Rambler's Top100

№ 477 - 478
12 - 25 сентября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Целевые индикаторы демографической политики: правилен ли наш выбор?

Новые тренды рождаемости в Сибирском регионе (Иркутская область)

Вектор семейной политики (результаты демографических обследований)

Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей

Бедность и благосостояние российских семей с детьми на разных этапах экономического цикла

Обращение работника за наркологической помощью предвещает его уход с предприятия

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей1

Безрукова О.Н.2
(Опубликовано в: Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2010, с. 159-167)

Снижение рождаемости является одной из характеристик современных обществ, обусловленное, с одной стороны, фундаментальными трансформациями социально-экономических условий жизни и типа воспроизводства населения (Caldwell, Van de Каа), культурных механизмов и ценностно-мотивационных основ репродуктивного поведения, связанными с изменением системы ценностей (Inglehart, Lesthaeghe), кризисом семейного образа жизни и ослаблением потребности в детях (Борисов, Антонов, Архангельский), а с другой - результатом «политики социального либерализма и нового капитализма» (McDonald). Формирование репродуктивных ориентаций поколения современных подростков оказывается под влиянием «рефлексивной модернизации» современного общества (Beck, Giddens, Lash), социокультурной дифференциации родительских семей, либерализации брачно-семейных норм, меняющихся представлений о семье и родительстве. В исследовании автор сконцентрировала внимание на изучении обусловленности формирования репродуктивных ориентаций подростков комплексом взаимосвязанных показателей - системой семейных ценностей, особенностями семейной социализации, предпочтительным образом повседневной жизни семьи, отношением к детям и формирующейся родительской идентичностью. Эмпирической основой статьи являются данные исследования, проведенного в 2008 гг. методом незаконченных предложений (287 подростков), глубинного интервью (30 экспертов), 2 дельфийских групп, 16 фокус-групп с родителями и подростками из разных типов семей, анкетирования 587 подростков в возрасте от 14 до 17 лет и 680 взрослых, имеющих детей. Всего на разных этапах проведения исследования в нем участвовало 1903 респондента. Погрешность выборки подростков составляет 4,2%, погрешность выборки родителей - 3,8%.

Важнейшей методологической задачей исследования являлась задача определения и операционализации структуры семейных ценностей. На первом этапе была сконструирована теоретическая модель семейных ценностей, которая затем была наполнена содержательными характеристиками в ходе фокус-групповых дискуссий. На основании материалов качественного исследования была выдвинута гипотеза о том, что количество детей в родительской семье и репродуктивные ориентации подростков в значительной степени обусловлены ориентацией на ту или иную систему семейных ценностей, проявляющейся в способе организации повседневной жизни и укладе семьи, позволяющими в разной степени реализовать свою потребность в детях и себя как родителя. Были предложены как наиболее типичные три обобщенные модели организации повседневной жизни семьи, которые в определенной степени совпадают с разными этапами трансформации семьи (Good, Голод). Под патриархальной моделью семьи было решено понимать большую многодетную семью с такой формой организации, когда муж играет в семье доминирующую роль и несет ответственность за материальное благосостояние, а круг обязанностей жены включает организацию семейного быта, заботу о детях и уход за родственниками. Отличительной особенностью детоцентристской модели семьи является то, что приоритет в ней отдается детям. Главная цель родителей - воспитать и дать хорошее образование детям. При этом и муж, и жена принимают равное участие в воспитании детей, уделяют значительное время общению с ними, стараются проводить свободное время вместе. Характерным отличием супружеской модели семьи является то, что и муж, и жена, обладая равными правами в семье, стремятся к быстрому и успешному продвижению в своей профессиональной деятельности, желая добиться материальной независимости, социального статуса и общественного признания. При этом повседневная забота о детях лежит главным образом на старшем поколении или домашнем персонале.

Анкета содержала вопрос, в котором в сжатом виде была дана суть каждой модели семьи и типа родительства, и респонденту предлагалось выбрать один из предложенных вариантов, наиболее предпочтительный с его точки зрения, который мог бы рассматриваться им в качестве некоего эталона при создании своей семьи. Родителям предлагалось также выбрать вариант предпочтительной модели семьи в юности, определить, к какому из перечисленных типов семьи можно отнести настоящую семью и посоветовать своему ребенку наиболее привлекательную модель семьи. В результате традиционную модель семьи выбрали в поколении детей 15,7% (92 подростка), более половины 54,3% - детоцентристскую (319 человек), супружескую модель -13,1% (77 человек). Родители в юности предпочитали создать детоцентристскую семью в 46,2% случаях (248 человек), традиционную - в 21,4% (143 респондента) и супружескую в 18,7% случаях (125 родителей). Анализируя поколенческие различия ответов родителей и детей, можно сказать, что как дети, так и родители чаще выбирали семью детоцентристского типа, в основе выбора которой лежит потребность в детях, обусловленная социальными нормами детности. На втором месте по числу выборов у родителей и детей - патриархальная модель семьи, в основе мотивации создания которой лежит высокая потребность в детях, обусловленная сильным родительским инстинктом. На третьем месте - супружеская модель семьи, ценностно-мотивационная доминанта которой состоит в потребности достижения социального успеха и личностного комфорта, а потребность в детях недостаточно выражена. Таким образом, в ранней юности респонденты ориентируются на определенную структуру семейных ценностей и уклад семьи, выбор которых у взрослых респондентов коррелирует с детностью семьи.

Семейные ценности родителей и подростков

В результате качественного этапа исследования предложена структура семейных ценностей, состоящая из трех осей (супружества, родительства, родства) и трех оснований: цели организации семьи, системы семейных отношений и качеств личности. Среди целей организации семьи наиболее важными по результатам анализа фокус-групп с представителями разных типов семей являются: стабильный брак, рождение и воспитание детей, материальный достаток, родственные связи, семейные традиции и праздники, общий дом (хорошая квартира), общие взгляды на жизнь, здоровье членов семьи, удобная для всех организация семейной жизни, теплая семейная атмосфера, любовь. Как показали результаты исследования, для организации семейной жизни, по мнению детей, важнее иметь стабильный брак (50,7%), любовь (41%), материальный достаток (36,7%), теплую семейную атмосферу (27,7%), рождение и воспитание детей (25,3%). Поколение родителей в большей степени ориентируется на рождение и воспитание детей как основную цель организации семьи (53%), теплую семейную атмосферу (40,2%), общие взгляды на жизнь (33,3%), стабильный брак (30,3%) и любовь (35,7%). В целом, для поколения детей стабильный брак оказался значительно важнее по сравнению с поколением родителей (50,7% ответов детей против 30,3% ответов родителей), чем рождение и воспитание детей (25,3% ответов детей против 53,0% ответов родителей). В структуре значимых семейных отношений были выделены: взаимное уважение и доверие, возможность реализации вне семьи, семейное единство и сплоченность, сексуальные отношения, семейное общение, равенство и партнерство всех членов семьи, автономность и свобода самовыражения, любовь и забота друг о друге, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей. В семейных отношениях, по мнению детей, более ценно чувствовать любовь и заботу друг о друге (44,0%), взаимное уважение и доверие (42,0%), возможность реализовать себя вне семьи (25,3%), семейное единство и сплоченность (25%), возможность получить поддержку в трудную минуту (19,7%). Родители более высоко по сравнению с детьми ценят любовь и заботу друг о друге (57,5%), взаимное уважение и доверие (53,4%), Дружеские отношения между родителями и детьми (32,4%), возможность получить поддержку в трудную минуту (31,8%%), семейное единство и сплоченность (27,5%). В структуре наиболее важных качеств и умений супруга (супруги) выделены: умение любить и заботиться о семье и детях, качества хорошего родителя, способность обеспечить семью, готовность к разрешению конфликтов (терпимость), сексуальная активность, совпадающие жизненные ценности и установки, доброжелательное отношение к родителям жены (мужа), привлекательная внешность, престижность профессии и рода занятий супруга (супруги), верность, доброта. Для поколения родителей оказались более значимы такие качества, как умение любить и заботиться о детях (30,1%), совпадающие ценности и установки (36,0%), верность (34,9%), способность обеспечить семью (31,4%). Для поколения детей наиболее предпочтительными качествами и умениями оказались: умение любить и заботиться о детях (30,1%), способность обеспечить семью (27,4%), совпадающие жизненные ценности и установки (28,8%), привлекательная внешность (24,4%), готовность к разрешению конфликтов (25,4%). В целом, структура семейных ценностей поколения родителей более традиционна по сравнению с семейными ценностями поколения детей, которая, с одной стороны, включает ценности современного этапа развития семьи, а с другой - обусловлена возрастными особенностями подростков. В то же время в группах, выделенных по критерию выбора модели семьи, религиозности, детности семьи, семейного положения родителей наблюдаются значительные уровневые различия. Так, в основе системы семейных ценностей респондентов, выбирающих патриархальную модель семьи, лежат цели рождения и воспитания детей, создания и сохранения стабильного брака, общие взгляды на жизнь и теплая семейная атмосфера. В семейных отношениях респонденты этой группы больше ценят любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, семейное единство и сплоченность. Наиболее предпочтительными характеристиками супруга(и) являются умение любить и заботиться о семье и детях, качества хорошего родителя и совпадающие жизненные ценности и установки. При этом вектор изменений в данной группе состоит в повышении для поколения детей ценностей любви и стабильности супружеских отношений при одновременном снижении ценностей детей и родительства. Система ценностей данной группы семьецентрична, направлена на улучшение жизни семьи и детей. В основе семейного образа жизни лежат традиционные ценности рождения и воспитания детей, а доминирующим фактором структуры семейных ценностей являются ценности заботы. Целями организации семейной жизни респондентов, выбирающих детоцентристский вариант модели семьи, являются любовь друг к другу, здоровье семьи и общие взгляды на жизнь. В семейных отношениях ценится любовь и забота друг о друге, возможность получить поддержку в трудную минуту, взаимное уважение и доверие. Наиболее важными качествами, которые ценят респонденты этой группы, являются умение любить и заботиться о детях, готовность к разрешению конфликтов, привлекательная внешность. При этом особенностью данной группы является повышение значимости у поколения детей по сравнению с поколением родителей ценностей любви, материального достатка и снижения ценностей рождения и воспитания детей. Таким образом, в основе системы семейных ценностей данной группы лежат ценности любви, межличностного взаимодействия и высокого качества жизни с доминирующей направленностью на ценности любви. В структуре ценностей респондентов поколения родителей и детей, выбирающих супружескую модель, значимыми целями семейной жизни являются материальный достаток, удобная для всех организация семейной жизни, наличие хороших жилищных условий. При этом доля респондентов, признающих материальный достаток в качестве доминирующей семейной ценности, в поколении детей удваивается. В то же время наблюдается обратная' «материализму» тенденция: растет и число тех, кто считает важной семейной ценностью родственные связи и семейные традиции. Рождение детей и их воспитание не являются приоритетными целями создания семьи как для поколения родителей, так для поколения детей. В семейных отношениях ценятся равенство и партнерство членов семьи, самореализация вне семьи, автономность и свобода самовыражения, сексуальные отношения, взаимное уважение и доверие. Для поколения родителей и детей, выбирающих супружескую модель семьи, важнее, чем для представителей других групп, такие качества партнера, как профессиональный статус, внешняя привлекательность, сексуальность, терпимость, совпадающие жизненные ценности и установки, способность обеспечить семью. Таким образом, система семейных ценностей респондентов, выбирающих супружескую модель семьи, рациональна и эгоцентрична, обусловлена социальными требованиями современного общества к организации семейной жизни. Доминирующей тенденцией является стремление к ценностям комфорта и индивидуализации.

Репродуктивные установки детей и родителей

Базовые репродуктивные установки подростков и родителей оценивались с помощью серии вопросов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в семье. В целом, по выборке подростков среднее идеальное число детей в семье составило 1,8; желаемое - 1,9; ожидаемое - 1,6. Для родителей среднее идеальное составило 1,9; желаемое - 2,1, ожидаемое - 1,6. Репродуктивные установки девочек несколько выше по желаемому числу детей по сравнению с мальчиками (1,8/1,9/1,6 и 1,8/1,8/1,6). Репродуктивные установки мужчин несколько выше, чем у женщин (2,0/2,0/1,7 и 2,0/1,8/1,6 соответственно). Как показал дальнейший анализ, наиболее высокие репродуктивные установки имеют подростки из семей с тремя и более детьми (2,1/2,1/1,8) и из семей с двумя детьми (1,9/2,0/1,8) по сравнению с выходцами из однодетных семей (1,5/1,6/1,4). Выше репродуктивные установки и у православных верующих подростков (2,0/2,1/1,8) по сравнению с неверующими (1,7/1,8/1,5), а также у подростков из семей с уровнем достатка ниже среднего (2,0/2,2/1,8) по сравнению с подростками из семей со средним достатком (1,7/1,9/1,1,7) и высоким уровнем достатка (1,7/1,7/1,4). Сравнение уровневых значений репродуктивных установок родителей в зависимости от детности семьи, религиозности, семейного положения и уровня материального достатка показал аналогичные тенденции. Так, для однодетных родителей среднее идеальное число детей в семье составило 1,7; желаемое —1,8; ожидаемое - 1,1. Для двухдетных -1,9/2,0/1,7, для имеющих трех и более детей - 2,8/2,7/2,7. У верующих родителей значительно выше репродуктивные установки по всем трем показателям по сравнению с неверующими (2,8/2,8/1,7 и 1,6/1,7/1,5 соответственно). Родители, находящиеся в, зарегистрированном браке, и вдовы(вдовцы) имеют более высокие репродуктивные установки (2,0/2,2/1,8 и 2,3/2,3/1,5 соответственно) по сравнению с теми, кто разведен или не зарегистрировал брак (1,7/1,8/1,3 и 1,6/1,7/1,8 соответственно).

Обобщая полученные данные, приведем анализ структуры ожидаемого числа детей у подростков в зависимости от типа семьи, религиозности и семейного положения родителей респондентов (табл. 1).

Таблица 1. Структура ожидаемого числа детей в зависимости от типа семьи, религиозности и семейного положения родителей респондентов, в %

 

Один ребенок

Двое детей

Трое и более

Ни одного

Затруднились ответить

Число детей в семье

Единственные

34,1

45,1

6,3

5,6

11,4

Имеющие сиблинга

14,2

61,2

13,7

2,7

8,2

Трое и более

8,3

50,0

25,0

2,7

13,0

Религиозность

Неверующие

26,3

50,0

8,6

6,3

11,8

Верующие

7,7

53,8

29,5

1,6

6,4

Семейное положение родителей

Зарегистрированный брак

17,3

53,5

14,4

3,7

11,2

Незарегистрированный брак

32,7

49,0

8,2

5,0

8,2

Разведены

33,9

44,6

9,1

5,7

10,7

Вдовец (вдова)

13,8

62,1

13,8

3,4

6,9

Приведенные результаты исследования интересны тем, что показывают обусловленность формирования репродуктивных установок подростков религиозностью, семейным положением родителей, детностью семьи. Так, на рождение одного ребенка в большей степени ориентированы единственные дети в семье (34,1%), имеющие либо разведенных родителей - 9%) либо находящихся в незарегистрированном браке (32,7%). Чаще хотят иметь одного ребенка подростки, назвавшие себя неверующими (26,3%) по сравнению с верующими подростками (7,7%) и с выходцами из многодетной семьи (8,3%), а также с одним родителем в ситуации смерти второго (13,8%), имеющие брата или сестру (14,2%), а также из семей, где родители находятся в зарегистрированном браке (17,3%). На рождение двоих детей в большей степени настроены дети из семей вдов (62,1%) и имеющие сиблинга (61,2%) по сравнению с детьми, чьи родители развелись (44 6%), или являющимися единственными детьми в семье (45,1%). На рождение троих детей чаще ориентируются верующие подростки (29,5%) и дети из многодетных семей (25,0%) по сравнению с теми, кто не имеет братьев и сестер (6,3%), назвавшими себя неверующими (8,6%), чьи родители развелись (9,1%) или находятся в незарегистрированном браке (8 2%). В большей степени установка на бездетность формируется у неверующих подростков (6,3%), являющихся единственными в семье (5,6%), чьи родители развелись (5,7%) или находятся в незарегистрированном браке (5,0%).

Заметное различие в репродуктивных установках обнаружено и между респондентами, имеющими разные системы семейных ценностей: 39% респондентов из поколения детей, выделенных по критерию доминирующих семейных ценностей комфорта, собираются ограничиться одним ребенком (соответствующий показатель у респондентов, имеющих семейные ценностей любви составил 19,4%, а у респондентов - сторонников семейных ценностей заботы - 13,0%) (табл.2). Те же тенденции характерны и для родителей данной группы: 42,7% собираются иметь одного ребенка (соответствующий показатель у респондентов с доминирующей типом семейных ценностей любви составил 18%, у родителей - приверженцев семейных ценностей заботы - только 5,1%).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов, имеющих разные системы семейных ценностей, на вопрос: «Сколько всего детей ты собираешься иметь?»/«Сколько всего детей (включая, имеющихся) вы собираетесь

 

Ценности заботы

Ценности любви

Ценности комфорта

Дети

Родители

Дети

Родители

Дети

Родители

Одного ребенка

13,0

5,1

19,4

18,0

39,0

42,7

Двух детей

47,8

16,3

57,1

44,5

46,8

38,2

Трех и более

26,1

68,4

13,5

18,4

2,6

6,7

Ни одного

2,2

1,0

1,3

2,9

2,6

3,4

Затрудняюсь ответить

9,8

9,2

8,2

16,3

9,1

9,0

Больше половины респондентов из поколения детей, ориентированных на систему семейных ценностей любви, собираются родить двоих детей (57,1% ответов). Чаще всего о намерении иметь троих детей указывали респонденты - сторонники семейных ценностей заботы (26,1%), а реже всего - системы ценностей комфорта (2,6%). Аналогичный выбор делают и родители с доминирующей системой семейных ценностей заботы: трех и более детей они собираются иметь в четыре раза чаще, чем родители второй группы и в десять раз чаще, чем сторонники третьей группы семейных ценностей (68,4/18,4/6,7% соответственно).

Таким образом, родители и дети с доминирующим типом семейных ценностей, условно названных нами - ценностями заботы, имеют высокую потребность в нескольких детях, а ориентированные на семейные ценности комфорта, напротив, имеют более низкий уровень потребности в детях, ограниченный одним-двумя детьми.

Полученные данные дают основание говорить о том, что от поколения к поколению усиливается установка на уменьшение количества детей в семье. При этом указанная тенденция проявляется сильнее в подвыборке единственных детей в семье, неверующих, имеющих родителей, которые разведены или находятся в незарегистрированном браке, живущих в семьях с высоким достатком, имеющих доминирующую систему семейных ценностей комфорта и индивидуализации жизни.

В табл. 3 приведены средние значения желаемого и ожидаемого числа ей в группах респондентов поколения родителей и детей, выделенных по типу семейных ценностей. Оба показателя выше в группе респондентов с минирующими ценностями заботы: желаемое число детей в группе поколения детей - 2,31 (в поколении родителей - 2,51), ожидаемое в группе поколения детей - 2,15 (в поколении родителей - 2,42). В группе респондентов, имеющих направленность на ценности комфорта, соответствующие показатели самые низкие: желаемое число детей в группе поколения детей - 1,77 (в поколении родителей - 1,70), ожидаемое в группе поколения детей - 1,59 (в поколении родителей - 1,39). Респонденты, ориентированные на семейные ценности любви, занимают среднее положение: желаемое число детей в группе поколения детей - 2,04 (в поколении родителей - 1,98), ожидаемое в группе поколения детей - 1,87 (в поколении родителей - 1,62). Следовательно, респонденты (как в поколении детей, так и родителей) из групп с доминирующими ценностями комфорта и любви собираются иметь детей меньше, чем респонденты из группы с ценностями заботы, не потому что им не позволяют условия жизни, а потому что у них такова потребность в детях. Небольшая разница между средними значениями желаемого и ожидаемого числа детей (0,16/0,17/0,18) позволяет говорить о том, что большинство респондентов из сравниваемых групп в поколении детей собираются иметь детей столько, сколько хотят. В то же время разница между средними значениями желаемого и ожидаемого числа детей у респондентов поколения родителей, ориентированных на ценности заботы минимальна (0,09), а выбирающих ценности любви и комфорта, максимальна - 0,36 и 0,31 соответственно. Следовательно, роль жизненных условий для реализации потребности в детях минимальна для первой группы и максимальна для второй и третьей. Важно также отметить, что средние значения желаемого и ожидаемого числа детей выше для поколения детей по сравнению с поколением родителей в группах с доминирующими ценностями любви (2,04/1,98 и 1,87/1,62) и ценностями комфорта (1,77/1,70 и 1,59/1,39), а соответствующие показатели ниже в группе с семейными ценностями заботы (2,31/2,51 и 2,15/2,42).

Таблица 3. Средние значения желаемого и ожидаемого числа детей в группах респондентов поколения детей и родителей, выделенных по типу семейных ценностей

 

Ценности заботы

Ценности любви

Ценности комфорта

Дети

Родители

Дети

Родители

Дети

Родители

Желаемое число детей

2,31

2,51

2,04

1,98

1,77

1,70

Ожидаемое число детей

2,15

2,42

1,87

1,62

1,59

1,39

Разница между желаемым и ожидаемым числом детей

0,16

0,09

0,17

0,36

0,18

0,31

Таким образом, в результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что количество детей у поколения родителей и репродуктивные ориентации подростков детерминированы типом семейных ценностей. Более выраженная установка на многодетность является атрибутом респондентов, имеющих доминирующий тип семейных ценностей заботы. В то время как респондентам, выбирающим тип семейных ценностей комфорта, присуща установка на малодетность.


1 Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант №07-03-00470а «Семейные Ценности и репродуктивные установки родителей и детей как факторы будущего Демографического развития России».
2 Санкт-Петербургский государственный университет.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.