Rambler's Top100

№ 521 - 522
3 - 16 сентября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Международная миграция населения: вызовы глобализации

Население Казахстана в конце XIX - первой четверти XX века

Охрана материнства в контексте урегулирования трудовых и семейных отношений для мужчин и женщин

The European Union and the BRIC countries

В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика

По страницам журналов «Народонаселение» и «Общественные науки и современность»

Содержание журнала «Gender and Development»


Google
Web demoscope.ru

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Сравнительный анализ систем охраны материнства в трех европейских странах

МОТ/ПРООН, 2011, 101 страница

http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/
maternity_protection_thecontext_ru.pdf

В целом, за последние десятилетия можно выделить несколько тенденций в области охраны материнства и мерах по урегулированию:

  • Во всем мире за последние 15 лет законы об охране материнства претерпели заметные изменения, сместившись в сторону увеличения сроков отпуска при рождении ребенка, а также уйдя от системы ответственности работодателя за финансирование отпуска по беременности и родам. В свою очередь, в регионах ЦВЕ / СНГ, отпуск по уходу за ребенком был введен во многих странах как право на последующий период после отпуска по беременности и родам. Отпуск по уходу за ребенком был введен как право матерей и отцов, и часто его получают за счет увеличения срока отпуска по беременности и родам, который ранее предоставляли только матерям. Предоставление отпуска по уходу за ребенком важный момент с точки зрения упрочения концепции, что, в принципе, отпуск может взять не только мать (но на практике пока только матери берут этот отпуск). В то же время, отпуск по уходу за ребенком и льготы не обязательно такие же, что и пособия и отпуск по беременности и родам, - в реальности же, введение отпуска по уходу за ребенком и пособия привело к тому, что многие женщины в регионе почувствовали ослабление влияния системы охраны материнства.
  • Во многих странах, особенно в Западной Европе, общие задачи семейной политики расширились, а расходы на семейные пособия увеличились. Страны по-разному осуществляют распределение расходов на поддержку семьи, денежные пособия и налоговые льготы. Но во всех системах наблюдается несоответствие при распределении средств в поддержку семьи, например, в разные моменты жизни ребенка, на некоторые категории семей, например, семьи с одним родителем.
  • Многие страны не всегда и не в полной мере гарантируют уязвимым группам женщин возможность пользования системой охраны материнства: женщины-маргиналы или не имеющие постоянной работы, или женщины, работающие в таких местах или по таким контрактам, которые ограничивают их доступ к системе социального обеспечения: работающие неполный рабочий день, домашние работники или рабочие-мигранты часто не охвачены сферой охраны материнства, им также не положен отпуск, медицинские льготы или денежные пособия. В связи с тем, что во многих странах количество не трудоустроенных или пребывающих в условиях ненадёжной занятости женщин увеличивается и не только из?за экономического кризиса, предметом серьезной озабоченности является то, что они не имеют возможности воспользоваться системой охраны материнства*.
  • Правительства и социальные партнеры все больше осознают, что инициативы по совершенствованию сферы охраны материнства и урегулированию трудовых и семейных отношений также необходимо направлять на мужчин. Иногда это достигается благодаря объединению сферы охраны материнства и мер, ориентированных на семью, в целом, что позволяет решать проблемы урегулирования трудовых и семейных отношений. Другие инициативы, непосредственно направлены на повышение ответственности мужчин за семью и на проявление заботы о семье.
  • Во многих странах мира законы об охране материнства реализуются не эффективно и не в полной мере. Это указывает на важность социального диалога и необходимость действий с участием трех сторон: правительства, работодателей и работников, а также других организаций социальной защиты, например, тех, которые занимаются вопросами гендерного равенства, и организаций гражданского общества. Также подчеркивается важность осуществления контроля и использования механизмов правоприменения, а также необходимость сбора информации о практической стороне сферы охраны материнства, чтобы убедиться, что принципы и цели системы охраны материнства реализуются.
  • Во многих европейских странах проблемы, связанные со сферой услуг по уходу за детьми, стали вызывать общественное беспокойство. Центром политического внимания стал вопрос организации доступных и качественных услуг по уходу за детьми, потому что с их помощью можно урегулировать трудовые и семейные отношения, содействовать развитию рынка труда и решать вопросы гендерного равенства. Учреждения по уходу за детьми также считаются фактором снижения рождаемости, так как они снижают стоимость деторождения с точки зрения рынка труда и возможностей карьерного роста. И есть еще один ракурс, с которого можно посмотреть на услуги по уходу за детьми - это ориентированная на ребёнка и социально-педагогическая точка зрения. Услуги по уходу за детьми оказывают положительное влияние на развитие ребенка и социально-экономическую интеграцию.

    * Совершенствование сферы охраны материнства, в том числе в части социальных мер охраны здоровья людей, считается важной составляющей Инициативы ООН по минимальному уровню социальной защиты (http://www.ilo.org/gimi/gess/ShowWiki.do?wid=9). Нацеленность МОТ на расширение доступа к сфере охраны материнства путем расширения возможностей заниматься достойным трудом отражена, например, в МОТ, 2007 г.

Стр. 19-20.

Результаты исследования трех стран показали более заметную разницу в мерах, ориентированных на интересы семьи, и в мерах, направленных на урегулирование трудовых и семейных отношений в целях обеспечения гендерного равенства. Международные тенденции в отношении мер оказания поддержки обоим родителям в вопросах занятости и мер поощрения, направленных на равное распределение обязанностей по уходу за ребенком, хорошо видны на примере Исландии. В свою очередь, Франция предлагает серьезную поддержку в сфере занятости женщин и их экономической независимости, в частности, благодаря широкой сети дошкольных детских заведений и внешкольных учреждений. Но политические изменения, произошедшие в последние годы, кажется, переориентировали планы правительства с организации государственных дошкольных детских заведений на организацию ухода за малолетними детьми в домашних условиях (с помощью родителей или профессиональных семейных воспитателей) и на поддержку более длительного отпуска по уходу за ребенком. Что касается Франции, то принимаемые в последние годы политические меры, направленные на достижение гендерного равенства путем равного распределения семейных обязанностей и ориентированные исключительно на мужчин, оказались не очень эффективными с политической точки зрения. Из трех стран Чехия (с политической и общественной точек зрения) придерживается самой "старомодной" модели урегулирования трудовых и семейных отношений: предоставляется продолжительный отпуск, который в основном берут женщины. Чаще всего пользуются услугами дошкольных учреждений семьи, имеющие детей ясельного и детсадовского возраста, и очень редко те, кто имеет детей до школьного возраста. Никаких специальных политических мер, которые бы содействовали более широкому участию мужчин в уходе за новорожденными, нет. Но в последние годы в стране проводились реформы, в результате которых в настоящее время действует гибкая система отпусков / льгот, предоставляющая право на оплачиваемую работу одному родителю (в реальности это, чаще всего, мать), который находится в отпуске по уходу за ребенком.
Во всех трех странах отмечается смещение политического акцента в Европе и отход от мер, ориентированных на матерей и их роль воспитателя, к мерам, ориентированным на родителей, а также к мерам, нацеленным на урегулирование трудовых и семейных отношений в более широком смысле. Таким образом, вопрос гендерного равенства постепенно переходит в разряд важных аспектов семейной политики.

Стр. 62-63.

В работе предлагаются результаты сравнительного анализа существующих законов и нормативных документов по охране материнства и мер, ориентированных на семью в трех странах: Франция, Исландия и Чехия. В законах и нормативных документах всех трех стран отмечается разный подход к вопросам охраны материнства и детства. Исследование имеет целью проиллюстрировать широкий спектр курсов политики, отражающей различную степень внедрения принципов гендерного равенства в законы и политику, проводимую в области охраны материнства в трех европейских странах. Исследование также показало, как отсутствие комплексной, всеобъемлющей и гендерно-чувствительной политики в области урегулирования трудовых и семейных отношений может привести к дискриминации женщин и негативно сказаться на социальном и экономическом положении семей, предприятий и общества. Исследование предоставляет рекомендации по разработке стратегий в области урегулирования трудовых и семейных отношений и охраны материнства, основанные на гендерном равенстве и занятости.

Публикация рассчитана на широкую аудиторию, включая законодательные органы, социальных партнеров, гражданское общество и научных деятелей. Исследование будет полезным в разработке социальных политик, направленных на прогрессивное продвижение более сбалансированного урегулирования трудовых и семейных отношений, как для мужчин, так и для женщин посредством политики и законодательства в области охраны материнства.

Содержание

Выражение признательности
Предисловие
Список сокращений
Перечень вставок и таблиц
Таблицы
Вставки

1. Введение

2. Обзор международных конвенций/рамочных концепций по охране материнства и урегулированию трудовых и семейных отношений

Конвенции МОТ
Другие нормативно-правовой базы: законы ЕС и КЛДЖ
Новые тенденции в сфере охраны материнства в ЕС
КЛДЖ и материнство
Мировые тенденции в сфере охраны материнства и меры, ориентированные на урегулирование

3. Обзор национальных законов, политических мер и программ, связанных с охраной материнства и семейной политикой в Исландии, Франции и Чехии

3.1. Социально-экономические и демографические характеристики трех стран
3.2. Государственные расходы на оказание помощи семье и на финансирование сферы охраны материнства
3.3. Охрана материнства и политика отпусков и пособий, ориентированная на интересы семьи
Продолжительность отпуска
Сфера действия закона
Размеры пособий и финансирование
Положения в области охраны здоровья и труда
Защита трудовых прав в период отпуска по беременности и родам
Положения о кормящих матерях
Пособие на рождение ребёнка
Отпуск отцу (обязательный отпуск в связи с рождением ребенка)
Отпуск по уходу за ребенком и пособия
3.4. Службы по уходу за детьми как мера, ориентированная на интересы семьи

4. Реализация мер по охране материнства и семейной политике

Расширение сферы действия законодательства в области охраны материнства
Осуществление контроля
Интерес отцов к получению льгот/пособий - по-прежнему остается проблемой
Важная роль детских учреждений, доступных по цене и качеству обслуживания, а также рабочих мест, где вопросам семьи уделяется большое внимание

5. Выводы по результатам сравнительного исследования трех стран

6. Заключение

7. Ссылки

Источники в сети Интернет и базы данных
Список справочной литературы
Приложения

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.