда, заключая с зарубежными медучреждениями соглашения о выдаче ими сертификатов мигрантам из числа своих граждан, закрепляет необходимую предупредительную норму. А именно: если при повторном обследовании уже в самой Южной Корее у приезжего будет выявлена та или иная болезнь, то все расходы за возвращение такого человека на родину понесет данное учреждение.
Таким образом, ответственность врачей, причем персональная, поставлена в прямую зависимость от реального состояния здоровья мигранта. И говорить о поддельных справках в таком случае уже не приходится. Но это из области полезного опыта. В реальности проблема остается нерешенной и, судя по всему, может еще больше обостриться. В силу отсутствия средств, нужных для оплаты врачебных услуг в Москве, да и не только в ней, некоторым, и даже многим из кыргызских трудовых мигрантов поневоле придется искать обходные пути со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Нет справки — нет работы, нет работы — нет денег на процедуры для получения справки. Замкнутый круг получается?
Женская доля
Что касается возникающего уже по ходу пребывания в РФ медицинского обслуживания, то, как и раньше, наибольшие трудности выпадают на долю трудовых мигранток, в том числе и из Кыргызстана. И особо достается тем из них, кто готовится стать или уже стала здесь матерью.
Комментируя проблему, начальник Управления организации медицинской помощи детям и матерям департамента здравоохранения Москвы Ирина КалиновскаЯ рассказала: до 2011 года беременные иностранки направлялись для прикрепления в территориальные женские консультации за счет средств столичной казны. Однако полис ОМС может быть выдан только определенной категории иностранных граждан. Подавляющее же большинство такого документа не имело, как и возможности заплатить за полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Учитывая дополнительные расходы, ложившиеся на бюджет, в том числе и по наблюдению беременных мигранток, в настоящее время всем иностранцам в соответствии с законодательством предложено получать плановую медицинскую помощь за счет личных средств, средств принимающей стороны, ДМС и так далее.
— Принимая во внимание, что контингент беременных из числа приезжих, поступающих на роды в московские родильные дома, чаще всего не обследован вообще (или не полностью), а также учитывая, что среди них довольно высок процент больных с хронической патологией, в том числе с соматической разной степени тяжести, медицинская помощь этим беременным, роженицам, родильницам и новорожденным должна быть организована преимущественно в акушерских стационарах многопрофильных больниц, имеющих отделения взрослой и неонатальной реанимации, — продолжает Ирина Калиновская. — Согласно действующему законодательству, экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно всем, независимо от гражданства и наличия полиса ОМС. Городские многопрофильные больницы также работают в системе обязательного медицинского страхования, оплата по этой системе за оказание медицинской помощи иностранным гражданам во время беременности и родов не осуществляется.
Также компенсируется средствами бюджета, а не ОМС лечение, нередко дорогостоящее, новорожденных, зачастую недоношенных, входящих в группу риска по развитию различной патологии. Даже в случае заболевания матери, преждевременных родов, наличия инфекции, врожденной патологии таким младенцам–иностранцам (до 1000–1500 человек ежегодно) приходится часто подолгу пребывать в отделениях неонатальной реанимации родильных домов или детских больниц.
Конечно, благо, что в подобных нештатных ситуациях российское государство берет на себя часть забот, в том числе финансовых, и за чужих граждан. Но, согласимся, эти возможности крайне ограничены и всех проблем вовсе не решают. И зачастую молодая мама, сама нуждающаяся в лечении, остается один на один со своими проблемами, со своими тоже требующими дальнейшего ухода ребятишками.
Вот впечатляющая статистика от московского департамента здравоохранения и информация к размышлению. В минувшем году в медучреждениях российской столицы были пролечены 1834 кыргызстанки, из них более трети в связи с гинекологическими проблемами. Как выяснилось, наши соотечественницы вообще лидировали здесь по количеству обращений за медпомощью (на втором месте — гражданки Украины, затем Узбекистана, Таджикистана, Молдовы). Вот кому пригодилась бы хоть какая–то забота не чужого, а родного государства.
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 19 сентября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)