Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Толерантность и межконфессиональный диалог

Мусульмане и ислам в Западной Европе

Фанаты и фанатики

"Не бойся, малое стадо!". Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области

Феномен новых религиозных движений

Уничтожение сельской общины в России

Я++: человек, город, сети

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Мусульмане и ислам в Западной Eвропе

О. Трофимова1
(Опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные отношения"
№10 2009. с. 52-62
)

В мире насчитывается более 200 млн. иммигрантов, это примерно 2,8% населения. Из них почти 15 млн. - мусульмане, проживающие в странах Евросоюза (3,3% его жителей)2. В США их численность в два раза меньше. Причем около 500 тыс. человек каждый год прибывают в Европу нелегально, без документов. До начала XX в. в европейских метрополиях почти не было мусульман. Крупная мусульманская община образовалась после Второй мировой войны и распада колониальной системы в результате притока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Европа нуждалась в трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политико-правовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. И сейчас Европу завоевывают те, кого европейцы завоевали в прошлом, в период колониализма. Темпы прироста мусульман в европейских странах втрое превышают аналогичные показатели коренного населения. Если эта тенденция сохранится, то мусульманское население в Европе к 2025 г. удвоится3.

Увеличение числа мусульман в Европе способствует возникновению противоречий между консервативными ценностями ислама и традиционно светским европейским либерализмом. Растет напряженность между европейцами и мусульманами, появляется радикальный исламизм, который выражается, в частности, в виде протеста молодежи. Компактно проживающие мусульманские общины, как правило, не интегрируются в социально-культурное пространство страны проживания и не ассимилируются. Они не воспринимают европейские демократические и правовые нормы и живут по законам шариата, придерживаясь своей системы ценностей. Тенденция к концентрации иммигрантов в отдельных районах усиливается, так как легче сохранять мусульманскую идентичность при заселении "чужой" территории анклавными вкраплениями. Не исключено, что в будущем такие образования будут претендовать на получение определенной автономии. Уже сейчас мусульманские сообщества в европейских странах являются "государством в государстве". Их политическая активность растет. Несомненно, они все более настойчиво будут добиваться повышения своей роли в социально-экономической и политической жизни страны пребывания.

Главным фактором укоренения мусульманской общины становится их мусульманская сущность, "исламское лицо", ведь большинство иммигрантов-мусульман прибывает в Европу из стран, где ислам является либо государственной религией, либо религией большинства населения. Интеграцию мусульман в европейское общество затрудняют два обстоятельства. Первое - ориентация на Дар аль-ислам (пространство, регулируемое законами ислама); второе - особенности законодательства страны проживания, что нашло отражение в войне с "исламским платком" во Франции, маргинализации мусульманских иммигрантов в Германии, их "геттоизации" в Великобритании и США. В Западной Европе с ее светскими обычаями и продвинутым менталитетом признание ислама наталкивается на серьезные проблемы. Центральная - это отношение государства к различным вероисповеданиям, так как в большинстве своем мусульмане отвергают принцип разделения религии и политики. Тем не менее европейская культура оказывает воздействие на ценности ислама: его форма сохраняется, но постепенно меняется сознание мусульман.

Все европейские страны признают свободу вероисповедания, но с учетом разделения функций государства и религии. Такой подход не устраивает мусульман - они прилагают все усилия по введению норм ислама в существующее законодательство. В Бельгии, Италии, Германии и Испании юридически признаются все религии. В Великобритании, Дании, Греции существует государственная религия, а вероисповедания национальных меньшинств только начинают пользоваться теми же правами. Франция придерживается более строгой концепции светского государства и является единственной европейской страной, закрепившей этот статус в своей конституции.

Основная часть европейских мусульман проживает во Франции, Германии и Великобритании4. Первая волна иммиграции в эти страны, как упоминалось, была связана с потребностью в дешевой рабочей силе. В Англию и Францию она ввозилась из бывших колоний. ФРГ, практически не имевшая колоний, в 1961 г. заключила соглашение с Турцией о найме трудовых ресурсов. Как правило, иммигранты живут компактно. Например, 2/3 британских мусульман проживают в районе Большого Лондона, 1/3 французских - в Париже и его пригородах, 1/3 немецких - в промышленном районе Рура. В Марселе численность мусульманского населения составляет более 25%. Большие мусульманские диаспоры существуют также в Лионе и Лилле5.

Первому поколению иммигрантов в Европе не удалось ассимилироваться. Но в определенной степени они интегрировались в общественную среду принимающей страны, сохраняя при этом свои традиции. Это привело к возникновению мультикультурализма в европейских странах. Религия в жизни иммигрантов не занимала ведущее место - более важными были экономические проблемы. В 1972-1974 гг. иммиграция трудовых ресурсов в европейские страны сменилась миграционной практикой, связанной с воссоединением семей. Мусульманское присутствие в Европе стало значительным. Однако социально-экономические проблемы (плохие жилищные условия, высокий уровень безработицы, трудности в получении образования и пр.), дискриминация по признакам вероисповедания - все это способствовало радикализации мусульман и усилению исламского экстремизма. Увеличивается число мечетей в Европе, возникают школы по изучению ислама, различные мусульманские организации и исламистские политические партии. Пока они малочисленны и слабо представлены во власти. Но с учетом роста мусульманского населения их значение может усилиться.

Особенно это касается второго и третьего поколений иммигрантов, которые говорят на европейских языках, получают европейское образование. В отличие от предыдущего поколения они не пытаются полностью интегрироваться в общество и приобщаться к культурным ценностям Европы.

Правда, принявший их социум не помогает им в этом. Оказавшись в неблагоприятной социальной среде (уровень безработицы во Франции и Бельгии достигает 40%)6, имея негативный имидж от рождения, новые поколения чувствуют отторжение и даже дискриминацию со стороны коренного населения. Молодежь становится все более радикальной и вступает в экстремистские исламские организации. Взрывы в парижском метро в 1995-1996 гг., взрывы в поезде в Мадриде и в лондонском метро в 2005 г. свидетельствуют о подъеме экстремизма и терроризма в Европе.

Перед странами ЕС стоит сложная задача по защите своей национальной идентичности и обеспечению стабильного экономического развития; при этом им нужны иммигранты как дешевая рабочая сила. Для этого необходимо разработать единую иммиграционную политику, которая бы регулировала достаточный приток иностранных граждан и препятствовала нелегальной иммиграции. Хотя европейцы опасаются исламизации Европы, Евросоюз намеревается принять в ближайшие два десятилетия еще 20 млн. рабочих с перспективой их значительного численного роста по причине высокой рождаемости.

ИНТЕГРАЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ ВО ФРАНЦИИ

В настоящее время во Франции проживает самая многочисленная в Европе мусульманская диаспора. По оценкам министерства внутренних дел, ее численность составляет от 5 до 6 млн. человек, или около 9-10% населения страны. Причем треть из них - наполовину этнические французы7. Социологи приводят иную цифру: около 8 млн. человек8. К семи основным национальным группам иммигрантов относятся выходцы из Португалии, Италии, Испании, Алжира, Марокко, Туниса и Турции; они составляют около 70% всех переселенцев. Почти 2/5 из них прибыли из стран Северной Африки. На 1-м месте стоят алжирцы (800-900 тыс. человек), затем идут марокканцы (600 тыс.) и тунисцы (300-400 тыс. человек)9. Иммиграция на европейский континент была вызвана, главным образом, усиливающейся бедностью в странах Магриба, Африки южнее Сахары и Азии, откуда шел поток малообразованных, экономически уязвимых мусульман.

Первая волна иммиграции во Францию завершилась в ноябре 1945 г., тогда же был принят закон об иммиграции (Ордонанс от 19.10.1945) и кодекс о национальности, облегчающий получение иммигрантами французского гражданства. В дальнейшем (1973, 1984 и 1993 гг.) в них были внесены некоторые изменения. Вторая волна (1945-1974 гг.) была более массовой, возросла доля выходцев из Африки и Азии. Приток мусульман после Второй мировой войны усилился в результате действия трех основных факторов: а) привлечения рабочей силы для послевоенного восстановления экономики; б) возвращения свободы перемещения алжирцам; в) репатриации военнослужащих вспомогательных войск (80 тыс. человек) после окончания войны в Алжире. В целях установления социального мира в стране французское правительство поддержало строительство мечетей, религиозных мусульманских домов, недорогого жилья для иммигрантов. Ислам мусульманской иммиграции того периода характеризовался сдержанностью и не требовал особых условий для религиозной практики. Это отличало его от ислама последующих поколений, достаточно интегрированных во французское общество и не планирующих возвращаться на родину или эмигрировать в другие мусульманские страны. Прекращение трудовой иммиграции в 1974 г. после экономического кризиса и резкого спада производства не остановило рост мусульманского сообщества. Принятые в 1976 г. меры по воссоединению семей способствовали возобновлению притока иммигрантов из Турции и Африки. Это привело к росту числа детей, родившихся уже во Франции и получивших французское гражданство. Закон о воссоединении семей, подвергающийся сегодня критике, фактически означал легализацию переселения родственников гастарбайтеров, то есть "семейную" иммиграцию. Конечно, без дешевой рабочей силы Франция не смогла бы быстро модернизировать свою экономику. Но в настоящее время после перехода от промышленной модели экономики к экономической с преобладанием сферы услуг она гораздо меньше нуждается в притоке неквалифицированных трудовых ресурсов.

Волна пришельцев из стран Магриба значительно изменила национальный состав французской иммиграции после Второй мировой войны. До 1962 г. Алжир представлял собой территорию Франции. И по закону любой ребенок, родившийся там, является ее гражданином при условии, что хотя бы один из его родителей также родился во Франции. Эвианские соглашения 1962 г. гарантировали свободное передвижение граждан между Францией и Алжиром.

Французские мусульмане делятся на три категории:

  • "харки" (harkas) - алжирцы, служившие во вспомогательных войсках и полиции в Алжире и вынужденные покинуть свою родину из-за репрессий против них после получения страной независимости;
  • "беры" (beurs) - арабы на молодежном жаргоне, к которым принадлежит значительная часть французских мусульман, приехавших во Францию на работу;
  • французы, принявшие ислам (их всего около 50 тыс. человек). Среди новообращенных мусульман есть довольно известные имена: философ Роже Гароди, являвшийся членом руководства компартии, академик Морис Бюкай, автор книги "Коран и современная наука".

Еще в начале 70-х годов французские власти предприняли ряд мер по ограничению притока иммигрантов из Северной Африки. В 1974 г. граница Франции фактически была закрыта, а процесс воссоединения семей превратился в длительную бюрократическую процедуру. В 1977 г. была разработана схема репатриации иммигрантов, а в 1980 г. - внесены изменения в миграционное законодательство, разрешающие депортировать выходцев из стран Магриба. В результате Францию покинули 4 тыс. североафриканских иммигрантов, большинство из которых давно проживали здесь и имели детей с французским гражданством. После принятия в 1986 г. дополнительных мер из Франции выехали еще 17 тыс. человек10. В 1992 г. была проведена очередная реформа национального законодательства: получение французского гражданства детьми иммигрантов было отложено до достижения ими совершеннолетия. В марте 1993 г. были введены более жесткие ограничения, касающиеся притока иммигрантов. Суть их кратко можно охарактеризовать как "Франция больше не хочет быть страной иммигрантов"11. Несмотря на предпринятые шаги, в 90-е годы позиции ислама во Франции укрепились, активизировали свою деятельность сторонники религиозного экстремизма. В 1995 г. произошла серия терактов в Париже. Правительство А. Жюпе вынуждено было срочно отреагировать и мобилизовать 40 тыс. полицейских и 4 тыс. солдат регулярной армии.

Новая иммиграционная политика премьер-министра Л. Жоспена, направленная на упрощение получения французского гражданства и вида на жительство, отмену "сертификатов проживания", облегчение процедуры воссоединения семей, не дала заметных результатов и не ослабила социальную напряженность. Франция продолжает занимать ведущее место среди стран ОЭСР по притоку иммигрантов: в 1994 г. он составлял 25 тыс. человек, в 2004 г. - более 60 тыс. человек12. Ежегодно французское гражданство получают 145 тыс. человек. По данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE) доля иммигрантов, въехавших во Францию по семейным мотивам, в 2003 г. составила 77,6%13.

Существующая во Франции дискриминация вынуждает мусульман, живущих в бедных пригородах крупных городов и не имеющих постоянной работы, чувствовать себя людьми "второго сорта" в обществе, враждебно настроенном по отношению к ним. Это привело к появлению "французского ислама", который ищет свое место в национальном религиозном пейзаже и является элементом социализации, главным образом, молодежи. Поэтому второе и третье поколения мусульман, рожденных во Франции и считающих себя французами, с одной стороны, мало интересуются страной своего происхождения, ее культурой и языком, с другой - становятся ярыми приверженцами ислама. Недовольство выходцев из Магриба своим положением, рост исламистских тенденций, особенно среди безработной молодежи, во многом являются следствием иммиграционной политики последних двадцати лет, усилившей социально-экономическое неравенство. Ее результатом стали беспорядки в спальных районах Парижа и других крупных городах в октябре 2005 г., повторившиеся, хотя и не в тех масштабах, в октябре 2006 г. Известный французский исследователь ислама О. Руа отмечал, что зачинщики погромов и исполнители терактов были потомками мусульманских иммигрантов во втором поколении. Они выросли в "неблагоприятных городских зонах" (ZUS) и пригородах крупных городов без нормальной социально-культурной и экономической инфраструктуры, не имели специального религиозного образования и не сделали профессиональной карьеры. В этих районах проживает почти 2,7 млн. человек. Дешевое муниципальное жилье (HLM), по мнению многих экспертов, представляет угрозу для общества, так как в нем компактно проживают "проблемные категории" населения. Ощущение своей маргинальности и возврат к исламу означает для них больше, чем собственно этническое происхождение14.

"Спрос" на ислам возник еще в конце 70-х - начале 80-х годов. В этот период происходило воссоединение семей, появились мусульманские диаспоры. На общественную сцену вышло молодое поколение, частично ассимилированное в европейское общество и постоянно сталкивающееся с трудностями в отстаивании своих прав. Тяга к исламской религиозной практике стала выражением мусульманской идентичности, компенсацией за неспособность интегрироваться во французское общество. Во Франции возникли первые объединения: Союз мусульманских организаций в составе 15 ассоциаций из больших городов Франции (1983 г.), Национальная федерация мусульман Франции (1985 г.). За последние 20 лет в стране было создано более 2000 исламских ассоциаций, религиозных и культурных центров. В это время также сформировались инициативные группы, добивавшиеся от французских властей создания минимальных условий для отправления мусульманами религиозного культа. По данным доклада Высшего совета по интеграции "Ислам в Республике", составленного министерством внутренних дел Франции в ноябре 2000 г., в стране зарегистрировано 1558 культовых зданий (мечети и помещения для молитвы), управляемых 1126 ассоциациями15. Все это, включая ношение девушками-мусульманками платков в общественных местах, отвод отдельных участков на кладбищах и пр., является проявлением требований мусульманских иммигрантов признать место ислама в общественной жизни страны. Постепенно ислам становится второй по распространению и значению религией во Франции. Фактически произошло "вторжение" мусульман во Францию, что превратило ее в самую "мусульманскую" страну Европы. Впервые этот термин был использован президентом Жискар д'Эстеном. Обращение французских мусульман к ортодоксальному исламу отражает потребность заявить о себе, борьбу против "капитализма и империалистического мирового порядка", за социальную и экономическую справедливость. Серьезную угрозу для Франции и Европы в целом представляет также поддержка мусульманскими странами своих диаспор.

Превращение ислама во вторую религию Франции выразилось не только в формировании "религиозной инфраструктуры", но и в постановке вопроса о статусе ислама в традиционно светском государстве. Главная задача политики Франции в отношении "внутреннего" ислама состоит в интегрировании его в общественно-культурную жизнь страны, но в рамках существующих демократических ценностей и светского характера государства. Вопрос об институционализации ислама во Франции стоит давно. На протяжении последних двух десятков лет "левые" и "правые" правительства страны призывали к сближению и диалогу между различными исламскими движениями и к созданию организационных структур французского ислама, так как он, в отличие от других религий, не имеет центрального регулирующего органа. В 1994 г. был сформирован совет мусульманских представителей Франции, который единогласно принял устав. После встречи президента Ж. Ширака с четырьмя видными деятелями мусульманской общины в январе 2000 г. была подписана хартия, позволяющая исламу интегрироваться во французское политико-правовое поле. Однако на деле она оказалось лишь декларацией о намерениях, которая не отражала позиции всех мусульманских объединений страны.

К ведущим мусульманским организациям Франции относится Федерация мусульманского института Великой мечети Парижа, созданная в 1926 г. и частично профинансированная мусульманами-алжирцами. В 1985 г. ряд мусульманских лидеров вышел из нее и основал Национальную федерацию мусульман Франции (FNMF). Инициатором стал французский интеллектуал Даниэль Юсуф-Леклерк, а основные посты заняли выходцы из Марокко. Это весьма консервативное движение находится в оппозиции парижской Мечети из-за разногласий между Рабатом и Алжиром. Оно первым выступило с требованием обеспечить право на ношение мусульманского платка "хиджаба" в государственных школах.

Наименее подконтрольным французским властям, наиболее влиятельным и политизированным является Союз исламских организаций Франции (UOIF). Его генеральный секретарь - Фуад Аляуи, руководители - выходцы из Марокко и Туниса. Союз представляет собой французское отделение Союза исламских организаций Европы (UOIE). UOIF объединяет более 200 ассоциаций преимущественно консервативных мусульманских взглядов и близок к организации "Братья-мусульмане", хотя официально отвергает эту связь. Союз пользуется финансовой поддержкой религиозных фондов стран Персидского залива. Деятельность этой организация непрозрачна, а стратегия - двойственна, так как, с одной стороны, она старается не потерять поддержку мусульманского населения, с другой - не вступает в противоречие с французскими законами.

В упоминавшемся докладе "Ислам в Республике" содержится анализ различных аспектов взаимоотношений мусульманского сообщества и остальной Франции, а именно: основные направления ислама, его национальные особенности ("турецкий", "североафриканский", "африканский"), влиятельные мусульманские федерации, устав Французского мусульманского совета. В нем также представлены рекомендации по совершенствованию политики государства в отношении ислама и интеграции мусульман во французское общество.

В 2003 г. был создан Французский мусульманский совет (CFSM) и его региональные отделения. CFSM объединил три ведущих мусульманских федерации (Федерация мусульманского института Великой мечети Парижа, FNMF, UOIF) и пять "Больших мечетей". Его основная задача состояла в продвижении ислама по пути интеграции в социокультурную среду государства. Однако существенные разногласия между главными федерациями - членами Совета, а также чрезмерное вмешательство властей в его деятельность с целью содействия "умеренному" течению в исламе, мешают эффективной работе этой организации.

Проблема взаимоотношений государства и мусульманских объединений имеет два аспекта: а) совместимость мусульманской религии с демократическими ценностями страны пребывания и требованиями, предъявляемыми светским государством, и б) интегрирование мусульманского населения во французское общество. После многолетних трений между властью и мусульманской диаспорой, отстаивающей свободу вероисповедания, удалось добиться определенного равновесия, которое, к сожалению, периодически нарушается. Беспорядки, начавшиеся во Франции 27 октября 2005 г., вновь сделали главной тему иммиграции и распространения ислама. В основе исламизации Франции лежат четыре основных фактора: высокие темпы роста численности французских мусульман; их "отчуждение" от культурной и социально-экономической жизни французского общества; отстаивание своих религиозных традиций и ценностей; возрастающее воздействие исламистов на немусульман. Большинство мусульман, проживающих во Франции, не являются фундаменталистами, а тем более террористами. По данным некоторых исследований, только 5% французских мусульман можно отнести к фундаменталистам, из них - 3-5% (примерно 10 тыс. человек) можно считать потенциально опасными16. Тем не менее, когда в мае 2003 г. Н. Саркози, еще будучи министром внутренних дел, организовал выборы во Французский мусульманский совет, 40% голосов в нем получил UOIF, глава которого считает, что конституция мусульман - это Коран и жить нужно по законам шариата.

Французская "республиканская" модель интеграции иммигрантов подразумевает ассимиляцию, но без учета культурных и этнических особенностей различных групп населения. Ее основными элементами являются: обучение в светских школах детей всех национальностей и вероисповеданий; обязательное знание языка страны пребывания, что позволяет влиться во французское общество и приобщиться к национальной культуре; и в то же время признание "права крови" и "права земли" при предоставлении гражданства. Однако многие иммигранты считают идею формирования французской идентичности односторонней и в чем-то даже принудительной. Создание в 1981 г. "приоритетных образовательных зон" (ZEP), олицетворяющих идею борьбы с социальным неравенством, не изменило ситуацию. Французская ассимиляционная модель интеграции была успешной в период первой волны иммиграции из Италии, Бельгии, Испании. Выходцы из Португалии и Магриба того периода также интегрировались во французское общество в социально-культурном и политическом плане, но не в экономическом. В дальнейшем ассимиляция иммигрантских культур себя не оправдала - наблюдается тенденция к интегрированию, объединению и взаимодействию культур без их слияния.

Государственная иммиграционная политика Франции базируется на принципе равенства всех граждан независимо от национальности и страны происхождения. Юридически иностранцы имеют те же права, что и титульная нация; фактически же существует дискриминация в отношении иммигрантов. Этнические общины из стран Магриба и Африки мало представлены в бизнесе и властных структурах Франции. Мусульманам-выпускникам вузов трудно найти престижную работу, чтобы занять соответствующее их образованию место в социальной иерархии. По сравнению с коренными французами или выходцами из европейских стран уровень безработицы среди мусульманского населения выше (20 - 25%, а для молодежи от 15 до 25 лет - до 45%)17.

Неравенство на этнической почве во французском обществе пока сохраняется. Вместе с тем заметно улучшение экономического положения второго и третьего поколения иммигрантов; в их среде даже появились представители среднего класса. Новое поколение не довольствуется неквалифицированной тяжелой работой и хочет иметь те же возможности, которыми обладают коренные французы. Оно считает, что интеграция во французское общество маловероятна из-за различий в национальных традициях, касающихся образа жизни, статуса женщины и семейных ценностей в целом. Это, по их мнению, ведет к возникновению "европейского расизма" на фоне радикальных экономических преобразований, кризиса в трудовой сфере, сегрегации в области образования, маргинализации малоквалифицированной рабочей силы и пр.

Экономические факторы играют важную роль в решении "мусульманской" проблемы. Ведь получение выгод от французской социально-экономической системы являлось основным мотивом, которым руководствовались многие мусульмане, поменявшие место жительства. При этом они не желают адаптироваться к базовым ценностям французского социума. В июле 2007 г. Н. Саркози издал закон, который регулирует приток иммигрантов, а также вводит запрет на некоторые мусульманские обычаи, такие, как многоженство, принуждение к вступлению в брак и др.

ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ

В Германии проживает вторая по численности в Европе мусульманская диаспора (3,4 млн. человек, или 4% населения). Примерно 3/4 из них - выходцы из Турции и их дети, и только 5% - прибыли из арабских стран18. Как и в других европейских странах, иммигранты оказались в Германии в качестве дешевой рабочей силы для подъема немецкой экономики. К началу 70-х годов их численность составляла 1 млн. человек, а в 2005 г. эта цифра достигла уже 2,6 млн. Такой рост турецкого населения обусловлен высоким уровнем рождаемости (2,3%), а также правом на воссоединение семей тех иммигрантов, которые не захотели вернуться на родину (закон от 1980 г.). С конца 70-х годов в Германию из "горячих точек" - Афганистана, Палестины, Курдистана, Боснии, Косово - в поисках более спокойной жизни стала прибывать новая волна этнических переселенцев. Часть иммигрантов из Палестины и Северной Африки по прибытии получила немецкое гражданство, остальные объединялись в группы и землячества.

Основная масса мусульман проживает в столице и крупных городах - Франкфурте-на-Майне, Кельне, Гамбурге, а также в сельскохозяйственных районах земель Баден-Вюртемберг, Гессе, Бавария, Северный Рейн-Западная Вестфалия, в промышленном районе Рура. Так, в Берлине половину молодежи до 20 лет составляют мусульмане.

Отношение к иммигрантам в ФРГ всегда строилось на экономической базе. Учитывая принципы организации государства и обретения гражданского статуса, получить немецкое гражданство достаточно сложно. Оно рассматривается в качестве "награды" за интеграцию, фактическую ассимиляцию в немецкое общество и принятие его образа жизни. Подход к иммигрантам можно выразить одной фразой - "либо устраивайся на любую работу, либо покидай страну". Переселенцы должны соблюдать конституцию, придерживаться норм и ценностей принявшего их социума, владеть немецким языком и не проявлять особой религиозности. Основной упор делается на уровне образования и знании немецкого языка. Поэтому гражданство, в первую очередь, предоставляют тем, кто закончил школу, получил диплом о профессионально-техническом образовании или прошел обучение в рамках соответствующих федеральных программ. В результате такой политики положение немецких мусульман на рынке труда оказалось более прочным, чем в других европейских странах. По данным института "Открытое общество", в наихудшей ситуации в Германии находятся турки, уровень безработицы среди которых достигает 23%, и они составляют 1/3 всех безработных19.

Интеграционная модель Германии не позволяет получать гражданство в третьем поколении и фактически является сегрегационной. В 2005 г. только 800 тыс. из 2,7 млн. турок-иммигрантов имели немецкое гражданство20. Это усугубляет проблему адаптации к немецкому обществу и создает почву для социальной напряженности и организации расистских и неонацистских акций. Принятый в январе 2000 г. закон облегчил доступ к получению гражданства. В нем, в частности, предусматривается возможность обретения гражданства детьми иммигрантов, родившимися на территории Германии. Однако статистика показывает, что процесс натурализации имеет тенденцию к замедлению. Вызвано это рядом причин: ограничениями при выдаче свидетельств о гражданстве неэтническим немцам и их детям, ростом антимусульманских настроений в стране и др. 37,6% иммигрантов считают, что они в той или иной степени интегрированы в социально-экономическую жизнь страны, и лишь 11% полагают, что они интегрированы полностью. Почти половина мусульман, проживающих в Германии, ощущает себя "чужаками", отвергнутыми коренным населением21.

Несмотря на то что более 700 тыс. детей мусульман-иммигрантов посещают школы и учатся в университетах, большинство из них демонстрируют плохие результаты на экзаменах, так как в основном родились в сельскохозяйственных районах Германии и не используют немецкий язык в повседневной жизни. Как правило, выпускникам школ, не имеющим немецкого гражданства, доступ к высшему образованию закрыт. Свыше 70% мусульманского населения получили диплом о среднем образовании и только 12% - об университетском.

На практике имеет место социокультурное отчуждение иммигрантов, которые стараются оставаться в рамках замкнутых общин, придерживаясь своих культурных и религиозных традиций. Правда, второе и третье поколения мусульман в большей степени чувствуют свою принадлежность к Германии. В то же время они понимают, что ислам является частью их наследия и хотят получать религиозное образование. По данным доклада федерального министерства внутренних дел от 2008 г., более 85% мусульман Германии позиционируют себя как верующих, а число посещающих мечеть хотя бы раз в неделю увеличилось в 2000-2005 гг. с 30,7% до 41,6%. Более 90% мусульман выступают за введение уроков по изучению Корана. В настоящее время правительство ФРГ разрешило это лишь одной мусульманской организации в Берлине - Исламской федерации.

С конца 90-х годов религиозная жизнь мусульман активизировалась. Если в 1997 г. в Германии было 26 мечетей, то в 2007 г. - почти 100 и 2200 молельных домов; при каждом из них имеются школы по изучению Корана, которые посещают примерно 7% детей. Растет число коренных немцев, принявших ислам (4 тыс. человек в 2004-2005 гг.)22.

К основным мусульманским организациям ФРГ относятся: Центральный совет мусульман Германии, Турецко-исламский союз, Исламский совет Германии, Союз исламских культурных центров. Они объединяют 2,5 тыс. мусульманских общин и действуют под эгидой Координационного совета мусульман Германии. Эта структура вырабатывает позиции мусульман по различным проблемам и лоббирует их интересы в федеральном правительстве, в частности, введение изучения ислама в немецких школах. Мусульманское сообщество имеет свою академию и ежемесячную газету, издаваемую для немецкоговорящей суфистской диаспоры, - "Islamische Zeitung". В отличие от Франции, где выходцы из мусульманских стран мало представлены в бизнесе, турки и другие мусульмане в Германии активно участвуют в деловой жизни: имеют большие торговые фирмы, занимаются инвестиционной деятельностью, создают свои производственные союзы, например, MUSIAD в Кельне. Внутримусульманская солидарность способствует этому. Важную роль играют также союзы предпринимателей, которые пытаются расширить сферу влияния мусульман на деловые круги Германии.

Немецкая интеграционная политика направлена на минимизацию культурных различий в отличие от мультикультурализма, который предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране и их интеграцию без ассимиляции. Поскольку Германия является федеральным государством, власти различных земель могут вносить определенные изменения в национальную политику в этой области. Например, муниципалитеты, третий уровень федерального устройства Германии, используют следующие принципы: интеграция иммигрантов и их детей с помощью различных программ и структур (французская модель), ассимиляция и плюралистический подход к интеграции и культурному слиянию (британская).

Однако несовершенный механизм интеграции мусульман в немецкое общество, плохие социально-экономические условия (отсутствие жилья, безработица), с одной стороны, и проводимая федеральным правительством сегрегационная политика в отношении мусульман, особенно при получении гражданства - с другой, создают почву для роста исламистских настроений. Нередко внутриобщинная жизнь мусульман выстраивается согласно законам шариата (многоженство), используются знаки религиозной атрибутики (хиджабы). Компактное проживание мусульман часто приводит к тому, что коренные немцы стараются покинуть места, в которых возникают подобные общины. То есть наблюдается тенденция к появлению самоизолирующихся мусульманских анклавов. Под воздействием определенных сил, в частности Союза исламских организаций Европы, растет политическая активность мусульман Германии. Ее цель - добиться усиления влияния иммигрантов на страну пребывания.

АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

В Англии в 2006 г. число мусульман превысило 1,7 млн. человек и, по некоторым данным, приближается к 2 млн. человек (около 3% населения), не считая нелегалов23. В основном это выходцы из бывших колоний Британского содружества - Индии, Пакистана, Бангладеш, Ирака и других арабских стран. Большую их часть составляют сунниты. Согласно переписи 2001 г., около 38% мусульман обосновалось в Лондоне, то есть четверо из каждых десяти жителей британской столицы24. Массовая иммиграция мусульман (первая волна - 1 млн. человек) совпала с завершением Второй мировой войны и деколонизацией. Это была "историческая" иммиграция. Разделение Великобритании на "своих" и "чужих" происходило сугубо по расовым признакам: колониальный центр был "белым", а периферия "цветной", и политическая элита не торопилась переходить от принципа династического подданства к национальному гражданству. Только с принятием Британского национального акта в 1948 г. завершилась смена имперской колониальной модели этнонациональной, предусматривающей единое гражданство для Англии и ее бывших колоний.

Причинами, вызвавшими первую волну иммиграции, явились: а) распад колониальной империи и переселение бывших военнослужащих британской армии пакистанского и индийского происхождения в Англию; б) завершение строительства крупной дамбы Мангла в Пакистане и переезд около 100 тыс. работавших там пакистанцев и индусов в Великобританию для воссоединения с родственниками. Рост потребности в дешевой рабочей силе для восстановления послевоенной экономики также способствовал притоку иммигрантов. Вторая волна иммиграции пришла из Восточной Африки. После получения независимости странами этого региона и национализации основных отраслей экономики многие азиатские бизнесмены, занимавшиеся там торговлей и банковским делом и имевшие британские паспорта, вынуждены были покинуть Африку и переехать в Англию. Кроме того, в эти годы возросло количество студентов из Малайзии, Пакистана, Ирана и арабских стран. Массовый наплыв мусульман-иммигрантов вынудил министерство труда Великобритании запретить въезд неквалифицированной рабочей силы. В 1968 г. был принят Иммиграционный акт Британского содружества, который отменил право въезда в Англию всех живущих за границей владельцев британских паспортов. Ограничения на въезд были вызваны, главным образом, обострением социальных проблем (низкий уровень занятости, рост волнений), спровоцированным иммиграцией. Тем не менее в настоящее время в Великобританию ежегодно приезжает 140-150 тыс. человек.

В 60-е годы в иммиграционной политике Великобритании превалировала колониальная модель, так как она разрабатывалась бывшими чиновниками министерства по делам Содружества. Позднее начался довольно болезненный переход от ассимиляционной модели, схожей с французской, к плюралистическому подходу. Новая стратегия предоставляла равные возможности в условиях этнического, религиозного и культурного многообразия и взаимной терпимости. В 1976 г. был принят закон о расовых отношениях, который регулировал вопросы дискриминации мусульман при приеме на работу. Это породило новые проблемы - мусульман-иммигрантов в Англии и других европейских странах объединяло не национальное происхождение, а единая вера. Именно ислам, а не расовые различия, являлся доминирующим фактором в отношениях с другими национальностями. Поэтому поправки к закону, принятые в 1986 г., касались в первую очередь общей веры, гражданства и только потом уже этнонационального происхождения. Таким образом, была сформирована английская иммиграционная модель. По сути - либерально-плюралистическая, базирующаяся в большей степени не на ассимиляции, а на многонациональности и мультикультурализме английского общества, признании расовых и этнических различий.

Рост мусульманской общины в Великобритании привел к созданию различных исламских объединений и школ, занимающихся изучением Корана, строительством мечетей. В настоящее время в Англии насчитывается 1600 мечетей, 22 школы по обучению имамов, 130 школ для мусульманских детей. В качестве спонсоров выступают мусульманские благотворительные фонды, в том числе 5 государственных. Лондон является крупнейшим и единственным финансовым центром немусульманского мира, в котором сосредоточен капитал из мусульманских стран в размере 250 млрд. долл. В Англии насчитывается 5000 мусульман-миллионеров, общие ликвидные активы которых составляют 3,6 млрд. ф. ст.25

Важнейшей неправительственной организацией мусульман является Мусульманский совет Великобритании (МСВ), имеющий 400 филиалов. Усиление его влияния совпало с победой лейбористов на выборах 1997 г. Учредителям МСВ удалось добиться некоторых успехов: государственного финансирования частных мусульманских школ (5 школ); принятия закона, защищающего мусульман от дискриминации при устройстве на работу; участия мусульман в деятельности парламента и правительства. Четверо мусульман (от лейбористской партии) избраны в палату представителей и шестеро (4 лейбориста и 2 либерал-демократа) - в палату лордов. В местных органах власти работают 200 советников-мусульман различной политической ориентации. Функционируют и другие мусульманские объединения - Мусульманская ассоциация Англии, Исламская миссия, Исламский совет Европы, Исламское общество Великобритании, Союз мусульманских организаций, Мусульманский парламент, Исламская партия. Кроме того, правительство Великобритании не препятствует финансированию деятельности экстремистских организаций со стороны арабских стран, что приводит к росту исламского фундаментализма.

Террористические акты в США, Лондоне и Мадриде спровоцировали рост политической активности мусульман в Англии. В ответ произошло усиление исламофобии и расовой дискриминации. В свою очередь имамы в лондонских мечетях стали призывать к солидарности с радикальными группировками антизападной направленности. По некоторым данным, после 11 сентября 2001 г. и взрывов в лондонском метро 7 июля 2005 г. более 30% мусульман столкнулись с враждебным отношением к ним, 80% - с дискриминацией из-за своей веры (в 1999 г. только 35%)26. В 2005 г. была создана совместная группа по предотвращению экстремизма, состоящая из членов правительства и известных мусульманских лидеров Англии. Ее основная задача - поиск решения проблем мусульман и, тем самым, снижение риска возможных терактов в будущем.

Социально-экономическое положение мусульман Англии схоже с условиями проживания иммигрантов в других европейских странах - это плохое жилье, трудности в получении образования, безработица. Британские мусульмане живут в виде анклавов в крупных английских городах (Лондоне, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере), то есть в тех местах, где им предоставляется социальное жилье. Существует особая система квот по выделению социального жилья в основном в бедных районах. В 60-70-е годы у иммигрантов в Англии не было доступа к нему, так как оно было дорогим и для его получения нужно было прожить в стране от 3 до 5 лет. Поэтому они в основном селились в непривилегированных пригородах крупных городов, несмотря на попытки местных властей предоставлять мусульманским иммигрантам равные возможности при распределении жилья. Великобритания, сама того не осознавая, постепенно движется в направлении расовой сегрегации: в стране насчитывается уже 14 округов, в которых одна этническая группа составляет более 50% населения.

Английская модель интеграции представляет собой плюралистический подход, признающий наличие различных диаспор и необходимость сохранения культуры нацменьшинств. Местные власти допускают существование школ для мусульман, где обучение ведется на их родном языке с использованием "этнических" учителей. Как правило, дети мусульман-иммигрантов плохо знают английский язык и предпочитают учиться в непривилегированных школах в местах их компактного проживания. Уровень безработицы среди британских мусульман выше по сравнению с коренными жителями (15% против 5%)27. Местные власти в некоторых графствах стараются обеспечить пропорциональное представительство нацменьшинств в общем числе занятых. Существует ряд государственных программ по подготовке кадров для иммигрантов, в этнической прессе регулярно публикуются предложения о наличии вакантных мест. Однако три основных противоречия этой модели продолжают существовать - идеологическое (отсутствие ассимиляции), политическое (наличие законов шариата, по которым предпочитают жить более 1/3 английских мусульман) и экономическое (худшие условия проживания иммигрантов).

* * *

Экономическая стагнация в Европе, продолжающийся приток иммигрантов способствуют радикализации настроений среди мусульман. Идеологи исламизма всячески поддерживают недовольство выходцев из мусульманских стран своим социально-экономическим положением. Европейским странам с каждым годом становится все сложнее обеспечивать социальными пособиями уже сформировавшийся класс "лояльных" безработных из Марокко, Алжира, Индии, Пакистана, Турции и пр. В перспективе это может привести к кризису всей системы социальной защиты, которая пока еще обеспечивается за счет высокой производительности труда в приоритетных отраслях экономики. Жилищная политика стран Евросоюза, создание гетто и бидонвилей в пригородах больших городов - свидетельство дискриминации иммигрантов, которых искусственно привязывают к местам анклавного проживания. Враждебность по отношению к ним еще более усилилась после событий 11 сентября 2001 г. Все эти факторы являются серьезным препятствием на пути интеграции мусульманского населения в западную цивилизационную систему. Они чувствуют себя изолированными от жизни европейского общества, сталкиваются с непониманием своих религиозных традиций.

Несмотря на принимаемые европейскими странами меры по поддержке и интеграции иммигрантов, они практически не ассимилируются. Ассимиляция как стратегия по отношению к "пришлым" культурам, которая использовалась на протяжении XX в., не оправдала себя. Наоборот, стал заметен рост ксенофобии, фанатизма, фундаментализма, экстремизма и терроризма. Мусульманские диаспоры, обосновавшиеся в Европе, продолжают сохранять свои культурные традиции и в значительно меньшей степени усваивают чужие, то есть раздельно проживают в одном социуме. Следствием этого процесса стала фрагментация западноевропейского общества и возникновение мультикультурализма, воспринимаемого как одно из проявлений глобализации. Существует реальная опасность появления в Западной Европе параллельного "мусульманского" общества со своей субкультурой. Иммиграционный мультикультурализм угрожает либеральным западным ценностям, и до сих пор остается открытым вопрос - хотят ли мусульмане стать полноценными гражданами принимающей страны, своей второй родины. Чтобы решить эту проблему, нужна продуманная долгосрочная иммиграционная политика. Ее отсутствие ведет к тому, что мусульманское сообщество постепенно интегрирует европейское "свободное пространство" в свой мир исламских ценностей. В соответствии со своими национальными интересами принимающей стране придется использовать практику отбора вновь прибывающих иммигрантов. Им должна быть предоставлена возможность работать, получать образование, а не становиться обузой для социума и оказываться на периферии общественной жизни. Иначе создается благоприятная почва для экстремизма и терроризма. Растущие радикально-исламистские настроения уже привели к волнениям, бунтам и терактам и могут ускорить кризис экономической системы и всей западной цивилизации.

К началу 90-х годов ислам прочно вошел в жизнь Западной Европы. В мусульманских общинах, с одной стороны, происходит примирение со своим статусом "второстепенной" нации и осознание необходимости адаптации к светскому характеру принимающего государства. С другой - универсализация догм ислама и его политизация, поддерживаемая финансами различных фондов из мусульманских стран. Число исламских организаций растет, мусульмане все чаще ставят вопрос о статусе своей религии в принимающей стране, а сам ислам все больше характеризуется транснациональностью. Традиционные исламские ценности сплачивают мусульманскую молодежь, в основном безработную. Она впитывает в том числе и экстремистские взгляды и воспринимает модернизацию и глобализацию как угрозу своим экономическим интересам и религиозным традициям. "Радикальный" ислам в отличие от "умеренного" предлагает идеи, доступные для понимания малообразованных масс и постепенно становится своего рода идеологией социального протеста, которая приводит к росту исламистского терроризма и создает угрозу безопасности всему миру.


1 ТРОФИМОВА Ольга Ефимовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
2 См.: Le Monde diplomatique. Avril 2001; Le Monde. 08.10.2005; http://www.carim.org/publications
3 См.: Washington Quarterly. Summer 2004.
4 См.: http://www.tamilislam.com
5 См.: http://www.islamineurope.blogspot.com/2007
6 См.: http://www.agentura.ru/english/experts/euroislamism
7 См.: Le Monde. 01.11. 2005.
8 См.: http://www.fr.wikipedia.org/wiki/islam_en_france
9 См.: http://www.islaminfo.ru/news, www.ambafrance.ru
10 См.: The Middle East Quarterly. 1997. V. 4. N 1.
11 См.: http://www.meforum.org/article/338
12 См.: Le Monde. 01.11.2005.
13 См.: http://www.lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr; Зегонов О. Беспорядки во Франции: характер, причины, уроки // Аналитические записки. Март 2006. N 2(14).
14 См.: http://www.religion/ng.ru
15 См.: Понкин И. Ислам во Франции. М., 2005. С. 33.
16 См.: Radicalisation of Muslim Youth in Europe: The Reality and the Scale of the Threat. European Strategic Intelligence and Security Center. Wash., 27.04.2005.
17 См.: Harvard Political Review. August 2008.
18 См.: Islam and Identity in Germany. Europe Report of International Crisis Group N 181. Brussels. 14.03.2007. P. 1-2.
19 См.: Muslims in EU: Cities Report. Germany. Open Society Institute. EU Monitoring and Advocacy Program. Budapest, 2007.
20 См.: Islam and Identity in Germany. Europe Report of International Crisis Group N 181. P. 1-2.
21 См.: Muslims in Germany: A Study by the Federal Interior Ministry. Berlin. 11.04.2008.
22 См.: http://www.wfn.org/2000/04
23 См.: Britain's Muslims: an Overview. Media Guide British Council. L., 2006. P. 6; http://www.islamnews.ru/news
24 См.: http://www.demoscope.ru/weekly/2005
25 См.: Britain's Muslims: an Overview. Media Guide British Council. P. 6-7, 12.
26 См.: European Network Against Racism (ENAR). United Kingdom Shadow Report. Budapest, 2005; Muslims in EU: Cities Report. United Kingdom. Open Society Institute. EU Monitoring and Advocasy Program. Budapest, 2007. P. 21.
27 См.: Britain's Muslims: an Overveiw. Media Guide British Council. P. 6.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.