|  | 
               
                |  | Фуад Ибрагимов, Айбаниз Ибрагимова, Дженни Кехлер, 
                    Эрика Ричардсон АЗЕРБАЙДЖАН: ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Серия: Системы здравоохранения: время переменТом 12, № 3, 2010
 ВОЗ, 2010, 161 страница |  http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/127744/e94132R.pdf 
               
                | Точную структуру расходов на здравоохранение в 
                    Азербайджане определить трудно. Классификация бюджетных расходов 
                    по пяти статьям не отражает истинного распределения средств 
                    между различными видами медицинской помощи – например, между 
                    амбулаторной и стационарной. Отсутствует также четкое определение 
                    того, что именно включают в себя первичный, вторичный и третичный 
                    уровни медицинской помощи. Так, например, во всех сельских 
                    участковых больницах и во многих центральных районных больницах 
                    есть амбулаторные отделения, бюджет которых включен в общий 
                    бюджет больницы. Кроме того, все врачи-специалисты, работающие 
                    в больницах, оказывают также и амбулаторную помощь, и отследить 
                    это трудно, так как система выдачи направлений к специалистам 
                    разрушена. Более того, с 2006 г. значительная часть бюджета 
                    здравоохранения выделяется на финансирование целевых государственных 
                    программ… Большинство этих программ направлено на борьбу с 
                    определенными заболеваниями и включают централизованные закупки 
                    необходимого оборудования и медикаментов. Вертикальный характер 
                    этих программ затрудняет оценку расходов по ним на каждом 
                    уровне оказания медицинской помощи. Общая тенденция состоит 
                    в том, что доля стационарной и специализированной помощи увеличивается 
                    вследствие проведения финансируемых государством программ 
                    капитальных вложений. Динамика расходов на 
                    здравоохранение в Азербайджане, 2000–2007 гг. 
                     
                      | 
 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |   
                      | Общие расходы на здравоохранение как % ВВП, оценка 
                          ВОЗ | 4,8 | 4,6 | 4,7 | 4,2 | 4,0 | 4,4 | 4,1 | 4,0 |   
                      | Общие расходы на здравоохранение на душу населения 
                          по ППС, долл. США, оценка ВОЗ | 104 | 112 | 127 | 129 | 139 | 197 | 254 | 320 |   
                      | Государственные расходы на здравоохранение как % общих 
                          расходов на здравоохранение, оценка ВОЗ | 18,1 | 19,0 | 17,1 | 20,5 | 21,9 | 21,7 | 26,1 | 29,3 |   
                      | Частные расходы на здравоохранение (расходы домохозяйств) 
                          как % общих расходов на здравоохранение | 64,1 | 63,6 | 66,7 | 64,1 | 62,8 | 677 | 63,9 | 61,5 |   
                      | Среднегодовые темпы роста ВВП, %* | 11,1 | 9,9 | 10,6 | 11,2 | 10,2 | 26,4 | 34,5 | 25,0 |   
                      | Государственные расходы на здравоохранение как % общих 
                          государственных расходов* | 5,4 | 5,2 | 4,8 | 4,5 | 4,9 | 5,5 | 4,3 | 4,2 |   
                    Источники:* State Statistical Committee of the Republic 
                      Azerbaijan, 2009; World Health Organization, 2009. Примечание:ППС 
                      – паритет покупательной способности Стр. 24-25. Государственные расходы 
                    на здравоохранение с разбивкой по статьям, 2006–2009 гг. (стр. 
                    27) 
                     
                      | Статья расходов  | млн манатов (%) |   
                      | 2006 | 2007 | 2008 (прогноз)
 | 2009(прогноз)
 |   
                      | Зарплаты сотрудников | 102,9 (63,6) | 144,3 (56,2) | 253,8 (63,4) | 315,5 (59,7) |   
                      | Закупки товаров и услуг | 53,1 (32,8) | 86,5 (33,7) | 115,2 (28,8) | 158,3 (30,0) |   
                      | В том числе оплата коммунальных услуг | 6,7 (4,1) | 13,7 (5,4) | 177 (4,4) | 20,4 (3,9) |   
                      | Прочие расходы | 5,3 (3,3) | 76 (3,0) | 10,8 (2,7) | 32,4 (6,1) |   
                      | В том числе капительные вложения | 3,9 (2,4) | 5,7 (2,2) | 73 (1,8) | 10,3 (2,0) |   
                      | Закупки нефинансовых активов | 0,4 (0,2) | 18,4 (72) | 20,3 (5,1) | 22,1 (4,2) |   
                    Источник: по неопубликованным данным Министерства 
                      финансов, 2008 г. Доступ к медицинской помощи является конституционным 
                    правом каждого гражданина Азербайджана. Согласно статье 41 
                    Конституции, каждый обладает правом на охрану здоровья и получение 
                    медицинской помощи. Все граждане имеют право на получение 
                    медицинской помощи в соответствии с законом «Об охране здоровья 
                    населения» (1997). Концепция реформы системы финансирования 
                    здравоохранения (2008) укрепляет право всех граждан страны 
                    на получение гарантированного государством базового пакета 
                    медицинских услуг, хотя в полном объеме этот пакет будет определен 
                    только к концу 2012 г. Важно отметить, что указанные меры 
                    касаются официального определения гарантированного государством 
                    бесплатного доступа к медицинской помощи. В реальности пациентам 
                    нередко приходится за свой счет оплачивать те лекарства или 
                    услуги, которые теоретически должны им предоставляться бесплатно. Закон «Об охране здоровья населения» (1997) предусматривает 
                    следующие права граждан; в случае болезни, потери трудоспособности 
                    и других случаях граждане имеют право на получение медико-социальной 
                    помощи: 
                    Медико-социальная помощь оказывается в учреждениях государственной 
                      и негосударственной систем здравоохранения, а также в учреждениях 
                      системы социальной защиты.В государственных медицинских учреждениях граждане обеспечиваются 
                      медицинской помощью в соответствии с законодательством на 
                      основе обязательного медицинского страхования.Граждане имеют право на получение медицинской помощи, 
                      а также на обеспечение другими дополнительными медицинскими 
                      услугами на основе добровольного медицинского страхования.Граждане имеют право на прохождение медико-социальной 
                      экспертизы в специализированных учреждениях.Дети, подростки, студенты, нетрудоспособные и пенсионеры 
                      имеют право на бесплатное медицинское обследование в государственных 
                      медицинских учреждениях. Стр. 27-28. Основные законы и нормативно-правовые 
                    акты в области здравоохранения, 1999–2008 гг. (стр. 108) 
                     
                      | Название | Год |   
                      | Закон «О медицинском страховании»  | 1999 |   
                      | Закон «О частной медицинской практике»  | 2000 |   
                      | Закон «О борьбе с туберкулезом» | 2000 |   
                      | Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» | 2000 |   
                      | Закон «О йодировании соли с целью массовой профилактики 
                          йододефицитных заболеваний»  | 2001 |   
                      | Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих 
                          сахарным диабетом»  | 2003 |   
                      | Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих 
                          наследственными заболеваниями крови – гемофилией и талассемией» | 2005 |   
                      | Закон «О донорстве крови, ее компонентов и службе крови» 
                         | 2005 |   
                      | Закон «Об онкологической помощи»  | 2006 |   
                      | Учреждение Государственного агентства по обязательному 
                          медицинскому страхованию (указ президента) | 2007 |   
                      | Концепция реформы системы финансирования здравоохранения 
                          и внедрения обязательногомедицинского страхования (указ президента)
 | 2008 |  Задачи и мероприятия 
                    Проекта реформы сектора здравоохранения, с разбивкой по функциям 
                    системы здравоохранения (стр. 111) 
                     
                      | Функции системы здравоохранения | Задачи и мероприятия проекта |   
                      | Руководство здравоохранением 
 
 
 
 | Разработка основ политики здравоохранения и укрепление 
                          руководящей роли Минздрава в области формирования и 
                          анализа политики здравоохранения |   
                      | Разработка национальной лекарственной политики и усиление 
                          роли Отдела лекарственных средств и медицинской техники 
                          Минздрава |   
                      | Содействие разработке схемы аккредитации и лицензирования 
                          государственных и частных учреждений здравоохранения |   
                      | Укрепление управленческого потенциала Минздрава и совершенствование 
                          систем мониторинга состояния здоровья населения и показателей 
                          работы сектора здравоохранения |   
                      | Укрепление потенциала Минздрава в области борьбы с 
                          новыми инфекционными заболеваниями, в частности с такими, 
                          как грипп птиц у человека |   
                      | Формирование ресурсов
 | Разработка стратегии в области развития кадрового потенциала 
                          сектора здравоохранения |   
                      | Пересмотр системы преддипломного медицинского образования 
                          и программ последипломной подготовки медицинских кадров 
                          в целях повышения качества образования |   
                      | Оказание услуг
 
 
 | Строительство, ремонт и модернизация медицинских учреждений 
                          первичного звена субрайонного уровня и строительство 
                          трех новых районных больниц |   
                      | Совершенствование управленческих и клинических навыков 
                          медицинских работников |   
                      | Введение новых методов и инструментов планирования 
                          и управления |   
                      | Улучшение координации и укрепление иерархических связей 
                          между первичным и вторичным звеньями здравоохранения |   
                      | Финансирование здравоохранения
 
 | Совершенствование механизмов планирования, реализации 
                          и мониторинга в целях обеспечения эффективной политики 
                          финансирования здравоохранения |   
                      | Определение финансируемого государством базового пакета 
                          медицинских услуг и разработка новых механизмов бюджетирования 
                          и финансирования медицинских учреждений по результатам 
                          деятельности на национальном и районном уровнях и на 
                          уровне отдельного учреждения |   
                      | Планирование и содействие созданию фонда здравоохранения. 
                          который будет действовать как единый источник средств 
                          для финансирования здравоохранения и единый плательщик/покупатель 
                          услуг здравоохранения |  |  Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: 
              время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения 
              той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, 
              так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные 
              специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками 
              Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. 
              Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый 
              формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений 
              и примеров. Этот формат периодически пересматривается. Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" 
              заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения 
              и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования 
              систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения 
              дают возможность: 
              подробно изучить различные методы организации, финансирования 
                и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников 
                систем здравоохранения;
описать организационную структуру, а также процессы подготовки 
                и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, 
                а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент 
                для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена 
                опытом по стратегии их реформ;
помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более 
                глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением. Составление обзоров сопряжено с рядом методологических 
              трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения 
              и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой 
              базы данных количественные показатели приходится получать из разных 
              источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для 
              всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы 
              статистики, Организация экономического сотрудничества и развития 
              (ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк 
              и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными. 
              И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько 
              отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются 
              между собой. Наряду с преимуществами составление обзоров в едином 
              формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы 
              финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества 
              же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, 
              как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры 
              "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным 
              источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию 
              в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать 
              для сравнительного анализа систем здравоохранения. Содержание ПредисловиеБлагодарности
 Список сокращений
 Список таблиц и рисунков
 Аннотация
 Основные положения
 1. Введение  
              1.1 География и социодемография1.2 Экономика
 1.3 Политика
 1.4 Состояние здоровья населения
 2. Организационная структура  
              2.1 Обзор системы здравоохранения2.2 Историческая справка
 2.3 Организационная структура
 2.4 Децентрализация и централизация
 2.5 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения
 3. Финансирование  
              3.1 Расходы на здравоохранение3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
 3.3 Сбор и источники финансовых средств
 3.4 Объединение финансовых ресурсов
 3.5 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями 
                и поставщиками
 3.6 Механизмы оплаты
 4. Планирование и регулирование  
              4.1 Регулирование4.2 Планирование и управление медицинской информацией
 5. Материальные и трудовые ресурсы   
              5.1 Материальные ресурсы5.2 Трудовые ресурсы
 6. Предоставление медицинских услуг  
              6.1 Общественное здравоохранение6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
 6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
 6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская 
                помощь
 6.5 Скорая и неотложная помощь
 6.6 Фармацевтическая помощь
 6.7 Реабилитационная и долговременная помощь
 6.8 Паллиативная помощь
 6.9 Охрана психического здоровья
 6.10 Стоматологическая помощь
 7. Основные реформы в области здравоохранения  
              7.1 Анализ последних реформ7.2 Перспективы развития
 8. Оценка системы здравоохранения  
              8.1 Задачи системы здравоохранения8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди 
                населения
 8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
 8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
 8.5 Качество медицинской помощи
 8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья 
                населения
 9. Заключение  10. Приложения 
              10.1 Библиография10.2 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения: 
                время перемен"
 10.3 Проверка и рецензирование обзоров
 10.4 Сведения об авторах
  
              
             |