Rambler's Top100

№ 459 - 460
21 марта - 3 апреля 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Брак и семья

Практики и идентичности: гендерное устройство

Молодежь в России. 2010

Діти, жінки та сім’я в Україні

Общественное мнение – 2010

По страницам журналов «Вопросы статистики» и «Общество и экономика»

Содержание журнала «European Journal Of Population»


Google
Web demoscope.ru
Митрополит Сурожский Антоний

БРАК И СЕМЬЯ

М., Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2010, 352 страницы


Относительно энциклики, мне кажется, уместно поставить ряд вопросов. Прежде всего, отправная точка ее, а именно утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей - его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет "жизнью единой личности в двух лицах".
Здесь перед нами первый, чрезвычайно важный момент, ибо если действительно брак определяется деторождением, то, мне кажется, рушится вся энциклика: ведь проблема исключения зачатия - вовсе не вопрос применяемых методов. Если цель брака - рождение детей, то всякое действие, направленное против этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно, любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех, посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишен логики и не выдерживает критики.
Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки телесных отношений между двумя человеческими существами в браке. На основании энциклики в целом и всего ее контекста создается впечатление, что телесная жизнь в браке рассматривается здесь просто как плотские сношения в том отрицательном смысле, который придает этому выражению аскеза. Здесь как бы раздвоение сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен на деторождение, а с другой стороны, физические отношения отмечены печатью некой уродливости, с ними связывается представление дефективности. Очень ясно чувствуется, что идеал здесь - жизнь монашеская, жизнь воздержания. Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи, богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого творения, - богословие, основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение это не просто Божественный акт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, в котором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира. Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космической реальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто встречающегося монофизитского отношения к ней.
Третий момент - это развитие только что сказанного, а именно наше отношение к половому воздержанию в браке. Слово "целомудрие", несколько раз встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к аскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия есть нечто гораздо более широкое - оно охватывает одновременно человеческий дух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы просим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чада чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие - это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела.

Стр. 53-55.

Один из вопросов, который сейчас ставится постоянно, это вопрос о допустимости контрацепции. И простой ответ, который дают люди, большей частью не понимающие вопроса, это просто - воздержание. Воздерживайтесь от брачного ложа, не женитесь, не выходите замуж, и тогда не будет проблемы. Но проблема не в этом, проблема в том, что два человека могут соединиться духовно, душевно, телесно до самых глубин, и вместе с этим - по обстоятельствам жизни или по своему внутреннему возрастанию - дойти до какого-то момента, когда других детей производить на свет, вводить в жизнь нельзя. Есть положение, когда всякий ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет - от голода, от мора, от той или другой болезни, которая охватила родителей. Я говорю сейчас не о дурных, оскверняющих болезнях, а - чахотка, рак или такого рода болезни. И тогда имеем ли мы право вводить в жизнь ребенка, который будет наследником этой болезни или этих ужасных обстоятельств? Вопрос здесь не в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому что брачное общение это не попытка с жадностью насладиться телом другого человека, а момент, когда человек так преисполнен любовью к другому, что всего себя отдает, отдает душу свою, отдает телесность свою, но в чистоте, не с жадностью, не для того, чтобы у другого человека что-то приобрести или оторвать. И вот в такие периоды, в таких состояниях, мне кажется (и за это меня, вероятно, многие осудят), что законно прибегнуть к контрацепции, то есть не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть, в жизни которого ничего не будет светлого.
Конечно, можно играть словами и говорить: "Если Бог не захотел бы, не родился бы ребенок". Но Бог не насилует человека. Он нам дал свободу решать и действовать согласно своей мудрости или своему безумию. И поэтому мне кажется, что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных человеческих отношений между мужем и женой, а связана с тем, чтобы не создать возможность уродливой жизни для невинного ребенка, который не виноват ни в чем, то контрацепция справедлива, она законна.
Совсем другое дело - аборт. Аборт это убийство, и об этом и говорить нечего. Я знаю, что в некоторых медицинских случаях приходится прекратить жизнь ребенка, потому что иначе и ребенок, и мать погибнут, но это медицинская проблема. Когда, например, зарождается урод, который не может родиться или который может убить мать и себя, я глубоко убежден, что справедливо не дать ребенку родиться, если не будет ему дана возможность войти в жизнь, а не в полусмерть, не в погибель. Но это не должно быть связано со страстной, безответственной жизнью.

Стр. 69-73.

Бывают семьи, где рождается ребенок за ребенком, хотя они и без того живут в бедности, и каждый ребенок подвергается голоду и холоду, и нет никакой надежды, что ему откроется сколько-то лучшая жизнь. В "лучшем" случае он умрет, в худшем - он вырастет неспособным жить. Я часто слышу: "Грех ограничивать деторождение". Но что лучше: рождать детей на смерть, как это происходит в Индии, где тысячи, тысячи детей рождаются и умирают, потому что их нечем кормить (это в какой-то мере бывает и на Западе, и в России, и везде), или сознательно ограничить число детей, планируя их рождение?
Это можно делать подвижнически, это можно делать в пределах своих сил. Подвижнически - можно сурово. Строго держаться церковных правил, которые дают возможность телесного общения мужа и жены только в определенные сроки и в определенные дни. А если не хватает подвижнической силы, если просто зрелости не хватает для этого, то надо применять разумные способы ограничения деторождения. В этом нет греха, если это делается не для того только, чтобы жить разнузданно, безответственно, жить скверной жизнью, избегая возможности иметь детей ради того, чтобы жить по своей похоти и прихоти. Это дело другое. Тогда надо судить похоть, надо судить прихоть.
А разве лучше то, что постоянно совершается у нас на Руси и на Западе, когда для того, чтобы спасти положение, истребляется плод, совершается аборт? По церковным правилам человек, который совершает аборт, должен быть отлучен от Церкви на долгие годы. Разве это делается у нас на родине? Нет, с этим мирятся. А вот когда дело доходит до ограничения деторождения, вдруг оказывается, что и священник, и окружающая среда делаются сугубо "нравственными", будто это написано в Правилах, будто об этом говорили подвижники древности. Подвижники древности были полны разума и осторожности: Они были благоговейны, они благоговели перед Богом - но и перед человеком, перед его трагической судьбой и перед ужасом, который может постичь людей, если они будут слепо, механически применять те или другие правила.

Стр. 199-200.

В эпоху крушения традиционных ценностей наибольшему испытанию духом времени подвергается человеческая семья. В наши дни с небывалой остротой встает вопрос об утрате подлинного, таинственного измерения союза мужа и жены, о сведении брака к различным социальным функциям.

Автор книги - митрополит Сурожский Антоний рассматривает самые острые проблемы взаимоотношения мужи и жены, воспитания детей в условиях современного мира, опираясь на богатейший опыт, накопленный Церковью за всю ее историю. Книга может стать практическим для самого широкого круга читателей в решении непростых вопросов семейной жизни, но главное ее достоинство в том, что она способствует восстановлению понимания Брака как таинства любви и единства, как способа исполнения человеком своего изначального предназначения.

СОДЕРЖАНИЕ

От издателей
Таинство любви. Би-би-си. 1971 и 1986 гг.
По поводу энциклики "Humanae vitae"
Вопросы брака и семьи. 1969.
Брак, монашество, церковь. 1974.
Катехизис для родителей. Би-би-си. 1995-1996 гг.
Беседы с родителями. 1996.
Воспитание детей в вере
Ответы на вопросы
Проповеди
О монашестве. 1990.
Спасение в миру. 1971.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.