Rambler's Top100

№ 487 - 488
21 ноября - 4 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Известия» о снижении смертности от отравлений алкоголем
«Новые известия» о перспективах снижения смертности в ДТП
«Власть» о смертности и благосостоянии
«Комсомольская правда» о средствах повышения продолжительности жизни москвичей
«Российская газета - Неделя» о факторах продолжительности жизни
«Медицинская газета» об академической и отраслевой медицине
«Independent» о бессилии перед инфекциями
«Деловой Вторник» о депопуляции в России
 «The National Interest» о демографических и миграционных проблемах Армении
«Le Monde» о новом способе повышения рождаемости
«Комсомольская правда» о рождаемости в Москве
«Вечерний Бишкек» о многодетности в Киргизии
«Независимая газета» о социальных расходах после выборов
«РБК daily», «Российская газета – Неделя» и «Собеседник»  о новых веяниях пенсионной реформы
«Коммерсантъ» об устойчивости российской пенсионной системы
«Молдавские ведомости» о пенсионных проблемах Молдавии
«Вечерний Минск» о фиктивных браках в Белоруссии
«Литовский курьер» о признании незарегистрированных партнерств в Литве
«Новая газета», «Московские новости», «Gazeta.ru» и «Известия» о российском летчике и таджикских гастарбайтерах
«Ведомости» о предложении Онищенко запретить трудовую миграцию из Таджикистана

«Деньги» о российском гражданстве
«Взгляд», «Corriere della Sera» и «Политика» о российском гражданстве для косовских сербов
«Российская газета» о новых столыпиных
«Парламентская газета» о миграционном кодексе
«Opec.ru» о миграции и межэтнических проблемах
«Полит.ру» о миграции и интеграции
«Комсомольская правда» о миграции против модернизации
«Коммерсант» о нехватке персонала в России
«Вечерний Бишкек» о миграционных проблемах и миграционной политике России
«Аргументы и факты» об отношении к миграции и мигрантам
«Московские новости» о регистрации и выборах
«Московские новости» о подъемных для внутренних мигрантов
«Российская Бизнес-газета» об исследовании внутренней миграции специалистов
«Полит.ру» о слабой демографической ротации в Москве
«Независимая газета» о трудовой миграции из Белоруссии
«Коммерсантъ» о визовом вопросе Россия-ЕС
«Вести.ру» о мировом докладе по миграции - 2010
«Ведомости» о миграции и ценах на нефть
«Финансовая газета» о расширении Москвы
«Независимая газета» о пользе алкоголя
«Эхо планеты» о «сухом законе»
«La Stampa» о гендерной медицине

… о «сухом законе»

Живучий змей

23 ноября 1921 года президент США Уоррен Гардинг запретил своим указом докторам прописывать больным пиво в качестве лекарства. Тем самым он попытался воспрепятствовать участившимся случаям со стороны простых американцев обойти "Просперити" - "Сухой закон". Ведь, кроме пива, подлечиться ещё можно было при помощи виски и медицинского спирта.
Двое доходяг топтались недалеко от "шепотушки" - полулегального бара, получившего своё название оттого, что там все заказы спиртного делались только вполголоса. Зима 1921 года в Детройте выдалась морозной, и бродяги банально замерзали, не имея возможности согреться в баре, поскольку туда пускали по специальному паролю. И всё же, когда один из них буквально посинел от холода, его приятель бросился к заветной двери и забарабанил в неё с криком: "Дайте человеку выпить! А то он загнётся от холода!" Когда же ошарашенные охранники впустили бродяг внутрь алкогольного рая, присутствующие были мгновенно арестованы за нарушение "сухого закона", действовавшего в США с 1920 года.

Антибутлегеры

"Бродягами" оказались Иззи Эйнштейн и Мо Смит - самые успешные и находчивые федеральные агенты в сфере борьбы с нелегальной торговлей спиртным. Дело было в том, что по закону федеральные агенты не имели права входить в подпольные притоны без разрешения. Поэтому агенты шли на различные ухищрения, чтобы проникнуть в притоны. Иззи и Мо перевоплощались для каждого рейда в коммивояжёров, банковских служащих, автобусных кондукторов, раввинов, футболистов и даже ковбоев. Особенно любил переодеваться Иззи, который со своим знанием пяти иностранных языков, актёрским и музыкальным талантами мог превратиться в кого угодно. Однажды он, одетый, как музыкант, зашёл в закрытый музыкальный клуб, где разливалось спиртное, сыграл на тромбоне и только затем произнёс свою коронную фразу: "У меня для вас плохие новости".
За пять лет эти двое задержали более 4 тысяч нарушителей, конфисковали около 5 миллионов бутылок с алкогольными напитками, став главными героями многочисленных публикаций в американских СМИ. Ведь события вокруг "сухого закона" были главным объектом внимания американского общества в эти годы. Блюстителям порядка приходилось бороться вдоль всех сухопутных и морских границ США с контрабандистами и воевать с подпольными производителями и продавцами спиртного практически во всех крупных городах. Погони, перестрелки, аресты и облавы стали обычным явлением жизни американцев.
Но все усилия властей пропадали зря. На каждый прикрытый салун приходилось не менее пяти действующих. По оценкам СМИ, в Чикаго их было около .40, а в Нью-Йорке не менее 70 тысяч. Владельцы легальных ресторанов, кафе, клубов и подобных заведений стали устраивать так называемые задние комнаты, в которых можно было заказать спиртное. В 1921 году потребление виски по стране подскочило до 3 миллионов литров в год. А в словаре американцев кроме термина "speakeasy" - "шепотушка", появились новые: "bootlegger" - контрабандист, доставляющий выпивку, "booze" - дешёвое крепкое пойло, "moonshiner" - подпольный самогонщик и "настоящий Маккой". Последнее выражение было связано с контрабандистом-одиночкой Уильямом Маккоем, который привозил с Багамских островов качественное виски, что на фоне господства дешёвых суррогатов было несомненным достижением. Он не имел никаких связей с мафией и прославился тем, что никогда не разбавлял свой товар водой. Так его имя стало синонимом отличного качества.
Почти сразу с введением в силу "сухого закона" появились и общественные движения, боровшиеся за его отмену. А ведь до этого наибольшим влиянием в обществе пользовались различные антиалкогольные организации.

Американизм против алкоголя

Бороться было против чего! Ведь вся история колонизации Северной Америки была непрерывно связана с огромным потреблением пива, джина, а позднее рома, виски и, конечно же, водки. Налицо был постоянный рост количества пьяных преступлений, убийств и насилий. Массовая иммиграция и быстрая урбанизация только усугубили ситуацию.
Алкоголизм стал превращаться в реальную угрозу для американского общества и вызвал появление первых обществ трезвости. Они первоначально были немногочисленными, но по мере разрастания проблемы туда стали вступать многие известные люди, среди которых были Джек Лондон, Эндрю Карнеги и Джон Рокфеллер. В начале XX века общества трезвости активно действовали во всех штатах страны под лозунгами защиты американизма и американских идеалов.
Особой активностью выделялся "Женский Христианский Союз Трезвости", члены которого осаждали салуны и пели псалмы перед входом. Иногда этот протест против алкоголизма принимал и крайне агрессивные формы: например, на всю Америку прославилась Кэрри Нэйшн, которая, вооружившись топором разбивала в салунах бутылки со спиртным, крушила мебель и всё что попадало под руку.
На волне движения трезвости возникла даже политическая партия, так называемая Prohibition Party, попытавшаяся разрушить двухпартийную американскую систему. Но попытка не удалась, поскольку после отмены "сухого закона" эта организация потеряла всё своё влияние.
Ключевую же роль в принятии "сухого закона" сыграла "Антисалунная Лига" объединившая вокруг себя сторонников трезвого образа жизни под лозунгом "Салун должен исчезнуть". Конгрессмены, священники и журналисты ежедневно призывали спасти Америку от алкоголизма. Деятельность лиги привела к тому, что в 1914 году употребление алкоголя было запрещено в 15 штатах, а через два года этот запрет распространился на полстраны. В 1917 году Конгресс принял XVIII поправку к конституции США, регламентирующей введение в стране "сухого закона".
После ратификации этой поправки законодательными органами штатов закон вступил в силу, несмотря на то что президент Вудро Вильсон был против этого. Он даже наложил своё вето, однако Конгресс преодолел его. В полночь 16 января 1920 года XVIII поправка вступила в действие на всей территории США.
Борцы с зелёным змием рассчитывали, что "сухой закон" послужит улучшению здоровья американцев, сведёт на нет преступность и коррупцию в обществе, уменьшит травматизм и смертность на дорогах. А известный экономист, профессор Йельского университета Ирвинг Фишер утверждал, что действие закона обеспечит повышение производительности труда в промышленности на 20 процентов.
Согласно официальной статистике, первые результаты введения "сухого закона" были просто впечатляющими. Преступность в США сократилась на 70 процентов, было закрыто около 200 тысяч различных питейных заведений, 236 водочных и более тысячи пивных заводов. Кроме того, улучшилось благосостояние народа, укрепились семейные устои, увеличилось потребление молока населением, возросли сбережения.
Несмотря на столь впечатляющие цифры официальной пропаганды, значительная часть населения страны, особенно горожане, были против введения "сухого закона". В США в массовом порядке стали возникать нелегальные заводы по производству алкогольной продукции, участились случаи контрабанды и незаконной транспортировки спиртных напитков. Прибыль подпольных бутлегеров достигала миллионов долларов. На эти деньги покупались государственные чиновники и полицейские - рост коррупции и взяточничества был невиданным. Всё это происходило на фоне войн различных кланов гангстеров за новые рынки сбыта алкогольной продукции. Например, в 1929 году в стычках с бутлегерами и гангстерами было убито и ранено 100 полицейских.

Неутешительные итоги

Абсолютное большинство американцев были недовольны "сухим законом". В 1926 году антиалкогольные меры стали главной темой предвыборных дискуссий во время президентской кампании. К тому же статистические данные не очень радовали. Так, через пять лет после введения "сухого закона" количество хронических алкоголиков выросло почти в два раза, превысив 4 миллиона человек, в три раза увеличилось число людей, задержанных в нетрезвом состоянии. В стране действовали более полутора миллиона самогонных аппаратов, миллионы людей были заняты в сфере нелегального производства, доставки и распространения спиртного. По данным властей, в 1925 году доставку в США запрещённого импортного спиртного осуществляли более 300 кораблей, а силам правопорядка удалось пресечь лишь 5 процентов контрабандного алкоголя.
Спекулянты алкоголем арестовывались тысячами, нелегальные салуны закрывались сотнями, однако нелегальный оборот спиртного в стране только возрастал. Запрет на спиртное вызвал неожиданную реакцию - количество людей, желающих попробовать алкогольные напитки, увеличилось в разы. Также в разы увеличились бюджетные траты, направляемые на борьбу с нарушителями "сухого закона". Если в 1920 году на эти цели было потрачено 6 миллионов долларов, то в 1928 году эта сумма выросла до 256 миллионов.
Провал антиалкогольной инициативы был очевиден, многие эксперты даже считали, что "сухой закон" стал одной из главных причин экономической катастрофы 1929 года. Но внедрившие его в жизнь и находившиеся в эти годы у власти республиканцы продолжали поддерживать закон до тех пор, пока в 1932 году президентом США не был избран демократ Франклин Рузвельт. В декабре 1933 года новый президент специальной XX поправкой отменил "сухой закон", действовавший в течение 12 лет 9 месяцев и 19 дней. Это был первый и пока единственный в США случай отмены поправки к Конституции.
Спиртное было реабилитировано, что позволило создать в стране тысячи новых рабочих мест, а государству увеличить свои доходы от налогов. В первую же ночь отмены ограничений американцы выпили 180 миллионов литров только пива. Сколько было выпито всего остального, никто не считал.

Мировой опыт

Американцы вовсе не были первооткрывателями в области борьбы за трезвость. Пионером здесь была Канада. Первым в 1901 году на путь отказа от спиртного стал остров Принца Эдуарда, последним - Квебек в 1919 году, правда, всего на один год. А вот вышеупомянутый остров придерживался трезвого образа жизни вплоть до 1948 года. Так что в первой трети XX века "сухой закон" властвовал не только в США, но в Исландии в 1915-1922 годах, Норвегии в 1916-1927 годах, Финляндии в 1919-1932 годах и некоторых канадских штатах.
В 1914 году, накануне Первой мировой войны, под давлением патриотических сил в борьбу с пьянством включилась и Российская империя. Указ Николая II запрещал производство и продажу всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Согласно имеющимся данным, уже в 1915 году на 9-13 процентов выросла производительность труда при снижении прогулов на 27-43 процента. Более чем на порядок снизилось душевое потребление алкоголя: на уровень 1913 года мы откатились только лет через пятьдесят, уже при СССР. Был, правда, и отрицательный фактор - в стране фантастическими темпами развивалось подпольное самогоноварение, увеличилось количество отравлений различными суррогатами.
Пришедшие в 1917 году к власти большевики продлили запрет на торговлю водкой и ввели уголовную ответственность за самогоноварение - от 5 до 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. В 1923 году все антиалкогольные запреты были отменены постановлением Совнаркома, а появившуюся в свободной продаже водку в народе стали называть "рыковка" - по имени тогдашнего председателя правительства Алексея Рыкова.
Предпринимались попытки обуздать пьянство в 1958 и 1972 годах - через увеличение цен и ограничение продажи алкогольной продукции. Однако наиболее известной стала антиалкогольная кампания, начатая через два месяца после прихода к власти Михаила Горбачёва. 16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, прозванный в народе "Полусухой закон", ограничивающий производство и продажу алкогольных напитков в стране. Положительные результаты, такие как увеличение рождаемости, снижение смертности и рост производительности труда, сопровождались обычными для нашей страны перегибами.
Увеличение в три раза цен на спиртное сопровождалось вырубкой виноградников, закрытием ликёро-водочных заводов и винных магазинов, удалением сцен застолья из театральных постановок и кинофильмов. Население, оказавшееся в длинных очередях, было крайне недовольно - ведь купить бутылку простого вина стало неразрешимой проблемой. Нельзя было отмечать с алкоголем любые праздничные события на службе, молодожёнов призывали к проведению безалкогольных свадеб. Многократно возросло количество случаев употребления спиртосодержащих одеколонов и денатуратов, что часто приводило к летальным исходам. Вновь расцвело самогоноварение.
Государство понесло значительные убытки, резко возросли взяточничество, спекуляция и воровство, а бюджет только в 1986 году недосчитался около 20 миллиардов рублей. В 1987 году снижение доходов и экономические проблемы заставили советское правительство свернуть кампанию, но разрушенная винодельческая отрасль так и не сумела восстановиться полностью.

Раджаб МАМЕДОВ. «Эхо планеты», 18 ноября 2011 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.