Первая Летняя школа Института демографии НИУ ВШЭ
С
23 по 25 сентября 2011 года в пансионате "Гелиопарк Талассо"
неподалеку от Звенигорода проходила Летняя школа, посвящённая теме
"Второй демографический переход". Концепция Второго демографического
перехода помогает понять многообразные изменения, переживаемые современной
семьей в развитых урбанизированных странах, ее обсуждение вызвало
большой интерес участников Летней школы. В основном они состояли
из магистрантов первого и второго курсов направления "Демография"
по специальности "Социология", выпускников магистратуры
прошлого года, готовящихся сейчас к поступлению в аспирантуру, присутствовали
также студенты-социологи из МГУ, интересующиеся проблемами народонаселения.
Кроме того, в работе Летней школы приняли участие слушатели Курса
краткосрочного повышения квалификации по программе "Население
и развитие", организованного Центром повышения квалификации
НИУ ВШЭ совместно с Фондом ООН по народонаселению для представителей
стран СНГ и проходившего с 19 по 30 сентября 2011 г. Всего в Летней
школе участвовало более 70 человек.
Работа
Летней школы проходила в форме лекций, круглых столов и дискуссионных
клубов. В качестве лекторов, ведущих круглых столов и модераторов
дискуссий выступали в основном преподаватели кафедры демографии
НИУ ВШЭ и исследователи Института демографии, весомый вклад в дискуссии
внесли также преподаватели кафедры народонаселения Экономического
факультета МГУ.
Первый день Летней школы открыла лекция директора Института демографии
А.Г. Вишневского "Демографический переход и индивидуальный
жизненный цикл", продолжением которой стала дискуссия на тему
"Что нам нравится и что не нравится в современной семье".
Перед началом дискуссии был показан документальный фильм, "Женское
счастье или мужское достоинство" (Армения, 2006) который послужил
"затравкой" для последующего оживленного обсуждения.
На
второй день Летней школы с лекциями выступили С.В. Захаров ("Второй
демографический переход, его причины и главные проявления"),
В.И. Сакевич ("Репродуктивные права и репродуктивное здоровье"),
О.Г. Исупова ("Новое положение женщины в семье и обществе.
Вспомогательные репродуктивные технологии. Феминизм и его противники").
После обеда прошло два круглых стола: "Будущее современной
семьи" (на этот раз обсуждение было "подогрето" просмотром
украинского документального фильма 2006 года "Кто споет колыбельную...")
и "Устарела ли теория демографического перехода?", а после
ужина было организовано общение по интересам в рамках свободного
Демографического клуба.
На третий день было проведено еще два
круглых стола. Их темы: "Проблемы населения и развития в международных
дискуссиях" и "Демографическая теория, демографическая
идеология и демографическая практика".
Для Института демографии эта Летняя школа
была первой, она показала высокую эффективность такого рода встреч,
позволяющих будущим магистрам-демографам не только лучше почувствовать
"вкус" изучаемого ими предмета, остроту нынешних демографических
проблем в России и в мире, но и получить опыт ведения научных споров,
обогатить свое общение интересными контактами и дискуссиями с ведущими
учеными и экспертами в области современных демографических тенденций.
После окончания Летней школы мы попросили нескольких
ее участников поделиться своими впечатлениями.
Екатерина Митрофанова, магистр выпуска 2011 года
Нам, магистрам программы "Демография" НИУ ВШЭ, Летняя
школа помогла еще раз осмыслить и понять суть демографических
процессов, что очень важно перед грядущими экзаменами в аспирантуру.
Было интересно познакомиться с магистрантами первого курса, обменяться
с ними опытом и впечатлениями. А совместная работа с международными
курсами повышения квалификации позволила пообщаться с представителями
из других стран, составить более объемное представление о демографическом
переходе, нормах и ценностях других культур, обществ.
Программа Летней школы была очень насыщенной, а проведение Школы
- очень своевременным. Надеемся в будущем участвовать в подобных
мероприятиях.
Розалия Фахрисламова, магистрант второго года обучения
В очередной раз убеждаюсь в том, как нам всем повезло, что мы
учимся на магистерском направлении "Демография". Обучаясь
основам демографической теории и практики у выдающихся демографов
и признанных ученых, я выражаю им огромную благодарность за то,
что они не только готовят из нас специалистов в области демографии,
но и уделяют большое внимание неформальному общению и интересам
студентов.
Лично для меня, студентки 2-го курса магистратуры, было очень
полезным не просто еще раз вспомнить ключевые моменты демографических
изменений, связанных с демографическим переходом, но также узнать
об особенностях демографической ситуации в странах бывшего Советского
Союза из уст представителей этих стран, приехавших на курсы повышения
квалификации. А вот студентам 1-го курса, с моей точки зрения,
очень повезло в том, что прослушав в течение этих трех дней лекции,
обсуждения, они теперь уже имеют общее представление об изменениях
в области рождаемости, семьи и репродуктивного поведения, что
им очень пригодится в дальнейшей учебе. Хочу выразить огромную
благодарность всем нашим преподавателям и организаторам Летней
школы.
Алина Султанова, магистрант первого года обучения
Незаметно пролетел первый месяц учебы в стенах Высшей школы экономики.
Для меня, филолога по первой специальности, этот период был весьма
насыщенным: это не только новая среда и новые знакомства, но и
совершенно иная стезя образования… Летняя школа помогла расставить
все точки над i: понять ранее непонятное, вникнуть в круг проблем,
над которыми нужно работать. Познавательны были все лекции и семинары,
дискуссии и обсуждения. За эти три дня мы сплотились, сдружились
с группой и лучше узнали преподавателей. А это немаловажно для
дальнейшей плодотворной работы. Спасибо организаторам за столь
приятные и полезные минуты отдыха!
Айджан Аппова, магистрант первого года обучения
Мне в Летней школе очень понравилось. Я думаю это была хорошая
возможность познакомится ближе в неформальной обстановке для всех
нас, как для студентов так и для преподавателей. Я познакомилась
с преподавателями нашей кафедры, которых еще не знала. Для меня
это была также возможность познакомится с ребятами 2-го курса.
В Летней школе мы слушали интересные и важные темы, касающийся
Второго демографического перехода, смотрели фильмы, обсуждали
их и вели дискуссии. Как мне кажется, каждый из нас был более
открыт в общении, высказывании своих мыслей и просто раскрепощен.
Потому что мы все разные, и не каждый может говорить о том, что
думает, как это часто бывает на лекциях. Я думаю это здорово,
что существует такая возможность собираться нам всем вместе за
стенами университета. Хотела бы выразить свою благодарность всем
организаторам Летней школы.
Салават Абылкаликов, магистр выпуска 2011 года
Было очень интересно послушать участников Курсов повышения квалификации
из стран бывшего СССР, в особенности из Средней Азии, о которой
так много говорили и ведущие. Так же, как и на любом другом мероприятии,
на которое съезжаются специалисты из разных городов и стран, Летняя
школа позволила обменяться мнениями и завести личные контакты
в ходе кулуарных бесед, что ценно само по себе. Хочется поблагодарить
всех организаторов и участников школы за очередное пополнение
копилки знаний и отлично проведённое время.
Валерий Юмагузин, магистр выпуска 2011 года
Летняя школа по демографии всем без исключения очень понравилась.
Все было организовано на самом высоком уровне: начиная от размещения
в пансионате и заканчивая собственно тем, ради чего мы приехали
- обучением. Мне показалось удачным чередование лекций с круглыми
столами, потому что можно было сразу обсудить все возникшие идеи.
Также стоит отметить интересное наполнение лекций, которые включали
не только презентации, но и показы тематических короткометражных
фильмов. Я уверен, что благодаря этому мероприятию одни студенты
и выпускники освежили свои знания, другие - наполнили свои умы
новыми сведениями по тому или иному вопросу, но самое главное,
что все мы получили новый стимул для продолжения изучения нашей
общей науки - демографии!
Я желаю, чтобы как можно скорее начала свою работу уже следующая
по счету школа - вторая, а за ней - третья, и так до бесконечности,
что позволит собрать и объединить демографические умы не только
России, но и других стран.
|