Исследование показало, что фобийное сознание населения
Краснодарского края по отношению к определенным этническим
группам мигрантов обусловлено широким комплексом явлений,
воздействующих на взаимную адаптацию или дезадаптацию, интеграцию
или дезинтеграцию. Наиболее актуальными в настоящее время
являются следующие:
- фактор статусности (стратификационная иерархия в этническом
пространстве, позиционирование местных и пришлых);
- религиозный фактор (несовпадение, непримиримость в вопросах
вероисповедания);
- идеологический фактор (обоснование превосходства, подчинения);
- ментальность (противоречия в восприятии действительности,
различия в проявлении экономической, политической, культурной
и иных видов социальной активности);
- исторический опыт (исторически сложившиеся традиции межэтнических
взаимодействий, накопленные претензии, обиды);
- демографический фактор (характер демографических процессов
- аспект воспроизводства населения);
- межличностное взаимодействие в системе местные жители-мигранты
(симпатии, антипатии, толерантность, доверие, готовность
к сотрудничеству, существующие на уровне установок);
- расселение мигрантов (анклав, компактное, дисперсное);
- региональная миграционная политика (система разрешительных,
запретительных формальных институтов, административных мер
по отношению к мигрантам);
- влияние СМИ (характер и способы презентации этнических
мигрантов и проблем, возникающих в их взаимодействии с местными
жителями).
Напряженность в отношениях населения Краснодарского края
и мигрантов, а также все разнообразие отмеченных выше факторов
группируются вокруг двух основных направлений:
- конкуренция принимающего сообщества и мигрантов за обладание
ресурсами, доступ к жизненным благам конкретного регионального
или локального социально-территориального пространства;
- социальная безопасность принимающего сообщества.
Основной детерминантой, влияющей на появление
и актуализацию этих координатных направлений в сознании местных
жителей, чаще всего становится быстрый рост абсолютной численности
и долевого соотношения иноэтничных мигрантов в целом и отдельных
этнических групп в этноструктуре принимающего общества.
Стр. 19-20.
Конфликты. Произвол работодателей, высокая степень
эксплуатации при заниженной оплате труда вполне закономерно
рождают недовольство трудящихся-мигрантов, создают пространство
потенциальных конфликтов.
Довольно отчетливо просматриваются три тенденции.
Во-первых, доминирование тенденции силового разрешения конфликтов
работодателями и дальнейшего отторжения сторон друг от друга,
невозможности развития диалога на правовой основе. Эта тенденция
подкрепляется солидарными усилиями работодателей по закреплению
сложившейся практики дегуманизации трудовых отношений с мигрантами.
Во-вторых, тенденция латентизации конфликтов, переход в скрытую,
вялотекущую форму. Работодатели стремятся выстраивать с трудящимися-мигрантами
патерналистские отношения, создающие иллюзию общей заинтересованности
в деле во главе с "хозяином". Конфликты в этом случае
загоняются вглубь, мигрантам внушается мысль о необходимости
согласия с предъявляемыми требованиями и определенными ограничениями
их прав как неизбежной психологической компенсации "хозяину"
за предоставленную работу, содействие в решении бытовых вопросов,
за обещания защиты от посягательств криминальных структур
и повышенного внимания правоохранительных органов. В результате,
как правило, протестное движение мигрантов в защиту своих
прав минимизировано и чаше обсуждается в своем кругу лишь
как желательное действие, которое они сознательно не используют
во избежание жестких санкций со стороны работодателя и понимания
бессмысленности обращений в официальные органы, призванные
защищать трудовые права работников.
В-третьих, тенденция организационного сплочения мигрантов
и противодействия произволу работодателей. Мигранты все чаще
вступают с ними в споры и конфликты по поводу оплаты за выполненную
работу (суммы, сроки выплаты), характера работы, продолжительности
рабочего дня, гарантий социальной защиты (медицинской помощи,
компенсации за лечение при производственном травматизме и
др.), условий проживания; окончательного Расчета при расторжении
договоренностей и увольнении. Эта тенденция подкрепляется
действиями правозащитных и других общественных организаций,
созданных мигрантами либо их соотечественниками из числа граждан
России: предпринимаются по- пытки создать систему учета нарушений
работодателями прав трудящихся-мигрантов, осуществляется защита
их законных интересов в судах и иных инстанциях; ставится
вопрос о создании профессиональных союзов мигрантов; появились
практики обращения в консульские учреждения, посольства стран
происхождения мигрантов, расположенные в России.
Стр. 32-32.
В первом приближении можно провести следующую
классификацию субъектов теневого посредничества:
- действующие в рамках диаспор частные коммерческие, некоммерческие
и неформальные организации, являющиеся "узловыми"
точками социальных сетей трудящихся-мигрантов либо не являющиеся
таковыми;
- не связанные с диаспорами частные коммерческие и некоммерческие
организации, осуществляющие теневую посредническую деятельность
параллельно с уставной деятельностью, связанной либо не
связанной с трудовой миграцией, с защитой прав мигрантов,
- отдельные юридические фирмы, агентства занятости, кадровые
агентства, туристские фирмы, общественные организации мигрантов,
различные "центры", "биржи" и др.;
- неформальные группы посредников из числа граждан или неграждан
России, работающие самостоятельно либо во взаимодействии
с указанными выше коммерческими и некоммерческими организациями;
- отдельные сотрудники территориальных управлений ФМС России
и службы занятости населения;
- отдельные сотрудники организаций, созданных на принципах
частно-государственного партнерства, государственных, муниципальных
предприятий, оказывающих платные услуги иностранным гражданам;
- физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей либо работающих без регистрации.
Стр. 37.
На наш взгляд, политика государства в сфере внешней
трудовой миграции выражает интересы тех социальных групп,
которые получают прямую либо косвенную выгоду от ее реализации
в России и странах происхождения мигрантов. Содержание этой
политики соответствует потребностям действующей в России модели
трансформации общественной жизни на принципах капиталистического
жизнеустройства и продвижения к специфической, евроазиатской
разновидности государственно-монополистического капитализма,
соединяющего финансовую и организационную мощь частных и государственно-частных
монополий с ресурсами крепнущего буржуазного государства.
Данная политика обслуживает преимущественно интересы российского
бизнеса, т.е. в первую очередь работодателей, заказчиков работ
(услуг) и связанных с ними чиновников - покровителей и посредников
на всех уровнях. Косвенно она выражает также интересы определенных
социальных групп из стран происхождения мигрантов, заинтересованных
в трудовой миграции в Россию. В последние годы повышенный
интерес к внешней трудовой миграции проявляют отдельные банки,
получающие весомый доход от переводов денежных средств мигрантов.
Что касается официально заявленных целей миграционной политики
по удовлетворению потребностей экономики в трудовых ресурсах,
преодолению последствий демографического спада, замещению
естественной убыли населения миграционным приростом и т.д.,
то здесь далеко не все однозначно. Учитывая особенности российской
трансформационной модели и высокую степень сращивания чиновничества
с бизнесом, можно утверждать, что эти цели будут достигаться
лишь опосредованно и настолько, насколько в этом будут заинтересованы
указанные выше непосредственные получатели выгод от внешней
трудовой миграции. Кроме того, многое будет зависеть от усилий
государства по преодолению назревших противоречий, важнейшими
из которых, на наш взгляд, являются:
- противоречие между общественной потребностью в создании
эффективной системы управления внешней трудовой миграцией
в РФ и сложившейся в стране квазисистемой управления миграцией,
лишенной единого центра;
- противоречие между действующей моделью миграционной политики
РФ и общественной потребностью в политике, способной повышать
качество внешней трудовой миграции в страну, защищать национальный
рынок труда и создавать дополнительные условия для занятости
российских работников, повышения конкурентоспособности их
профессиональных навыков на мировом рынке труда.
Стр. 65-66.
|